Статья"Интеграция предметов как средство повышения качества образования учащихся"
статья

Милосердова Лариса Анатольевна

В настоящее время большое внимание уделяется межпредметной направленности в учебном процессе. Данная статья является анализом работы по данному направлению учителей истории, обществознания и биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  кадетская школа «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

Учителя: Милосердова Л.А.- учитель биологии

                Милосердов С.В.- учитель истории

                Шарова Н.В.- учитель истории

Интеграция предметов как средство повышения качества образования учащихся.

Современный этап развития российского образования характеризуется поиском новых направлений деятельности школ. Наблюдается процесс становления личностно - ориентированного типа образования. Отечественная школа обращается к нестандартным формам и методам преподавания.  Свое место завоевывает идея интегрированного обучения.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей учеников, в том числе и его предметной компетенции.

Любой школьный предмет в той или иной степени связан с другими предметами. В Уваровском кадетском корпусе создана  неформальная творческая группа учителей, которая занимается интеграцией предметов естественного и гуманитарного циклов (учитель биологии, учитель истории, учитель МХК и искусства, учитель литературы).

Регулярно проводятся интегрированные уроки и внеклассные мероприятия: «Искусство Древней Греции» (искусство+история), «Образ Георгия Победоносца»  (история+искусство+литература), «Искусство Домонгольской Руси» (история+искусство+физика), «Многообразие и значение голосеменных растений»(биология +искусство), «Историческое прошлое людей» (биология + история), «Великие открытия в области биологии» (биология + история); «Тамбовский волк» (биология + краеведение), «Алкоголь – добро или зло?» (биология+ обществознание+ химия) и др. Своим опытом делимся с коллегами, приглашая их на открытые уроки и мероприятия.

Также интересными с точки зрения деятельностной интеграции являются отдельные технологии и методики, которые применяют учителя: «ТРИЗ», «Учебный мозговой штурм»,  «Творческие задачи»; работа с рефератами, докладами, сообщениями; проведение на уроках исследовательских, практических и лабораторных работ.

Важно, чтобы учителями были согласованы все подходы к организации подобной деятельности. Педагоги, как коллектив единомышленников, вместе вырабатывают единый алгоритм для проведения аналогичных работ, формулируют основные требования к ее выполнению, оформлению и написанию выводов. И, главное, оценивают работу обучающихся по одним и тем же критериям.

Постепенно мы пришли к выводу, что на основе интеграции есть возможность экономить учебное время при подготовке к ГИА.

Так, на уроках истории некоторые темы не получают должного внимания. Наблюдаются низкие показатели при выполнении заданий на знание фактов по истории культуры независимо от периода истории, не сформированы устойчивые связи между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой.  

В решении данной проблемы неоценимую поддержку оказывает учитель МХК и учитель литературы. Совместно выделены проблемные темы, проведена частичная синхронизация рабочих программ по предметам, скорректированы программы внеурочной деятельности.

Неотъемлемой частью культуры является наука. Сухое перечисление значимых научных открытий в учебнике истории не может заинтересовать учащихся. Часто дети спрашивают подробности научных опытов, биологических, физических, химических процессов. Учитель истории может не достаточно верно их описать. При составлении графика взаимопосещения уроков, учитывается и это.

2017-ый год был объявлен президентом РФ Годом экологии, что способствовало развитию соответствующей деятельности, дальнейшему сотрудничеству учителей. Реализован интегрированный проект «Экология Тамбовской области». Талантливые ученики с помощью учителя литературы писали стихотворения, эссе, сочинения на заданную тему. Учитель искусства мотивировал детей на написание картин, отражающих красоту родного края. Учителя истории при изучении модуля «Историческое краеведение» делали акцент на историю природоохранной деятельности на Тамбовщине. Учителя биологии работали над проектом «Проблема мусора в городе». Совместно с учителями технологии провели мастер- класс «Вторая жизнь ненужным вещам». Учащиеся принимали активное участие во Всероссийском экологическом диктанте, общероссийских онлайн -уроках  «Вода России», «Хранители воды» и др.Данная работа способствовала активному участию учащихся кадетского корпуса в конкурсах, олимпиадах, акциях экологической направленности.

Конечным продуктом проекта стал смонтированный учащимися часовой фильм, раскрывающий взгляд современного ребенка на экологические проблемы и пути их решения в Тамбовской области. Помогали трудиться над фильмом учителя физики, химии, педагоги дополнительного образования. Такая объемная и плодотворная работа способствует ранней профессиональной ориентации учащихся, что помогает осознанно выбрать предметы для государственной итоговой аттестации как в 9, так и в 11 классе.

Можно сделать вывод, что планомерная работа по межпредметной интеграции - одно из условий развития личности, способствующее профилизации учащихся. Предлагаемый опыт позволяет с уверенностью сказать, что в условиях общеобразовательной школы возможно решение задач, направленных на формирование у учащихся как устойчивых метапредметных, так и предметных результатов.

Учащиеся показывают хорошие результаты на уроках, занимают призовые места на олимпиадах и конкурсах различного уровня, улучшаются показатели на ГИА, успешно продолжают учиться в высших учебных заведениях, становятся успешными в профессиональной деятельности.

Таким образом, интеграция предметов является одним из ведущих факторов эффективного формирования умений и навыков учащихся. Интеграция не регламентирована ни предметом, ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Она напрямую связана с личной заинтересованностью учителя сделать свой труд информативнее, заинтересовать учащихся, создать творческую атмосферу в коллективе. При определённой подготовке опыт может быть использован коллегами из других школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование ЭОР по математике как средство повышения качества образования по предмету"

Выступление на РМО учителей математики на тему "Использование ЭОР на уроках математики"...

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Выступление на методическом объединении.Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования...

Эксперимент как средство повышения качества образования учащихся на уроках физики

Современный урок физики невозможно представить без физического эксперимента.       Но как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...