«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"
материал на тему

Цели:

1) практическая разработка системы мониторинга  внутришкольного контроля;

          

2) получение систематической информации о качестве усвоения знаний 

               обучающихся;

          

3) создание творческого педагогического коллектива, участвующего

               в планировании и разработке  программ мониторинговых  исследований

          

4) достижение качества образования обучающихся в ОУ, удовлетворяющее   

                социальным запросам.

 

Задачи:

1) изучить опыт и достижения науки и практики в области построения

                 и применения систем мониторинга ОУ;

2) проанализировать состояние организации и управления мониторингом  качества

    образования в школе;

3) разработать модель мониторинга  качества образования в ОУ;

4) разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения,      

               анализа информации  мониторинговых исследований;

5) создать информационный банк по теме «Мониторинг качества образования в ОУ»

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_matodicheskoy_temoy_shkoly.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мониторинг учебно-воспитательного процесса

как одно из условий качества образования»

Цели: 

1) практическая разработка системы мониторинга  внутришкольного контроля;

           

2) получение систематической информации о качестве усвоения знаний  

               обучающихся;

           

3) создание творческого педагогического коллектива, участвующего

               в планировании и разработке  программ мониторинговых  исследований

           

4) достижение качества образования обучающихся в ОУ, удовлетворяющее    

        социальным запросам.

Задачи:

 1) изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга ОУ;

 2) проанализировать  состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;

 3) разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;

 4) разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, анализа информации мониторинговых исследований;

5) создать информационный банк данных по теме   « Мониторинг качества образования в ОУ»:

 - состояние и результативность методической работы;

- состояние   качества   преподавания и организация процесса обучения;

- состояние работы с родителями;

- состояние воспитательной работы;

- посещаемость;

- уровень развития обучающихся  и состояние успеваемости;

- качество знаний и умений;

- состояние работы службы сопровождения (логопед, психолог, социальный педагог);

-  здоровье и физическое развитие учащихся; систематический сравнительный анализ учебных достижений.

Гипотеза

Успешное решение проблемы  повышения  качества  обучения возможно, если

будут созданы следующие условия:

1) создан банк данных мониторинга психолого-педагогического обследования

        учащихся;

            2) включение учащихся в творческую активную деятельность через систему

                коллективных творческих дел, вовлечение учащихся в спортивную деятельность,

                 то есть работа всех учащихся через различные виды деятельности;

3) все субъекты образовательного процесса будут обеспечены информационно-

    аналитическим комплексом, содержащим  своевременную и объективную

    информацию о результатах проведённого мониторинга.

4) цели мониторинга  внутришкольного  контроля направлены на создание условий

        для педагогического творчества,  мотивационную и организационно

              подкреплённую поддержку педагогов.

Ожидаемые  результаты:

  1. повышение качества образования в школе;
  2. повышение профессиональной компетенции педагогических кадров;
  3. создание эффективной системы информационного  обеспечения

образовательного процесса.

Этапы работы над методической темой

На первом этапе (подготовительном, 2010-2011 ученый год) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.

Второй этап основной (практический, 2011-2012 учебный год). Включает методы сбора и систематизации информации:

  1. наблюдения,
  2. анализ документов,
  3. посещение уроков,
  4. контрольные срезы,
  5. анкетирования,
  6. тестирование
  7. самооценка и т. д.

В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации  на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора, директор школы.

Третий этап – аналитический(2012-2013 учебный год). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения.

Мониторинг осуществляется в следующих формах:

1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.

2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:

– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;

– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.

Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива,  в школе создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.

 Объект мониторинга.

Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.

Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:

Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.

Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.

Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.

Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.

Методы сбора и обработки информации: 

  1. экспертный опрос;
  2. наблюдение;
  3. анализ документов;
  4. посещение уроков;
  5. контроль знаний, умений и навыков;
  6. анкетирование;
  7. тестирование;
  8. самооценка.

Направления и объекты мониторинга

1. Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).

2. Психологическое развитие. Здоровье.

3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.

4. Физическое развитие. Здоровье.

5. Мониторинг мотивации обучения.

Механизм реализации мониторинга

1. Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.

2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.

3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.

Примерный план экспериментальной работы

на I этапе  (2010-2011 учебный год).

Мероприятие

Ответственные

Сроки

Форма отчётности

Педсовет:

- определение темы экспериментальной работы школы и сроков её проведения;

- назначить администратора-координатора мониторинговых обследований, ответственных за сбор информации

Директор школы

Август 2010 г.

Педсовет, протокол

1. Формирование группы информационного обеспечения.

2. Определение творческой группы педагогов – участников реализации инновационного проекта.

3. Выделение основных направлений работы участников инновации.

4. Утверждение функциональных обязанностей участников проекта.

Директор школы, зам. директора по УВР, ВР, председатели ШМО

Сентябрь-октябрь 2010

1.Приказ по школе.

2. Проверка готовности методической и психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности.

Научно-методический семинар по теме «Мониторинг УВП как одно из условий повышения качества знаний»

Лектор из АППО,

 системный администратор,

 

Октябрь-ноябрь 2010 г.

Нормативно-планирующая документация

Анализ качества календарно-тематического планирования, программ обучения, планов воспитательной работы

Администратор-координатор,

зам. директора по УВР, председатели ШМО

Школьный психолог,

зам. директора по УВР

2 р. в год

Протоколы

ШМО

Мониторинг качества знаний по предметам.

Создание единого банка данных по разным направлениям УВП

1-2 р. в четверть

Отчёты кл. руководит, диаграммы, таблицы

Анкетирование учащихся с целью выявления их готовности к внедрению современных методов обучения. Мотивация обучения. Адаптация к обучению в школе учащихся 1 классов, 5 классов

1 четверть

Диаграммы, таблицы

Создание сайта школы и размещение его в Интернете.

Качество использования ресурсов Интернет.

Системный администратор

Открытые уроки по предметам

(2010-2011 уч.од)

Зам. директора по УВР

3 четверть

Составление графика занятости кабинета ИКТ для проведения предметных уроков

1 четверть

Разработка графика занятий в кабинетах информатики после уроков

1 четверть

Сбор информации об уровне профессионализма учителей,

о направлениях их методического развития и совершенствования

Администратор-координатор,

зам. директора по УВР., системный администратор

2 четверть

Таблицы, справки, диаграммы

Анкетирование.  Самооценка профессиональной деятельности и личностных качеств учителя.

Изучение затруднений учителей в обучении учащихся.

Зам. директора по УВР,

председатели ШМО

2 четверть

Таблицы, диаграммы

Мониторинг сформированности физического потенциала личности обуч-ся :

- количество учащихся, занимающихся спортом;  

- результативность участия в спортивных соревнованиях;  

-  состояние здоровья уч-ся;

- количество пропусков по болезни;

- динамика случаев травматизма в ОУ

Администратор-координатор,

зам. директора по УВР,

учителя физкультуры,

школьный врач

ответственный по предупреждению травматизма в школе

2 четверть

Таблицы, диаграммы

Оценка работы ШМО. Анализ мероприятий по разработанной администрацией школы форме, внесение своих предложений)

Администратор-координатор,

председатели ШМО, зам. директора по УВР

2-3 четверть

Аналитический отчёт, включающий графики и диаграммы

Научно-методический семинар: «Формы и методы обучения с применением ИКТ»

Системный администратор, председатели ШМО (по предметам); учителя

3 четверть

Презентация

Мониторинг качества знаний по предметам

Администратор-координатор,

председатели ШМО, зам. директора по УВР

1-2 р. в четверть

Отчёты кл. руководит, диаграммы, таблицы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

Администратор-координатор,

библиотекарь, руководители ШМО

1 раз в год (апрель)

Сводные таблицы. диаграммы

Педсовет. Итоги работы на первом этапе эксперимента (что было сделано, плюсы и минусы)

Директор, зам. директора, администратор-координатор

4 четверть

Презентация

Примерный план экспериментальной работы

на II этапе (2011-2012 учебный год).

Мероприятие

Ответственные

Сроки

Форма отчётности

Мониторинг состояния здоровья

обучающихся по итогам осеннего медосмотра.

Санитарно-гигиеническое состояние классов.

Состояние и эффективность использования МТБ кабинетов школы.

Школьный врач

Зам. директора по УВР,  ВР

Администратор-координатор

Снтябрь-октябрь

Деятельность классного руководителя

- Определение уровня профессиональной компетенции классного руководителя,

- создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и т.д.

Администратор-координатор,

зам. директора по ВР,

соц. педагог, классные руководители

Диаграммы, таблицы

Мониторинг качества знаний по предметам, участвующим в эксперименте

Администратор-координатор,

зам. директора по УВР

Отчёты кл. руководит, диаграммы, таблицы

Составление графика открытых уроков по предметам на 2011-2012  учебный год

Разработка схемы виртуального взаимодействия родителей с администрацией и учителями

Системный администратор

Мониторинг сформированности коммуникативного потенциала  личности обуч-ся :

- уровень коммуникативных и организаторских склонностей;

- уровень развития классного коллектива; степень конфликтности и степень сплочённости класса)

Администратор-координатор,

зам. директора по ВР, социальный педагог,

классные руководители

Диаграммы, таблицы

Анкетирование учащихся с целью выявления затруднений в обучении; уровень психологической атмосферы в коллективе.

Зам. директора по УВР,

классные руководители

Диаграммы, таблицы

Анкетирование родителей учащихся (степень удовлетворённости УВП школы)

Классные руководители, зам. директора по ВР

Таблицы, справки, диаграммы

Научно-методический семинар  «II этап эксперимента – достижения и неудачи»

Администратор-координатор,

директор, зам. директора по УВР

Презентация

Примерный план экспериментальной работы

на III этапе (2012-2013 учебный год).

Мероприятие

Ответственные

Сроки

Форма отчётности

Разработка схемы распространения опыта по использованию средств ИКТ

 в учебно-воспитательном процессе школы по секциям ШМО

Администратор-координатор,

зам. директора по УВР

Руководители ШМО

Мастер-классы учителей по теме ОЭР

Учителя-предметники

Открытые уроки(самоанализ и анализ уроков)

Научно-методический семинар «Вопросы информатизации учебно-воспитательного процесса школы»

Председатели ШМО

(по предметам)

Анализ работы (презентация) ШМО по теме «Мониторинг УВП как одно из условий повышения качества знаний»

Анкетирование учащихся. Мониторинг мотивации обучения. Выработка рекомендаций.

Зам. директора по УВР, школьный психолог, социальный педагог

Семинар для родителей учащихся  «Работа ШМО по теме ОЭР (презентация).

Директор,

системный администратор,

психолог школы

Анализ работы (презентация) ШМО по теме «Мониторинг УВП как одно из условий повышения качества знаний»

Мониторинг качества знаний по предметам

Администратор-координатор,

зам. директора по УВР, ВР

Администратор-координатор

Зам. директора по УВР

Школьный психолог.

Социальный педагог

Учителя физкультуры, врач,

зам. директора по ВР

Отчёты кл. рук., диаграммы, таблицы

Анкетирование учащихся с целью изучения комфортности восприятия учебного материала при использовании информационно-коммуникационных технологий

Подведение итогов и анализ экспериментальной работы по след. направлениям: 

1.учебный мониторинг  (уровень обученности и уровень обучаемости за 3 года ОЭР).

2. Психологическое развитие. Здоровье.

3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.

4. Физическое развитие. Здоровье.

5. Мониторинг мотивации обучения.

Презентация

Приложение 1

ТЕСТ

Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной компетентности

1. За что вас ценят ваши друзья?

  1. а) Преданный и верный друг;
  2. б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;
  3. в) эрудированный, интересный собеседник.

2.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак теристика вам более всего подходит:

  1. а) целеустремленный;
  2. б) трудолюбивый;
  3. в)  отзывчивый.

3.  Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:

  1. а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;
  2. б) я пытался это делать, но нерегулярно;
  3. в) положительно, так как я давно это делаю.

4.  Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?

  1. а) Нет достаточно времени;
  2. б) нет подходящей литературы;
  3. в)  не всегда хватает силы воли и настойчивости.

5.  Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?

  1. а) Невнимательный;
  2. б) переоцениваю свои способности;
  3. в) точно не знаю.

6.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) настойчивый;
  2. б) усидчивый,
  3. в) доброжелательный.

7.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) решительный:
  2. б) любознательный,
  3. в) справедливый.

8.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) генератор идей;
  2. б) критик;
  3. в) организатор.

9.  На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:

  1. а) сила воли;
  2. б) память;
  3. в) обязательность.

10.  Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?

  1. а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;
  2. б) читаю художественную литературу;
  3. в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.

11.  Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?

  1. а) Научная фантастика; б) религия; в) психология.

12.  Кем бы вы могли себя максимально реализовать?

  1. а) Спортсменом;
  2. б) ученым;
  3. в) художником.

13.  Каким чаше всего считают или считали вас учителя?

  1. а) Трудолюбивым;
  2. б) сообразительным;
  3. в) дисциплинированным.

14.  Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придержи ваетесь его чаще всего?

  1. а) Живи и наслаждайся жизнью;
  2. б) жить, чтобы больше знать и уметь;
  3. в) жизнь прожить - не поле перейти.

15.  Кто ближе всего к вашему идеалу?

  1. а) Человек здоровый, сильный духом;
  2. б) человек, много знающий и умеющий;
  3. в)  человек, независимый и уверенный в себе.

16.  Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?

  1. а) Думаю, что да;
  2. б) скорее всего, да;
  3. в) как повезет.

17.  Какие фильмы вам больше всего нравятся?

  1. а) Приключенческо-романтические;
  2. б) комедийно-развлекательные;
  3. в) философские.

18.  Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?

  1. а) Путешествовал бы и посмотрел мир;
  2. б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в лю бимое дело;
  3. в)  купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную маши ну и жил бы в свое удовольствие.

Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:

 

Вопрос

Оценочные баллы ответов

Вопрос

Оценочные баллы ответов

1

2

3

4

1

а) 2

6)1

в)3

10

а) 2

6)3

в) 1

2

а)3

6)2

в)1

11

а)1

6)2

в)3

3

а)1

6)2

в)3

12

а) 1

6)3

в)2

4

а)3

6)2

в) 1

13

а)3

6)2

в) 1

5

а)2

6)3

в) 1

14

а) 1

6)3

в)2

6

а)3

6)2

в) 1

15

а) 1

6)3

в)2

7

а) 2

6)3

в) 1

16

а)3

6)2

в) 1

8

а)3

6)2

в) Г

17

а) 2

6)1

в)3

9

а) 2

6)3

в)1

18

а) 2

6)3

в)1

По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию. Суммарное число баллов:

18-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51-54 Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию:

  1. 1 - очень низкий уровень;
  2. 2-низкий;
  3. 3  - ниже среднего;
  4. 4  - чуть ниже среднего;
  5. 5  - средний уровень;
  6. 6  - чуть выше среднего;
  7. 7  - выше среднего;
  8. 8  - высокий уровень;
  9. 9  - очень высокий уровень;
  10. 10-наивысший.

Приложение 2

 МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ_________________________________________________________________________

п/п

Объект мониторинга

Критерии анализа

Количество

баллов

1

Методологический компонент педагогической культуры

1.1  Личные олимпиадные первенства учащихся.

  1. Российские олимпиады;
  2. Краевые олимпиады;
  3. Городские олимпиады;
  4. Школьные олимпиады.

1.2  Личные первенства в исследовательских конференциях.

  1. Российские конференции;
  2. Краевые конференции;
  3. Городские конференции;
  4. Школьные конференции.

1.3  Командные первенства в турнирах и соревнованиях.

  1. · Российские соревнования;
  2. · Краевые соревнования;
  3. · Городские соревнования;
  4. · Школьные соревнования.

 

2

Рефлексивный

компонент педагогической культуры

2.1 Выступления различного рода.

  1. Чтение лекций в институте повышения квалификаций работников образования;
  2. Выступление на краевых методических конференциях;
  3. Выступление на городских методических конференциях;
  4. Выступление на школьных методических конференциях.

2.2 Участие педагогов в работе по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

  1. · Участие в качестве эксперта в составе Российской комиссии;
  2. · Участие в качестве эксперта в составе краевой комиссии;
  3. · Участие в качестве эксперта в составе городской комиссии;
  4. · Участие в качестве эксперта в составе школьной комиссии.

2.3 Самообразование (степень ценности темы работы).

  1. Представляет определенную ценность для развития методик образования любых предметов;
  2. Представляет определенную ценность для развития методик образования отдельного предмета;
  3. Представляет интерес для преподавания отдельного учебного курса;
  4. Представляет интерес для преподавания отдельного учебного темы.

 

3

Проектный

компонент педагогической культуры

3.1 Инновационная деятельность.

  1. Работа по собственной авторской программе;
  2. Работа по экспериментальной программе;
  3. Работа по новым методикам и технологиям;
  4. Работа по экспериментальным учебникам.

3.2 Участие в программах повышенного уровня.

  1. Участие в программах и проектах всероссийского уровня;
  2. Участие в программах и проектах краевого уровня;
  3. Участие в программах и проектах городского уровня;
  4. Участие в программах и проектах школьного уровня.

3.3 Проведение открытых уроков.

  1. На уровне всероссийском;
  2. На уровне краевом;
  3. На уровне городском;
  4. На уровне школьном.

 

4

Коммуникативный

компонент педагогической культуры

4.1 Внутренние публикации.

  1. Исследовательская работа;
  2. Методическая разработка;
  3. Статья в школьной газете;
  4. Выступление (доклад).

4.2    Внешние публикации.

  1. Методическое пособие для педагогов, учебное пособие для учащихся, рабочая тетрадь для учащихся;
  2. Авторская программа;
  3. Статья в российском издании;
  4. Статья в сборниках ВУЗов края, АКИПКРО и т.д.

4.3    Оценка уровня реализации работы.

  1. Распространение;
  2. Внедрение;
  3. Апробация;
  4. Разработка.

 

 

 

 

ИТОГ

Критерии обработки результатов парциальных оценок персонифицированной карты:

  1. Высокий уровень – 4 балла;
  2. Низкий уровень – 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение мотивации учения и преподавания как одно из условий повышения качества образования.

В статье поднимается одна из важных проблем школы - проблема мотивации преподавания и обучения. Как пробудить в ученике желание  учиться. Что нужно делать учителю, чтобы обеспечить возникновение,...

Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования

Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...

«Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»

Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»...

«Образовательная программа – одно из условий повышения качества образования».

В работе излагаются условия, позволяющие  развивать на уроках в спортивных классах языковую , лингвистическую , коммуникативную компетенции. ...

Новые образовательные технологии в урочной деятельности как одно из условий повышения качества образования учащихся.

Возможности персонального сайта практически неисчерпаемы во всех сферах педагогической деятельности...

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...