Мотивация учащихся на уроках ОБЖ – как важнейший путь повышения качества образования
статья по обж

Пути повышения мотивации учащихся на уроках ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_na_urokah_obzh.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учащихся на уроках ОБЖ – как важнейший путь

повышения качества образования

Слободенюк Татьяна Робертовна, учитель основ безопасности жизнедеятельности МБОУ «СОШ № 53 г. Челябинска»

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой междисциплинарную область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания всех сферах человеческой деятельности. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в силу специфики своего содержания, индивидуальной направленности имеет реальные возможности формирования собственными методами и средствами системы специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренной адаптации в условиях среды обитания, а также успеха в сложных, наиболее опасных видах деятельности, в том числе и воинской.

Несмотря на многообразие путей совершенствования содержания и структуры знаний, одной из проблем в настоящее время является проблема «Как заинтересовать учащихся?».

Формирование мотивации обучения – основная задача обучения.

По утверждению Дейла Карнеги: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать». Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Восточная пословица говорит нам: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду». Учащегося можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Он захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Какие же это мотивы?

Прежде всего, это влияние личности преподавателя на обучающихся. Первыми мотивами успешного учения являются уважение к своему учителю и стремление быть похожим на него.

Внешний вид и поведение преподавателя, высокое педагогическое мастерство, глубокие и всесторонние профессиональные знания, любовь к предмету – все это способствует выработке положительных мотивов к учению по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но прежде всего в процессе учебной деятельности, на занятиях.

Если сама учебная деятельность вызовет интерес у учащегося, если в процессе работы он будет испытывать радость, то можно ожидать, что у него возникнет и потребность в ней.

Учащегося необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования полученных знаний в будущем. Для этого нужно проводить интегрированные уроки, на которых прослеживается связь ОБЖ и других учебных предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию.

Предпосылкой для положительной мотивации учения выступает прежде всего содержание обучения. Однако само по себе содержание обучения, получаемая информация, приобретаемые навыки, если они не востребованы, то для учащегося они не имеют мотивационного значения. Импульс к последующей деятельности дает только такой материал, который созвучен с потребностями обучаемого. Причем он должен быть не только доступным, но и достаточно сложным и трудным для усвоения на соответствующем этапе обучения, а также опираться на знания и опыт учащихся, быть информационно и эмоционально насыщенным, нести новую информацию. Новое должно доказывать ограниченность имеющихся знаний, показывать знакомые объекты, явления с новой точки зрения. Только в этом случае содержание учебного материала получит мотивационное значение, приобретает для учащихся значительный смысл, будет вызывать глубокий интерес.

Как стимул для побуждения к более активному изучению предмета необходимо использовать и поощрять соперничество между учащимися. Соревновательные методы позволят не только предвосхищать будущие жизненные ситуации, но и формировать у обучающихся готовность встречать неудачи и радоваться достижению поставленной цели.

Необходимо также демонстрировать достижения учащихся, например, за хорошее или отличное выполнение работы. Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет учащемуся уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достичь аналогичного результата.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, педагог должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися

Литература:

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология под ред. В.В Давыдова. // Педагогика-Пресс, 1999.
  3. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся., 2000.
  4. Подласый И.П. Педагогика: учеб. Для студентов высш. учеб. заведений: В 2кн. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И.П.Подласый – М.: изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.
  6. Современные образовательные технологии: учеб пособие / кол. Авторов; под ред. Н.В.Бордовской – М.: КНОРУС, 2010.
  7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

Презентация "Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования "

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования»

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигнутых реальных образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным...

Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования

Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования...