Педагогический совет "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
методическая разработка по теме

Заикина Марина Николаевна

Работа данного педсовета направлена на оценку педагогической деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Педагогический совет

«Здоровьесберегающая организация учебного процесса»

Слайд 2

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. 

Сократ

В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.

 Слайд 3

Цель: Оценить педагогическую деятельность школы по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья и наметить перспективные направления работы школы в этом контексте.

Слайд 4

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать теоретические сведения по принципам здоровьесбережения в организации урока как основной формы учебного процесса.
  • Определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье учащихся в режиме дня школы.
  • Определить возможности, условия и основные направления совместной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний? Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объёма информации. Но – всё это сопровождается определенными проблемами со здоровьем, как педагогов, так и школьников. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна. Возросло внимание к здоровью школьников. О плохом здоровье знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. Что же изменилось за последние 10-15 лет?

  • недостаток витаминов и микроэлементов в рационе питания многих детей,
  • неблагополучная экология,
  • неправильный режим дня,
  • пьющие родители, деформирующие детскую психику,
  • возрастающие учебные нагрузки,
  • учащиеся свободное время проводят около телевизоров и компьютеров, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения,
  • в последнее время растёт число курильщиков.

 О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Здоровье школьников от 1-го класса к выпускному значительно ухудшается. Именно учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач.

Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии. Не лучшим образом выглядит картина и в отношении учащихся  нашей школы. Каждый третий ученик страдает хроническими заболеваниями, многие дети отличаются повышенной тревожностью, провоцирующей пограничные состояния, каждый пятый нуждается в санации полости рта. Велик процент детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, плоскостопие. Очень часто дети жалуются на головную боль, утомляемость, нарушение сна.

Слайд 5

Болезни учащихся Пинеровской школы:

  • Понижение остроты зрения – 33 человека
  • Нарушение слуха – 1 человек
  • Плоскостопие – 15 человек
  • Нарушение осанки – 3 человека
  • Сколиоз – 40 человек
  • Тонзилит – 10 человек
  • Аденоиды – 14 человек
  • Отставание в физическом развитии – 3 человека
  • Отставание в психическом развитии – 7 человек
  • Кариес – 25 человек
  • Ветряная оспа – 35 человек
  • Скарлатина – 3 человека
  • ОРВИ – 260 человек
  • Пневмония – 8 человек
  • Чесотка – 3 человека
  • Педикулёз – 2 человека
  • Ожирение – 4 человека
  • Хронический пиелонефрит – 4 человека
  • Итого  - 470 человек

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса.

Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе – важнейший элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всём, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья. Влияние гигиенических факторов составляет до 30% всех внутришкольных воздействий. В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять с помощью органов чувств нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их – самому или с помощью администрации школы, других учителей, фельдшера. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшения здоровья учащихся на 11%. 

Санитарно-гигиеническое состояние школы включает в себя соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д. Хотя поддержание чистоты – это задача обслуживающего персонала школы, каждый учитель обязан в своём классе, а при дежурстве – во всей школе, в столовой следить за выполнением основных гигиенических требований.

Экологический фактор не всегда зависит от работников школы (в каком микрорайоне школа находится), но создание внутри и вокруг школы условий, благоприятных для пребывания детей и учителей, в силах педагогического коллектива.

Влияние через визуальный канал экологических факторов на психику человека, его эмоциональное состояние называется видеоэкология. Этот раздел экологии получил развитие только во II половине XX века. Интерьер школы, убранство помещений, удачный подбор тонов окраски стен, потолков, школьное оборудование имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность.

Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребёнка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Существует таблица подбора мебели для школы (особенно это важно для учащихся начальных классов). При подборе мебели учитывается рост ребёнка. А затем учителю необходимо постоянно напоминать о правильной позе учащегося во время занятий. По данным Научного Центра здоровья детей РАМН правильная поза для учащихся должна соответствовать различным параметрам тела ребёнка и должна меняться при выполнении им различных учебных действий: при письме, при чтении, стоя у доски или за партой. Кстати, если с подбором мебели возникают затруднения, лучше посадить учащегося за парту большего размера, чем требуется.  

Освещённость. Недостаточная и неправильная освещённость приводит к прогрессирующему ухудшению здоровья, снижению работоспособности, повышению нервно-психологического напряжения, утомляемости. Особенно стимулирует работу мозга дневной свет. И если его достаточно, то нужно включение дополнительного освещения исключить. Расположение дневного освещения идёт слева на расположенные внутри классной комнаты парты. А искусственное освещение сверху. Учитель следит за тем, чтобы горели все лампы, тем более, что сейчас их в кабинетах установлено достаточное количество.

Воздушно-тепловой режим.

Температура и другие характеристики воздуха в классе также во многом определяют как психофизическое состояние человека, так и риск ухудшения здоровья. Помимо углекислого газа, который вдыхает человек, организм выделяет в воздух более 200 химических соединений: метан, этан, аммиак, ацетон, метиловый и этиловый спирт, сероводород, хлорсодержащие соединения, бензол.  Всё это антропогенные выделения. Часто эти соединения воздушных отходов учёные именуют антропотоксинами – человеческими ядами. А поскольку в настоящее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, то внимание к воздушно-тепловому режиму должно быть также кристальным.

Тепловой комфорт школьнику обеспечивает температура +18, 20 градусов. При температуре +16, 17 и +21, 22 возникает умеренное напряжение, то есть такая температура может быть эпизодически, а не постоянно. Постоянные отклонения от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушения их здоровья. Неблагоприятна как для учащихся, так и для учителей сухость воздуха (влияние на голос).  Простой способ повышения влажности: положить на батарею мокрые полотенца, нижний край которых нужно опустить в сосуды с водой. Можно просто попрыскать в классе из бутылочки с простой насадкой.

Уровень шума.

Для психологической обстановки в школе существенным является такой фактор, как шум. Хотя бесшумная обстановка влияет на психику человека, но сильный шум отвлекает, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления. Шум нарушает отношения между людьми, повышает уровень нервозности, агрессивности и конфликтности.

Физические и психические реакции организма на звуковые возбуждения разнообразны и во многом зависят от чувствительности, физического и психического состояния человека. Сильный шум сказывается на умственной деятельности. От внешнего шума школу отделяет  удалённость от транспортной магистрали. А вот внутренний шум – это громкие крики, разговоры внутри школы. Шум в школе + шум дома ведут к перегрузке слухового аппарата, к перевозбуждению нервной системы.

Организация питания.

Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физическими нагрузками, затратами энергии, выполнить которую можно с получением пищи.

Гигиенисты отмечают рост среди учащихся заболеваний, связанных с нарушением рационального питания.

Каким же оно должно быть?

Белок животного происхождения в рационе должен составлять 50% от общего белка, а при большой нагрузке – 60%. При чём для каждого ребёнка рацион должен быть индивидуальным и учитывать пол, возраст, рост, вес, интенсивность учебной нагрузки, продолжительность занятий, особенность занятий, секции. Необходим режим питания, витаминопрофилактика, использование в питании различных добавок, качественной воды, йодированной соли и т.д.

Все эти вышеперечисленные гигиенические условия обеспечивают целостность среды, способствующей динамической организации учебно-воспитательного процесса.

   Кроме гигиенических требований институт возрастной физиологии РАО выявил и проранжировал следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей:

Слайд 6

- стрессовая педагогическая тактика;

- интенсификация учебного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- нерациональная организация учебной деятельности;

- низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

  Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

- комплексно и системно;

- длительно и непрерывно (10 -11 лет ежедневно).

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

 Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса  является:

Слайд 7

- организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

- использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

  От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

  Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя (опора на лист оценки урока с позиции здоровьесбережения).

Слайд 8

Правило 1.   Правильная организация урока

  Во-первых, это учёт всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем:

- включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

- адекватно развитых коммуникативных навыков;

- а также проявлением и тренировкой познавательной активности.

  Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

  Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;

3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Слайды 9, 10

Правило 2. Использование каналов восприятия.

 Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:

 - левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

Слайд 11

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Слайд 12

Правило 3. Учёт зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Слайд 13

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объёмом нагрузки и характерными видами деятельности.

Этапы урока с позиции здоровьесбережения

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 тап

Врабатывание

5 минут

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2 этап

Максимальная работоспособность

20-25 минут

Максимальное снижение на 15 минуте

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3 этап

10-15 минут

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Слайд 14

 Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

- 5 – 25 минута – 80%;

- 25 – 35 минута – 60-40%;

- 35 – 40 минута – 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

- снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;

- ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

- появление чувства усталости;

- шум в классе.

  Внимательный учитель может заметить:

- нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;

- изменение почерка;

- динамизм (кривляние) телодвижений;

- вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;

- жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;

- учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).

Один из инновационных подходов к решению здоровьесберегающих проблем в средней школе предполагает технологический подход.

ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.

Общепринятой классификации образовательных технологий, в частности здоровьесберегающих, в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с
возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и
гигиеническими требованиями);

соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
возможностям ребенка;

необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный
двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1.        Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

  1. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
    образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
    мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной
    возрастной группы.
  2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
    в процессе реализации технологии.

4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей
деятельности учащихся
, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Для определения здоровьесберегающих технологий, умелого и осознанного их выбора необходимо понимать вообще сущностные характеристики современной трактовки понятия образовательная технология.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, соответствующей основным критериям:

Слайд 15

- почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

-  что? – отбор и структура содержания;

-  как? – оптимальная организация учебного процесса;

-  с помощью чего? – методы, приёмы и средства обучения;

-  кто? – реальный уровень квалификации учителя;

-  так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Реализация ЗОТ достигает цели лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.

       ЗОТ - качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Слайд 16

Несколько общепедагогических приёмов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребёнка и ресурсы его здоровья:

  1. Чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию, касающуюся темы урока, проявляя приветливое любопытство, тем яснее, понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним.
  2. Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше усвоятся учениками произнесенные им слова.
  3. Эффективный педагог на уроке больше занят совместным с учениками добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений.
  4. Для «осаждения» или «охлаждения» учащихся достаточно бывает небольшой сухости, сдержанности, настороженности в обмене информацией.
  5. Для микрокоррекции поведения или состояния ученика бывает достаточно таких элементарных приёмов, как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шёпот и др., которые имеются у каждого учителя.
  6. Вовремя произнесённая шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.
  7. Полезно использовать закономерность парадоксальной зависимости интереса от темпа и ритма: достижение близких целей преимущественно связано с темпом, далёких-с ритмом.
  8. Чем больше учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится ученикам на уроке, тем чаще многие из них начинают изнывать от безделья.
  9. В школе ничто не является абсолютным источником зла, так же как и  абсолютным источником пользы. Всё зависит от ситуации и профессионализма учителя.

                                              

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

Инновационные педагогические технологии организации учебно-воспитательного процесса

Пособие является результатом проведенного "Фестиваля педагогических идей"...