Отчёт о результатах самообследования МБОУ "Школа искусств"
материал по теме

Кабилова Светлана Фаизовна

отчёт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Рассмотрено                                                Утверждено

на Педагогическом совете                                директор МБОУ «Школа искусств»

Протокол № ____от «16» апреля 2014 г                _______________/Н.В.Велижанин»

Отчёт

о результатах самообследования

МБОУ «Школа искусств»

Когалым – 2014

Содержание

  1.  Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и система управления                                                                                3
  2. Характеристика образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении                                                                                                        6
  3. Кадровое обеспечение реализуемых образовательных и воспитательных программ                                                                                                              7
  4. Показатели уровня и качества подготовки учащихся                                      9
  5. Выполнение учебных планов и программ                                                    13
  6. Характеристика системы воспитания в образовательном учреждении                   15
  7. Учебно-методическое, библиотечно-информационное, материально-техническое обеспечение образовательно процесса.                                           27

7.1 Методическое сопровождение процедуры аттестации педагогических работников                                                                                                         27

7.2 Программно-методическое сопровождение образовательного процесса          28

7.3 Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса         33

7.4 Состояние материально-технической базы школы                                  35

  1. Анализ показателей деятельности устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому праву                                                               39

1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и система управления        

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» является образовательным учреждением дополнительного образования детей, реализующим дополнительные образовательные программы и услуги художественно-эстетической направленности в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Полное наименование: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств», сокращённое наименование – МБОУ «Школа искусств».

Учредителем Школы является Муниципальное казённое учреждение  «Администрация города Когалыма» в лице управления образования Администрации города Когалыма.

Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и настоящим Уставом, путём выполнения работ, оказания услуг в сфере образования. Форма образования в Школе – очная.

В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными актами субъекта Российской Федерации, решениями Думы города Когалыма, постановлениями и распоряжениями Администрации города Когалыма, приказами управления образования Администрации города Когалыма, Договором между Учредителем и Школой и настоящим Уставом.

Тип учреждения – образовательное учреждение дополнительного образования детей, вид учреждения – детская школа искусств.

Место нахождения Школы: 628484, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ –  Югра, город Когалым, улица Мира, 17.

Юридический адрес Школы: 628484, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Когалым, улица Мира, 17.

Образовательная деятельность учреждения осуществляется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности: серия А № 0000823, регистрационный номер 525 , выдана 07 ноября 2011 г. Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сроком действия - бессрочно.

Система управления направлена на обеспечение нормативно-правовой деятельности, совершенствование системы государственно-общественного управления, координацию деятельности всех структур, укрепление материально – технической базы.

Рисунок 1. Структура управления МБОУ «Школа искусств»

Учреждение активно ведёт работу  по обеспечению открытости образовательного пространства:

  • совершенствование структуры управления школы;
  • разноуровневая связь с социумом;
  • работа сайта школы.

Формы взаимодействия МБОУ «Школа искусств» с учреждениями города

1.

Управление образования Администрации города

МБОУ «Школа искусств»

  • нормативно-правовое, информационно-методическое, финансовое обеспечение;
  • координация деятельности учреждения, контроль;
  • образовательная деятельность: учебная, воспитательная.
  • организационно-педагогическая деятельность, методическая деятельность, аттестация работников.

  • отчётная, информационно-аналитическая документация, планирование работы;
  • образовательная деятельность: учебная, воспитательная;
  • методическая деятельность, аттестация работников;
  • участие учащихся в творческих конкурсах различного уровня;
  • участие преподавателей в различных конкурсах.

2.

Дошкольные образовательные учреждения

  • предоставление помещений для организации творческих мероприятий
  • организация агитационных концертов, выставок, внеклассных мероприятий

3.

Общеобразовательные школы

  • предоставление помещений для организации творческих мероприятий.
  • организация агитационных концертов, выставок, внеклассных мероприятий;
  •  реализация совместных творческих проектов.

4.

Управление культуры и молодёжной политики

  • информационная деятельность;
  • организация городских культурно-массовых мероприятий;
  • предоставление концертных площадок.
  • участие в городских культурно-массовых мероприятиях;
  • участие в конкурсах различного уровня.

5

Межшкольный методический центр

  • информационно-аналитическая деятельность;
  • организация методической помощи;
  • организация и проведение городских профессиональных конкурсов;
  • издательская деятельность;
  • курсовая подготовка.
  • участие в различных формах методической деятельности;
  • участие в городских профессиональных конкурсах;
  • издательская деятельность;
  • курсовая подготовка.

6

Реабилитационный центр

  • предоставление помещений для организации творческих мероприятий.
  • организация агитационных концертов, выставок, внеклассных мероприятий.

КЦСОН «Жемчужина»

  • предоставление помещений для организации творческих мероприятий.
  • организация творческих мероприятий для пожилых жителей города.

2. Характеристика образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении

29.12.2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому система дополнительного образования претерпевает существенные изменения, направленные на сохранение уникальной традиционной системы художественного образования в России по подготовке творческих кадров: Детская школа искусств – Творческие училища (колледжи) – Высшие учебные заведения.

Ранее Детские школы искусств являлись первой ступенью профессионального образования, были фундаментом уникальной системы взращивания музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. Данная система сложилась в России почти 100 лет назад и получила широкое мировое признание. К сожалению, за последние 20 лет она была почти утрачена, что привело к упадку в подготовке специализированных кадров в области культуры, а также культуры нашего общества в целом.

С принятием в июне 2011 года Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» Детская  школа искусств официально признана начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства.

 В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 17июня 2011 г. № 145-ФЗ, МБОУ «Школа искусств» с 2013-2014 учебного года начала постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации.

Переход на реализацию дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями предполагает изменения в учебных планах, появление новых учебных предметов в обязательной и вариативной частях, изменения самой структуры выстраивания образовательного процесса с учётом новых режимных моментов работы школы.

Наряду с данными изменениями МБОУ «Школа искусств» продолжает осуществлять разноуровневое обучение учащихся по ранее реализуемым программам.

Дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности разработаны Школой с учётом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций в соответствии с примерными образовательными программами. Учебные планы дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности разрабатываются, принимаются, утверждаются Школой самостоятельно.

Таким образом, содержание образования в Школе определяется дополнительными предпрофессиональными общеобразовательными программами в области искусств и дополнительными образовательными программами художественно-эстетической направленности, разрабатываемыми и утверждаемыми Школой самостоятельно.

3. Кадровое обеспечение реализуемых образовательных и воспитательных программ

В школе сформирован стабильный педагогический коллектив, стремящийся к повышению педагогического мастерства, способный осуществлять инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и решать поставленные задачи. Образовательный ценз и уровень квалификации педагогических кадров за последний год имеют положительную динамику.

Сравнительная таблица показателей по преподавательскому составу

Показатели

2012-13

на 01.04.2014 г.

1

Общее количество пед. работников

41

40

2

из них мужчин

2

2

3

женщин

39

38

4

с высшим образованием

28 (68%)

30 (75%)

5

со средним специальным образованием

13 (32%)

10 (25%)

6

стаж менее года

1 (2%)

2 (5%)

7

1-3

4 (10%)

2 (5%)

8

3-10

8 (20%)

8 (20%)

9

10-20

8 (20%)

9 (22, 5%)

10

Свыше 20

20 (49%)

19 (48%)

Возраст преподавателей

10

18 – 30 лет

6 (15%)

7 (17, 5%)

11

31 – 40 лет

12 (29%)

12 (30%)

12

41 – 50 лет

12 (29%)

11 (27, 5%)

13

51 – 55 лет

5 (12%)

4 (10%)

14

Свыше 55 лет

6 (15%)

6 (15%)

Из таблицы видно, что основная часть преподавателей (75%) имеет высшее образование, имеют стаж работы свыше 20 лет около половины количества преподавателей. Основу педагогического коллектива составляют женщины - 39, только 2 - мужчины. Учреждение испытывает острую нехватку как молодых специалистов, так и специалистов в общем. Существуют вакансии по следующим специальностям: концертмейстер, преподаватель по классу фортепиано, духовых инструментов, домры.

Характеристика квалификационных категорий

Квалификационная категория,

разряд

2012/2013

учебный год

кол-во преп.,%

2013/2014 на 01.04.

учебный год

кол-во преп.,%

Общее количество педагогических работников

41

40

Высшая квалификационная категория

2 (5%)

1 (2%)

I-я квалификационная категория

5 (12%)

6 (15%)

II-я квалификационная категория

9 (22%)

5 (12%)

Итого имеющих кв. категории

39 %

29%

Соответствие должности

8 (20%)

13 (32%)

Не имеют кв. категории

17 (41%)

16 (39%)

Анализ показывает уменьшение числа преподавателей, имеющих высшую квалификационную категорию и увеличение с первой квалификационной категорией. Преподаватели, имевшие II категорию переходят в категорию преподавателей, имеющих соответствие занимаемой должности. Со II категорией уменьшилось на 5 человека. 15 преподавателей сдали успешно тестирование на соответствие занимаемой должности, 10 имеют освобождение от сдачи тестирования.

Таким образом, анализ состояния педагогических кадров показывает, что коллектив испытывает острую необходимость в специалистах с высшей и I категорией, в том числе и молодых специалистах.

Курсовая подготовка педагогических кадров

В течение 2012-2013 учебного года прошли курсовую подготовку 3 преподавателя (что составляет 7% от общего числа преподавателей), 1 руководящий работник и 2 специалиста.

Тематика курсов:

  • «Современные технологии обучения и воспитания учащихся в классе баяна, аккордеона», г. Тюмень-1;
  • «Развитие творческой одаренности учащихся в учреждениях дополнительного образования в контексте введения Федеральных государственных образовательных стандартов», г.Когалым-2;
  • «Звуковое и световое сопровождение культурно-досуговых мероприятий», г.Тюмень-1;
  • Охрана труда-1;
  • «Управление государственными и муниципальными заказами»-1, г. Когалым.

В течение 2013-2014 учебного года прошли курсовую подготовку 4 преподавателя (что составляет 10% от общего числа преподавателей).

  • «Теория, методика и современные образовательные технологии дополнительного образования детей» по теме: «Уверенность и уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков», АОН «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», 2013 г., удостоверение №0063-1 чел.;
  • «Вопросы обновления методики преподавания и содержания художественного Образования (ФГОС)»-1 чел.;
  • «Современные методики преподавания игры на струнных инструментах, фортепиано»-2 чел.

На данный момент около 40% преподавателей не прошли курсы повышения квалификации. Причина в удаленности проводимых курсов. На следующий учебный год запланировать обязательную курсовую подготовку преподавателей.

4.  Показатели уровня и качества подготовки учащихся

Показатели учебной работы школы за 2012-2013 учебный год

Отдел

Кол-во учащихся на начало года

Прибыло, чел.

Выбыло, чел.

Кол-во учащихся

на конец

 уч. года

Из них окончили год на

%

успеваемости

5

4

3

2, н/а

общая

кач.

ОФ

103

5

4

104

27

61

16

-

100

85

ОНИ

83

-

5

78

12

46

20

-

100

74

ООИ

72

-

8

64

12

41

11

-

100

80

Сольное пение

30

1

4

27

5

17

5

-

100

81

ОИИ

127

2

11

118

31

64

23

-

100

81

итого  

415

8

32

391

87

229

75

-

100

81

Показатели учебной работы школы за 2013-2014 уч. год по отделам школы

(по состоянию на 01.04.2014 г. за 3 учебные четверти)

наименование отдела

I четверть

II четверть

III четверть

Общая

успеваемость (%)

Качественная успеваемость

(%)

Общая

Успеваемость

(%)

Качественная успеваемость

(%)

Общая

Успеваемость

(%)

Качественная успеваемость

(%)

ОФ

100

86

99

88

100

80

ОНИ

100

77

100

74

99

69

ООИ

100

76

100

87

100

80

Сольное пение

100

75

100

85

96

68

ОИИ

100

76

100

80

100

78

Показатели учебной работы школы за 2013-2014 уч. год по школе

(по состоянию на 01.04.2014 г. за 3 учебные четверти)

I четверть

II четверть

III четверть

Общая

успеваемость (%)

Качественная успеваемость

(%)

Общая

Успеваемость

(%)

Качественная успеваемость

(%)

Общая

Успеваемость

(%)

Качественная успеваемость

(%)

100

78

99,8

82,8

99

75

Показатели качества успеваемости представлены за 3 четверти 2013-2014 учебного года. Результаты 3 четверти немного снизились по причине актированных дней, но находятся на среднем уровне. В 4 четверти ситуация изменится в лучшую сторону.

Показатели качественной успеваемости учащихся

по предметам учебного плана школы

Предмет

2012-2013

I четверть

II четверть

III четверть

  1

Музыкальный инструмент

88

94

94

88

2

Сольфеджио

88

88

90

91

3

Практикум по сольфеджио

91

81

87

84

4

Современная музыка

95

89

96

83

5

Слушание музыки

97

94

97

94

6

Хор

98

99

96

95

7

Игра в ансамбле

100

90

93

89

8

Ансамбль

100

94

100

93

9

Коллективное  музицирование

100

100

100

95

10

Музицирование

99

100

100

94

11

Аккомпонемент

93

83

91

88

12

Музыкальная литература

94

90

91

90

13

Рисунок

91

91

89

86

14

Живопись

86

92

94

91

15

Композиция

93

94

99

97

16

Скульптура

92

86

96

95

17

История изобразит.ис-тва

93

98

98

96

18

Компьютерная графика

93

97

100

98

19

Цветоведение

-

90

100

80

20

Ритмика

-

100

100

97

Показатели качества успеваемости по предметам учебного плана школы достаточно высоки и колеблются от 83 % до 100%.

В школе работает 8 детских коллективов, которые являются лауреатами и дипломантами конкурсов различного уровня, а также участниками школьных и городских концертных мероприятий.

Качество подготовки детских коллективов школы

Название коллектива

Руководитель

Достижения

Хор 1 классов «Улыбка»

Каменная Е.А.

Участники школьных мероприятий

Хор 2 класса «Родничок»

Чвайда Н.А.

Участники школьных мероприятий

Хор 3-4 классов «Радуга»

Чвайда Н.А.

Лауреат городских конкурсов хоровых коллективов и вокальных ансамблей

Хор 5-7 классов «Каприччио»

Каменная Е.А.

Лауреат городских конкурсов хоровых коллективов и вокальных ансамблей

Оркестр народных инструментов «Рапсодия»

Велижанина О.С.

Лауреат всероссийского конкурса «Роза ветров»

Ансамбль скрипачей «Созвучие»

Мальцева Т.Г.

Лауреат всероссийских и международного конкурса «Волна успеха»

Вокальный ансамбль «Квинта +»

Фазылова Г.Г.

Лауреат международных конкурсов в Италии и во Франции

Детский духовой оркестр

Косов Б.В.

Участники школьных мероприятий

Анализ результатов промежуточной аттестации учащихся школы

Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, педагогический коллектив школы создал все необходимые условия для обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.

Анализ УВП производился по результатам проверок ЗУН учащихся, проводимых в различной форме:

  • Зачеты;
  • академические концерты;
  • переводные и выпускные экзамены;
  • контрольные уроки;
  • прослушивания;
  • просмотры работ (ОИИ).

Показатели уровня развития технических навыков учащихся II-VII классов музыкального отделения

Отделы

2012-2013

2013-2014

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

ОФ

91

95

91

96

ОНИ

85

77

95

88

ООИ

77

84

83

94

Сольное пение

100

100

96

91

Всего

88

89

91

92

В 2012-2013 учебном году показатели технических навыков учащихся находятся на высоком уровне с разницей между I и II полугодиями в 1%. В сравнении с показателями прошлого года результаты по развитию технических навыков выросли в 1 и 2 полугодиях на  на 3%. И составляют достаточно высокий процент – 91-92.

Показатели уровня исполнительской подготовки учащихся

I-VI классов музыкального отделения

Отделы

2012-2013

I полугодие

2013-2014 уч. года

ОФ

94

91

ОНИ

74

90

ООИ

77

97

ОМТД

100

100

Всего

86

95

Уровень исполнительской подготовки учащихся музыкального отделения за 2012-2013 учебный год представлен средним показателем по результатам 2-ух полугодий. В этом учебном году только по результатам 1 полугодия. Академические концерты пройдут по плану школы в апреле-мае.

Показатели уровня развития практических навыков учащихся I-III классов отдела изобразительно искусства

ОИИ/

предметы

2012-2013

2013-2014

I четверть

II четверть

III четверть

Рисунок

78

83

81

77

Живопись

76

84

84

80

Композиция

84

87

95

92

Скульптура

84

81

85

93

Комп. графика

84

79

98

93

Всего

81

83

89

87

Результаты у художников средние, но стабильные. Колеблются в пределах 76-98%.

5.  Выполнение учебных планов и программ        

Результаты итоговой аттестации выпускных классов в 2012 - 2013 уч. году

Предмет

Форма аттестации

Всего сдавали человек

Получили отметки

Общая успеваемость,%

Качественная успеваемость,%

Сдали

5

4

3

2

Выше годовой отметки, человек,%

Ниже годовой отметки, человек,%

Музыкальное отделение  Курс обучения 7 лет

Программа «Инструментальное музицирование»

Музыкальный инструмент

практическая работа

21

3

17

2

-

100

95,2

4

2

Аккомпанемент /Игра в ансамбле

практическая работа

22

9

12

1

-

100

95,4

8

1

Практикум по сольфеджио

билеты,

музыкальный диктант

24

6

15

3

-

100

87,5

3

3

Программа «Музыкальное исполнительство»

Музыкальный инструмент

практическая работа

7

1

6

-

-

100

100

-

4

Сольфеджио

билеты,

музыкальный диктант

7

5

2

-

-

100

100

1

-

Программа «Музыкальное исполнительство / повышенный уровень

Музыкальный инструмент

практическая работа

1

1

-

-

-

100

100

-

-

Отдел изобразительных искусств. Курс обучения 4 года

Рисунок

практическая работа

28

10

15

3

-

100

89,2

4

2

Живопись

практическая работа

28

6

18

4

-

100

85,7

4

6

Композиция

практическая работа

28

16

12

-

-

100

100

11

Скульптура

практическая работа

28

15

11

2

-

100

92,8

5

3

Компьютерная графика

Практическая работа

28

14

9

5

-

100

82.1

3

6

В целом по школе:

100

93,4

Результаты итоговой аттестации учащихся показывают соответствие уровня и качества подготовки выпускников требованиям образовательной программы школы, а также выполнение образовательных программ по предметам.

В диаграмме представлены сравнительные результаты качественной успеваемости за последние 4 учебных года. В 2013-2014 учебном году итоговая аттестация выпускников пройдёт в мае.

Награждение выпускников похвальным листом «За отличные успехи в учении»

Учебный год

Отдел

изобразительного искусства

4 класс

Музыкальное отделение

7 класс

итого

2012-2013

5 учащихся

4 учащихся

9 учащихся

Сравнительный анализ качества итоговой аттестации учащихся за три года по основным предметам учебного плана

Класс/ предмет

2010-2011

2011-2012

2012-2013

IV класс ОИИ:

рисунок

88

81

89

живопись

52

96

86

композиция

94

92

100

скульптура

100

96

93

Компьютерная графика

-

81

82

В целом по отделу

84

89

90

VII класс музыкального отделения:

музыкальный инструмент

97

97

98

аккомпанемент / игра в ансамбле

93

100

95

сольфеджио/практикум по сольфеджио

92

97

94

В целом по отделению

94

98

96

Сравнительный анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о небольшом снижении показателей подготовки выпускников в 2012-2013 учебном году на музыкальном отделении на 2%  и повышении показателей качества отделе изобразительных искусств на 1%. Но при этом остаются на высоком уровне.

6.  Характеристика системы воспитания в образовательном учреждении

Современная педагогическая наука определяет дополнительное образование детей как организованный особым образом процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству.

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию.

Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования.

Учреждения дополнительного образования осуществляют ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания и творческого развития школьников.

Воспитательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа искусств» г. Когалыма  определяет цели воспитания с учётом приоритетов и стратегии развития государства, интересов учащихся их родителей и общества.

Нормативно-правовой базой для разработки  Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ «Школа искусств»;
  • Программа развития муниципального бюджетного  образовательного учреждения МБОУ «Школа искусств»;
  • Локальные акты.

Школа является центральным звеном всей системы дополнительного образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.

Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации  воспитательной работы.

Цель  воспитательной работы Школы:

Совершенствование системы работы по воспитанию и развитию духовно-нравственной,  интеллектуально зрелой личности, способной к активной творческой и полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, саморегуляции,  самоопределению и саморазвитию с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Задачи:

  • создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению детьми и подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении (формированию основ культуры общения);
  • обеспечение творческого и личностного развития детей, в том числе развитие природных способностей детей, приобретение детьми комплекса навыков, необходимых как для дальнейшего профессионального обучения искусству, так и для общего эстетического образования;
  • обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;
  • воспитание творчески-мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;
  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с произведениями искусства;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать художественные ценности;
  • способствовать раскрытию  творческого потенциала детей и подростков;
  • повышение привлекательности/статуса творческих профессий через КТД;
  • создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения.
  • способствовать сплочению творческого коллектива;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни;
  • воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой Родины.

Количественный состав классов

№ п/п

Классный

руководитель

Кол-во уч-ся

№ п/п

Классный

руководитель

Кол-во

уч-ся

1

Аникеева Т. Н.

10

15

Мартынова А.В.

14

2

Велижанина О.С.

11

16

Миргалимова Р.Ф.

14

3

Горлова О.А.

11

17

Москатов К.  К.

6

4

Зинченко Э.М.

13

18

Перевалова Е.А.

5

5

Иванова Т.В.

18

19

Романенкова Л.В.

12

6

Игнатьева О.М.

13

20

Сингизова З.М

33

7

Карбовская А.В.

29

21

Устименко Л.И.

11

8

Калинина Е.В.

18

22

Фазылова Г.Г.

13

9

Кватернюк Т.Р.

2

23

Черезова  Н.С.

15

10

Косов Б.В.

11

24

Шейкина Л. Г.

20

11

Конышева А.Ю.

6

25

 Шурупова О.М.

12

12

Лубащева Т.П.

18

26

Тангатарова Г.Б.

40

13

Мальцева  Т. Г.

12

Общее количество учащихся – 382

Школа использует следующие формы воспитательной работы

  • индивидуальная работа с родителями и учащимися в классе;
  • общешкольные и классные собрания;
  • участие в концертах, конкурсах, выставках;
  • посещение концертов;
  • музыкально-просветительская работа в городе, общение с интересными людьми, участие в различных проектах, социальной и гражданской направленности;
  • совместная деятельность с ГИБДД.

Основные направления воспитательной деятельности Школы

Большую роль в достижении результативности воспитательного процесса, в решении поставленных задач отводится классному руководителю. Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы - идея творчества.

Создавать условия для развития творческих способностей в обучении и воспитании значит перейти к личностно-ориентированному учению и отношению,  ведущим механизмам которого является побуждение.

В процессе многолетней воспитательной работы в МБОУ «Школа искусств»  обозначились  приоритетные направления:

  • Гражданско-патриотическое и духовно - нравственное воспитание;
  • Воспитание здорового образа жизни;
  • Эстетическое воспитание (творческая и культурно-просветительская деятельность);
  • Семейное воспитание.

Структурными основаниями воспитательной системы являются традиции и концертно-выставочная деятельность.

Решение воспитательных задач, стоящих перед коллективом, осуществляется через многообразие общешкольных и классных мероприятий, многие из которых стали традиционными.

Гражданско-патриотическое и духовно - нравственное воспитание

Цель: Воспитать в ребёнке чувство патриотизма и любви к Родине, к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с историей и культурными традициями родного края, страны;
  • ознакомление учащихся с искусством, эпохами, стилями; расширение эрудиции учащихся посредством углубленного познания культурного наследия;
  • установление дидактической взаимосвязи между искусством прошлого и современным творчеством;
  • пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
  • воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям;
  • формирование у обучающихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую Родину и страну;
  • формирование правовых основ поведения и правовой культуры.

Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • встречи с ветеранами войны и труда;
  • посещения музеев;
  • лекции-концерты о песнях военных лет, творчестве художников и композиторов;
  • приобщение к воспитательной работе семьи, включение семьи в единое воспитательное пространство;
  • благотворительная деятельность.

Традиционно в течение учебного года в рамках городской программы «Декада инвалидов и пожилого человека» учащиеся и преподаватели Школы дают благотворительные концерты: для детей реабилитационного центра «Радуга надежды», для пожилых людей и ветеранов  в  КЦСОН «Жемчужина».

Сравнительный анализ по направлению

2012-2013 учебный год

четверть

I

II

III

IV

Кол-во мероприятий

22

26

32

29

Охват учащихся

240

191

224

304

Период с 01.09.2013г. по 01.04.2014г.

четверть

I

II

III

Кол-во мероприятий

33

23

19

Охват учащихся

228

158

295

Вывод:

Участвуя во внеклассных мероприятиях учащиеся, расширяют музыкальный кругозор, пополняется репертуарная копилка, шлифуется исполнительское мастерство. В процессе коммуникации с социально незащищёнными слоями населения взрослых и детей у учащихся наблюдается мощный воспитательный эффект. Полученный положительный тонус, понимание значимости дела, которым ребёнок занимается, помогает его самоутверждению, появляется чувство востребованности, что в свою очередь повышает учебную мотивацию.

Концерты для ветеранов, инвалидов всегда несут жизненный заряд, как для стариков, так и для юных артистов. Это объясняется тем, что ребёнок, как носитель чистой энергии, распространяет её вовне. Энергетический потенциал увеличивается многократно в связи с установкой на помощь, на защиту старости. Через сострадание достигается нравственное совершенствование. У ребёнка формируется сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, её внешний облик – результат нравственного воспитания.

Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, поэтому к задаче патриотического воспитания теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.

Воспитание здорового образа жизни

Цели: Формирование потребности  в здоровом образе жизни, как устойчивой формы поведения.

Задачи:

  • формирование системы знаний о здоровьесбережении решается на уроках, через систему классных часов, тематических вечеров, викторин;
  • формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (имеется в виду здоровье психическое и социальное).

Формы работы по направлению:

  • беседы о здоровом образе жизни;
  • беседы, инструктажи, тестирование учащихся с целью восстановления навыков безопасного поведения на улицах;
  • улучшения адаптации детей и подростков к транспортной среде в местах постоянного жительства и учёбы в рамках акции  «Внимание – дети!»;
  • классные часы, индивидуальные беседы, консультации по вопросам воспитания у воспитанников класса ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих  в рамках проведения всероссийского дня здоровья;
  • физкультминутки во время проведения занятий по специальности.

Сравнительный анализ по направлению

За 2012 – 2013учебный год

четверть

I

II

III

IV

беседы

90

150

140

119

инструктажи

60

56

39

56

классные часы

4

-

2

-

Охват учащихся

394

391

372

391

 

За период с 01.09.2013г. по 01.04.2014г.

четверть

I

II

III

беседы

84

81

78

инструктажи

86

81

105

классные часы

2

-

-

Охват учащихся

394

387

382

 Вывод

 Регулярно проводимые беседы на темы охраны здоровья и безопасности детей, безусловно, полезны, необходимы и дают  положительные результаты. При постоянном и многократном повторении элементарных правил поведения в различных жизненных ситуациях возможна вероятность предотвращения негативных последствий некоторых из этих ситуаций.

Эстетическое воспитание

Цели:  

Формирование гармоничной индивидуальности, всесторонне развитого человека, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Эстетическое воспитание осуществляется через культурно- просветительскую и творческую деятельность.  

Культурно- просветительская  деятельность

Неотъемлемой частью работы школы является просветительская деятельность, направленная на все категории слушателей и прежде всего на учащихся нашей школы. 

Цель

Пропаганда и популяризация различных образцов культуры и искусства, создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения страны.

Задачи:

  • воспитание у детей любви к искусству;
  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с произведениями искусства;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать художественные ценности;
  • формирование опыта социального взаимодействия;
  • формирование опыта организации содержательного досуга;

Создание подлинно современной воспитательной системы базируется на общечеловеческих ценностях, которые в своей совокупности образуют своеобразную идеологию воспитания.

Классный руководитель – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В настоящее время заметно меняется содержание, формы и методы их работы.

Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:  духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры; заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности;

неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности.

В работе по культурно - просветительской деятельности используются следующие формы  проведения мероприятий:

  • лекции – концерты;
  • музыкальные вечера;
  • гастрольные и творческие поездки преподавателей и учащихся Школы (в том числе и зарубежные);
  • работа  детских и педагогических творческих коллективов на базе Школы;
  • творческие встречи, с музыкантами и музыкальными коллективами,  мастерами народного искусства;
  • развлекательно – познавательные мероприятия (посещение выставок, филармонических концертов проводимых на базе  Школы и площадках города).

Сравнительный анализ по направлению

За 2012-2013 учебный год

четверть

    I

II

III

IV

Тематические классные часы

14

13

30

9

Внеклассные мероприятия

8

11

14

10

Филармонические концерты

1

1

1

-

Охват учащихся

221

191

304

289

За период с 01.09.2013г. по 01.04.2014г.

четверть

    I

          II

III

Тематические классные часы

     16

         20

4

Внеклассные мероприятия

     9

         7

6

Филармонические концерты

      1

        1

2

Охват учащихся

      223

       182

202

Творческая деятельность

Цель

Приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Задачи:

  • Создание условий для творческого и личностного развития детей, в том числе развитие природных способностей детей, приобретение детьми комплекса навыков, необходимых для дальнейшего профессионального обучения искусству;
  • обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;
  • воспитание творчески-мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире.

Приобщение детей к миру искусства и развития их творческого потенциала осуществляется через подготовку и проведение творческих  мероприятий, участий в конкурсах, фестивалях, выставках регионального, областного, всероссийского и международного уровня. Многие из них становятся дипломантами, лауреатами этих мероприятий, занимают почётные призовые места, получают благодарности за участие.

В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.

Формы проводимых мероприятий:

  • тематические выставки учащихся художественного отделения в школе, музейно-выставочном центре города;
  • подготовка и проведение школьных и городских олимпиад по теоретическим дисциплинам в области искусства;
  • праздничные  концерты  к государственным и традиционным праздникам: Дню города,  Дню учителя, Дню музыки, Дню пожилого человека, Дню матери, Новому году, Дню защитников Отечества, Дню Победы  и т.д.;
  • благотворительные концерты для жителей города, воспитанников детских садов, общеобразовательных школ, учреждений города;
  • городские конкурсы - фестивали: Хоровых коллективов и вокальных ансамблей образовательных учреждений города, «Звездопад талантов», «Юнтагор», «Браво дуэт».

Традиционные школьные мероприятия:

  • Выставка пленэрных работ учащихся художественного отделения;
  • Праздник первоклассника: «Посвящение в юные музыканты», «Посвящение в юные художники»
  • «День успеха»;
  • Концерт преподавателей и учащихся  посвящённый «Международному дню музыки и Дню пожилого человека»
  • Конкурс на лучшее исполнение популярного эстрадного произведения «Музыкальный калейдоскоп» ОНИ;
  • Отчетные концерты отделов музыкального отделения: «Навстречу музыке» ООИ, «Весеннее настроение» ОФ, «Вместе весело играть…» ОНИ, «Музыка живёт во всём» ОМТД;
  • Творческий вечер, посвящённый празднику «День матери»;
  • Выставка работ учащихся по итогам I полугодия «Вернисаж»;
  • «Дебют» - концерт для родителей подготовленный  учащимися 1 класса;
  • Конкурс на лучшее исполнение программного произведения «Весёлая карусель» ООИ;
  • Творческий отчёт коллективов – ансамбля скрипачей «Созвучие» и оркестра народных инструментов «Рапсодия»;
  • Конкурс юных пианистов «Ступень к мастерству»;
  • Школьная  и городская олимпиады по теоретическим дисциплинам в области искусств «Всезнайка»;
  • Выставка преподавателей отдела изобразительных искусств;
  • Выставка работ выпускников художественного отделения;
  • Творческий отчёт школы;
  • «Выпускной вечер».

Сложившиеся традиции формируют неповторимое лицо школы, создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. С помощью этих мероприятий создаются условия, в которых ученик принимает себя как востребованную личность. Участие в этих мероприятиях снимает тревожность, способствует развитию нравственного начала.

Количество проведённых мероприятий и охват уч-ся (концерты, выставки)

2012 -2013 учебный год

Школьные мероприятия

Городские

 мероприятия

Мероприятия для жителей города

Мероприятия для СОШ и д/с

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

8

6

8

4

2

3

1

4

4

1

1

6

2

1

11

2                                                                                                                                                                                                                        

337 уч-ся

22 уч-ся

63  уч-ся

112 уч-ся

Период с 01.09.2013г. по 01.04.2014г.

Школьные мероприятия

Городские

 мероприятия

Мероприятия для жителей города

Мероприятия для СОШ и д/с

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

4

6

-

3

1

-

2

3

2

2

3

1

278 уч-ся

40 уч-ся

33 уч-ся

37 уч-ся

Участие и результативность  в конкурсах различного уровня

За период 2012 -2013 учебный год

п/п

Уровень мероприятий

Кол-во

участников

Кол-во

призёров

1.

школьный

230

44

2.

городской

142

71

3.

окружной

24

5

4.

региональный

23

6

5.

всероссийский

16

8

6.

международный

35

9

итого

470 ч/у

143

За период с 01.09.2013 г. по 01.04 2014 г.

п/п

Уровень мероприятий

Кол-во

участников

Кол-во

призёров

1.

школьный

199

53

2.

городской

64

31

3.

окружной

18

4

4.

региональный

32

14

5.

всероссийский

40

23

6.

международный

75

15

итого

419 ч/у

140

Семейное воспитание (работа с семьёй).

Цель: оказание поддержки семьи в формировании развития социально значимых ценностей и установок личности, в социализации, воспитании будущего поколения на основе единой педагогической позиции.

Задачи:  

  • формирование нравственной культуры учащихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей;
  • интеграция семейного и государственного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей.

Формы работы с родителями:

  • проведение родительских собраний по проблемам семейного воспитания;
  • индивидуальные встречи, консультации с классными руководителями, педагогами, контакты по телефону;
  • посещение родителями уроков, внеклассных мероприятий, классных часов.

Содержание работы:

  • информационно – просветительская работа с родителями, повышение психолого-педагогической культуры, педагогической компетенции;
  • изучение запросов и потребностей родителей в организации образовательно-воспитательного процесса через анкетирование, социальный опрос.

Открытые уроки для родителей.

Цель: вовлечение родителей в сотрудничество, через восстановление традиций семейного музицирования; укрепление семейных уз, взаимопонимания через совместные занятия музыкальным искусством, возвращение к своим истокам.

Результат:

  • приобретение знаний и творческого опыта в неформальной атмосфере;
  • психологический комфорт у ребёнка, преодоление напряжения, а впоследствии – боязни сцены.

Тематические классные часы и  родительские собрания

Цели: педагогическая и психологическая помощь родным в организации досуговой деятельности детей.  

Результат: обратная связь с родителями по принципу объединение усилий, движение к ребёнку, а не против ребёнка.

Совместное посещение родителей и учащихся культурных мероприятий, проводимых в школе

Цели: добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребёнка, оценить свои взаимоотношения с ним.

Результат: вовлечение родителей в развивающую среду детского коллектива позволяет семье стать активным субъектом воспитательной системы образовательного учреждения.

Главный итог взаимодействия этой цепочки «Ребёнок-семья-педагог» заключается в конечном результате. Родители вместе с педагогами отправляются с детьми в поездки на различные смотры-конкурсы, выставки. Оказывают финансовую помощь.

За отчётный период классными руководителями проводились родительские собрания, осуществлялись  индивидуальные беседы и контакты по телефону, родители посещали внеклассные мероприятия и филармонические концерты.

Количество посещение родителями школьных мероприятий

За период 2012-2013 учебный год

четверть

    I

     II

III

IV

Охват

%

Внеклассные мероприятия

     4

      -

6

3

99

8

Родительские собрания

     26

     24

18

24

308

79

Филармонические концерты

-

-

1

1

93

12

За период с 01.09.2013г. по 01.04.2014г.

четверть

             I

       II

III

Охват

%

Внеклассные мероприятия

             3

       4

3

93

8

Родительские собрания

           29

        23

5

240

75

Филармонические концерты

             2

        1

2

140

12

По данному направлению проводится мониторинг работы классного руководителя  с  родителями каждого воспитанника. Информация фиксируется в документации классного руководителя. Изучение запросов и потребностей родителей в организации образовательно-воспитательного процесса проводится через анкетирование. Исходя из проведённого анализа воспитательной работы школы, необходимо отметить, что:

        Родительские собрания в среднем  посещают 75% родителей, школьные мероприятия  -  8 %., филармонические концерты всего 12%.

         К сожалению, не все родители готовы принимать активное  участие в учебном процессе своего ребенка в «Школе искусств». Преподаватели стараются применять различные формы и методы, для достижения   эффективности в работе с родителями.

        Постепенно родители проникаются духом эстетического воспитания своих детей, осознают, что  учёба ребёнка в «Школе искусств» это  постижение науки. Большинство родителей регулярно посещают родительские собрания, открыты для общения, но недостаточно уделяют своего внимания контролю над выполнением  домашних занятий своих детей. К сожалению, не все родители готовы активно участвовать в учебном процессе  своего ребенка в «Школе искусств».

Поставленная цель и задачи по совершенствованию системы воспитательной работы школы не являются кратковременными, конечными. В дальнейшем в работе с использованием воспитательного потенциала школы для более успешного решения образовательных задач следует продолжить.

Классным руководителям больше уделять внимание направлению по работе с семьёй по формированию нравственной культуры родителей, этики взаимоотношений детей и родителей.

Работу, проведённую за отчётный период можно считать удовлетворительной.

Внеклассные мероприятия проходили достаточно интересно и познавательно, воспитанникам школы предоставлялась возможность самореализации, закреплению умений и навыков, полученных в процессе обучения. В школе создана атмосфера дружбы между учащимися разных классов, отделов. Результат  эффективности воспитательного процесса прослеживается через проведение мониторинга участия воспитанников в музыкально-просветительской работе, участия в конкурсах различного уровня, проведения классных часов, работы с родителями, поступления выпускников в средние специальные и высшие учебные учреждения художественно-эстетического направления. Вся деятельность воспитательной работы - внеклассные мероприятия, а также   участие детей в концертах, конкурсах, выставках отражены в фотоматериалах на сайте школы, ведётся планомерное накопление методической литературы, сценариев.

7.  Учебно-методическое, библиотечно-информационное, материально-техническое обеспечение образовательно процесса.        

7.1 Методическое сопровождение процедуры аттестации

педагогических работников

Ежегодно в школе планируются мероприятия по сопровождению процедуры аттестации преподавателей школы в целях повышения качества учебного процесса.

2012-2013

  • Круглый стол по вопросам аттестации на соответствие должности (сентябрь)-8 участников;
  • 18 индивидуальных консультаций для подготовки преподавателей к аттестации на соответствие должности (в течение года). Из них: 3 (БибиковаЛ.Н.), 4 (Калинина Е.В.), 2 (Чвайда Н.А.), 1 (Романенкова Л.В.), 4 (Мухаметьянова Р.Ф.), 3 (Миргалимова Р.Ф.), 1 (Черезова Н.С.);
  • 1 практикум по заполнению карты результативности (октябрь) -7 участников;
  • 9 индивидуальных консультаций для определения индивидуального маршрута (подготовка на I квалификационную категорию): (Кашина Ю.Ю., Муллахметова Е.Г., Мартынова А.В., Москатова Г.Г., Велижанина О.С., Перевалова Е.А., Смирнова В.М., Иванова Т.В., Новосад Е.Г.);
  • 2 индивидуальные консультации по процедуре прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию-ноябрь-декабрь (Сингизова З.М.);
  • 1 тематическое заседание отдела изобразительных искусств «Требования к аттестации», (ноябрь)-7 участников.

Новый Порядок аттестации педагогических работников действует уже на протяжении двух лет. Ежегодно проводятся заседания методического совета, педагогического совета по вопросам аттестации, с преподавателями индивидуально обсуждаются требования к соответствующей квалификационной категории для планирования работы в межаттестационный период. Однако, в школе данная работа не носит целенаправленного характера у преподавателей, отсюда и уменьшение квалификационных категорий.Другая причина это пенсионный возраст преподавателей, отсюда и нежелание проходить процедуру аттестации.

2013-2014

  • Семинар-практикум по подготовке к аттестации на соответствие должности (октябрь)-12 участников;
  • 7 индивидуальных консультаций для подготовки преподавателей к аттестации на соответствие должности (в течение года).
  • семинар-практикум по заполнению карты результативности (октябрь) -7 участников;
  • 9 индивидуальных консультаций по заполнению карты результативности (подготовка на I квалификационную категорию).

7.2  Программно - методическое обеспечение образовательного процесса

В данный момент в школе реализуются два учебных плана. В соответствии с этими учебными планами написана образовательная программа школы. 16.07.2013 года получена лицензия на образовательную деятельность.

Структура и содержание учебных планов направлены на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения. Они включают в себя: перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин.

Школа в своем образовательном процессе при создании учебных планов применяет Примерные учебные планы детской школы искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году, Примерные учебные планы дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2013 году.

В соответствии с данными учебными планами написаны образовательные программы преподавателями школы.

Образовательные программы разделяются на дополнительные общеобразовательные программы художественно-эстетической направленности с разным сроком обучения и дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального и изобразительного искусства.

Программное обеспечение образовательного процесса

вид образовательной программы

направленность (наименование) образовательной программы

нормативный срок освоения

1.

-

общеобразовательные программы художественно-эстетической направленности:

-

1.1.

дополнительные

Раннее эстетическое развитие:

-

1.1.1

дополнительная

Игровое сольфеджио

1 год

1.1.2

дополнительная

Ритмика

1 год

1.1.3

дополнительная

Коллективное музицирование

1 год

1.1.4

дополнительная

Рисунок

3 года

1.1.5

дополнительная

Живопись

3 года

1.1.6

дополнительная

Композиция

3 года

1.1.7

дополнительная

Лепка

3 года

1.2.

дополнительные

Инструментальное (вокальное) музицирование:

-

1.2.1

дополнительные

Фортепиано

7 лет

1.2.2

дополнительная

Баян

7 лет

1.2.3

дополнительная

Аккордеон

7 лет

1.2.4

дополнительная

Домра

7 лет

1.2.5

дополнительная

Скрипка

7 лет

1.2.6

дополнительная

Деревянные духовые инструменты

7 лет

1.2.7

дополнительные

Медные духовые инструменты

7 лет

1.2.8

дополнительная

Сольное пение

7 лет

1.2.9

дополнительная

Сольфеджио

5 лет

1.2.10

дополнительная

Практикум по сольфеджио

2 года

1.2.11

дополнительная

Музицирование

2 года

1.2.12

дополнительные

Игра в ансамбле

2 года, 3 года

1.2.13

дополнительная

Аккомпанемент

2 года

1.2.14

дополнительная

Слушание музыки

3 года

1.2.15

дополнительные

Музыкальная литература

4 года

1.2.16

дополнительная

Современная музыка

2 года

1.2.17

дополнительные

Коллективное музицирование

4 года,

5 лет, 7 лет

1.2.18

дополнительная

Общий инструмент

7 лет

1.3.

дополнительные

Музыкальное исполнительство

(инструментальное исполнительство, сольное пение)

-

1.3.1

дополнительная

Фортепиано

7 лет

1.3.2

дополнительная

Баян

7 лет

1.3.3

дополнительная

Аккордеон

7 лет

1.3.4

дополнительная

Домра

7 лет

1.3.5

дополнительная

Скрипка

7 лет

1.3.6

дополнительная

Деревянные духовые инструменты

7 лет

1.3.7

дополнительная

Медные духовые инструменты

7 лет

1.3.8

дополнительная

Сольное пение

7 лет

1.3.9

дополнительная

Сольфеджио

7 лет

1.3.10

дополнительная

Музицирование

2 года

1.3.11

дополнительные

Игра в ансамбле

2 года, 3 года

1.3.12

дополнительная

Аккомпанемент

2 года

1.3.13

дополнительные

Слушание музыки

3 года

1.3.14

дополнительная

Музыкальная литература

4 года

1.3.15

дополнительные

Современная музыка

2 года

1.3.16

дополнительные

Коллективное музицирование

4 года,

5 лет, 7 лет

1.3.17

дополнительная

Общий инструмент

7 лет

1.4.

дополнительные

Изобразительное искусство:

-

1.4.1

дополнительная

Рисунок

4 года

1.4.2

дополнительная

Живопись

4 года

1.4.3

дополнительная

Композиция

4 года

1.4.4

дополнительная

Скульптура

4 года

1.4.5

дополнительная

История изобразительного искусства

4 года

1.4.6

дополнительная

Компьютерная графика

2 года

1.5.

дополнительные

Ранняя профессиональная ориентация:

-

1.5.1

дополнительная

Фортепиано

1 год

1.5.2

дополнительная

Баян

1 год

1.5.3

дополнительная

Аккордеон

1 год

1.5.4

дополнительная

Домра

1 год

1.5.5

дополнительная

Скрипка

1 год

1.5.6

дополнительные

Деревянные духовые инструменты

1 год

1.5.7

дополнительная

Медные духовые инструменты

1 год

1.5.8

дополнительные

Сольное пение

1 год

1.5.9

дополнительная

Сольфеджио

1 год

1.5.10

дополнительная

Аккомпанемент

1 год

1.5.11

дополнительная

Рисунок

1 год

1.5.12

дополнительные

Живопись

1 год

1.5.13

дополнительные

Композиция

1 год

1.5.14

дополнительная

Скульптура

1 год

2.

дополнительные

Предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства

-

2.1.

дополнительные

«Фортепиано»

8 лет, 9 лет

2.2.

дополнительные

«Струнные инструменты»

8 лет, 9 лет

2.3.

дополнительные

«Духовые и ударные инструменты»

8 лет, 9 лет

2.4.

дополнительные

«Народные инструменты»

8 лет, 9 лет

3.

дополнительные

Предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «Живопись»

5 лет, 6 лет

Ежегодно в начале учебного года в соответствии с программным обеспечением утверждаются учебные пособия по теоретическим предметам.

Сольфеджио:

  1. Н.Баева, Т.Зебряк «Сольфеджио для ДМШ» 1-2 класс;
  2. Е.Давыдова, С.Запорожец «Сольфеджио» 3 класс;
  3. Е.Давыдова «Сольфеджио» 4 класс;
  4. Е.Давыдова «Сольфеджио» 5 класс;
  5. Т.Калужская «Сольфеджио» 6 класс;
  6. Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио»;
  7. Б.Калмыков, Г.Фридкин «Сольфеджио» I часть одноголосие 7 класс;
  8. Б.Калмыков, Г.Фридкин «Сольфеджио» II часть двухголосие 7 класс;
  9. Д.И.Шайхутдинова «Одноголосное сольфеджио» 4-7 классы.
  10. Музыкальная литература:
  11. И.Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран» 5 класс;
  12. Э.Смирнова «Русская музыкальная литература» 6-7 класс;
  13. И.Прохорова, Г.Скудина «Музыкальная литература советского периода» 7 класс.

Данные пособия обновились и дополнились с 1.11.2013г.:

  1. М.Шорников «Музыкальная литература» 1 год обучения;
  2. М.Шорников «Музыкальная литература» 2 год обучения;
  3. М.Шорников «Музыкальная литература» 3 год обучения;
  4. М.Шорников «Музыкальная литература» 4 год обучения.

7.3 Библиотечно-информационное обеспечение

образовательного процесса

Библиотека МБОУ “Школа искусств” является структурным подразделением образовательного учреждения дополнительного образования детей. Работа ведется по двум направлениям: музыка, изобразительное искусство.

В школе работает библиотека-медиатека с фондом нотной и учебной литературы  12005 единиц хранения, оснащённая  аудио- и видеотехникой, а также компьютером с выходом в Интернет.

Фонотека школы представлена:

  1. аудиокассеты -193
  2. компакт – диски -252
  3. СD (интерактивное издание нот)- 6
  4. пластинки-849
  5. DVD-34
  6. Видеотека (оперы, балеты, фильмы об искусстве) -146
  7. Видеотека в архиве школы (концертная деятельность школы искусств)- 95

Укомплектованность библиотечного фонда

п/п

Наименование дисциплин (название инструмента), входящих в заявленную программу

Количество обучающихся, изучающих дисциплину

(по данному инструменту)

Количество экземпляров

1.

Музыкальная литература 4-7кл

137

366

2.

Сольфеджио 1-7кл

271

591

3.

фортепиано

91

2780

4.

народные инструменты

77

1129

баян

30

715

аккордеон

29

294

домра

18

50

балалайка

-

70

5.

скрипка

45

459

6.

духовые инструменты

29

287

блокфлейта

-

5

валторна

-

12

гобой

-

18

кларнет

5

50

саксофон

3

30

тромбон

-

2

труба

3

88

фагот

-

8

флейта

16

74

7.

сольное пение, хор

29

893

8.

изобразительное искусство

131

830

Библиотечный фонд по образовательной программе укомплектован полностью. В данный момент библиотека сохраняется большой фонд печатных изданий и постепенно формируется фонд на цифровых носителях.

В библиотеке хранятся редкие издания, в том числе есть и раритеты, сохранившиеся в единственном экземпляре. Актуальной проблемой остаётся вопрос обновления библиотечного фонда, но самой главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие достаточного и стабильного финансирования. При недостаточности средств на комплектование приоритеты отдаются учебникам, в то время как методическую литературу приобретаем по остаточному принципу.

Учебный год

Книговыдача

Фонотека

Библиотечный

фонд

2010-2011

1017

1359

11675

2011-2012

2037

1359

11675

2012-2013

3843

1479

12005

Комплектование фонда периодическими изданиями составляет 11 абонементов. Особой популярностью пользуются журналы у преподавателей изобразительного искусства: «Художественная школа», «Художественный совет», «Юный художник». У преподавателей музыки: «Музыка в школе», «Музыкальная жизнь», «Музыкальное просвещение».

Было проведено анкетирование на тему: «Актуально ли для современных учеников  наличие медиатеки в образовательном учреждении?»

На третий вопрос: «Нужно ли библиотеке вашего образовательного учреждения наличие подключения к интернету?» 100% опрашиваемых ответили «ДА».

На вопрос: «Необходим ли библиотеке вашего образовательного учреждения «цифровой фонд» (учебные пособия на электронных носителях)?» 95% опрашиваемых ответили «ДА» и только 5% ответили «НЕТ»

Из данных опроса видно, что современный мир и развивающиеся технологии диктуют нам свои правила и нынешним ученикам не достаточно информации в том классическом виде как мы привыкли её наблюдать в наших библиотеках. Почти у каждого в семье есть ПК, ноутбуки или цифровые мобильные устройства, которые современные ученики повсеместно используют для получения новых знаний. Вот почему становится необходимым преобразование «классической школьной библиотеки» в библиотеку – медиатеку.

7.4 Состояние материально-технической базы школы 

МБОУ «Школа искусств» размещена в типовом 3-х этажном здании, общей площадью – 3133,3 м2,  рассчитанным на 450 учащихся, в котором расположено:

        - 7 административных кабинетов;

        - большой концертный зал на 240 посадочных мест;

        - малый концертный зал на 90 посадочных мест;

        - библиотека;

        - буфет на 8 посадочных мест;

        - 2 мастерские;

        - 2 лаборантские;

        - 2 информационных кабинета для преподавателей;

        - комната для младшего обслуживающего персонала;

        - 5 подсобных помещений;

        - 28 учебных кабинетов – из них;

                - 17 кабинетов для индивидуальных занятий;

                - 4 кабинета для музыкально – теоретических занятий;

                - 5 студии для занятий изобразительным искусством;

                - 2 аудитории для коллективного музицирования.

Размеры учебных помещений, освещение и мебель соответствуют количеству и возрасту учащихся.

Для обеспечения учебно – воспитательного процесса МБОУ «Школа искусств» создана развитая материально – техническая база, школа оснащена необходимым оборудованием, музыкальными инструментами отвечающим федеральным государственным требованиям и санитарным нормам.

Оборудование (количество)

Наименование оборудование

Количество

Наименование оборудование

Количество

Компьютер (системный блок, монитор, ИБП)

30

Ноутбук

2

ЛВС (сервер и сетевое оборудование)

1

Сканер

2

Мультимедийный проектор

5

Плоттер

1

Профессиональная вокальная радиосистема (радиомикрофон)

4

Графический планшет

11

Вычислительная техника – МФУ, принтер

13

Интерактивная доска

1

Копировальный аппарат

8

ЖК телевизор

6

Акустические колонки, мониторы

2

Музыкальный центр

27

Двухантенная вокальная радиосистема

2

Микшерский пульт

1

Магнитно-маркерная доска

6

Комбо усилитель

1

Скамейка регулировочная

30

Видеокамера

2

Видеомагнитофон

2

Фотоаппарат

2

Проигрыватель DVD

8

Экран

6

Бактерицидные облучатели «Дезар 3», «Дезар 4»

7

Мольберт

76

Выставочное оборудование (комплект)

2

Сценические костюмы

60

Хоровые подставки

3

Одежда сцены (комплект)

2

Музыкальные инструменты (количество)

Наименование  инструмента

Количество

Наименование  инструмента

Количество

Аккордеон

14

Бас гитара

1

Балалайка

7

Баян

27

Бубен

3

Саксофон

8

Валторна

2

Гитара

4

Гусли клавишные

1

Деревянный тамбурин 9

5

Деревянные кастаньеты (пара)

5

Ксилофон

1

Электро- музыкальный инструмент "Клавинова"

2

Кларнет

3

Клавишный музыкальный инструмент

1

Маракасы

5

Домра

18

Малый барабан

1

Электронное пианино

1

Металлофон хроматический

10

Пианино

10

Педаль для бас-барабана

1

Рояль

14

Фортепиано

8

Скрипка

7

Труба

13

Тарелка для ударных

3

Флейта

5

Синтезатор

4

Ударная установка

1

Тромбон

3

Треугольник 6 в комплекте с палочкой

5

Для развития и совершенствования материально – технической базы школы в 2013 году было приобретено:

- за счёт пожертвования  ТПП «Когалымнефтегаз»- хоровые станки – 3 шт; костюмы для народного оркестра – 25 шт.

- за счёт собственных средств – аккордеоны – 2 шт.

В целях сохранности имущества школы и поддержания его в надлежащем состоянии в школе систематически проводится инструктаж учащихся и рейды по проверке состояния учебных кабинетов. Территория школы ежедневно поддерживается в чистоте и порядке.

В школе проводится работа по благоустройству территории, в том числе и в форме организации субботников.

Для проведения весенних работ приобретается необходимый инвентарь, земля для клумб и рассада.

Благоустройство и озеленение территории школы

Мероприятия по уборке мусора, благоустройству территории:

Количество

- количество мероприятий (ед.)

5

- количество убранного мусора/ объемы (м3)

6

- площадь очищенной территории (м2)

3020,7

- ремонт декоративного ограждения (штук)

60

- окраска декоративного ограждения (штук)

250

Мероприятия по озеленению территории:

- количество мероприятий (ед.)

10

- выращено и посажено цветов (штук)

500

- оформлено клумб (м2)

50

- площадь озелененной территории (м2)

3020,7

Благодаря ежегодно выполняемым работам поддерживается и сохраняется внешний облик внутренних помещений здания школы. Работы выполняются работниками школы помимо плановых ремонтных работ, финансируемых из бюджета города.

Выполненные работы в летний период 2013 года

Мероприятия

Утепление оконных откосов монтажной пеной и герметикам (1 этаж)

Укрепление фасадного листа 2-3 этаж

Покраска стен 1 этажа, запасных выходов, кабинетов

Шлифовка, покрытие лаком парт (50 шт.)

Оформление уголком экранов для батарей отопления (коридоры и кабинеты 1,2 этажа)

Покраска батарей (коридоры и кабинеты 1,2,3 этажа)

Покраска: пандуса; покраска забора по всей территории школы; покраска бордюров вокруг клумбы; покраска кубиков для цветов; покраска столбов наружного освещения; уличных мусорных контейнеров; подставки для цветов в холле; фигуры в холле; поручни лестничных проёмов.

Снятие, ремонт и мойка жалюзи, стирка штор (все кабинеты)

Зачистка лестничных металлических противоскользящих установок и клейка противоскользящей ленты (холл)

Ремонт во всех кабинетах корпусной мебели

В школе в целях укрепления безопасности учащихся и сотрудников, а также в целях предотвращения терактов установлена система охраны, пожарной сигнализации и видеонаблюдения.

В октябре 2013 года установлена новая система тревожной сигнализации «Лидер».

Ежегодно в целях к подготовке осеннему – зимнему периоду проводится плановый ремонт и контроль состояния отопительной системы, а также утепление окон и входных дверей.

В 2013 году школа прошла проверку готовности к новому учебному году без замечаний.

С 01.01.2013 по 01.04.2014 было проведено 9 плановых и внеплановых проверок по обеспечению в школе надлежащего санитарно-гигиенического, теплового, светового, противопожарного режима, охраны труда и комплексной безопасности в целом. По результатам проверок нарушений не выявлено.


8.  Анализ показателей деятельности устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому праву

 Показатели  

деятельности организации дополнительного образования,

подлежащей самообследованию

№ п/п

Показатели

Единица измерения

1.

Образовательная деятельность

1.1

Общая численность учащихся, в том числе:

499 человек

1.1.1

Детей дошкольного возраста (3-7 лет)

42 человека

1.1.2

Детей младшего школьного возраста (7-11 лет)

195 человек

1.1.3

Детей среднего школьного возраста (11-15 лет)

249 человек

1.1.4

Детей старшего школьного возраста (15-17 лет)

13 человек

1.2

Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг

117 человек

1.3

Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся

5 человек/ 1%

1.4

Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся

-

1.5

Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с выдающимися способностями, в общей численности учащихся

-

1.6

Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе:

-

1.6.1

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

-

1.6.2

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

-

1.6.3

Дети-мигранты

-

1,6.4

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию

-

1.7

Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся

-

1.8

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе:

537 ч/у

1.8.1

На муниципальном уровне

372 ч/у (69%)

1.8.2

На региональном уровне

32 ч/у (6%)

1.8.3

На межрегиональном уровне

18 ч/у (3%)

1.8.4

На федеральном уровне

40 ч/у (7%)

1.8.5

На международном уровне

75 ч/у (14%)

1.9

Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе:

87 ч. (23%)

1.9.1

На муниципальном уровне

31 ч. (8%)

1.9.2

На региональном уровне

14 ч.(4%)

1.9.3

На межрегиональном уровне

4 ч. (1%)

1.9.4

На федеральном уровне

23ч. (6%)

1.9.5

На международном уровне

15ч. (4%)

1.10

Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся, в том числе:

49 ч/у

1.10.1

Муниципального уровня

37 ч/у (76%)

1.10.2

Регионального уровня

-

1.10.3

Межрегионального уровня

-

1.10.4

Федерального уровня

12 ч/у (24%)

1.10.5

Международного уровня

-

1.11

Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе:

20

1.11.1

На муниципальном уровне

20

1.11.2

На региональном уровне

-

1.11.3

На межрегиональном уровне

-

1.11.4

На федеральном уровне

-

1.11.5

На международном уровне

-

1.12

Общая численность педагогических работников

40 человек

1.13

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников

30 человек/ 75%

1.14

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

28 человек/ 70%

1.15

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников

10 человек/ 25%

1.16

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

10 человек/ 25%

1.17

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе:

7(17%)

1.17.1

Высшая

1(2%)

1.17.2

Первая

6(15%)

1.18

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:

40 человек/%

1.18.1.

До 5 лет

7 человек/ 17,5%

1.18.2

Свыше 30 лет

8 человек/ 20%

1.19.

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет

7 человек/ 17,5%

1.20

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

6 человек/ 15%

1.21

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников,

25 человек/ 38%

1.22

Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих методическую деятельность образовательной организации, в общей численности сотрудников образовательной организации

6 человек /9%

1.23

Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками образовательной организации:

1.23.1

За 3 года

53 единиц

1.23.2

За отчетный период

32 единицы

1.24

Наличие в организации дополнительного образования системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания

нет

2.

Инфраструктура

2.1

Количество компьютеров  для учащихся

9

2.2

Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том числе:

51

2.2.1

Учебный класс

28

2.2.2

Лаборатория

2

2.2.3

Мастерская

2

2.2.4

Танцевальный класс

-

2.2.5

Спортивный зал

-

2.2.6

Бассейн

-

2.3

Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том числе:

2

2.3.1

Актовый зал

1

2.3.2

Концертный зал

1

2.3.3

Игровое помещение

нет

2.4

Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха

нет

2.5

Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота

да

2.6

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

да

2.6.1

С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров

нет

2.6.2

С медиатекой

да

2.6.3

Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов

да

2.6.4

С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки

да

2.6.5

С контролируемой распечаткой бумажных материалов

да

2.7

Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

-

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о результатах самообследования

Отчет о результатах самообследования...

Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»

Отчет о результатах самообследования  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»...

Отчет о результатах самообследования бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Республиканский классический лицей»

Данный документ был подготовлен в 2012 году для прохождения государственной аккредитации БОУ РА "РКЛ"....

отчет о результатах самообследования учреждения

Общие сведения об учереждении и учредителе....

Отчет о результатах самообследования

Отчет о результатах самообследования деятельности ГБОУ СОШ с.Кротково в 2013-2014 учебном году (Публичный отчет)....

Отчёт о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский» за 2019 год

1. Введение Совершенствование качества образования и эффективности деятельности общеобразовательных организаций, в том числе, на основе обеспечения информационной открытости и прозрачности их деятельн...

Отчёт о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский» за 2018 год

1. Введение Совершенствование качества образования и эффективности деятельности общеобразовательных организаций, в том числе, на основе обеспечения информационной открытости и прозрачности их деятельн...