«Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»
статья по теме

Гребенщикова Алеся Геннадьевна

Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Тульская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»

Подготовил: учитель по математике и физике

Ковалева Алеся Геннадьевна

Тула,2012

Аристотель писал:

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

отыскание соответственных - средств, ведущих к конечной цели».

      Увеличение умственной нагрузки на уроках математики  заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. (Слайд 3)Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Цель: используя ИКТ повысить качество знаний учащихся при обучении математики. (Слайд 4)
Задачи:       

- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;
- развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;

- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;

- сформировать информационную компетентность учащихся; - научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках. (Слайд 5)

    Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет проводить уроки: (Слайд 6)

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

     (музыка, анимация);

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

повышает объём выполняемой работы на уроке;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:  (Слайд 7)

повышает качество знаний;

продвигает ребёнка в общем    развитии;

помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;

создает благоприятные условия для   лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

 Данная технология способствует:

- активизации познавательной деятельности учащихся.

-развитию  мышления, математической логики.

-направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются  мною в практической деятельности.

По данным исследований, в памяти человека остается  ( Слайд  8)

25% услышанного материала,

33% увиденного,

50% увиденного и услышанного,

75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

    Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:  (Слайд 9)

- использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;

-деятельности учителя, управляющего этими средствами;
- повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
 

Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;

- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков.

- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.  
     Программное обеспечение учебных дисциплин очень   разнообразно:
(Слайд 10) программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

    Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся.

    Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен.(Слайд 11) Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. !!!  

    (Слайд 12) Компьютер решает проблему  индивидуализации обучения. Обычно ученики, которые медленно усваивают объяснения учителя, стесняются задавать вопросы. Имея  в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

     Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков  и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач.  А наша цель - воспитать

человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.

     (Слайд 13)Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача  состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.

На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.

     Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков, испытало и осознало притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

   (Слайд 14) Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля,  я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,

эффективнее использовать время на уроке;

создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

    Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы. Разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.

    При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. (Слайд 15)

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде),  я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

 Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.

   (Слайд 16) Использование компьютера на уроках  - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ". Подготовил: учитель физики и математики Ковалева Алеся Геннадьевна

Слайд 2

« БЛАГО ВЕЗДЕ И ПОВСЮДУ ЗАВИСИТ ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ДВУХ УСЛОВИЙ: ПРАВИЛЬНОГО УСТАНОВЛЕНИЯ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ ВСЯКОГО РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ОТЫСКАНИЕ СООТВЕТСТВЕННЫХ - СРЕДСТВ, ВЕДУЩИХ К КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ». Аристотель писал:

Слайд 3

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Введение

Слайд 4

ЦЕЛЬ : используя ИКТ повысить качество знаний учащихся при обучении математике

Слайд 5

ЗАДАЧИ: использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ; развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ; развивать самостоятельность, способность к самообразованию; использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения; сформировать информационную компетентность учащихся; научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.

Слайд 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВОДИТЬ УРОКИ: 1) н а высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация) ; 2) о беспечивает наглядность ; 3) п ривлекает большое количество дидактического материала ; 4) п овышает объём выполняемой работы на уроке ; 5) о беспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд 7

ИКТ ОПРАВДЫВАЕТ СЕБЯ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ: повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Слайд 8

в памяти человека 25% услышанного 33% увиденного 50% увиденного и услышанного 75% материала

Слайд 9

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В ПРЕДМЕТНОМ ОБУЧЕНИИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА: использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами; повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Слайд 10

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНО: программы-учебники; программы-тренажёры; словари, справочники; энциклопедии; видеоуроки; библиотеки электронных наглядных пособий.

Слайд 11

КОМПЬЮТЕР – УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО: тренажёр, контроля и оценки знаний; моделирования, это идеальная электронная доска !!!

Слайд 12

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Слайд 13

ПРИМЕНЯЮ КОМПЬЮТЕРЫ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ УРОКА: ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ЗАКРЕПЛЕНИИ, НА ОБОБЩАЮЩИХ УРОКАХ, ПРИ ПОВТОРЕНИИ. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ.

Слайд 14

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ Мультимедийные курсы Презентация к уроку Логические игры Тесты Ресурсы Интернет Электронные энциклопедии

Слайд 15

ЗА И ПРОТИВ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ повышение мотивации учащихся концентрация внимания учащихся индивидуализация обучения идеальная электронная доска информационно-образовательные ресурсы тренажёры, средства диагностики и контроля Оборудование Отсутствие методик Нарушение здоровья учащихся

Слайд 16

ВЫВОД … Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования

Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...

«Образовательная программа – одно из условий повышения качества образования».

В работе излагаются условия, позволяющие  развивать на уроках в спортивных классах языковую , лингвистическую , коммуникативную компетенции. ...

Новые образовательные технологии в урочной деятельности как одно из условий повышения качества образования учащихся.

Возможности персонального сайта практически неисчерпаемы во всех сферах педагогической деятельности...

Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП).    Цель данной образовательной...

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как одно из условий повышения качества образования

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося   как одно из условий повышения качества образования...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как одно из условий повышения качества образования

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как одно из условий повышения качества образования...