«Пути повышения качества образования в логике компетентностного подхода»
материал по теме

Данный материал был представлен на конкурсе "Учитель года" в рамках второго этапа "Методическое объединение". Ресурс представлен в двух файлах: статья - обобщение опыта по теме и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_goda_mo_2012.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап конкурса «Учитель года 2012»

Методическое объединение

«Пути повышения качества образования

 в логике компетентностного подхода»

СЛАЙД

Качество образования …

 Как ответить на этот вопрос, вернее, как расшифровать многоточие, стоящее после данного словосочетания? А оно действительно очень емкое. За ним можно поставить цифры, которые четко определят процент этого самого качества, а можно задуматься и о другом. И вот об этом другом я и хочу поделиться сегодня с Вами.

 Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, так как это требование конкретного времени и что мы хотим, наверное, более эффективного результата, потому что предыдущий нас уже не устраивает.

СЛАЙД

От школы,  дающей знания, умения, навыки, мы переходим к школе компетентностного подхода, в котором на первом месте стоит ученик.

К выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования.

СЛАЙД

Необходимы подлинно свободные и толерантные личности, добывать и применять знания,  умеющие самостоятельно мыслить,  видеть проблемы и способы их решения, четко планировать действия и эффективно сотрудничать в коллективе, анализировать полученные результаты.

СЛАЙД

  Задача нелёгкая, но вполне выполнимая.

 Многое зависит от нас, педагогов.   Это всегда работа во взаимодействии.

СЛАЙД

 Что нас объединяет? Понимание, что не возможно вырастить современного ученика в одиночку. Это понимание ведет к сотрудничеству с  МО учителей иностранного языка и творческие проектные группы, и  взаимодействие с моими коллегами- предметниками, обязательное взаимодействие с родителями, со службами местного социума и конечно с городом и областью. В результате такого взаимодействия сформировалась моя методическая система, мой взгляд на формирование компетентного выпускника.

СЛАЙД

Сегодня, в ходе нашего разговора   я буду опираться на следующие вопросы:

  1. Что я делаю? (Предмет деятельности- на слайде)
  2. Для чего я это делаю? (Какова цель - на слайде)
  3. Как я это делаю? (формы и методы - на слайде)
  4. Какой это дает результат  
  1. Что я делаю?

Предмет деятельности.

Качество образовательного процесса состоит из многих компонентов: 

  1. качества образовательной программы;
  2. качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  3. качества потенциала обучающихся;
  4. качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
  5. качества образовательных технологий;
  6. качества управления образовательными системами и процессами.

Говоря о качестве образования, мы находимся в постоянном поиске путей его повышения, Открывая для себя технологии, приемы, использование которых позволяет достигнуть желаемой цели.

II Для чего я это делаю?  

Слайд:

Цель – формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся.  

В процессе этого поиска мы находим то, что нам ближе.

III. Как я это делаю? формы и методы

Я  остановлюсь на одном из путей повышения качества образования, к которому пришла  через использование современных образовательных технологий на уроках английского языка и во внеклассной деятельности.

СЛАЙД

Вы видите на экране современные образовательные технологии, которые использую в своей педагогической деятельности.

  1. Технология проектного обучения
  2. Технология дистанционного обучения
  3. Здоровьесберегающая технология
  4. Технология мастерских
  5. Технология использования в обучении игровых методов
  6. Технология сотрудничества
  7. Технология использования опорных схем
  8. ИК технология

Думаю, что мои коллеги,  многие из вас используют их в своей деятельности, технологий много, нам каждому из вас ближе что-то отдельно, поэтому я буду раскрывать то, что мне ближе. Информационно-коммуникационная технология тесно связана с проектной технологией. 

Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции:

информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

предметную (способность применять полученные знания на практике).

Эффективность применения этих технологий подтверждается высокими результатами моих учеников и личными достижениями.

  Слайд

Педагогические проекты.

Примерами ученических проектов являются работы моих учеников представленные на различных уровнях,   например, «Учебное пособие «Stars and Stripes» (автор Лобынцев Николай), проектно-исследовательская работа “My pretty town” (автор Чернова Елизавета). Щукин Василий «Математическое путешествие по мостам Лондона»

Картинки из проектов

Эффективность сочетания проектной технологии и икт можно увидеть на примере творческой работы  Лобынцева Николая. Ученик  8-го класса в соавторстве со мной создал электронное пособие: «Соединенные штаты Америки», успешно защитив на творческой конференции школьников «Наука. Творчество. Исследование» г. Северск и получив Гран-при «Лучшая работа». Он решил не останавливаться на достигнутом. Мультимедийное пособие очень большое по объему и размещать его в сети Интернет надо в архиве, в котором некоторые гиперссылки перестают работать. Так возникла необходимость в создании сайта. Сайт мы  назвали дистанционное обучение по английскому языку. Главная цель сайта - разработка серии дистанционных уроков по разным темам.

        Сайт дает возможность расширить свои знания по предмету, пополнить пробелы в знаниях.

Кроме того, ДО будет актуален в зимний период т.к.  появляются много разных инфекций и эпидемий, и из-за этого школы закрываются на карантин. И иногда даже на очень долгий период, что ведет к слабым знаниям ученикам. Сейчас почти у каждого есть Интернет, с помощью которого школьники смогут проходить темы, обучаться и закреплять свои знания по английскому и просто расширять свои знания за границы школьного учебника в домашних условиях. Творческие работы  Николая получали высокую оценку на конференциях различного уровня.

2 марта 2011 года Николая пригласили на торжественный прием, посвященный подведению итогов конкурса на соискание звания «Лауреат премии Государственной Думы Томской области для молодых ученый и юных дарований».

 

 Взаимодействие с учителями – предметниками позволяет использовать знания из разных областей, формируя ключевые компетенции обучающихся.    На пример работы обучающихся «Угрозы с неба», “My pretty town”, «Математическое путешествие по мостам Лондона» и др.  расширило их знания в разных предметных областях, которые они смогли применить при создании проектов.

Личные проекты

Я открыта для диалога с широкой общественностью!  

        У меня есть опыт проектной деятельности,  и я готова поделиться им   на страницах персонального сайта, который живет в сети с 2009 года. В работе над сайтом пришлось осваивать новые направления, таким образом, расширились мои профессиональные навыки в области ИКТ.

Руководитель МО

Профессиональная компетентность развивается через инновационную деятельность методического объединения, руководителем которого я являюсь.

В нашей школе проходят ежегодно районные мероприятия, в рамках которых выступает каждое МО, демонстрируя интеллектуальные достижения детей  в различных образовательных событиях: Парад наук, Интеллект-фестиваль «Открытие». Как руководитель МО несу ответственность за их проведение. За три года наше МО подготовило и провело следующие мероприятия: 

2008-2009 - Парад англо-говорящих Праздников (авторы: Чернова Н.В. и Шуховцова И.П.)

2009-2010  Викторина “Double Decker Quiz” (авторы: Чернова Н.В., Шуховцова И.П., Гузеева И.В.), для обучающихся 4-6 классов Конкурс “The English Folklore” стихи и песни на английском языке (автор: Чернова Н.В.)

2010-2011 – Костюмированное шоу «В мире английского языка» и мероприятие «Один час в музее Мадам Тюссо». 

   Все мероприятия проведены на самом высоком уровне, за что были отмечены грамотами администрации школы.

Каждое мероприятие – это событие в школе, к которому готовятся все: учащиеся, учителя, классные руководители, родители. Это возможность для ребят проявить себя: свои знания по предмету, креативность, самостоятельность, организаторские способности.

Эти мероприятия – самые многочисленные, в них принимают участие ученики с 4 по 11 классы. Каждый выполняет свою задачу: ведущие, исполнение песен, стихотворений, рассказчик, танцор, инсценировка сказок и многое другое.

Как руководитель проектной группы «Моделирование образовательных событий в логике компетентностного подхода» инициировала разработку и апробацию комптентностных задач.

 В сотрудничестве с членами группы создаем условия для формирования позитивного опыта обучающихся.  Третий год подряд на базе школы наша группа  проводит Компетентностную семейную олимпиаду «ЗУБР». Для детей такой опыт просто бесценен, как и для их родителей. Ребята, участвуя вместе с мамами, папами, братьями, сестрами и другими близкими людьми приходя на конкурс, праздник видят друг друга в другой роли. Атмосфера таких семейных конкурсов пропитана духом творчества, сотрудничества, радости совместного открытия.

С 2011 года занимаю должность заместителя директора по УР и являюсь координатором деятельности проектной группы. Эффективная работа и успешное взаимодействие  членов проектной группы (учителей предметников) позволило выйти с предложением в Управление образования  с целью провести компетентностную олимпиаду «Зубренок» на муниципальном уровне. Мероприятие прошло на высоком уровне, о чем свидетельствуют отзывы членов жюри из других школ, участников олимпиады и их руководителей.

Еще один важный результат работы проектной группы – создание подпрограммы развития школы «Компетентное решение». В которой отражается направления работы педагогов в логике компетентностного подхода.

Классный руководитель

Личный пример родителей может самым неожиданным образом сказаться на детях, на их отношении к жизни.  Совместное творчество сближает, сплачивает семью. В этом можно было не раз убедиться на мероприятиях «Радуга семейного общения» в Центре «Семья»  

В 2008 году была объявлена областная эвристическая олимпиада. Я предложила своим семиклассникам поучаствовать в ней. Дети идею поддержали. Мы успешно справились с заданиями, ответы грамотно оформили и структурировали в форме проекта. В результате необычных, но весьма интересных состязаний наша команда заняла 2 место в области, а в 2009 году уже 1 место. Благодаря этому конкурсу обучающиеся учились работать в команде, а одноклассники конкурсантов постоянно интересовались тем, как проходит олимпиада и необходима ли помощь.

IV.Какой это дает результат

Такие проекты  дают возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону - родителей.

 Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции,

повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации;

разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке  и во внеурочной деятельности;

осуществление индивидуального подхода в обучении (работать самостоятельно с оптимальной для себя скоростью).

Результативность моей педагогической деятельности подтверждается

победами и призовыми местами  в творческих конкурсах, фестивалях,  предметных олимпиадах от муниципального до международного уровней;

публикациями творческих работ учащихся на сайте, сайтах сетевых сообществ и проектов;

высоким качеством знаний учащихся по английскому языку (63.7%).

 

Все это приводит к положительным результатам:

  1. происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества;
  2. создаются условия для самореализации и активности в выборе деятельности;
  3. повышается мотивация учебной деятельности;
  4. растет интерес учеников к предмету и уровень качества знаний.
  5. растет динамика качества успеваемости;
  6. развиваются познавательный интерес и творческие способности детей.

Я смогла добиться высоких результатов, постоянно совершенствуя свое педагогическое мастерство через непрерывное образование.

Мой опыт востребован педагогическим сообществом на разных уровнях.

Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы научить моих детей найти выход из любой ситуации, решить те  задачи, которые ставит перед ними жизнь.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Пути повышения качества образования"

Выступление на заседании секции учителей физкультуры научно-практической конференции юго-восточной зоны Подмосковья "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО и лучших классных руководителей...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

"Пути повышения качества образования"

Презентация-доклад к учительской конференции...

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...

Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...

Пути повышения качества образования на уроках географии.

Анализ проблемы "Как повысит качество знаний по географии?" Пути и методы решения данной проблемы в моём понимании....