Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.
материал по информатике и икт

Ивашкина Ирина Сергеевна

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

IX зональные  педагогические чтения

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Доклад подготовила: Ивашкина И. С., учитель информатики МБОУ «Косковская основная школа»

Особое внимание в своей работе мы уделяем проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.

Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то” (СЛАЙД 1). Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, методы вычислений и тд).

Мотивом для изучения информатики в первую очередь выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он был другом и помощником, способным  развлечь и связать со всем миром.

Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором, доступным всем  и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Поэтому за последние несколько лет, как считают наблюдатели, изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания школы при дальнейшем получении образования, необходимость применения полученных умений в трудовой деятельности является положительным внутренним мотивом.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности. СЛАЙД 3.

Проблема активности учащихся в процессе обучения – одна из самых актуальных в современной образовательной практике. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Эффективность умственного развития учащихся осуществляемого в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями, зависит от содержания методов, средств и способов организации процесса обучения. ИКТ – являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию и интерес ученика к предмету.

Основной формой работы в школе, обеспечивающей планомерную познавательную активность является УРОК.

В рамках урока информатики используется: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы работы с учащимися.

СЛАЙД 4. В обучении информатике мною применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств  информационно-коммуникативных технологий: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником), наглядные методы (наблюдение, иллюстрации, демонстрация наглядных пособий, презентаций), практические методы (устные или письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является  проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность. Как показывает педагогический опыт, одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям является проектный метод. СЛАЙД 5. В настоящее время метод проектов достаточно широко используется для активизации деятельности обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время. Формы проектной деятельности учеников при изучении информатики могут быть самыми разными, во многом зависящими от интересов и склонностей учащегося. В моей учебной практике работа с проектами всегда идет с большим интересом. Мы с ребятами предпочитаем долгосрочные проекты, мне всегда хочется, чтобы они полностью погрузились в тему, чтобы в дальнейшем внутренне чувствовать себя увереннее и способными к дальнейшему усовершенствованию своих навыков.

Большую роль всегда придаю грамотному оформлению печатной части какой- либо работы от учащегося. Я   считаю, что грамотно оформленный документ, это лицо ученика, настраиваю ребят, что проектные и исследовательские работы по информатике должны быть оформлены с четким знанием всех норм. Изложить материал так, чтобы его еще было и «красиво читать» это тоже большой труд.  Поэтому изучению текстовых редакторов и их возможностей придается большое значение с моей стороны. В условиях нашей сельской школы мне комфортнее это делать, т. к. у учащегося индивидуальное рабочее место. В конце 9 класса учащиеся, сдающие информатику, стопроцентно выбирают задание 13.2 и смело подходят к его выполнению.

После знакомства с темой «Мультимедийные технологии» учащиеся могут создавать мультимедийные проекты, с последующей презентацией своих работ. Роль учителя информатики как наставника учащихся очень велика. Приобщение школьников к публичным выступлениям, к представлению своих творческих работ, защите проектов способствует раскрытию и развитию у детей творческих способностей и, как следствие, повышению самооценки школьников. 

Работа над любым проектом включает определенные этапы, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Наиболее значимыми проектными работами за последний учебный год стали следующие:

  • Исследовательская работа по информатике «Зодиакальные созвездия на координатной плоскости» (2 место в районной конференции «Шаг в будущее», 6 класс).

На уроках информатики весьма эффективным оказывается ролевой метод. Можно предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Ролевое исполнение и составление алгоритмов хорошо помогает при выполнении практических работ.  Например, при прохождении темы «Алгоритмика» на начальном знакомстве с алгоритмами и их представлением предлагаю каждому составить блок- схемы для решения некоторых математических задач, а одноклассникам строго выполнить действия по алгоритму. Позже оба учащихся представляют свою работу. Учащийся- исполнитель указывает на неточности алгоритма или же демонстрирует свой результат, тем самым давая понять, что дошел до конца. Значит алгоритм составлен грамотно. Чуть позже подобный метод применяю при изучении начал программирования. Например, учащийся 8 класса пишет программу «Решение линейного уравнения», а учащийся 7 класса апробирует ее на уроке математики, доказывая либо правильность, либо ошибочность ее написания. Как правило, учащийся увлекающийся программированием сам предоставляет уже хорошо работающий продукт, но придать важность и ответственность тому, что твою работу сразу будут использовать на практике, неплохой мотивационный метод.

 Для развития познавательных и творческих интересов на уроках информатики необходимо на каждом уроке учитывать следующие факторы: обеспечение понимания учащимися того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться, исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы, комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия, обсуждение результатов деятельности, обучение школьников рациональным способам умственной работы, эмоциональная насыщенность урока. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность. Построение урока с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объём и содержание учебного материала, разработать методы и наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.

Используя метод сотрудничества, я убедилась, что это – процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке. Он делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знание, умение и навыки у ребят. Свою работу в  классе организую так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками.

Неотъемлемой частью любого урока является решение различных задач, выполнение заданий. На уроке информатики учащиеся выполняют задания как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой сталкиваются многие педагоги, заключается в  том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывает у учащихся познавательного интереса и желания работать. Под формированием познавательного интереса я понимаю поэтапное продвижение учащихся от низкого уровня познавательного интереса к среднему, а затем – и  к высокому уровню. Нужно учитывать, что процесс формирования познавательного интереса сложный и долговременный, зависит от возрастных особенностей учащихся.

В  своей практике  для повышения познавательного интереса, я применяю творческие задания. Для учащихся 8 класса это - создание рисунков, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, разработка презентаций, создание тестов, создание буклетов и других продуктов, которые потом используются в школе или служат справочным и наглядным материалом. Например, созданный буклет «Спасем жизнь вместе», созданный информационный плакат «COVID 19» и т.д. СЛАЙД 6-7

Для уч-ся 9 класса – это составление задач самими учащимися, конструирование обратных задач,  с помощью видео редакторов создание фильмов, роликов ( неплохой ролик был создан для муниципального конкурса «Информационно- коммуникативные технологии 2021», ученица 8 класса приняла участие в региональном конкурсе фотографий и видеороликов «Объективный профессионал» и заняла 3 место. Для нашей школы это хорошее достижение), проектная деятельность. С учащимися 5 – 6 классов в  текстовом процессоре Word создание: генеалогическое дерево своей семьи, газетная статья, школьное печатное издание, и самое любимое создание в редакторе презентаций первого анимационного мультфильма.

Учитывая уровень степени заинтересованности и уровень подготовленности учащихся, даю дифференцированные индивидуальные задания для практических работ по информатике: творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний); интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам); задачи, допускающие несколько способов решения.

Поддержание постоянного интереса к предмету информатика обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.

Большую роль в формировании познавательного интереса на уроках информатики играет ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА. Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. Не каждый ученик может в полной мере проявить себя на уроке. Некоторые ученики не могут, с одной стороны, удовлетворить потребность в общении с компьютером, а с другой — полностью раскрыть индивидуальные возможности. СЛАЙД 8-9

Цели внеурочной деятельности по информатике и ИКТ:

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий; удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у них мировоззрения открытого информационного общества; формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий; подготовка личности «информационного общества»; вовлечение учреждения в построение единого информационного пространства.

Задачи внеурочной деятельности:

организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий; организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий; развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека); внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Внеурочная работа может быть индивидуальная — связана с углубленным изучением теоретических и практических вопросов ( примером все также могут служить исследовательские и проектные работы); групповая — осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, массовая — олимпиады, КВН, недели информатики, тематические вечера, стенгазеты и т. д. Практикум — это вид практических занятий по учебному предмету.

Активизация внеурочной деятельности по информатике и ИКТ призвана поддерживать у учеников интерес к предмету, желание заниматься дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний.

Наибольший интерес у детей вызывают занятия игрового и конкурсного характера, проведенные в рамках предметной недели по информатике с целью закрепления знаний по предмету, развития познавательного интереса, расширение кругозора в области информатики, творческих способностей школьников, побуждение к систематическому приобщению и самостоятельному изучению предмета.

Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяют компьютерные технологии. При правильном подходе ИКТ усиливает их мотивацию и интерес к предмету. Кроме этого, активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности; формируется умение работать с информацией. У детей изменяется, отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

В совокупности применяемых методов захотелось сложить общую картину достижений по предмету. Получилась следующая картина: участие в Международном конкурсе КИТ: 2019-2020 учебный год- 15 человек , 2020-2021 учебный год- 20 человек, 2021-2022 учебный год- 24 человека (рост 20 % по сравнению с прошлым годом), участие в муниципальных конкурсах по профилю информатика: 2020-2021 учебный год- 1 человек , 2021- 2022 учебный год- 4 человека; участие в конференции «Шаг в будущее»- 1 человек, занявший 2 место в секции точные науки (в прошлые года участия не было вообще после 2014 года); сдача ОГЭ: 2020-2021 учебный год- 2 человека, 2021-2022 учебный год- 7 человек (качество прошлого года 50 %). СЛАЙД 10-12

Анкетирование. СЛАЙД 13-17

Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений. Когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив обучения и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. СЛАЙД 18-19

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Пути повышения качества образования"

Выступление на заседании секции учителей физкультуры научно-практической конференции юго-восточной зоны Подмосковья "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО и лучших классных руководителей...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

"Пути повышения качества образования"

Презентация-доклад к учительской конференции...

«Пути повышения качества образования в логике компетентностного подхода»

Данный материал был представлен на конкурсе "Учитель года" в рамках второго этапа "Методическое объединение". Ресурс представлен в двух файлах: статья - обобщение опыта по теме и презентация....

Статья"Интеграция предметов как средство повышения качества образования учащихся"

В настоящее время большое внимание уделяется межпредметной направленности в учебном процессе. Данная статья является анализом работы по данному направлению учителей истории, обществознания и биологии....