Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»
статья на тему

Просвиркина Татьяна Вячеславовна

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  Чистопольского муниципального района

Доклад на тему:

«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 1»

Г. Чистополя

Просвиркина Т.В.

2014 год

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

          Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»

         Особенность ФГОС ОО нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

          Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Изменяются также и технологии обучения.

         Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся, среди которых одной из главных является  деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.

         Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

• общенаучную;

• информационную;

• познавательную;

• коммуникативную;

• ценностно-смысловую;

• социальную;

• стремления личностного самосовершенствования.

         Таким образом, разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

         Что же такое ученический проект?  Это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

            Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

          В основной школе основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности обучающихся. Основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе могут быть:

  • увеличение удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности;
  • использование разных форм модульного или концентрированного обучения;
  • усиление роли самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации;
  • введение социальной практики и социального проектирования;
  • дифференциация учебной среды;
  • переход на накопительную систему оценивания достижений 9например, использование технологии «портфолио» и т.п.)

          При выборе образовательной технологии в старшей школе целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:

  • приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри класса;
  • чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности:

  • проектная деятельность, направленная на получение социально значимого продукта;
  • исследовательская деятельность в ее разных формах, направленная на экспериментирование с объектами, на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
  • творческая деятельность, направленная на самореализацию и самосознание, деятельность управления группами людей.

         Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.  Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

          В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

         Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, Направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

          Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Структура проекта.

          Методы, доминирующие  в проекте - исследовательские; творческие; ролевые, игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).

         Предметно-содержательная область - монопроекты  и  межпредметные проекты;

         Характер контактов - региональные, международные, сетевые и т.д;

         Число участников проекта  - индивидуальные и групповые;

         Продолжительность выполнения проекта и ее характер - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

         Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно при условии, если учитель готов к смене социальных ролей: учитель становится партнером и координатором, если ученик овладел основными предметными знаниями, а также, если и учитель, и ученик готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.

        Анатомия проекта: 5 П – проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация  проекта.  

       Наиболее трудная задача – это правильно выделить проблему, то есть социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер.

        Далее определяется объект и предмет исследования. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования  — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

         Цель проекта –  модель желаемого конечного результата.

         Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

       Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте — это предположение, в котором дается предполагаемый  вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. Она формулируется в виде определенных отношений  между двумя событиями или явлениями.

        Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.

        Третий этап работы – поиск информации.  Ее можно найти  в книге (справочная, учебная литература, словари, справочники, документальные источники);

– поискать информацию  в Интернете;

– задать вопросы родителям, специалистам;

– подумать самостоятельно;

– провести интервью с участниками событий,  анкетирование;

         Этап исследования может происходить с помощью различных методов – эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и  теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы (интервью, соц. опрос, анкетирование)

         Продукт – это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, путеводителя, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии ит.д.

2 шаг: демонстрация опыта работы над организацией проектного метода обучения

•         Представлять продукт проекта можно на научной конференции, в виде научного доклада, деловой, ролевой  игры, защиты на ученом совете и т.д.

Работа над исследовательским или творческим проектом всегда заканчивается этапом рефлексии.

Педагогическая направленность  проектной деятельности многообразна:

  • изменение информационной емкости содержания;
  • выход на более высокий уровень осмысления;
  • развитие свободы мышления
  • формирование креативности
  • введение в новую предметную область

          Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

 Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействоать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы

         Следующим важным моментом, говорящим  в пользу  использования проектной технологии  является возможность построить и провести урок  по  всем требованиям ФГОС ОО нового поколения:

•        Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

•        Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

•        Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

•        Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

•        Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

•        Продумать форму подведения итогов урока.

•        Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

         В заключение хочется еще раз отметить - деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания и  самопознания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности.

Список использованных источников

  1. Данилюк Т.В., Н.И.Калашникова. Формирование читательской компетенции.  Уроки-исследования.  – Волгоград. Учитель.  2011 г.
  2. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы. circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
  4. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
  5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
  6. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
  7. Ступницкая М.С.  Что такое учебный проект?  - М.: Первое сентября. 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...

Формы и методы работы, способствующие повышению качества образования

Рассматриваются педагогические технологии, методы обучения и типы уроков....

«Совершенствование форм и методов обучения, способствующих повышению качества образования»

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в дополнительном образовании

Дистанционное обучение - это форма обучения, которая позволяет обучающимся получать знания через интернет под контролем педагога.В настоящее время дистанционное обучение может рассматриваться как...