Статья:ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
статья на тему

статья посвящена вопросам использования методики нейро-лингвистического программирования в рамках образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Ю. Ахунова

г. Пыть-Ях

Оптимизация учебного процесса

и повышение качества образования на основе

использования нейро-лингвистического программирования

Изменение социокультурных условий, нарастание объема информации в образовательном процессе  ощутимо сказывается на качестве образования. Существующая школьная практика обучения во многом представляет собой механический перенос учителем жестких стратегий обучения в соответствии с предметной методикой без учета особенностей восприятия и познания информации. Известно, что эффективность обучения далеко не одинакова у разных людей. Любая методика преподавания - это набор ритуалов и стереотипов, которые успешно действуют в одних группах обучаемых и неуспешно - в других. Методика нейро-лингвистического программирования (далее НЛП) позволяет учителям выявить сенсорные предпочтения ученика, установить прочную связь, то есть взаимопонимание с учеником и добиться лучших результатов в обучении.

Под нейро - лингвистическим программированием понимается взаимосвязь между мозгом, языком и психологией, которая применена с успехом во многих областях: построение эффективных коммуникаций, решение задач, создание искусственного интеллекта, образование и др.

Нейро - лингвистическое программирование:

  1. это поведенческая модель, а также набор определенных навыков и техник. НЛП изучает структуру того, как люди думают и воспринимают мир;
  2. составляющая НЛП - «нейро»- относится к нервной системе. Согласно НЛП, мышление, память, воображение и все другие познавательные процессы - это результат работы программ, выполняемых нервной системой человека;
  3. другая составляющая НЛП - лингвистика. С точки зрения НЛП, язык в некотором роде является продуктом нервной системы, но он также стимулирует и формирует саму эту деятельность;
  4. включение составляющей «программирование» в НЛП основано на идее, что процессы человеческого обучения, запоминания и творчества являются результатом действия  нейро-лингвистических программ, которые действуют эффективно или менее эффективно для достижения отдельных целей и результатов.

В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что у каждого человека есть свой основной канал  восприятия и хранения информации, своя так называемая «репрезентативная система». Считается, что именно через ведущий канал поступает человеку основной поток информации. Репрезентация определяет, как организован наш опыт и как мы описываем мир. Это, согласно НЛП, происходит в образах (визуальная система), звуках (аудиальная система), ощущениях (кинестетическая система). В психологии понятию «репрезентативная система» соответствует понятие «модальности».

   Охарактеризовать модальности можно следующим образом.

Для визуалов характерно:

  1. зрительное восприятие информации;
  2. обучение на основе наблюдений и демонстраций;
  3. невосприимчивость к звукам, отвлечение на зрительную информацию;
  4. организованность, опрятность, дисциплинированность и наблюдательность;
  5. спокойствие;
  6. ориентированность на внешний вид;
  7. запоминание картин, печатного текста, того, что видел;
  8. сосредоточенность.
  9.  замешательство при чтении  незнакомого материала;
  10. скорость и успешность в чтении;
  11. живая, образная речь, интуиция, фантазия.

Для аудиалов характерно:

  1. слуховое восприятие;
  2. восприимчивость устного объяснения учителя, желание слушать и высказываться;
  3. разговор с самим собой, шевеление губ и проговаривание слов при чтении;
  4. отвлекаемость на внешние раздражители;
  5. быстрое  повторение услышанного;
  6. освоение  языков;
  7. имитация, подражание, разговорчивость;
  8. дискуссии, обучение под  музыку;
  9. словесная последовательность.

Для кинестетов характерно:

  1. действие, непосредственное;
  2. участие в деле, импульсивность;
  3. выбор  решений, требующих активных действий;
  4. ответ на физическое вознаграждение.
  5. ориентация на близость, касание;
  6. обилие движений;
  7. раннее физическое развитие;
  8. обучение и запоминание в движении;
  9. обилие жестов;
  10. общее впечатление от прочитанной и увиденной информации, слабость в деталях;
  11. ролевые игры;
  12. выбор нестандартного задания, нового способа;
  13. активность.

Информацию о репрезентативных системах можно получать множеством различных способов. Например, глаза человека, совершающие движения, могут указать, какую репрезентативную систему он использует. Также можно отражать предикаты и синтаксис другого человека, положение тела, дыхание, интонацию и темп речи, выражение лица и т.д. Одним из способов выявления ведущего канала восприятия является анализ употребляемой лексики.

Методы НЛП я применяю на уроках английского языка уже несколько лет. Моя практика показала, что определение и учет ведущей модальности ребенка, а также отбор содержания учебного материала по категориям ведет к эффективности учебного процесса, повышению качества образования. В результате диагностики, проведенной на параллели 9 классов,  я выяснила, что преобладает визуальный тип восприятия. На втором месте – кинестеты, что требует от учителя обеспечение эмоционального комфорта. Комбинированный тип, состоящий из визуалов - кинестетов и аудиалов – кинестетов, составляют третью часть. Аудиалы преобладают в меньшей степени, что определяет трудности многих школьников в усвоении иностранного языка и других гуманитарных предметов.

Почему ученик не обладает в достаточной мере всеми тремя модальностями?   Посмотрим на образовательный конвейер.

Образовательный конвейер

Культура образования

Начальные классы (кинестетическое обучение)

Средняя школа      

(аудиальное обучение)

Старшие классы

(визуальное обучение)

Школа имеет свою  уникальную культуру,  в рамках которой образовательные уровни дифференцированы. Как только детям исполняется 6 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному  конвейеру, преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Большая часть времени в начальной школе тратится на кинестетическое обучение учеников.

Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со «школьного конвейера» и отправляют в «коридор» (доучивание, переучивание, спецклассы).

Конвейер

  1. Фокус на классе как на целом
  2. Многосенсорное обучение
  3. Ориентация на новое содержание
  4. Успех основан на технике подачи

Коридор

  1. Фокус на отдельном учащемся
  2. Ориентация на новый процесс
  3. Первоначальное обучение каждого в его модальности
  4. Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации

По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера меняется и определяется как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно  аудиалов и кинестетиков. Хотя же с четвертого класса способность «видеть слова глазами мозга» - основной ключ к академическому успеху (здесь использовано выражение из «Гамлета»- на вопрос, как Гамлет может видеть невидимого другим призрака, он отвечает: «Я вижу его глазами своего разума»). Сложность для таких детей состоит в том, что они не могут перевести услышанную информацию (вход) во внутреннюю визуальную форму (память/ хранение), то есть осуществить визуализацию.

Любая информация, идущая через нашу нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Когда информация совпадает с нашей ведущей модальностью (репрезентативной системой), мы прекрасно и хорошо запоминаем  материал. Как только этого не происходит, мы временно  «отключаемся» от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у человека появляется серия пробелов в информации. В образовательном процессе это выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

Когда акцент делается на содержании, педагог должен использовать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог выбирать привычный для него процесс. Однако, чаще всего учитель обучает в одной модальности. Решая эту проблему, я разработала ряд упражнений и рекомендаций при обучении лексике, работе с текстом и тестировании.

Обучение лексике

Упражнения для аудиалов:

  1. прослушайте слова (выражение) и выберите лишнее;
  2. воспринимают информацию, когда это приятно слуху (например, неправильные глаголы: cut-cut-cut, shut-shut-shut);
  3. синонимы- антонимы (в младших классах: small-little, ugly- beautiful, в старших классах: to lose weight- to gain weight);
  4.  прослушайте слова, выражения, предложения и соедините с русским эквивалентом;
  5. «снежный ком»;
  6. зачет по словам в устной форме (для слабых детей - последовательность выстраивается  как в учебнике);
  7. стихи (на начальном этапе - как одна из самых успешных форм обучению лексике);
  8. проиграйте слова  и фразы в диалогах;
  9. продолжите начатые фразы.

Упражнения для визуалов, кинестетов:

  1. задания на скорость: кто быстрее напишет слово, найдет русский (английский) эквивалент и т.д.;
  2. соедините слово со значением;
  3. найдите синонимы, антонимы к словам;
  4. описательные тексты;
  5. вычеркните лишнее слово;
  6. ассоциации, опишите героя, предмет, действие;
  7. соедините слово, предложение с картинкой, рисунком (особенно кинестеты);
  8. заполните таблицу;
  9. вставьте пропущенные слова;
  10. составьте предложения из слов, данных в беспорядке, но с правильными грамматическими конструкциями;
  11. составить кроссворды или выделить новые слова из предложенных букв.

В диалогах визуалы обращают внимание на суть, на сюжет, а кинестеты- на участие, им просто нравиться играть.

Работа с текстом

Работа с текстом - сложный процесс. Учащиеся, чья визуальная система развита лучше, эффективнее выполняют задания, связанные с чтением. Однако нельзя забывать, что аудиалы – это люди, отдающие предпочтение слуховому восприятию. Поэтому, используя на уроке аудиозаписи при работе с текстом, мы можем добиться лучших результатов.

Упражнения  для визуалов, кинестетов:

  1. просмотрите текст и скажите о чем он;
  2. выберите название текста;
  3. найдите в тексте эквиваленты, соответствующие русским предложениям;
  4. правда или неправда;
  5. вставьте пропущенные слова в текст;
  6. закончите предложение в соответствии с текстом;
  7. просмотрите текст и ответьте на вопросы.

Упражнения для аудиалов:

  1. прослушайте текст и скажите о чем он;
  2. прослушайте текст и выберите из него предложения, соответствующие русским;
  3. прослушайте (просмотрите) текст и заполните таблицу;
  4. прослушайте предложения и вставьте пропущенное слово по смыслу;
  5. прослушайте текст и ответьте на вопросы;
  6. прослушайте фрагмент текста и найдите его место в графическом тексте;
  7. упражнения для кинестетов;
  8. ассоциации;
  9. из предложенных абзацев постройте текст в логической последовательности;
  10. найдите предложение в тексте и выпишите его;
  11. уберите лишнее слово из предложения, несоответствующее тексту;
  12. найдите предложения в тексте по ключевым словам;
  13. предложенный ряд картинок разложите в последовательности, соответствующей содержанию текста (прогнозирующей содержание текста).

Тестирование

Рекомендации для аудиалов

Если тест построен на основе лекции и дискуссий - аудиалы справятся легко. Также, если тест построен в той же последовательности, что и информация в учебнике, то и такая работа не создаст проблем для аудиального мозга, так как характеристика аудиальной памяти- последовательность и целые звенья. Но, если вы поменяете последовательность, такой ученик потерпит неудачу.

Рекомендации для визуалов

Успешно справляются с тестированием, если информация только из учебника. Тест делают быстро, так как характеристика визуальной памяти - скорость и извлечение информации в любом направлении. Но может возникнуть проблема, если в тесте есть вопросы, которые обсуждались только в дискуссиях.

Рекомендации для кинестетов

Самые низкие отметки. Ответ «да» или «нет» - это для них проявление исчезнувшей информации. Гораздо лучше, если он сможет описать свой ответ. Будет прекрасно, если мы сможем опрашивать своих учеников в предпочитаемой ими модальности. Способность определить подходящий стиль научения - основа успеха.

Для эффективности учебного процесса и повышения качества образования учителю необходимо:

  1. определить  ведущую репрезентативную систему учащегося  с помощью экспресс-теста;
  2. предложить разные - для каждого типа учащегося свои - задания. Сортировать содержание  материала  в визуальные и аудиальные  категории (отсортировать тот материал, который будет понят и запомнится визуально и тот, что аудиально);
  3. контролировать усвоение учебного материала с учетом ведущей модальности учащегося;
  4. воздействовать на все каналы восприятия и переработки информации (нельзя работать только с одной модальностью, нужно развивать отстающие, т.е. чередовать задания).

       Чем более мы осознаем наши стили обучения, тем глубже мы понимаем качество и уровень своей эффективности в работе с учениками. Успешность обучения зависит от развития визуальной системы как ключевой (содержание образования в среднем и старшем звене - абстрактное, символическое, графическое).

Приёмы по обучению лексике

Give the definitions to the words/match words and their definitions

Paraphrase using new words

Describe a picture

Fill in the gaps using new words

Cоставь предложения с новыми словами

Соедини разрозненные части предложения

Заполни кроссворд, чайнворд, лайнворд

Закончи предложение, используя картинку

Посмотри на картинку и назови предметы

Переведи на иностранный язык

Прослушай и закрась предметы правильно

Настольные игры: лото, домино, карты, танграм, разрезная открытка

Составь ассоциограмму или mind-map

Составь слово из букв и слогов

Найди обобщающие слова в цепочке слов

Определи слово, не подходящее к данной группе

Назови слово по его дефиниции

Подбери синонимы/ антонимы к данному слову

Расположи слова по определенному принципу/ признаку

Добавь/подбери к существительному 3-4 определения (к глаголам - 3-4 наречия)

Подбери/ придумай заголовок к картинке

Дай свою дефиницию слова

Ответь на вопросы

Расспроси одноклассника о том, как он провел выходные

Подобрать синонимы/ антонимы к данному слову

расположить слова по определенному принципу или признаку (например: - по степени нарастания чувств (о ненависти до обожествления);

по степени надежности (комфорта)

по скорости передвижения (существительные или глаголы) и т.д.

26. Odd one out

27. Образовать как можно больше однокоренных слов

28. Say in one word

29. Составить/ подобрать словосочетания к предложенным словам

30. Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/ пословицы/ поговорки и т.д.

31. Прокомментировать пословицу

32. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, страны и т.д.

33. Составить рассказ с данными словами.

34. Прочтите текст и подчеркните предметы времени, места с учетом этого догадайтесь о значении подчеркнутых слов.

35. Подчеркните интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном.

36. "Снежный ком"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования

В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...

«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"

Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга  внутришкольного контроля;          2) получение систематической информации о качестве усвое...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами   перспективного и текущего планирования у...

ПЛАН мероприятий по повышению качества образования выпускников МБОУ «Алешковичская СОШ» на 2012-2013 учебный год

ПЛАН мероприятий по повышению качества образования выпускников МБОУ «Алешковичская СОШ» на 2012-2013 учебный год...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...