«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»
учебно-методический материал на тему

Куулар Аржаана Юрьевна
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции В.А. Сухомлинский Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Особенность ФГОС ОО нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дус-Дагская общеобразовательная школа Овюрского кожууна»

«Проектная деятельность как одна  из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

                                                                                                 

Шарый-оол Саяна Александровна

Учитель математики первой категории

МБОУ «Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна»

Дус-Даг,2015г.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора.эрудиции

В.А. Сухомлинский

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Особенность ФГОС ОО нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Ключевые проблемы, которые существуют в образовании на данный момент:

  • низкий познавательный интерес в обучении гуманитарных дисциплин;
  • невысокий уровень самореализации школьников;
  •  неумение преподнести, защитить разработанную тематику.

           Учитель должен знать, что решение данной проблемы возможно лишь при условии творческого подхода, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

• общенаучную;

• информационную;

• познавательную;

• коммуникативную;

• ценностно-смысловую;

• социальную;

• стремления личностного самосовершенствования.

         Таким образом, разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

         Что же такое ученический проект?  Это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Цели проектного обучения:

  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления  и творческого подхода учащегося к способу подачи материала.
  • Выработать технологию выполнения различных учебных задач.
  • Способствовать повышению ответственности учащихся, развивать «командный дух» и «чувство локтя»,коммуникабельность и умение сотрудничать.
  • Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Виды самостоятельной работы, этапы проектной деятельности:

1.Доклад      

2.Реферат

3.Исследовательская деятельность.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

-ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

3. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

4. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

5. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

6. Часто результат деятельности представляется в  форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.

Структура проекта.

Методы, доминирующие  в проекте - исследовательские; творческие; ролевые, игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).

         Предметно-содержательная область - монопроекты  и  межпредметные проекты;

 Характер контактов - региональные, международные, сетевые и т.д;

Число участников проекта  - индивидуальные и групповые;  Продолжительность выполнения проекта и ее характер - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Анатомия проекта: 5 П – проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация  проекта.

   Наиболее трудная задача – это правильно выделить проблему, то есть социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер.   Далее определяется объект и предмет исследования.

     Цель проекта –  модель желаемого конечного результата.

    Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели.

    Далее выдвигается гипотеза.

        Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.

        Третий этап работы – поиск информации:  поискать информацию  в Интернете;задать вопросы родителям, специалистам;подумать самостоятельно;провести интервью с участниками событий,  анкетирование;

Этап исследования может происходить с помощью различных методов – эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и  теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы (интервью, соц. опрос, анкетирование)

         Продукт – это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, путеводителя, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии ит.д.

         Обязательный заключительный этап работы - демонстрация опыта работы над организацией проектного метода обучения. Представлять продукт проекта можно на научной конференции, в виде научного доклада, деловой, ролевой  игры, защиты на ученом совете и т.д.

Главным же отличием проектной работы от любой другой является коллективное моделирование ситуаций, направленное на получение результата. Фактически, это означает, что проект делает не группа, а КОМАНДА людей, с четко распределенными функциями с одной стороны и коллективной ответственностью за общий результат с другой.

Педагогическая направленность  проектной деятельности многообразна:

изменение информационной емкости содержания;

выход на более высокий уровень осмысления;

развитие свободы мышления

формирование креативности

введение в новую предметную область

Тема проектной деятельности является моей методической темой. В данный момент я изучаю литературу, опыт учителей и активно внедряю проектные технологии  в своей практике. На своем личном опыте я убедилась, что такие уроки  активизируют познавательный интерес учащихся. Особенно эффективны на занятиях по математике при подготовке  при подготовке к математическому диктанту. Таким образом, у меня сложилась система  уроков, успешно апробированных на уроках. Остановлюсь на некоторых уроках.

          Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

 Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействоать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

Коммуникативные умения:

Презентационные умения и навыки:

         Следующим важным моментом, говорящим  в пользу  использования проектной технологии  является возможность построить и провести урок  по  всем требованиям ФГОС ОО нового поколения:

• Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

•Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

•  Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

•     Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

•    Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

•    Продумать форму подведения итогов урока.

•   Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В заключение хочется еще раз отметить - деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания и  самопознания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

статья посвящена вопросам использования методики нейро-лингвистического программирования в рамках образовательного процесса....

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...

Формы и методы работы, способствующие повышению качества образования

Рассматриваются педагогические технологии, методы обучения и типы уроков....

«Совершенствование форм и методов обучения, способствующих повышению качества образования»

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...