Мотивация школьников
опыты и эксперименты по теме

Коленченко Елена Миргасимовна

Методический материал посвящен важной и актуальной теме: способам повышения учебной мотивации школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolenchenko._motivatsiya_shkolnikov.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Коленченко  Е.М., зам. директора по УВР                                                               Единственный путь, ведущий к знанию -

                                                                                                     деятельность”.

                                                                                                                                                     Бернард Шоу

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова» - писал Ян Коменский.  Про современную школу так не скажешь. Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; увлеченно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.  Важно так построить работу с учащимися, чтобы они сами хотели получать знания. Формирование такой мотивации можно назвать без преувеличения одной из центральных задач современной школы.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и по поведению, но и по уровню развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения базового уровня школьной программы требуются усилия. Есть дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Чувство постоянной  неуспешности  приводит  к потере интереса к учебе.

В современной школе успеваемость ученика во многом определяется желанием учиться, которое включает в себя как познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, так и социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы представляют собой желание ребенка освоить новые знания или способы их получения. Социальные мотивы обусловлены стремлением быть полезным обществу или занять в нем определенную позицию. Успешность школьников в учебной деятельности обеспечивается сочетанием познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания ученика скорее будут однобокими и оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет поверхностным, а сама учеба превратится в соревнование на получение высоких оценок.

  Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у школьников устойчивую мотивацию достижения успеха, повысить самооценку.

Для определения путей формирования учебной мотивации полезно изучить отношение учащихся к учебным предметам, мониторинг имеющихся знаний, умений и навыков, наличия творческого потенциала у учащихся, диагностику индивидуальных способностей учащихся, воспользовавшись помощью психологической службы школы. 

        Учитель  может использовать следующие педагогические приемы по созданию мотивации учения:

- отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности;

- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам;

- занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;

- контроль;

- мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио       ученика школы;

- развитие творческих способностей учащихся, внимательно реагировать на все проявления творческой активности;

- исследовательская и проектная деятельность учащихся.

В качестве критериев развития мотивации учения следует рассматривать:

  • Сформированность и характер познавательных интересов учащегося.

Четыре уровня развития

познавательного интереса по Г.И.Щукиной.

  1. ЛЮБОПЫТСТВО – элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная чисто внешними, привлекающими внимание человека обстоятельствами; с устранением внешней причины пропадает.
  2. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Побуждается деятельностью, встречающиеся трудности – не пугают, заставляют искать причины неудач и выход из сложившейся ситуации.
  3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС – характеризуется избирательностью, поступательным движением школьника в познавательной деятельности, поиском интересующей его информации.
  4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС – связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки и использованием их как инструментов познания.
  • Сформированность общеучебных умений.
  • Характер самооценки учащегося
  • Эмоциональное отношение к учебе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». 

Наши педагоги уделяют большое внимание этой актуальнейшей теме – повышение мотивации к учению Особенно большой и разнообразный опыт накоплен ШМО учителей русского языка и литературы, который и представлен в очередном номере нашего методического журнала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к семинару "Повышение учебной мотивации школьников"

lorscheme colors="#dd51ff,#ffffff,#f3c1ff,#87baff,#ff388c,#e40059,#17bbfd,#ff2ad7"/>В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащих...

Учебная мотивация школьников как один из критериев эффективности использования педагогических технологий

Выступление на практическом семинаре для заместителей директоровпо УВР...

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

мотивация школьников на уроках физической культуры

Творческая разработка подготовленна для защиты на курсах повышения квалификации учителей 2010год...

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики.

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики....

Развитие мотивации школьников как условие качественного образования

основные мотивации качественного образования...

Повышение мотивации школьников на уроках истории и обществознания

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредст...