Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"
статья по литературе

Тропина Алёна Александровна

    Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в обществе. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tropina_aa.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:  Современные педагогические технологии, способствующие

 формированию универсальных учебных действий на уроках литературы

Тропина А.А.

       Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в обществе. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. 

    Для достижения указанной выше цели педагогу необходимо изменить способ обучения. Учитель должен организовать учебный процесс, который нацелен на  формирование УУД, то есть на формирование способности обучающегося к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний. Главной целью педагогической деятельности и становится формирование личности, желающей и умеющей учиться. В соответствии с этим учитель обязан решить ряд задач:

  • формирование всех видов УУД;
  • развитие у обучающихся способности к самосовершенствованию; 
  • реализация системно-деятельностного подхода;
  • формирование опыта применения УУД в жизни.

     Обучающемуся  необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.  Соответственно, меняется и роль учителя - теперь он модератор ребенка в овладении компетенциями.

    Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей школьника. Поэтому особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям. 
    Чтобы сформировать УУД, учитель акцент должен сделать на системно-деятельностном подходе, то есть  знания не передавать в готовом виде, а позволить добыть обучающимися в процессе познавательной деятельности. Для этого педагогом создаётся проблемная ситуация, обнаруживается недостаточность знаний и определяется цель урока. 


     Для формирования УУД на уроках литературы можно использовать следующие педагогические технологии: 

1.Проектное обучение.   (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

     Метод проектов - это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности обучающихся, формирует развитие их социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Работа в группах построена по определенным правилам:  полное внимание к однокласснику; терпимость, дружелюбие; распределение ролей в группах (организатор, оратор, пресс-секретарь и т.д.) 
Деятельность учителя при использовании данного метода  сводится к организации совместного действия школьников как внутри одной группы, так и между группами.

     В случае применения проектного обучения у обучающихся формируются УУД в личностных,  коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. Школьники, занимающиеся проектной деятельностью, отличаются высоким уровнем учебной мотивации и снижением тревожности. 

2. Технология продуктивного чтения.  (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

      Данная технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

      I этап. До чтения. 

      На этом этапе  определяется смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделяются его герои по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Цели урока ставятся с учетом общей готовности обучающихся к работе. 

     II этап. Во время чтения. 

     Целью данного этапа является понимание текста и создание его читательской интерпретации. Для этого определяются основные понятия, составляется план текста (для пересказа), выявляется первичное восприятие, совпадение первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 

    Затем повторно читается текст или его отдельные фрагменты, анализируется текст. В данном случае можно использовать такие приемы: диалог с автором, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.

     Далее задается обучающимся уточняющий вопрос к каждой смысловой части, проводится беседа по содержанию текста, обобщается прочитанное и выразительно читается текст.

     III этап. После чтения. 

     Цель указанного этапа - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации.

     На этом этапе работы учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Коллективно обсуждается прочитанное, ведется дискуссия, выявляется основная идея текста.

    Обязательным на данном этапе работы с текстом является знакомство с писателем и работа с заглавием, иллюстрациями.

    Далее выполняются творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся.    

    Технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами приходят к  решению ключевой проблемы урока.

     3. ИКТ-технологии.

     Данные технологии многие педагоги используют на уроках регулярно, системно, так как они способствует развитию исследовательской деятельности.  Существуют разные типы Интернет-ресурсов, например: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, презентации, имеющиеся на образовательных сайтах и порталах.

     Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  содержит видеофрагменты, литературоведческие справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания. Здесь предполагаются задания разного характера, например: 

- создать проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у обучающихся навыки нахождения, обработки, систематизации информации); 

- решить поставленную проблему, обращаясь к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного знания, формирование умения критически оценивать действительность); 

- исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном мире. 

      Обращение к материалам образовательных порталов дает обучающимся огромные возможности для получения межпредметных знаний, нахождения интересной и полезной информации.          

        Таким образом, в результате работы по указанным выше  технологиям на уроках литературы обучающиеся учатся искать закономерности, рассуждать по аналогии. Это повышает у обучающихся мотивацию к обучению, чтению, контролю своих результатов. При такой работе включаются все виды УУД, активизируется творческая деятельность обучающихся и вырабатывается активная жизненная позиция.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ  ФОРМИРОВАНИЮ УУД

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ТЕХНОЛОГИЯ  «ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

СХЕМА  ПРОЕКТА 1

Спецкурс «Литературная Сибирь», 6 класс

Валерий Ефимович Нефедьев, рассказ «Отцова карточка»

1. Подготовка презентации по биографии писателя

   (группа уч-ся во главе с Лыткиной Еленой, правнучкой писателя)

2. Урок «Жизнь и судьба В.Нефедьева, знакомство с рассказом «Отцова карточка»

3. Урок «Чтение рассказа В.Нефедьева «Отцова карточка»

4. Урок «Анализ рассказа В.Нефедьева «Отцова карточка»

5. Вопрос классу: «А как вы относитесь к своим родителям? Что вы знаете о своих родственниках?

    Известны ли вам факты из жизни своих предков?

6. Рассказ о своей семье по фотографиям, семейным альбомам, презентациям

7. Творческая работа «Составление генеалогического древа своей семьи»

СХЕМА  ПРОЕКТА 2

Спецкурс «Литературная Сибирь», 6 класс

Валентин Григорьевич Распутин «Продаётся медвежья шкура»

1. Подготовка презентаций и докладов по биографии В.Г.Распутина  (групповая работа)

2. Урок 1, 2 «В.Г.Распутин. Рассказ «Продаётся медвежья шкура»

3. Урок1,2,3 «В.Г.Распутин «Уроки французского»

4. Поездка в г. Иркутск в музей В.Г.Распутина (ул.Свердлова, 20) с участником районного конкурса чтецов

5. Выступление учащегося перед классом с презентацией-отчётом о посещении музея В.Г.Распутина

6. *Поездка в г. Иркутск в музей В.Г.Распутина (ул.Свердлова, 20) всем  классом

СХЕМА  ПРОЕКТА 3

Литература, 6 класс

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»

1. Подготовка сообщений, стенгазет по биографии и творчеству поэтов 18 в (групповая работа)

2. Урок «Творчество поэтов 18 века»

3. Урок выразительного чтения стихотворений поэтов 18 века

4. Подготовка презентаций, докладов, сообщений по биографии и творчеству поэтов 20 в

4. Урок 1, 2 Изучение творчества поэтов 20 века, представление иллюстраций о родной природе

5. Оформление стенда в кабинете  «Биография С.А.Есенина»

6. Урок 3  Выразительное чтение наизусть стихотворений о родной природе поэтов 20 века

7. *Составление поэтического журнала «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Весна»

СХЕМА  ПРОЕКТА 4

Литература, 7 класс

«Филологическая неделя «К 100-летию К.М.Симонова»

1. Урок внеклассного чтения «Памяти К.М.Симонова»

2. Урок «Выразительное чтение стихотворений К.М. Симонова»

3. Выставка рисунков к стихотворениям К.М.Симонова

3. Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе рисунков к стихотворениям К.М. Симонова

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ  ФОРМИРОВАНИЮ УУД

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ТЕХНОЛОГИЯ  «ПРОДУКТИВНОЕ  ЧТЕНИЕ»

I ЭТАП  «ДО  ЧТЕНИЯ»

        На этом этапе  определяется смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделяются его герои по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

Вопросы  классу:

- Исходя из названия, можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь в данном произведении?

(эффект неожиданности как средство юмора)

- А можете ли вы предположить, какой по жанру будет рассказ Ф.Искандера, если эпиграфом к уроку мы

  возьмём его слова: «Юмор делает серьезное еще более серьезным…»

II  ЭТАП  «ВО  ВРЕМЯ  ЧТЕНИЯ»

     Целью данного этапа является понимание текста и создание его читательской интерпретации. Для этого выявляется первичное восприятие, совпадение первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    Затем повторно читается текст или его отдельные фрагменты, анализируется текст.

В.Г.Распутин. Рассказ «Продаётся медвежья шкура»

Читаем эпизоды из текста:

       …Василий спрятал тозовку, которой он больше не доверял, и стал ходить только с карабином.

Однажды он со стыдом обнаружил, что идет с карабином за водой, – до речки было всего каких-нибудь двадцать шагов. Он остановился и стал вспоминать, когда он мог взять с собой оружие, но так и не вспомнил: это было мгновение, вышедшее из-под его контроля, это мгновение контролировал страх. Василий выругался и отнес карабин в зимовье.  В другой раз ему почудилось, что за ним кто-то идет. Он пошел дальше, и снова за спиной ему послышались шаги. Они сопровождали его до самого зимовья.

     Когда собаки кого-нибудь облаивали, он ежился: не медведь ли это? Делимость времени он стал воспринимать как неприятность: в каждом часе шестьдесят минут, в каждой минуте шестьдесят секунд, всего-навсего шестьдесят мгновений, и каждое из этих мгновений могло быть последним…  По ночам неистово лаяли собаки, и он представлял, как медведь издали с тоской смотрит на свет зимовья.

     Как-то среди бела дня Василий увидел его все на том же склоне горы: медведь, нацеливаясь на него, вытянул морду, похожую на ствол старинной пушки.  Василий решил уехать. Он устал от страха и тревог, от необходимости подавлять их усилием воли – не один раз, выходя из зимовья, он чувствовал себя жертвой, которую выманивают для расправы… Рано утром Василий вышел на лай собак, на всякий случай прихватив с собой карабин. Собаки были уже далеко, и Василий, прислушиваясь, пытался определить, кого они гонят. То, что он увидел, было неожиданно и страшно. На поляну возле скалы выскочил медведь и, отбиваясь от собак, поднялся на дыбы, показывая Василию свою белую грудь. Василий даже не пытался стрелять. У него было такое ощущение, будто тишина, наступившая в нем самом, – это тишина между молнией и громом: вспышка ослепила его с головы до ног, и через мгновение раздастся грохот.

      Но все было тихо, и только собаки все так же заливались вдали.

«Нашел, нашел, нашел» – эта мысль, как поплавок, то ныряла в глубину, то снова появлялась там, на поверхности его сознания.   Нетрудно было представить себе, как медведь, разыскивая его, прочесывал тайгу, как часами он стоял где-нибудь недалеко от жилья, чтобы увидеть его обитателей, как кружил около поселка, запоминая своей медвежьей памятью каждого человека, как тоскливо рычал, когда пропадала надежда, а потом, учуяв запах дымка, снова шел дальше. Он перестал быть медведем, в обычном смысле этого слова, он стал преследователем, это было для него главным, а все остальное он делал только для того, чтобы сохранить в себе преследователя.

       На следующий день медведь снова подошел к избушке. На этот раз пастухи попытались его убить, но он ушел, оставляя на камнях кровавый след, словно приглашая Василия следовать за собой.

– Не берут его пули, – мрачно сказал вечером один из пастухов. – Надо тебе уезжать, Василий. Он сейчас совсем сдурел.   Надо уезжать, – согласился Василий. Он, таежник, теперь остался без тайги...  

Задаём вопросы классу:

- Чего боится Василий? Почему медведь преследует охотника?

Слушаем предположения ребят.

Читаем начало рассказа:

        Василий был хоть и не старый, но опытный медвежатник. У охотников свое разделение ремесла: одни как бы специально рождены, чтобы бить соболя, другие белку, третьи волков. Василий мог делать все, но это все не доставляло ему большого удовольствия: у него был свой талант, талант медвежатника, который, казалось, долго искал для себя подходящую кандидатуру и наконец-то ее нашел.

    Схватка с медведем была для него пиром. Когда он подходил к берлоге и видел закуржавевший от медвежьего дыхания снег, он садился за стол, уставленный многочисленными бутылками и тарелками. Потирая руки, он наливал себе рюмку вина, небольшую рюмку вина, чтобы только согреться… Берлога молчала. Можно было бы перегородить вход в нее крест-накрест двумя березовыми жердями, а потом спокойно, почти ничем не рискуя, убить медведя в его собственном логове…  Потом он выпрямился и подошел к убитому медведю – к трем страничкам истории, которую он знал наизусть. Зверь лежал, подложив под голову переднюю лапу, как в детской кино-картине, чтобы ребятишки могли посмеяться. Это была медведица.

      Потом ему не один раз говорили: «Это из-за медведицы. Если бы не она, на этом бы все и кончилось. А сейчас видишь, как получается».

* Теперь всё становится на свои места, и к этому выводу пришли сами дети.

Переходим к 3 этапу «После чтения»

- Какие выводы вы можете сделать? Кто прав: охотник Василий или медведь? Почему?

- Понимаете ли вы теперь смысл финала текста?

     Он подошел к туше медведя и сел рядом с ней. Ни радости, ни удовлетворения он не чувствовал. Не зная, что делать, он достал из кармана кусок черного хлеба и стал вяло и безучастно жевать.

     Он, победитель, сидел рядом с медведем и казался себе убийцей. А медведь лежал рядом с ним и, наверное, даже не знал, что его убили: он был по-прежнему гордый и сильный.

III  ЭТАП  «ПОСЛЕ  ЧТЕНИЯ

     Цель указанного этапа - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации.

     На этом этапе работы учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Коллективно обсуждается прочитанное, ведется дискуссия, выявляется основная идея текста.

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Вопросы классу:

- Какой смысл вкладывает М.М.Пришвин в название сказки-были?  

(Он пишет о несметных богатствах, хранящихся даже в таком страшном месте, как Блудово болото.

В природе нет ничего вредного, всё в ней соразмерно)

«Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее -  от человека», - писал М.М. Пришвин

Составляем схему:

                                                         

Вывод: Идея сказки-были «Кладовая солнца»:
Самое трудное - победить не внешнее зло,  а что-то плохое в самом себе, в своей душе, чтобы жить в любви со всеми в мире. Душа каждого –  это кладовая добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности

В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....

Развитие универсальных учебных действий на уроках литературы

На примере работы с рассказом В.П.Астафьева "Васюткино озеро" показан процесс формирования УУД....

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования

Данный материал представлен в виде доклада с презентацией, который знакомит педагогов с основными приемами работы на уроке, способствующими формированию УУД у школьников....

Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.

Тест по рассказу А. Платонова «Никита» Урок литературы в 5 классе с использованием УМК  Г.С.Меркина. Тема: А.П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита»....

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...

Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...