«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».
статья по алгебре (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o.e..doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».

Статья учителя математики МБОУ «Покровская СОШ» МО «Ахтубинский район» Астраханской области Черкашиной Ольги Евгеньевны.

                                     2012  год


    На какие же стороны психологии обучения следует обращать главное внимание и какими основными принципами следует при этом руководствоваться, чтобы учебный процесс был более успешным?

Мне представляется, что такими принципами являются следующие: внушение учащемуся уверенности в собственных силах и помощи ему, когда это для него необходимо.

Следует обратить внимание на то, что здесь нет ни слова ни о порицании, ни тем более о наказании учащихся, неконтролируемое доверие, оказываемое преподавателем, является обычно весьма успешным методом обучения и стимулирует развитие интересов у учащихся.

              Л.Кудрявцев. Из книги «Мысли о современной математике».

Деятельность учащегося – основа всего учебно-воспитательного процесса, основа всех процессов, протекающих в сознании учащихся при выполнении учебных задач. Если учебная деятельность выполняется путём активных мыслительных усилий и при этом достигается отчётливое понимание изучаемого материала или решаемой задачи, то такая деятельность становится для учащегося всё более интересной и привлекательной. Условиями активизации мыслительной  деятельности являются: осознание важности данного материала, устойчивые интересы и потребности, положительные эмоции. Этого можно добиться, если на уроке присутствует:

  1. относительная новизна;
  2. неожиданность её появления;
  3. присутствие контраста;
  4. ожидание определённых событий или впечатлений.

Говоря о мотивации познавательной деятельности, нужно разглядывать её как разноуровневую систему различных мотивов, которые определяют движение ученика по направлению к поставленной цели обучения и влияют на активность (пассивность) его поведения на уроке. Одни мотивы являются смыслообразующими, придают деятельности учения личностный смысл, остальные же, действуя параллельно, служат дополнительными побуждениями, мотивами-стимулами.

Мотивация (от лат.moveo- двигаю) - общее заглавие для действий, способов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В понятие «мотивация» вкладывается несколько другой смысл, связанный в большей степени с их отношением к профессиональным обязанностям

Мотивация как процесс конфигурации состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, предпосылки, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно найти и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, рвения и эмоции, установки и идеалы. Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, сплетенная с внутренним отношением ученика к ней. К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то молвят о социальных мотивах.

Познавательные мотивы могут иметь различные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавателные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретения дополнительных знаний и потом на построение специальной программы самосовершенствования). Развитию мотивации способствуют занимательность изложения (занимательные примеры, опыты), необыкновенная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные дидактические игры; ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; разъяснение публичной и личной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особенное значение приобретает укрепление желания школьника обучаться, что обеспечивает усвоение всех видов знаний и их применение в новейших условиях, выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. То есть, немаловажную роль играет вопрос о формировании у школьников познавательного интереса и творческой активности на уроках. Деятельность учащегося – основа всего учебно-воспитательного процесса, основа всех процессов, протекающих в сознании учащихся при выполнении учебных задач. Если учебная деятельность выполняется путём активных мыслительных усилий и при этом достигается отчётливое понимание изучаемого материала или  решаемой задачи, то такая деятельность становится для учащегося всё более интересной и привлекательной. То есть формирование интереса и творческих задатков усиливается, если на уроке создаются условия для активных умственных усилий, углубления понимания материала, возрастающей уверенности, возникновения новых идей.

Важнейшим средством формирования у школьников интереса к математике и к её изучению и вместе с тем эффективным средством приобщения школьников к учебной математической деятельности творческого характера является формирование у учащихся интереса к решению задач.  Следует учесть, что задачи в процессе изучения математики могут служить следующим дидактическим целям:

- стимулировать изучение математики;

- выполнять пропедевтические функции;

- способствовать усвоению теоретического материала;

- формировать основные навыки основных типов задач;

- способствовать развитию интеллекта и мировоззрения.

Крупное научное открытие даёт решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия. Решаемая задача может быть скромной, но она бросает вызов любознательности, и если ученик сможет решить её своими силами, то он испытает ведущее к открытию напряжение ума и насладится радостью победы. Такие эмоции, пережитые в раннем возрасте, когда ребёнок очень восприимчив, могут побудить вкус к умственной работе на всю жизнь.

Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации. Важно, чтобы содержание задачи вызывало живой интерес, чтобы текст был обращён к уму и эмоциям детей. Так, например, когда в курсе математики 5-го класса впервые предлагаются задачи «на движение по реке» полезно обратиться к жизненному опыту детей. Вспомнить, как они летом купались: ГДЕ? В РЕКЕ? В ОЗЕРЕ? Выяснить, почему легко плыть по течению реки, а против течения трудно.  Мысленно порыбачить с ними на реке и на озере. Узнать, почему поплавок сносит, когда удишь в реке, а в озере нет. Покататься на лодке с мотором и без мотора, проплыть по реке и по озеру на плоту. Все сопутствующие понятия: «собственная скорость», «скорость по течению», «скорость против течения» использовались в беседе. Запоминание происходит сразу. С задачами на движение по реке учащиеся встретятся ещё в старших классах, но жизненный опыт им поможет уже в более сложных ситуациях.

Надо добиваться отчётливого понимания самого текста задачи, самого условия задачи. В 5-ом классе была дана такая задача:   «На двух полках сто книг, причём на верхней книг в 4 раза меньше, чем на нижней.  Сколько книг на нижней полке?» Тем учащимся, которые не смогли решить эту задачу, предложили угадать ответ. Догадки были самые нелепые: 25 книг, 20 книг и т.д. Дети не видели ситуацию, о которой говорится в задаче. Поэтому учащихся при обучении решению задач надо учить «догадываться» то есть моделировать условие задачи, а затем решать её. Нельзя упускать и воспитательные моменты. Каждый раз, когда ученик догадался, как правильно решить, рационально решить, надо спросить: «А как ты догадался?» И здесь важно рассмотреть, проанализировать, развернуть весь процесс мышления, который привёл ученика к догадке. Несмотря на то, что с таким вопросом обращаются « к сильному» ученику, «слабый» тоже предельно внимателен в этот момент. Само слово «догадался» как бы уравнивает в правах более и менее способных – догадаться ведь может каждый!

Работая над вопросом формирования познавательного интереса, учитель должен заботиться о комфортном психологическом состоянии учащихся, дети не должны работать в чрезмерно сложных условиях, испытывать беспомощность, ущемлённость, разочарование от непонимания и неумения выполнить требование учителя. Этого можно добиться, например, используя нетрадиционные формы подачи упражнений (таблицы, лабиринты, удивительные квадраты и т.д.) с использованием тематической информации. Пример задания «Это интересно знать».  Однажды в английском графстве Камберленд разразилась страшная гроза. Сильный ветер вырывал с корнями деревья, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то чёрное вещество. Название этого вещества зашифровано уравнениями. Решите уравнение, используя соответствие   «число – буква». Прочитайте название этого вещества. (Ответ: графит). Даётся дополнительная информация. Импровизация на заданную тему может применяться в течение всего урока.

Чтобы успешно овладевать знаниями иногда бывает достаточно «маленького удивления». Например, при изучении темы «Координатная прямая» я сообщаю учащимся, что нуль – он «хитренький». Число нуль не относится ни к положительным ни к отрицательным числам, от нуля как бы идёт «деление» чисел на положительные и отрицательные. Информация о хитреньком нуле надолго сохраняется в памяти учащихся. Работая над элементами творчества, предлагаю учащимся написать математическую сказку. Предварительно читаю им сказки бывших учеников и из журналов «Математика в школе». Приведу пример сказки, написанной ученицей 6-го класса.

«Хитренький нуль».

«В некотором царстве, в некотором государстве на координатной плоскости жили-были Царь Нуль и его подданные – положительные и отрицательные числа. Положительные и отрицательные числа не любили друг друга, постоянно ссорились и ругались между собой. Поэтому Царь Нуль решил поселить отрицательные числа слева и внизу от себя, а положительные числа – справа и сверху то есть разделил их. Назвал он эти государства – «Ось Абсцисс» и «Ось Ординат». Царь Нуль думал: «А как ему быть, к кому ему присоединиться?» Думал он ровно 4 дня и 4 ночи и, наконец, решил: чтобы никого не обидеть  он не примет ни одну из сторон чисел и останется в центре своего государства. За это его и прозвали «хитреньким».

Формирование у школьников познавательного интереса  и творческих задатков требует большого труда учителя, его любви к своей работе, к преподаваемому предмету, только тогда его лучшими друзьями станут: ЧТО? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАК?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад  по теме:  Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики...

Дидактическая игра как средство познавательного интереса учащихся на уроке математики

Формирование и развитие познавательных интересов- часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой  личности....

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики

В работе рассмотрен прием наглядности на уроках как  продуктивное методическое средство  развития познавательного интереса учащихся. Раскрывается применение данного приема при решении тексто...

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики

Статья, содержащая основные характеристики и описания развития познавательного интереса у школьников....

Приемы и условия развития познавательных интересов учащихся на уроках математики

Обобщение основных условий, при которых у учащихся возникает и развивается интерес к учению и основные приемы, используемые учителем на уроках....

Доклад «Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»

laquo;Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.»Конфуций (450 г. до н.э.)   В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменени...