Описание опыта работы по реализации проекта «Создание модели педагогической системы общественно активной школы как механизма реализации федеральных государственных образовательных стандартов»
проект по теме

Исаченко Наталья Валентиновна

Содержание

1.      Актуальность опыта. Проблемный анализ…………………...3

2.      Основные концептуальные положения………………………..5

3.      Цели и задачи……………………………………………...........8

4.      Деятельность в рамках проекта, результаты реализации за 2012-2013 учебный год………………………….…………………......................10

 

5.      Анализ  эффективности реализации проекта…………………15

 

6.     Предполагаемые риски,  способы и результаты их устранения, возможность усвоения опыта………………………………………………………….18

7.      Литература………………………………………………………19

8.      Приложения……………………………………………………..20

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isachenko_n.v._opisanie_opyta_oash.docx85.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Седельниковская средняя  школа №1»

Седельниковского муниципального района Омской области

646480        646480

Омская область,        Омская область

с.Седельниково        с. Седельниково

ул.Советская,22        ул. Кропотова, 33 кв. 17

тел.8 (381 64) 21 556        тел. 8 (381 64) 21 742

        Исаченко Н.В.

        isnv@mail.ru 

        isachenko2710@gmail.com 

Описание опыта работы

 по реализации проекта

«Создание модели педагогической системы общественно активной школы как механизма реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

                         Исаченко Наталья

 Валентиновна,

 заместитель директора,

 учитель искусства

 МБОУ «Седельниковская СШ №1»

        

                                                                                                               

                                                       Седельниково,2014

Содержание

1.        Актуальность опыта. Проблемный анализ…………………...3

2.        Основные концептуальные положения………………………..5

3.        Цели и задачи……………………………………………...........8

4.         Деятельность в рамках проекта, результаты реализации за 2012-2013 учебный год………………………….…………………......................10

5.      Анализ  эффективности реализации проекта…………………15

6.     Предполагаемые риски,  способы и результаты их устранения, возможность усвоения опыта………………………………………………………….18

7.        Литература………………………………………………………19

8.        Приложения……………………………………………………..20

Актуальность опыта. Проблемный анализ.

        С 2011 - 2012 учебного года начался переход всех школ Российской Федерации на  новые  Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  общего образования (ФГОС), наша МКОУ «Седельниковская  СОШ №1» пеходит с 2010 года. В связи с этим десятки тысяч российских школ столкнулись  с  необходимостью  существенно  модернизировать  свою  деятельность: разрабатывать  новые  образовательные  программы,  осваивать  новые  учебно-методические материалы, внедрять новые содержание, формы и методы образования, перестраивать  организацию  воспитательного  процесса,  по-новому  выстраивать отношения с местным сообществом, а также другими учреждениями и организациями, работающими  с  детьми  и  подростками.  Администрация  школ,  учителя,  другие педагогические работники и методические службы оказались во многом не готовы к  переходу  на  новые  стандарты.  В  этих  условиях  особенно  остро  встал  вопрос о поиске тех моделей школ, особенно школ массовых, которые в силу своей специфики являются наиболее «предрасположенными» к реализации требований стандарта. Наша школа не является исключением.

          К числу таких моделей, без всякого сомнения, относится модель общественно-активной школы (ОАШ), которая возникла в нашей стране в конце 1990-х гг. и сегодня получила  широкое  распространение  практически  на  всей  территории  Российской Федерации[1].

Опираясь на данные положения, в нашем образовательном учреждении был разработан проект «Создание модели педагогической системы общественно активной школы как механизма реализации федеральных государственных образовательных стандартов», который реализовывался в течение 2012-2013 года. Опыт деятельности в рамках данного проекта и представлен в  работе.

         Общественно-активная  школа,  как  никакое  другое  образовательное  учреждение, «заточено» на реализацию компетентностного подхода. Школьники должны постоянно оказываться в ситуациях, требующих умения осмысливать возникающие проблемы, искать и реализовывать оптимальные пути и способы их решения, как правило, в совместной деятельности. Открытость ОАШ окружающему миру и различным социальным практикам должны обеспечивать развитие у детей и подростков способности ориентироваться в мире профессий, обращаться к тем видам профессиональной деятельности, которые вызывают осознанный интерес. Эта проблема стоит перед нашим образовательным учреждением, на ее решение и были направлены усилия в рамках нашего проекта.

Исходя из всего вышеизложенного, нам пришло новое видение предназначения нашей школы как общественно-активной школы. Именно поэтому,  мы  считаем, что организуя и совершенствуя образовательный процесс по принципам модели общественно-активной школы можно значительно повысить эффективность введения ФГОС. Тем более, что большинство идей ОАШ в нашем образовательном учреждении существуют уже на протяжении целого ряда лет. В настоящее время нам предстоит не только заявить перед общественностью и социумом о себе, как об общественно-активной школе, но и обновить и усовершенствовать уже имеющиеся  направления деятельности. Мы считаем, что реализация проекта позволит нашей школе стать общественно-активной, при этом повыситься эффективность реализации ФГОС.

        Новизна проекта состояла в обосновании необходимости, целесообразности и возможности проектирования  модели педагогической системы общественно-активной школы, основанной на реализации основных образовательных программ начального и основного образования для более эффективного  введения ФГОС.

         Новизна данного опыта работы состоит в обобщении практики реализации создания ОАШ с целью эффективной реализации ФГОС. То есть, мы предполагаем, что  управление образовательным учреждением по принципам  общественно-активной школы, даст и дает нам больше возможностей  вывести образовательный процесс, организуемый по требования новых стандартов на более высокий уровень.

Концептуальные положения

        В середине 90-х годов педагогическая общественность России познакомилась с социально-педагогическим феноменом общественно-активной школы, имеющей широкое международное распространение и вариативно реализуемой более чем в 80 странах мира. Идея общественно-активной школы стала востребованной для системы российского образования. Данный факт объясняется разными причинами, в том числе историческими корнями общественно-активной школы, которые уходят в XIX век, когда ярким примером и конкретной формой участия общественности в руководстве народным образованием была земская деятельность. Общественно-активная школа имеет высокий уровень адаптации к конкретным социальным условиям, в которых происходит ее развитие. Важнейшая задача общественно-активной школы — помочь ребенку обрести эффективную социальную компетентность, вооружить способностью активно и успешно жить в современном обществе. Деятельность такой школы направлена на формирование активной гражданской позиции школьников, получение  опыта гражданского действия,  саморазвитие.

        Общественно-активная школа включает в себя три основных компонента: демократизацию школы, партнерство школы и сообщества,  добровольчество. С  точки  зрения  Г.Б.  Корнетова[2],  демократическая  направленность  общественно-активной школы проявляется  в стремлении демократизировать весь образовательный процесс, систему управления, весь уклад школьной жизни, самоорганизоваться как демократическое сообщество, сформировать устойчивые демократические традиции, демократический дух школы. Для нас одной из важнейших составляющих демократизации образовательного процесса в  общественно-активной школе является использование принципа партнерства при организации взаимоотношений всех субъектов внутришкольной жизни, а также привлекаемых к решению образования представителей сообщества. Партнерские отношения  предполагают четкое определение взаимных прав и обязанностей, соблюдение принятых норм и правил поведения, формирование привычки добросовестно выполнять принятые на себя обязательства и нести взаимную ответственность. Жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса.

        Социальное партнерство включает в себя конструктивное сотрудничество с родителями, представителями органов власти, коммерческих структур, общественными организациями  и  т.д.  Принципы  партнерства    последовательно  реализуются  во  всем  образовательном процессе. Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях — достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики,  социальной  обстановки,  готовности  включиться  в  него  представителей федеральных, региональных, муниципальных властей, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений.

        Общественно-активные  школы  имеют  богатый  опыт  в  развитии  добровольческого движения, интересные социальные практики.  Добровольчество, являясь формой социального служения обществу, обеспечивает возможность самореализации и самоутверждения школьников, воспитывает важные нравственные качества. Добровольчество как социальный институт придает процессу социализации школьников упорядоченные формы и общественно значимые стандарты. Само по себе добровольчество благодаря открытости, демократичности и мобильности является продуктивным пространством для выдвижения, обсуждения и экспертизы гражданских инициатив, предоставляя школьнику возможность получить опыт гражданского действия в решении социально значимых проблем территорий и в партнерстве со взрослыми.

Технология реализации проекта

  • Участие в грантовой деятельности (разработка и реализация проектов, программ, участие в конкурсах);
  • Социальное проектирование (самостоятельная деятельность подростков, направленная на практическое решение определенной проблемы; разработка и реализация проектов по благоустройству школы, района; предложения новых форм  и видов активной социальной деятельности);
  •  Эффективные направления деятельности детского самоуправления (форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижений общественно значимых целей; формы детских общественных объединений: «общество любителей…», «группы добровольцев» и др.; создание различных форм самоуправления в ОУ: ученические советы, советы школ, советы детских общественных организаций);
  • Развитие волонтерского движения (добровольная работа и благотворительность – шефство над ветеранами войны и труда, людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, участие в социальном обслуживании населения , относящегося к группе социального риска, работа активистов детского движения милосердия, проведение благотворительных акций и марафонов и т.п.);
  • Использование интерактивных методов в воспитании.

Условия развития ОАШ (данные условия были созданы и реализованы в 2012-2013 учебном году)

  • Анализ социосферы и состояния образования в ОУ;
  • Информационная поддержка идеи ОАШ:
  • презентация модели ОАШ;
  • собрания и совещания;
  • информирование местного сообщества об идеях ОАШ.
  • Подготовка кадров:
  • семинары;
  • курсы.
  • Межведомственные совещания с привлечением социальных институтов, родительской общественности, директоров ОУ.
  • Включение принципов общественно-ориентированного образования в образовательный процесс:
  •  концепция школы ОАШ;
  • проектная работа по теме ОАШ;
  •  апробация модели ОАШ на добровольной основе.
  • Создание системы стимулирования для ОАШ (информационная, моральная, материальная)
  • Проведение благотворительных акций.
  • Проведение социологических исследований по проблемам ОАШ.

Конкурентные преимущества ОАШ в различных сферах:

  • принцип коллегиальности планирования, развитие проектной культуры (в том числе и в управлении);
  • инициирование и формулирование гражданского заказа в программе развития;
  • стимулирование общественно-ориентированной деятельности педагогов через заработную плату, курсы повышения квалификации, развитие у педагогов умения учиться у субъектов другой роли (родители, ученики...);
  • системная работа по развитию жизненных навыков молодежи и активной гражданской позиции, тесное взаимодействие с родителями для реализации воспитательных целей, поддержка инициатив детей при разработке социальных проектов;
  • открытость и прозрачность деятельности для местного сообщества, кредит доверия к школе;
  • осознание сущности понятия «партнерство», успешный опыт выстраивания партнерских отношений с различными организациями, восприятие партнеров как участников совместной социально-образовательной деятельности;
  • открытость и публичность процесса мониторинга и оценки в школе, полученных результатов;
  • участие в данных процессах всех участников образовательного процесса и представителей местного сообщества.

Общественно-активная школа — это:

•        школа-музей, открывающая подрастающим поколениям доступ ко всему богатству человеческой культуры;

•        школа-мастерская, позволяющая учащимся погрузиться в созидательную деятельность, направленную на создание различных материальных и идеальных продуктов, имеющих значение как для них самих, так и для окружающих их людей;

 •         школа-лаборатория, включающая детей и подростков в исследовательскую деятельность, направленную на открытие истины, на созидание знания;

•         школа-сообщество, представляющая целостный социальный организм, функционирующий и развивающийся по законам демократии;

•         школа — социальный центр, активно включенная в жизнь местного сообщества;

•         школа — центр социального воспитания, стремящаяся быть как центром образования, так и центром социального воспитания подрастающих поколений, учитывающего и соотносящего огромное множество социализирующих их потоков.

Цель: Обобщение  опыта реализации модели педагогической системы общественно - активной школы как ресурса эффективного внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

          Задачи:

1. Проанализировать  деятельность  МКОУ «Седельниковская СОШ №1» с точки зрения  критериев эффективности деятельности ОУ как общественно - активной школы;

3. Разработать методические рекомендации по проектированию педагогической системы  общественно активной школы как ресурса эффективного внедрения федерального государственного образовательного стандарта (рекомендации будут представлены в форме картотеки  по  использованию  техник  продуктивной  коммуникации  в образовательном процессе);

4. Распространить проектируемую модель педагогической системы общественно активной школы как в условиях общеобразовательных учреждений, развивающихся в соответствующем направлении, так и в организации работы любой общеобразовательной школы вообще.

Объект  исследования: организация учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Предмет: процесс организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Модель педагогической системы общественно активной школы реализуется через культурологический, деятельностный и компетентностный подходы.

Компоненты общественно-активной школы

  Финансирование

Собственные заработанные средства от добровольческих акций

Использование средств местного бюджета;

Привлеченные внебюджетные средства (инвестиции, грантовые средства, благотворительная помощь и др.)

Участники проекта: МКОУ «Седельниковская СОШ №1», государственные учреждения, некоммерческие общественные организации, социальные и гражданские институты.

База реализации проекта: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области

Так как этапами и сроками реализации проекта были следующие пункты,

Подготовительный - август 2012 .

Проектный – сентябрь 2012 г.

Экспериментальный – октябрь 2012 – март 2015

Аналитический – март- апрель 2015 г.

Итоговый – май-июнь 2015 г. 

то, соответственно, на сегодняшний день мы находимся на третьем этапе – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ (в августе - сентябре 2012 года мы прошли подготовительный и проектный этапы).

Были изучены особенности, принципы, направления деятельности ОАШ, опыт деятельности других общественно-активных школ, была выбрана тема проекта, постановлены цель и задачи, подбран материал, совместно спланирована деятельность по реализации проекта, определены участники и партнёры проекта.

Партнёры проекта:

За прошедший период школа тесно сотрудничала с Музей ИсториСедельниковского района

Районная библиотека

Редакция газеты «Сибирский труженик»

Социальный центр «Родник»

МОУ ДОД «Седельниковская ДШИ» (школа искусств)

МОУ ДОД «Седельниковская ДЮСШ» (спортивная школа)

МОУ ДОД «Седельниковский ДДТ» (детский дом творчества)

МОУ ДОД «Седельниковский ДЮЦ» (спортивный центр)

Деятельность в рамках проекта, результаты реализации за 2012-2013 учебный год 

За указанный период была выбрана и апробирована мониторинговая система, позволяющая анализировать ход образовательной деятельности, осуществляемой по спроектированной модели;

  • организовано участие подрастающего поколения в разработке и реализации социально-гражданских инициатив;
  • представители сообщества активно привлекались для  решения актуальных социальных проблем;
  • продолжено осуществление партнерских отношений школы и окружающего сообщества;
  • в качестве  благотворительности и спонсорской помощи привлечено средств  ;
  • распространение идей системы самоуправления в Седельниковском районе и других регионах на примере ОАШ;
  • Проведен ряд совещаний при директоре, на котором были рассмотрены вопросы фандрайзинга - привлечение внебюджетных средств.

  Реализуя данный проект,  мы руководствовались следующими принципами:

Образование для опыта и через опыт.

Обучение через общественно-полезную деятельность  (привлечение  учащихся к работе в сообществе).

Привязанность школьной программы к реальной жизни.

Упор на гражданское образование и воспитание.

Активное участие каждого.

Широкое использование интерактивных методов.

Подготовка школы к работе в сообществе.

Социальная активизация школы.

Обучение взрослых.

      Общественно-активная школа стремится организовать образовательный процесс таким образом, чтобы на место преимущественной передачи детям готового знания и отработки умений и навыков по его применению поставить овладение ими способами самостоятельного добывания знаний, которое при этом становится для них личностно значимым, наполняется личностными смыслами. Учитель использует любую возможность, чтобы вместо готовых истин помочь учащимся прийти к этим истинам самостоятельно, провести исследование, сделать открытие, а это и есть главный принцип введения ФГОС. Так, все педагоги, работающие в классах, переходящих на ФГОС,  старались следовать данному принципу, администрацией школы было организовано взаимопосещение уроков, совещания и заседания проектных команд и творческих групп для проработки данного вопроса.

Стандарт как общественный договор должен обеспечивать максимум

возможностей  договариваться  для  всех  субъектов  образовательного  процесса,  что может и в идеале должно опираться на опыт и принципы работы ОАШ. Все субъекты использовали всевозможные способы сотрудничества друг с другом и с социальными партнерами (с большинством из них  подписаны договора о взаимодействии), школа тесно сотрудничает и осуществляет скоординированную деятельность со следующими организациями: Детский дом творчества, ГИБДД, Центр по работе с детьми и молодежью, Социальный центр «Родник», ДЦ «Светоч», Пожарной частью №60, налажены партнерские отношения с частными предпринимателями: Кернозик Б. Г., Баликоевым С.К., Кильковым И.А., Воробьевым А.Ф., частной автошколой «Зеленая волна», Службой аварийных комиссаров г. Омска, родственниками бывших спортсменов –выпускников школы,

Общественно-активная школа, если так можно выразиться, специализируется на организации внеурочной деятельности детей и подростков, как на своей базе, так и на базе  разнообразных  учреждений  дополнительного  образования  и  ресурсов,  имеющихся в распоряжении местного сообщества, например, используя потенциал Домов творчества, спортивных клубов  и поэтому, начав переход в 5-х классах на ФГОС, часть внеурочной деятельности была организована в сотрудничестве с детским домом творчества. устанавливалось взаимовыгодное социальное партнёрство.  Данный опыт был представлен на семинарах в БОУ ДПО «ИРООО».  Всей деятельности школьников ОАШ стремится придать общественно полезный характер, так как это придает социально значимый смысл самой деятельности, усиливает в ней заинтересованность ребят, способствует развитию социальных связей школы, повышает авторитет школы в глазах местного сообщества, к чему мы и пытаемся прийти, реализуя данный проект.

В рамках  направления «Добровольчество» в школе реализуется проект «От сердца-к сердцу!»

Значимые инициативы педагогов, направленные на реализацию проекта:

•  Соорганизация с Омской региональной общественной организацией "Ресурсный центр общественно-активных школ"

•  Организация и проведение интерактивных мероприятий в рамках межпредметной интеграции и межшкольной соорганизации с учетом принципов разновозрастности и сочетаемости

•  Представление опыта работы школы на различных уровнях

•  Проведение открытых мероприятий для родительской общественности

•Деятельность по привлечению интеллектуального и финансового ресурсов общественности

•  Создание  картотеки  по  использованию  техник  продуктивной  коммуникации  в образовательном процессе

Значимые инициативы учащихся, направленные на реализацию проекта:

•  Создание  сборника  материалов  тематических  информаций,  оформление  проектных работ

•  Участие в проектных группах различного уровня

•  Создание и обновление школьного сайта

•  Проведение социологических опросов по ключевым вопросам жизни школы

•  Социальные практики в ДОУ  «Солнышко» и доме «Березка»

•  Статьи,  репортажи  в  школьной  прессе

•  Судейство  и участие в спортивных мероприятиях

•  Участие в олимпиадах, акциях, ярмарках, конкурсах

Значимые инициативы родителей, направленные на реализацию проекта:

•  Проведение общественной экспертизы деятельности школы

•  Благоустройство и эстетическое оформление классных комнат

•  Семинары председателя Совета школы с родительскими комитетами первой, второй ступени «Анализ и перспективы развития школы», «Самооценка деятельности родительских комитетов»

•  Подготовка сценариев праздников («Последний звонок», «Папа, мама, я — спортивная семья» и т.д.)

•  Дарение экспонатов в школьный музей

•  Стимулирование учащихся, имеющих достижения в учебе, науке, спорте

•  Организация экскурсий, встреч с интересными людьми, профилактических бесед

•  Участие в работе Совета профилактики

Значимые инициативы социальных партнеров, направленные на реализацию проекта

•  Тренинги по профилактике наркозависимости (Комитет по молодежной политике, МУЗ «Седельниковская ЦРБ»)

•  Финансирование проектов летней трудовой занятости учащихся

•  Внедрение программ дополнительного образования

•  Спонсирование  участия  школьников  в различных  конкурсах  

•  Серия  мероприятий,  организованных  Советом ветеранов, комитетом по молодежной политике

•  Диагностика профессиональной направленности выпускников

•  Сценарирование  праздников,  совместное  проведение  акций,  стимулирование детской активности

Общешкольные мероприятия на базе МКОУ «Седельниковская СОШ №1»

  • Встреча студентов Аграрного университета (г.Тара) со школьниками с. Седельникова (27.02.13). Агитация и выступление агитбригады, учащиеся школ Седельниковская  СОШ №1 и №2
  •  Шахматный турнир на приз Шушакова Д.В. (25.04.13), школьники Муниципального района
  • Встреча представителей Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения со школьниками (14.05.13), лекция, региональный.

В рамках демократизации также проведены классные часы на темы: «Демократия в школе», «Гражданское и правовое образование», «Права человека», «Школьное самоуправление», «Выбор профессии и поиск работы», «Молодёжь и сообщество». 

Мероприятия руководителей проекта и формы их представления

  1. Представление проекта «Создание модели педагогической системы общественно активной школы как эффективного механизма реализации федеральных государственных образовательных стандартов» на IX  районном Фестивале инновационно-педагогических проектов (31.10.12), с.Седельниково,  муниципальный уровень – призеры. Исаченко Н.В., Измайлова Г.П. (руководители)
  2. Представление опыта на ВМО «Школьная администрация» (25.10.12), с.Седельниково, выступление по теме: «ФГОС: Шаг вперед в развитии ОУ», региональный уровень, Исаченко Н.В., директор;

  1. Переговорная площадка с участием родительского комитета «Обсуждение и принятие Положения об использовании сотовых телефонов в образовательном учреждении МКОУ «Седельниковская СОШ №1», проведено заседание и организовано интерактивное голосование на сайте школы (30.11.12)

  1. Участие и представление опыта на Межрегиональной Ярмарке педагогических инноваций «Актуальные вопросы модернизации образования» (09.11.12 г.), Омск, выступление с докладом на тему «Создание модели педагогической системы ОАШ как механизма введения ФГОС». Исаченко Н.В.;

  1. Приняли активное участие в ХIII Всероссийском интернет- педсовете (15-16 11.12) на Сайте  Педсовет Дискуссионный клуб Министерства Российской Федерации «Директор школы: Назначать, выбирать или выращивать?» Исаченко Н.В., Пушко Л.В., Измайлова Г.П., Коршукова Т.В.;

  1. Вступили в Международный фонд  на сайте youthforhumanrights.org/contact.html «Молодёжь за права человека» Измайлова Г.П. , Дрютова Т.М., Поплавский Н.Ю.

  1. Реализован проект и представлен опыт в Седельниковской территориальной избирательной комиссии «Право и выборы в социальной рекламе школьников» МКОУ «Седельниковская СОШ № 1», (19.12.12) с.Седельниково, Измайлова Г.П.;

  1. Четвертая Всероссийская педагогическая ассамблея «Достояние образования» РФ, Всероссийский конкурс «Управление образованием на муниципальном уровне», г. Москва, Исаченко Н.В., Пушко Л.В., Измайлова Г.П.- победители;
  2. Международный слет учителей. Третья Всероссийская конференция «Образовательные учреждения нового типа. Современные технологии, опыт ведущих школ России», (24 – 27.01.13г.), г. Москва. Руководитель секции и выступление на тематической секции. Тема «Образовательные стандарты нового поколения в основной и начальной школах: содержание, технологии и формы организации образовательной деятельности в условиях новых стандартов», Исаченко Н.В.;

Родительские собрания

1. Ознакомление родителей обучающихся с правилами внутреннего распорядка МКОУ «Седельниковская СОШ №1»

2. Электронный дневник и сайт МКОУ «Седельниковская СОШ №1»  - как средства  информационного обеспечения образовательного процесса

3. Ознакомление родителей обучающихся с Законом Омской области от 20 декабря 2012 года «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Омской области»

Решения Родительских собраний:

1. Правила  внутреннего распорядка МКОУ «Седельниковская СОШ №1» принять к сведению и добиваться их выполнения обучающимися.

2. Родителям обучающихся по мере необходимости посещать электронный дневник и сайт МКОУ «Седельниковская СОШ №1»

3. Закон Омской области от 20 декабря 2012 года «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Омской области» принять к сведению

Проект в СМИ

Репортаж «Детское объединение «Орден милосердия». Участие в областном фестивале детских и молодежных объединений». (Интервью Сергей Долженко, Светлана Дресвянникова, Мария Тарасевич, Даура Абайдулина)

Филиал 12 канал, 16.10.12

Репортаж «Участие в областном конкурсе «Растим патриотов России» (Опыт на конкурсе представляла Седельниковская школа №1. Деятельность музея «Ступени поколений», детских организаций «Возрождение» и «Искатели»)

Филиал 12 канал, 19.10.12

8

Публикация. Развитие нравственной позиции личности, через организацию социально преобразующей добровольческой деятельности. Исаченко Н.В. (руководитель), Дресвянникова С.А.

Сайт Менеджер образования, ноябрь 2012г

10

Публикация «Создание модели ОАШ как ресурса внедрения ФГОС». Исаченко Н.В. (руководитель)

Сайт Менеджер образования, ноябрь 2012г

12

Статья. Опыт взаимодействия МКОУ «Седельниковская СОШ № 1» с родительской общественностью в условиях введения новых стандартов. Коршукова Т.В. (руководитель)

Личный мини – сайт на nsportal.ru, 30.11.12г

39

Репортаж. На экскурсии в местном отделении полиции побывали первокласснико школы № 1.( Интервью Ксюша Баранова, Алёша Наймушин, Алена Есипенко)

Филиал 12 канал, 17.01.13г

47

Репортаж. Опыт Седельниковской школы № 1, как один из ведущих школ страны, был представлен на третьей всероссийской конференции образовательных учреждений нового типа в Москве. (Интервью Исаченко Наталья)

Филиал 12 канал, 08.02.13г

21

Репортаж. Победителями областного конкурса, посвященного 1150-летию российской государственности, стали учащиеся первой школы райцентра. (Интервью Измайлова Г.П., Рубцов Дмитрий.)

Филиал 12 канал, 20.02.13г

26

Репортаж. Педагоги школы №1 приняли участие во всероссийской конференции по вопросам развития добровольческого движения в городе Барнауле. (Интервью Светлана Дресвянникова, Виктория Сысолятина, Анастасия Качур).

Филиал 12 канал, 09.04.13г

Более подробный отчет о реализации проекта по задачам и направлениям  в

Приложении 1, 2,3.

Анализ  эффективности реализации проекта

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Для того, чтобы  оценить эффективность реализации проекта, мы использовали инструмент самооценки, разработанный международной командой:

•  Всеукраинский фонд «Шаг за шагом»

•  Нова школа (Чешская Республика)

•  КРМОО «Сотрудничество» (Россия)

•  КонтинЮ (Великобритания)

•  «Шаг за шагом» (Молдова)

•  GlobeEdServices (Канада)

Применить инструмент  самооценки  оказалось  несложно.  Из  девяти  ключевых областей,  представленных  в  руководстве  по  самооценке  и  планированию  работы («Руководство и лидерство», «Партнерство», «Социальная включенность», «Услуги», «Добровольчество», «Непрерывное образование», «Развитие сообщества», «Участие родителей», «Школьная среда»), мы взяли три. После обсуждения группа выставила баллы по конкретной ключевой области от 1 до 4 (1 балл — работа не ведется, 2 балла — работа начинается, 3 балла — работа ведется на хорошем уровне, 4 балла — на отличном)

Показатели перед началом реализации проекта (сентябрь, 2012 года)

Таблица 1.

Направления, критерии

1 балл — работа не ведется

2 балла — работа начинается

3 балла — работа ведется на хорошем уровне

4 балла — на отличном

Демократизация

Образование для опыта и через опыт

+

Обучение через общественно-полезную деятельность  (привлечение  учащихся к работе в сообществе).

+

Привязанность школьной программы к реальной жизни.

+

Упор на гражданское образование и воспитание.

+

Активное участие каждого

+

Широкое использование интерактивных методов.

+

Подготовка школы к работе в сообществе.

+

Социальная активизация школы.

+

Обучение взрослых

+

Партнерство

+

Создание Попечительских Советов как формы общественного управления школой.

+

Создание общественных благотворительных фондов и других некоммерческих организаций на базе школы.

+

Установление взаимовыгодного социального партнёрства.

+

Разработка и организация мероприятий, направленных на развитие местной благотворительности.

+

Вовлечение каждого в решение проблем школы и сообщества.

+

Добровольчество

Участие в грантовой деятельности (разработка и реализация проектов, программ, участие в конкурсах);

+

Социальное проектирование (самостоятельная деятельность подростков, направленная на практическое решение определенной проблемы; разработка и реализация проектов по благоустройству школы, района; предложения новых форм  и видов активной социальной деятельности);

+

 Эффективные направления деятельности детского самоуправления (форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижений общественно значимых целей; формы детских общественных объединений: «общество любителей…», «группы добровольцев» и др.; создание различных форм самоуправления в ОУ: ученические советы, советы школ, советы детских общественных организаций);

+

Развитие волонтерского движения (добровольная работа и благотворительность – шефство над ветеранами войны и труда, людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, участие в социальном обслуживании населения , относящегося к группе социального риска, работа активистов детского движения милосердия, проведение благотворительных акций и марафонов и т.п.);

+

Использование интерактивных технологий

+

          При подведении общей оценки мы взяли средний результат, полученный путем подсчитывания среднеарифметического числа.

«Демократизация» - 2,11

 «Партнерство»  - 2,2

«Добровольчество» -2,6

Анализ результатов показал, что по трем ключевым областям деятельности  ОАШ работа в нашей школе велась на недостаточном уровне. Это позволило увидеть проблемы в деятельности школы и целенаправленно идти к их решению. Проведя повторный анализ (результаты отображены в Таблице №2), мы увидели хоть и незначительный, но все же рост по следующим направлениям:  

«Демократизация» - было -2,11                стало – 2, 4

 «Партнерство»  -  было - 2,2                     стало – 2,8

«Добровольчество» - было -2,6                 стало – 3,6

Показатели  реализации проекта на экспериментальном этапе (октябрь, 2013 года)

Таблица 2.

Направления, критерии

1 балл — работа не ведется

2 балла — работа начинается

3 балла — работа ведется на хорошем уровне

4 балла — на отличном

Демократизация

Образование для опыта и через опыт

+

+

Обучение через общественно-полезную деятельность  (привлечение  учащихся к работе в сообществе).

+

Привязанность школьной программы к реальной жизни.

+

Упор на гражданское образование и воспитание.

+

Активное участие каждого

+

Широкое использование интерактивных методов.

+

Подготовка школы к работе в сообществе.

+

Социальная активизация школы.

+

+

Обучение взрослых

+

Партнерство

Создание Попечительских Советов как формы общественного управления школой.

+

Создание общественных благотворительных фондов и других некоммерческих организаций на базе школы.

+

Установление взаимовыгодного социального партнёрства.

+

Разработка и организация мероприятий, направленных на развитие местной благотворительности.

+

+

Вовлечение каждого в решение проблем школы и сообщества.

+

+

Добровольчество

Участие в грантовой деятельности (разработка и реализация проектов, программ, участие в конкурсах);

+

+

Социальное проектирование (самостоятельная деятельность подростков, направленная на практическое решение определенной проблемы; разработка и реализация проектов по благоустройству школы, района; предложения новых форм  и видов активной социальной деятельности);

+

+

 Эффективные направления деятельности детского самоуправления (форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижений общественно значимых целей; формы детских общественных объединений: «общество любителей…», «группы добровольцев» и др.; создание различных форм самоуправления в ОУ: ученические советы, советы школ, советы детских общественных организаций);

+

Развитие волонтерского движения (добровольная работа и благотворительность – шефство над ветеранами войны и труда, людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, участие в социальном обслуживании населения , относящегося к группе социального риска, работа активистов детского движения милосердия, проведение благотворительных акций и марафонов и т.п.);

+

+

Использование интерактивных технологий

+

+

Предполагаемые риски,  способы и результаты их устранения, возможность усвоения опыта

Начав  проект,  мы предполагали, что в процессе его реализации  будут существовать следующие риски:

  • Психологические – на уровне неприятия идеи АОШ в сообществе и образовательном учреждении, как лишней структуры;
  • Нехватка времени для общения партнеров модели ОАШ;
  • Выжидаемая позиция со стороны участников проекта, желая видеть примеры успешных результатов.

Относительно психологических аспектов – на уровне неприятия идеи АОШ в сообществе как лишней структуры идею ОАШ коллектив принял без препятствий и активно включился в работу.

Что касалось времени, его действительно не хватало, но партнеры сами успешно шли навстречу школе.

Выжидаемую позицию со стороны участников проекта, желая видеть примеры успешных результатов, удавалось уменьшать, показывая примеры собственной деятельности по принципам ОАШ.

Материалы по реализации проекта размещались на протяжении 2012-2013 учебного года на сайте школы. Сам проект и опыт были представлены на различных семинарах, круглых столах, конкурсах различных уровней, также в местных СМИ и на общероссийских сайтах по добровольчеству, демократизации ОП и сайтах общественно-активных школ.

Данный опыт требует дальнейшего обобщения и распространения. Мы считаем, что реализовывать данный проект может любое образовательное учреждение, он (проект) помогает лучше увидеть аспекты и проблемы введения ФГОС в образовательном учреждении, так как принципы ОАШ и ФГОС идентичны и взаимодополняют другу друга в их реализации. На сегодняшний день для передачи опыта мы имеем начатую картотеку  по  использованию  техник  продуктивной  коммуникации  в образовательном процессе. которую и предлагаем в качестве методических рекомендаций. (Приложение №4)

Список литературы

1. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

2.  Блинов Г.В. Подпрограмма «Становление воспитательной системы лицея». – Красноярск,

2008.

3.  Пискунова О.В. Методическая студия «Ситуация успеха» http://festival.1september.

ru:8080/authors/102-235-045/.

  1. Корнетов Г. Б. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов

нового поколения: возможности общественно-активных школ. М.: …, 2012. — 120 с.

(Библиотека демократического образования. Выпуск 9)

  1. Герасимова Е.В. Школьная демократическая республика «Мир» // Классный

руководитель. 2008. № 4.

  1.  Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером! (Детское общественное движение

«Ученическое самоуправление»).Вып. № 2. – Нижний Новгород, 2002.

  1. Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике // Воспитание школьников. 2009. № 5.


[1] Корнетов Г. Б. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов

нового поколения: возможности общественно-активных школ. М.: …, 2012. — 120 с.

(Библиотека демократического образования. Выпуск 9

[2] Корнетов Г. Б. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов

нового поколения: возможности общественно-активных школ. М.: …, 2012. — 120 с.

(Библиотека демократического образования. Выпуск 9