Статья " Формы организации учебного процесса, способствующие формрованию универсальных учебных действий на уроках математики"
статья по алгебре на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  Смирнова Е. Е. ГБОУ СОШ № 277

Формы организации учебного процесса, способствующие формированию УУД на уроках математики.

Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.

Чарлз Темпл

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. Также школа должна ребенка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Жизнь  на уроке должна стать подлинной, сделать её такой – задача современного учителя.

Универсальные учебные действия– «центр тяжести стандарта». Они создают условия развития личности ребёнка, обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

 Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД.  Учителя должны так организовать учебный процесс, чтобы возможно было не только обучать предмету, но и воспитывать предметом, не только учить мыслям, но и учить мыслить. В связи с этим, в курсе математики на своих уроках я использую целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

 Предмет «Математика» интересен ещё и тем, что при изучении практически всех тем можно формировать все виды УУД одновременно. Разбирая с учащимися любую задачу, решая примеры и уравнения, учитель формирует и регулятивные, и личностные, и коммуникативные, и, конечно же, познавательные УУД.  В своей работе я помню, что каждый ребенок индивидуален, учитываю возможности и способности каждого учащегося, планирую уроки так, чтобы дети сами учились находить ответы на поставленные вопросы, могли высказывать свои мысли, адекватно оценивали свою работу и понимали, где они смогут применить полученные знания на практике, помню, что главным является не предмет, которому я учу, а личность, которую я формирую.

Для формирования личностных УУД необходимо привить ученику стремление к самоопределению, профессиональному, жизненному росту. Учащиеся должны научиться оценивать свои поступки, прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, замечать и признавать расхождения личных поступков со своими взглядами, мнениями, объяснять самому себе некоторые черты своего характера, свои наиболее заметные достижения, осуществлять добрые дела. Личностные УУД формируются, когда учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, поэтому я на уроках предлагаю задания и вопросы, которые выявляют личное, эмоциональное отношение учащихся к изучаемой теме. В ходе занятий постоянно звучит: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…», «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…». Все чаще для формирования личностных УУД я использую творческие задания и задания, имеющие занимательную форму и имеющие практическое применение. Выполнение этих заданий расширяет кругозор учащихся, пополняет их лексический запас новыми терминами, позволяет приобрести дополнительные знания по другим предметам. Работа с ними делает процесс изучения математики интересным и привлекательным, так как результаты решений часто дают возможность сделать ученику маленькое открытие или проверить свое предположение. На моих уроках ученики выполняют различные творческие задания, участвуют в проектах, учатся давать самооценку событию, происшествию. Созданные детьми проекты по темам «Римские цифры», «Решето Эратосфена», «Это загадочное число π» и другие показали, что им интересно познавать мир во всем его многообразии.

 Академик Российской академии образования А.Г. Асмолов с группой авторов сформулировали очень точное, на мой взгляд, определение уровня коммуникативности: «Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу по праву считаются высшим уровнем коммуникативной компетентности и должны быть приняты в качестве одной из приоритетных целей образования».  Действительно, диалог имеет огромное значение для развития личности, ее самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала, поэтому основная задача учителя - найти пути к развитию каждого подростка, а сам процесс обучения превратить в диалог учителя и ученика. Для достижения этой цели, исходя из личного опыта работы по формированию коммуникативных УУД на уроках, целесообразно привлечение учащихся к оценке работы партнера, организация групповой работы при проверке заданий, при составлении кроссвордов, составление алгоритмов решения задач при работе в парах, организация помощи учащихся друг другу при организации диалога в группах (учитель – ученики, ученик-ученик). Я приучаю детей самих задавать уточняющие вопросы по материалу, такие как: «Почему?», «Как?», «Зачем?» и т. д. Большое значение в реализации развития сотрудничества учащихся с учителем играет использование нестандартных уроков: игр или игровых моментов, групповой работы, дискуссий на различные темы. Эти уроки стараюсь строить с учетом изучения жизненного опыта учащихся, учитывать их интересы и особенности развития, опираться на уже имеющиеся знания. Моими постоянными спутниками в работе стали уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-викторины и т. д. Возможности ИКТ и интерактивной доски – прекрасное дополнение в реализации поставленных целей.

Работая в рамках формирования познавательных УУД, необходимо научить ученика формировать цели, находить и выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, устанавливать и формулировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. На своих уроках я достигаю этого, предлагая учащимся выполнить задания типа: «Найди отличия», «Восстанови цепочки», «Найди выход из лабиринта», «Заполни таблицу», «Найди лишнее», «Составь схему решения задачи». Умение решать текстовые задачи, составляя схемы, в ФГОС отнесено в раздел «Познавательные универсальные учебные действия». Таким образом, процесс овладения учащимися общим умением решать текстовые задачи также вносит большой вклад в формирование именно этого вида УУД. На уроках мы не просто решаем задачи, а моделируем ситуацию применительно к окружающему миру. Разбирая на уроках задачи, дети часто слышат от меня: «Подумай», «Проанализируй», «Докажи», «Сделай вывод». Очень интересно проходят уроки, когда детям предлагается самим составить задачи по предложенным схемам, найти ответы на поставленные вопросы, составить схемы решения задач. Необыкновенно творчески чувствуют себя учащиеся, когда они выполняют задания вида: «Найди отличия», «Поиск лишнего», «Лабиринты», «Хитроумные решения»; составляют схемы-опоры, работают с разного вида таблицами, графиками, составляют и распознают диаграммы. Уроки, на которых мы решаем задачи с избытком или недостатком информации чрезвычайно актуальны для современного мира, умение их решать пригодится детям в дальнейшей жизни.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. Регулятивные УУД формируются, когда учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какойлибо задачи, оценивать, корректировать и контролировать свою работу. При этом учащиеся могут составлять план выполнения своей работы, давать оценку своим действиям, предвидеть результат. Для формирования этих умений учителю надо научить ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике, контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, помочь ученику адекватно оценивать выполненную им работу, научить исправлять ошибки. На моих уроках часто используются задания вида: «Найди ошибку», «Найди информацию по этой теме в учебнике или в других источниках», «Задай вопросы по теме», «Рассмотри задание с точки зрения других учебных предметов» и другие.

Самым главным своим достижением я считаю искренние слова моих учеников, когда, уходя с урока, они говорят: «Спасибо за урок, было очень интересно!»

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя — помнить, что все учащиеся — звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010.

2. Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009

3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. - М.: Просвещение, 2011.

Интернет- ресурсы:

1. http:// festival1.september.ru/articles/628159

2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-matimatiki-sre


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».

Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта....

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...

Статья «Формы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения литературе»

Статья "Формы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения литературе"...