«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"
материал на тему
Цели:
1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля;
2) получение систематической информации о качестве усвоения знаний
обучающихся;
3) создание творческого педагогического коллектива, участвующего
в планировании и разработке программ мониторинговых исследований
4) достижение качества образования обучающихся в ОУ, удовлетворяющее
социальным запросам.
Задачи:
1) изучить опыт и достижения науки и практики в области построения
и применения систем мониторинга ОУ;
2) проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества
образования в школе;
3) разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
4) разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения,
анализа информации мониторинговых исследований;
5) создать информационный банк по теме «Мониторинг качества образования в ОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_matodicheskoy_temoy_shkoly.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг учебно-воспитательного процесса
как одно из условий качества образования»
Цели:
1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля;
2) получение систематической информации о качестве усвоения знаний
обучающихся;
3) создание творческого педагогического коллектива, участвующего
в планировании и разработке программ мониторинговых исследований
4) достижение качества образования обучающихся в ОУ, удовлетворяющее
социальным запросам.
Задачи:
1) изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга ОУ;
2) проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
3) разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
4) разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, анализа информации мониторинговых исследований;
5) создать информационный банк данных по теме « Мониторинг качества образования в ОУ»:
- состояние и результативность методической работы;
- состояние качества преподавания и организация процесса обучения;
- состояние работы с родителями;
- состояние воспитательной работы;
- посещаемость;
- уровень развития обучающихся и состояние успеваемости;
- качество знаний и умений;
- состояние работы службы сопровождения (логопед, психолог, социальный педагог);
- здоровье и физическое развитие учащихся; систематический сравнительный анализ учебных достижений.
Гипотеза
Успешное решение проблемы повышения качества обучения возможно, если
будут созданы следующие условия:
1) создан банк данных мониторинга психолого-педагогического обследования
учащихся;
2) включение учащихся в творческую активную деятельность через систему
коллективных творческих дел, вовлечение учащихся в спортивную деятельность,
то есть работа всех учащихся через различные виды деятельности;
3) все субъекты образовательного процесса будут обеспечены информационно-
аналитическим комплексом, содержащим своевременную и объективную
информацию о результатах проведённого мониторинга.
4) цели мониторинга внутришкольного контроля направлены на создание условий
для педагогического творчества, мотивационную и организационно
подкреплённую поддержку педагогов.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества образования в школе;
- повышение профессиональной компетенции педагогических кадров;
- создание эффективной системы информационного обеспечения
образовательного процесса.
Этапы работы над методической темой
На первом этапе (подготовительном, 2010-2011 ученый год) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной (практический, 2011-2012 учебный год). Включает методы сбора и систематизации информации:
- наблюдения,
- анализ документов,
- посещение уроков,
- контрольные срезы,
- анкетирования,
- тестирование
- самооценка и т. д.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора, директор школы.
Третий этап – аналитический(2012-2013 учебный год). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
Объект мониторинга.
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.
Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.
Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.
Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.
Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.
Методы сбора и обработки информации:
- экспертный опрос;
- наблюдение;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контроль знаний, умений и навыков;
- анкетирование;
- тестирование;
- самооценка.
Направления и объекты мониторинга
1. Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).
2. Психологическое развитие. Здоровье.
3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.
4. Физическое развитие. Здоровье.
5. Мониторинг мотивации обучения.
Механизм реализации мониторинга
1. Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.
2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.
3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
Примерный план экспериментальной работы
на I этапе (2010-2011 учебный год).
Мероприятие | Ответственные | Сроки | Форма отчётности |
Педсовет: - определение темы экспериментальной работы школы и сроков её проведения; - назначить администратора-координатора мониторинговых обследований, ответственных за сбор информации | Директор школы | Август 2010 г. | Педсовет, протокол |
1. Формирование группы информационного обеспечения. 2. Определение творческой группы педагогов – участников реализации инновационного проекта. 3. Выделение основных направлений работы участников инновации. 4. Утверждение функциональных обязанностей участников проекта. | Директор школы, зам. директора по УВР, ВР, председатели ШМО | Сентябрь-октябрь 2010 | 1.Приказ по школе. 2. Проверка готовности методической и психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности. |
Научно-методический семинар по теме «Мониторинг УВП как одно из условий повышения качества знаний» | Лектор из АППО, системный администратор,
| Октябрь-ноябрь 2010 г. | |
Нормативно-планирующая документация Анализ качества календарно-тематического планирования, программ обучения, планов воспитательной работы | Администратор-координатор, зам. директора по УВР, председатели ШМО Школьный психолог, зам. директора по УВР | 2 р. в год | Протоколы ШМО |
Мониторинг качества знаний по предметам. Создание единого банка данных по разным направлениям УВП | 1-2 р. в четверть | Отчёты кл. руководит, диаграммы, таблицы | |
Анкетирование учащихся с целью выявления их готовности к внедрению современных методов обучения. Мотивация обучения. Адаптация к обучению в школе учащихся 1 классов, 5 классов | 1 четверть | Диаграммы, таблицы | |
Создание сайта школы и размещение его в Интернете. Качество использования ресурсов Интернет. | Системный администратор | ||
Открытые уроки по предметам (2010-2011 уч.од) | Зам. директора по УВР | 3 четверть | |
Составление графика занятости кабинета ИКТ для проведения предметных уроков | 1 четверть | ||
Разработка графика занятий в кабинетах информатики после уроков | 1 четверть | ||
Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования | Администратор-координатор, зам. директора по УВР., системный администратор | 2 четверть | Таблицы, справки, диаграммы |
Анкетирование. Самооценка профессиональной деятельности и личностных качеств учителя. Изучение затруднений учителей в обучении учащихся. | Зам. директора по УВР, председатели ШМО | 2 четверть | Таблицы, диаграммы |
Мониторинг сформированности физического потенциала личности обуч-ся : - количество учащихся, занимающихся спортом; - результативность участия в спортивных соревнованиях; - состояние здоровья уч-ся; - количество пропусков по болезни; - динамика случаев травматизма в ОУ | Администратор-координатор, зам. директора по УВР, учителя физкультуры, школьный врач ответственный по предупреждению травматизма в школе | 2 четверть | Таблицы, диаграммы |
Оценка работы ШМО. Анализ мероприятий по разработанной администрацией школы форме, внесение своих предложений) | Администратор-координатор, председатели ШМО, зам. директора по УВР | 2-3 четверть | Аналитический отчёт, включающий графики и диаграммы |
Научно-методический семинар: «Формы и методы обучения с применением ИКТ» | Системный администратор, председатели ШМО (по предметам); учителя | 3 четверть | Презентация |
Мониторинг качества знаний по предметам | Администратор-координатор, председатели ШМО, зам. директора по УВР | 1-2 р. в четверть | Отчёты кл. руководит, диаграммы, таблицы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. | Администратор-координатор, библиотекарь, руководители ШМО | 1 раз в год (апрель) | Сводные таблицы. диаграммы |
Педсовет. Итоги работы на первом этапе эксперимента (что было сделано, плюсы и минусы) | Директор, зам. директора, администратор-координатор | 4 четверть | Презентация |
Примерный план экспериментальной работы
на II этапе (2011-2012 учебный год).
Мероприятие | Ответственные | Сроки | Форма отчётности |
Мониторинг состояния здоровья обучающихся по итогам осеннего медосмотра. Санитарно-гигиеническое состояние классов. Состояние и эффективность использования МТБ кабинетов школы. | Школьный врач Зам. директора по УВР, ВР Администратор-координатор | Снтябрь-октябрь | |
Деятельность классного руководителя - Определение уровня профессиональной компетенции классного руководителя, - создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и т.д. | Администратор-координатор, зам. директора по ВР, соц. педагог, классные руководители | Диаграммы, таблицы | |
Мониторинг качества знаний по предметам, участвующим в эксперименте | Администратор-координатор, зам. директора по УВР | Отчёты кл. руководит, диаграммы, таблицы | |
Составление графика открытых уроков по предметам на 2011-2012 учебный год | |||
Разработка схемы виртуального взаимодействия родителей с администрацией и учителями | Системный администратор | ||
Мониторинг сформированности коммуникативного потенциала личности обуч-ся : - уровень коммуникативных и организаторских склонностей; - уровень развития классного коллектива; степень конфликтности и степень сплочённости класса) | Администратор-координатор, зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | Диаграммы, таблицы | |
Анкетирование учащихся с целью выявления затруднений в обучении; уровень психологической атмосферы в коллективе. | Зам. директора по УВР, классные руководители | Диаграммы, таблицы | |
Анкетирование родителей учащихся (степень удовлетворённости УВП школы) | Классные руководители, зам. директора по ВР | Таблицы, справки, диаграммы | |
Научно-методический семинар «II этап эксперимента – достижения и неудачи» | Администратор-координатор, директор, зам. директора по УВР | Презентация |
Примерный план экспериментальной работы
на III этапе (2012-2013 учебный год).
Мероприятие | Ответственные | Сроки | Форма отчётности |
Разработка схемы распространения опыта по использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы по секциям ШМО | Администратор-координатор, зам. директора по УВР Руководители ШМО | ||
Мастер-классы учителей по теме ОЭР | Учителя-предметники | Открытые уроки(самоанализ и анализ уроков) | |
Научно-методический семинар «Вопросы информатизации учебно-воспитательного процесса школы» | Председатели ШМО (по предметам) | Анализ работы (презентация) ШМО по теме «Мониторинг УВП как одно из условий повышения качества знаний» | |
Анкетирование учащихся. Мониторинг мотивации обучения. Выработка рекомендаций. | Зам. директора по УВР, школьный психолог, социальный педагог | ||
Семинар для родителей учащихся «Работа ШМО по теме ОЭР (презентация). | Директор, системный администратор, психолог школы | Анализ работы (презентация) ШМО по теме «Мониторинг УВП как одно из условий повышения качества знаний» | |
Мониторинг качества знаний по предметам | Администратор-координатор, зам. директора по УВР, ВР Администратор-координатор Зам. директора по УВР Школьный психолог. Социальный педагог Учителя физкультуры, врач, зам. директора по ВР | Отчёты кл. рук., диаграммы, таблицы | |
Анкетирование учащихся с целью изучения комфортности восприятия учебного материала при использовании информационно-коммуникационных технологий | |||
Подведение итогов и анализ экспериментальной работы по след. направлениям: 1.учебный мониторинг (уровень обученности и уровень обучаемости за 3 года ОЭР). 2. Психологическое развитие. Здоровье. 3. Социализация личности, адаптация; воспитанность. 4. Физическое развитие. Здоровье. 5. Мониторинг мотивации обучения. | Презентация |
Приложение 1
ТЕСТ
Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной компетентности
1. За что вас ценят ваши друзья?
- а) Преданный и верный друг;
- б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;
- в) эрудированный, интересный собеседник.
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак теристика вам более всего подходит:
- а) целеустремленный;
- б) трудолюбивый;
- в) отзывчивый.
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:
- а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;
- б) я пытался это делать, но нерегулярно;
- в) положительно, так как я давно это делаю.
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?
- а) Нет достаточно времени;
- б) нет подходящей литературы;
- в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?
- а) Невнимательный;
- б) переоцениваю свои способности;
- в) точно не знаю.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
- а) настойчивый;
- б) усидчивый,
- в) доброжелательный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
- а) решительный:
- б) любознательный,
- в) справедливый.
8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
- а) генератор идей;
- б) критик;
- в) организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:
- а) сила воли;
- б) память;
- в) обязательность.
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
- а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;
- б) читаю художественную литературу;
- в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
- а) Научная фантастика; б) религия; в) психология.
12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать?
- а) Спортсменом;
- б) ученым;
- в) художником.
13. Каким чаше всего считают или считали вас учителя?
- а) Трудолюбивым;
- б) сообразительным;
- в) дисциплинированным.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придержи ваетесь его чаще всего?
- а) Живи и наслаждайся жизнью;
- б) жить, чтобы больше знать и уметь;
- в) жизнь прожить - не поле перейти.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
- а) Человек здоровый, сильный духом;
- б) человек, много знающий и умеющий;
- в) человек, независимый и уверенный в себе.
16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?
- а) Думаю, что да;
- б) скорее всего, да;
- в) как повезет.
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?
- а) Приключенческо-романтические;
- б) комедийно-развлекательные;
- в) философские.
18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?
- а) Путешествовал бы и посмотрел мир;
- б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в лю бимое дело;
- в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную маши ну и жил бы в свое удовольствие.
Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
Вопрос | Оценочные баллы ответов | Вопрос | Оценочные баллы ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | а) 2 | 6)1 | в)3 | 10 | а) 2 | 6)3 | в) 1 |
2 | а)3 | 6)2 | в)1 | 11 | а)1 | 6)2 | в)3 |
3 | а)1 | 6)2 | в)3 | 12 | а) 1 | 6)3 | в)2 |
4 | а)3 | 6)2 | в) 1 | 13 | а)3 | 6)2 | в) 1 |
5 | а)2 | 6)3 | в) 1 | 14 | а) 1 | 6)3 | в)2 |
6 | а)3 | 6)2 | в) 1 | 15 | а) 1 | 6)3 | в)2 |
7 | а) 2 | 6)3 | в) 1 | 16 | а)3 | 6)2 | в) 1 |
8 | а)3 | 6)2 | в) Г | 17 | а) 2 | 6)1 | в)3 |
9 | а) 2 | 6)3 | в)1 | 18 | а) 2 | 6)3 | в)1 |
По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию. Суммарное число баллов:
18-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51-54 Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию:
- 1 - очень низкий уровень;
- 2-низкий;
- 3 - ниже среднего;
- 4 - чуть ниже среднего;
- 5 - средний уровень;
- 6 - чуть выше среднего;
- 7 - выше среднего;
- 8 - высокий уровень;
- 9 - очень высокий уровень;
- 10-наивысший.
Приложение 2
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ_________________________________________________________________________
№ п/п | Объект мониторинга | Критерии анализа | Количество баллов |
1 | Методологический компонент педагогической культуры | 1.1 Личные олимпиадные первенства учащихся.
1.2 Личные первенства в исследовательских конференциях.
1.3 Командные первенства в турнирах и соревнованиях.
|
|
2 | Рефлексивный компонент педагогической культуры | 2.1 Выступления различного рода.
2.2 Участие педагогов в работе по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
2.3 Самообразование (степень ценности темы работы).
|
|
3 | Проектный компонент педагогической культуры | 3.1 Инновационная деятельность.
3.2 Участие в программах повышенного уровня.
3.3 Проведение открытых уроков.
|
|
4 | Коммуникативный компонент педагогической культуры | 4.1 Внутренние публикации.
4.2 Внешние публикации.
4.3 Оценка уровня реализации работы.
|
|
|
|
| ИТОГ |
Критерии обработки результатов парциальных оценок персонифицированной карты:
- Высокий уровень – 4 балла;
- Низкий уровень – 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение мотивации учения и преподавания как одно из условий повышения качества образования.
В статье поднимается одна из важных проблем школы - проблема мотивации преподавания и обучения. Как пробудить в ученике желание учиться. Что нужно делать учителю, чтобы обеспечить возникновение,...
Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования
Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...
«Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»
Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»...
«Образовательная программа – одно из условий повышения качества образования».
В работе излагаются условия, позволяющие развивать на уроках в спортивных классах языковую , лингвистическую , коммуникативную компетенции. ...
Новые образовательные технологии в урочной деятельности как одно из условий повышения качества образования учащихся.
Возможности персонального сайта практически неисчерпаемы во всех сферах педагогической деятельности...
Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
Интеграция основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...