"Формирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения"
статья на тему

На протяжении 10 лет педагогический коллектив школы уделял и уделяет первостепенное значение здоровью школьника. Школа и общество – понятие, неразрывно связанные. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, структуру и содержание образования. В этой связи результатом деятельности образовательного учреждения является не только овладение школьниками образовательными стандартами, но сформированность гражданских, социальных, коммуникативных, интеллектуальных компетенций, а также физического, психологического и духовно-нравственного здоровья.

Об опыте работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся  говорится в статье, которая опубликована в Сборнике материалов Международной  научно-практической конференции «Здоровье детей и подростков: актуальные проблемы и пути их решения», Смоленск, 27-28 октября 2010.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                                                                   М.И. Чебанюк, директор МОУ СОШ №2              

                                                                                  г. Демидова, Заслуженный учитель РФ

Одним из направлений государственной политики в области образования является построение образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий. Это положение нашло отражение в Концепции модернизации  российского образования до 2010 года, стандартах второго поколения, Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России. Школа и общество - понятия, неразрывно связанные. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет её задачи, приоритеты, содержание образования. Важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражающим настоящую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее, является состояние здоровья подрастающего поколения. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. В этой связи результатом деятельности образовательного учреждения является не только овладение школьниками  образовательными стандартами, но и сформированность  гражданских, социальных,  коммуникативных, интеллектуальных компетенций, а также физического,  психологического и духовно-нравственного здоровья.

Анализ состояния здоровья населения России показывает, что оно катастрофически ухудшается. Согласно данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований по стране практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Это касается и жителей Смоленской области. Так, по муниципальному образованию «Демидовский район» МОУ СОШ № 2 распределение учащихся по группам здоровья выглядело следующим образом:

                                                                                                                                    Таблица 1

Распределение учащихся Демидовского района и МОУ СОШ №2  по группам здоровья  

Группа

здоровья

2005

2006

Район

Школа

Район

Школа

1

7,5%

7,8%

8,5%

8,7%

2

57,5%

53%

59,9%

54,5%

3

33,9%

37,7%

30,9%

35,7%

4

1,1%

1,5%

0,7%

1,1%

 

В связи с этим, для школы актуальной становится проблема формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Её составляющими являются: -предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом;

-охрана и укрепление физического, психического и нравственного здоровья учащихся;

-формирование культуры здоровья школьников и компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения;

-организация физической активности учащихся и вовлечение их в занятия физической  культурой и спортом;        

-организация взаимодействия с социальной средой и прежде всего с семьями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Реализуя программу развития школы «Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях личностно ориентированного профиля обучения» было разработано три подпрограммы:

- «Школа - территория здоровья»;

- «Я и окружающая среда» (Экология и валеология в школе);

- «Спорт любить — здоровым быть».

Подпрограмма «Школа - территория здоровья» состоит из следующих блоков:

1        Организационно-методическое обеспечение медико-психологической диагностики и оздоровления детей.

2        Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.

3.        Рациональная организация образовательного процесса.

4.        Просветительско-воспитательная работа с учащимися.

5.        Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.

Особое внимание в школе уделяется проведению плановых медосмотров и плановой диспансеризации учащихся декретированных возрастов (2, 5, 9, 11 классов). Ознакомление педагогического коллектива с полученными результатами позволяет строить учебно-воспитательный процесс на основе индивидуального подхода к учащимся, создавать условия сохранения психологического здоровья учащихся, осуществлять контроль за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).

Особая роль отводится созданию здоровьесберегающей инфраструктуры  образовательного учреждения. Приведены в соответствие с гигиеническими нормативами здание и помещения школы, оборудован современный медицинский кабинет, функционируют тренажерный зал, оздоровительный центр (бассейн, сауна).  Для улучшения организации питания приобретен пароконвектомат для школьной столовой.

При построении образовательного процесса приоритетной задачей является внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

Формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью и ведению здорового образа жизни способствуют введение в начальной школе лектория  «Школа здоровья», курса «Основы здорового образа жизни» для учащихся 5-9 классов, подготовка учащимися публичных выступлений на школьном и районном Дне науки по экологическим проблемам и проблеме ЗОЖ, проведение мероприятий с учащимися с целью профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании и формированию навыков ЗОЖ.

В школе создан Общественный совет содействия здоровью для совместного (учителя, родители, специалисты, учащиеся) обсуждения и решения проблем сохранения и укрепления здоровья учащихся. Активное участие в спортивно-оздоровительной работе принимают родители школьников. Так,  традиционными стали совместные спортивные праздники, недели спорта для родителей, «Веселые старты». Работает группа здоровья для учителей и родителей.

Другим важным направлением деятельности школы стала работа по подпрограмме «Я и окружающая среда» (Экология и валеология в школе), в которой выделены три направления:

1.        Исследовательское.

2.        Просветительское.

3.        Совместная работа с Национальным парком «Смоленское Поозерье».

В течение пяти лет учащимися были реализованы исследовательские проекты:

«Вода в природе. Мониторинг водных объектов, расположенных в микрорайоне школы» (2006 г.), «Проблемы экологии в учебном заведении» (2007), «Проблемы экологии в учебном заведении и влияние факторов окружающей среды на здоровье учащихся» (2008-2010 гг.), «Специфика влияния факторов городской среды на условия  прорастания семян, роста и развития растений» (2009 г.) и др.,  получившие высокие оценки на региональном и федеральном уровне.

Большую просветительскую работу проводят члены школьного клуба «Экос», которыми  разработана программа лектория «Человек и здоровье». Они регулярно выступают перед учащимися с лекциями, беседами, проводят уроки здоровья, научно-практические конференции.

Развитию экологической культуры и формированию сознательного восприятия окружающей среды способствует совместная работа школы и национального парка «Смоленское Поозерье», участие школьников в природоохранных акциях: экологических десантах, озеленении территории, Слётах друзей Национального парка, акциях «Марш парков».

Организация физкультурно-оздоровительной работы осуществляется в рамках подпрограммы «Спорт любить - здоровым быть».

Программа  позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе, формировать у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности направленной на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих.

Педагогический коллектив школы много внимания уделяет организации полноценной и эффективной работы с учащимися всех групп здоровья. Стали традиционными  ежедневный час активных движений (динамическая пауза между 2 и 3 уроком) в начальной школе, динамические перемены (между 3 и 4 уроком) в среднем и старшем звене, физкультминутки на уроках и физкультурные паузы в группе продленного дня. Всё это способствует эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности воспитанников.

На базе школы работают 12 спортивных секций, в которых занимаются более 60% учащихся. В школе действуют 3 спортивных зала, тренажерный зал, бассейн, спортивная площадка и каток. Создана система спортивно-оздоровительных мероприятий. Учащиеся школы являются активными участниками районных и областных спортивных мероприятий, входят в число призеров. По итогам 2007-2009 годов школа признана лучшей в районе в номинации «Самая спортивная школа».

В рамках работы над проблемой формирования здоровьесберегающей среды   образовательного учреждения было проведено исследование состояния здоровья  учащихся. Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

- за последние три года увеличилось число учащихся с 1и 2 группой здоровья;

- наблюдается снижение показателей по заболевания сердечно-сосудистой системы,     костно-мышечной системы и ряда других;

- снижается число учащихся, страдающих хроническими заболеваниями;

- снижается уровень утомляемости школьников;        

- растет число учащихся, положительно оценивающих собственное здоровье;        

- прослеживается увеличение количества учащихся, ведущих здоровый образ жизни;

- прослеживается увеличение процента учащихся, которые больше времени посвящают занятиям спортом;

- увеличивается количество учителей и родителей, занимающихся  физической культурой и спортом.

Данные мониторинга состояния здоровья учащихся всех возрастных групп  свидетельствуют о результативности здоровьесберегающей деятельности школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом....

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения

Данная  статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентаци...

ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...

Программа здоровьесбережения «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения " МБОУ Тарасовская СОШ №2 на 2015-2020 учебные годы

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.ЦЕЛЬ: формирование у обучающ...

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-творцом и ничто злое и грязное не посмеет туда войти. В. Ф. Комиссаржевская...

Программа: «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения»

Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и формирование у них знаний, умений, навыков, мотивов вести здоровый и безопасный о...

Зимний сад, как способ формирование комфортной среды образовательного учреждения.

Цель проекта:создание комфортной среды в школе с использованием комнатных растений, способствующих повышению экологической культуры школьников и оказывающего положительное психофизиологическое действи...