Концепция воспитательной работы
материал по теме

Мишурина Елена Александровна

Концепция воспитательной работы ГБОУ СОШ № 777 на 2012-2016 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_vs.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

города Москвы средняя общеобразовательная школа № 777

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 НА 2012-2016 Г.Г.  

МОСКВА

Пояснительная записка.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на переломе, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Да и человеку трудно приспособиться к новым условиям. В самом тяжелом положении оказываются педагоги и работники образования. Они испытывают тройную психологическую нагрузку: во-первых, каждый из них просто человек, и все испытания, что ложатся на плечи людей, он несет на себе; во-вторых, как государственный служащий, он должен оправдывать действия правительства; в-третьих, как гражданин, должен говорить правду взрослеющему человеку.

Так возникает проблема личностного, профессионального, гражданского самоопределения учителя, в конечном счёте,  именно позиция учителя определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.

Для всех педагогов является истиной, что в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому, а, следовательно, иначе прогнозировать и проектировать, т.е. планировать.

     

I. Нормативно – правовые и теоретико-методологические основы концепции.

1.1 Нормативно – правовые акты.

Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением. В своей работе школа опирается на нормативно-правовые документы Российской Федерации:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);
  • Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
  • Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
  • Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120ФЗ);
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
  • «Национальную доктрину образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
  •  «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393);
  • «Концепцию демографической политики РФ на период до 2025 г.» (Указ Президента от 9.11.07. № 1351)
  •  «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи» (указ Президента РФ от 6.04.06, с изменениями от 29.02.08.)

  •  государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);
  •  программу «Дети России» (2003-2006 гг.);

1.2. Теоретико-методологические основы концепции по созданию системы гражданского и информационно-правового воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы составляют идеи философской и педагогической антропологии (Ананьев А.В., Бим-Бада Б.М., Барулин В.С., Гессен С.И., Зиньковский В.В., Каптерев П.Ф., Куликова В.Б., Лазурский А.Ф., Максакова В.И., Мудрика А.В, Пирогов Н.И., Шелера М. и другие); концерпций философий образования (Э.Н. Гусинский, Д. Дьюи, Т.В. Джонсонс, Р.Ф. Рид и другие); научные положения о сущности, становления и развития в воспитательной системы образовательного учреждения (С.К. Бондырева,  Б.З. Вульфов, А.В. Гаврилин, В.А. Караковский, И.А. Колесникова и другие); идеи социализации и социальной адаптации порастающего покаления  (М. Мид, Г. Уайт, Л. Элкин, В.А. Сластенин); труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам гражданского и гражданско-правового воспитания школьников (О.С. Газман, Ф.Б. Горелик, Е.В. Бондаревская, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Кершенстейнер, В.С. Кукушин, А.С. Мкаренко, А.Ф. Никитин  В.А. Сухомлинский); идеи трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников (А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова); концепции формирования физической культуры личности (Д.М. Мендиашвили, М.И. Станкин).

1.3. Ключевыми понятиями разрабатываемой концепции воспитательной деятельности школы являются:

  • Воспитание личности  – процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации;
  • Воспитание патриотизма и культуры, социального и межэтнического общения – формирование уважения и любви к  Родине, чувство национальной гордости и национального достоинства, ориентация личности на ценности национальной и интегральной и мировой культуры; формирование чувства уважения и солидарности с другими народами, людьми других социальных групп;
  • Воспитание физической культуры личности – совокупность педагогических действий,  направленных на содействие правильному физическому развитию школьников, охраны их здоровья, а так же формирование жизненно важных, психофизиологических свойств и умений, воспитание культуры гигиены, развитие потребности в двигательной активности как одной из основ здорового образа жизни современного человека.
  • Гражданин:
  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению конкретного государства, пользующееся всеми правами, обеспечивающимися законом данного государства, и исполняющие установленными законом обязанности;
  1. Человек, способный согласовывать собственные интересы с интересами общества и государства; служащие Родине, народу, осознающие себя членом данного государства.
  • Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегрированного качества личности,  заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межэтнического общения;
  • Интериоризация – переход социального (в нашем случае социально нравственного, аксеологического)  содержания в индивидуальное превращение социальных идей во внутренние движущие силы поведения человека, побуждающие его к позитивным поступкам;
  • Информационно-правовое воспитание и формирование правовой культуры – целенаправленное педагогическое воздействие с целью довершения до сознания учащихся требований правовых норм, осознанию ими социального и личностного смысла данных норм предупреждения правонарушений среди учащихся; право воспитательное воздействие на учащихся, совершивших правонарушение;
  • Национальная идентификация приобщение человека к народной культуре,  отождествление себя с определенным этносом, его культурой, традициями;
  • Патриот – человек, любящие свое отечество, преданный своему народу, Родине, поддерживающий народную культуру, традиции, ориентированный на ценности родной культуры, знающий государственную символику, человек способный отстаивать и защищать интересы своего народы на основе терпимости и уважения культур других национальностей;
  • Правовая и физическая безопасность гражданина - система мер, эффективное использование регулируемых законом, правил и норм, форм и методов с целью поддержания правопорядка, профилактики и борьбы с правонарушениями в отношении прав и свобод гражданина; поддержания чувства правовой и физической защищенности гражданина.
  • Профессиональная ориентация школьников – обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических и других мер направленных на оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении; приобретение ими начальных навыков и опыта профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение,  профессиональную диагностику, профессиональную консультацию и другие компоненты;
  • Социализация – процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к ее культурным, психологическим и социологическим факторам;
  • Социально-педагогическая адаптация – процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды, частью которой является школа, приводящая к оптимальному согласованию целей и ценностей личности и социума;
  • Толерантность – терпимость к кому-либо и чему-либо: веротерпимость, расовая, национальная, социальная, осознание права любого человека на свободу, права на непохожесть и различии;

 

II. Исходное состояние воспитательной системы.

2.1.    Общая характеристика школы

           Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 777 находится  в одном из микрорайонов Рязанского района и осуществляет свою деятельность по трём адресам: г. Москва, ул. Маёвок, дом 4, общей площадью 5873,6 кв.м. (корпус 1); ул. Шатурская, д. 1, общей площадью 4073,4 (корпус 2) и  ул. Михайлова, д. 24, к. 3, общей площадью 3870,4 кв.м. (корпус 3). В 2012 году прошла реорганизация, в ходе которой к ГБОУ СОШ № 777  были присоединены два учреждения: ГБОУ СОШ № 582 и 786.                                                                                                                                             Функционирование государственного бюджетного образовательного учреждения                                   г. Москвы средней общеобразовательной школы № 777 ЮВОУО обеспечивается следующей нормативно-правовой базой:  

-Уставом (редакция 4, утверждена Распоряжением Департамента образования города Москвы от   14.11.2011 года №   941-Р и изменениями к Уставу, утверждёнными  Распоряжением Департамента образования города Москвы от 22.06.2012 года № 165-Р);

-Лицензией на право ведения образовательной деятельности

77  № 003808. Регистрационный номер 030742. Дата выдачи-  12 марта 2012 года. Срок действия лицензии – бессрочно.

        -Свидетельством о государственной аккредитации № 77  ОП  001669. Регистрационный номер - 011946. Дата выдачи- 18 июня 2012 года. Срок действия - по 18 июня 2024 года.

       На начало 2012-20013 учебного года в школе обучается 909 учащихся в первую смену.

       Скомплектовано 35 классов,  8 групп продленного дня.

      Численность контингента учащихся по ступеням обучения:

Школа

Количество классов

Количество учащихся

всего

35

909

I ступени

15

394

II ступени

16

311

III ступени

4

204

I ступень – начальная школа, продолжительность обучения 4 года (1-4 классы)

II ступень – основная школа, продолжительность обучения 5 лет (5-9 классы).

III ступень – старшая школа, продолжительность обучения 2 года (10-11 классы).

Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона, закреплённого за  школой. Учебно-воспитательный процесс в ГБОУ СОШ № 777  осуществляется в соответствии с расписанием уроков, с требованиями СанПин. Обучение в школе проводится в первую  смену с 8:30.

Школа работает в режиме  пятидневной учебной недели для 1-11 классов (решение Управляющего совета школы № 1 от 24.08.2012 г.).

Продолжительность уроков составляет 45 минут  (для учащихся 1 классов в 1 полугодии – 35 минут). Учебный год в школе разделен на 3 учебных  триместра для 1-9 кл. и 2 полугодия для 10-11 классов.

2.2.  Юридические основания функционирования учреждения

Деятельность ГБОУ СОШ № 777 регламентируется

  • Законом  РФ «Об образовании»;
  • Типовым положение об общеобразовательном учреждении;
  • Уставом школы;
  • Локальными актами.

  2. 3.  Характеристика кадрового состава

Работу с детьми осуществляет  коллектив, состоящий из  65 педагогических работников, из них – 51 учитель. Среди них высшую категорию имеют  18 педагогов, I категорию – 28 педагогов, II категорию – 14 учителей.

Среди учителей школы

  • Кандидат педагогических наук – 1
  • Отличник народного просвещения – 5
  • Почетный работник общего образования РФ – 3
  • Грамота Министерства образования и науки РФ – 3
  • Грант мэра г. Москвы - 2

Особенностью коллектива является то, что он находится на стадии становления, т. к. 1 сентября 2012 г. произошло объединение трёх педагогических коллективов реорганизованных школ, также в школу пришли педагоги, ранее не работавшие в ОУ нашего микрорайона. Основу коллектива составляет стабильный преподавательский  состав, сложившийся в последние годы в ГБОУ СОШ № 777.

Распределение педагогов по образованию, возрасту и  педагогическому стажу:

Всего педагогов,

из них:

65

высшее образование

59

среднее специальное

6

высшая категория

18

первая категория

28

вторая категория

14

молодые специалисты

1

Стаж работы:

до 3 лет

1

4-10 лет

4

11-20 лет

7

более 21 года

53

       Учителя постоянно работают над повышением своего профессионального уровня. За последние три года 65 % педагогов прошли курсы повышения квалификации. В 2012 -2013 учебном году будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации, конкурсов профессионального мастерства.

     Большой педагогический опыт, высокая квалификация  учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют  ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.

2.4.  Материально-техническая и учебно-методическая база

       Санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и задачам образовательного процесса. В течение учебного года постоянно уделяется внимание улучшению материально-технической базы, охране здоровья и обеспечению санитарно-гигиенического режима работы школы.

      Учебно-воспитательный процесс осуществляется в 3-х зданиях, построенных по типовым проектам. Летом 2012 года в здании по ул. Михайлова, д.24, к. 3 был произведён выборочный капитальный ремонт, в двух других – текущий. Материально-техническое оснащение школы соответствует современным требованиям к организации учебного процесса. Учебные помещения укомплектованы двухместными столами,  несколько кабинетов начальной школы - одноместными.  Расстановка столов, в основном, трехрядная. Учебная мебель имеет устройства, позволяющие регулировать её высоту, учитывая рост учащихся. В школе кабинетная система обучения. Уровень материально-технического обеспечения кабинетов достаточно высок и соответствует современным требованиям. Все учебные кабинеты оснащены рабочим местом  для учителя, есть выход в интернет. Оборудованы кабинеты по всем предметам, входящим в федеральный и региональный компоненты учебного плана. Для  использования информационных технологий в образовательном процессе после передачи имущества реорганизованных школ задействовано более 200 единиц компьютерной техники и интерактивного оборудования. К началу учебного года в двух корпусах были оборудованы дополнительно для обучения информатике учащихся 5-11 классов два новых компьютерных класса, оснащённых современными моноблоками.

Во всех корпусах школы имеются спортивные залы, в корпусе по адресу: Шатурская улица, д.1 – 2 зала. Спортивные залы оснащены оборудованием, позволяющим выполнять программу по физической культуре и проводить спортивно-массовую работу по футболу, волейболу, баскетболу, самбо, дзюдо, теннису, бадминтону.

Во всех корпусах школы работает библиотека, фонд размещён в соответствии с размещением контингента учащихся по корпусам. Общий фонд школьной библиотеки составляет: художественная литература – 34 607  экземпляров, учебники – 75 370 экземпляров.

 Деятельность школы освещается на  сайте: htpp:schuv777.mskobr.ru, а также в школьной газете «Три ключа».

Территории всех корпусов школы благоустроены, по периметру ограждены забором. Имеется 2 стадиона, 2 многофункциональных спортивных площадки, волейбольная и баскетбольная площадки, полоса препятствий, прогулочно-игровое оборудование. Ежегодно проводятся мероприятия по  озеленению и благоустройству. В летний период 2012 года на территории школы по адресу: ул. Михайлова, д.24, к.3 проведена комплексная работа по благоустройству.

   Администрация школы в 2013 году продолжит работу над улучшением материально-технической базы школы, обновлением фонда библиотеки.

2.5.  Характеристика контингента обучающихся и социального статуса их семей

2.5.1. Социальный состав учащихся

С 1 сентября 2012  года в школе обучается  909 учащихся   в 35  классах-комплектах.

Школа

Количество классов

Количество учащихся

I ступени

15

394

II ступени

16

311

III ступени

4

204

I ступень – начальная школа, продолжительность обучения 4 года (1-4 классы)

II ступень – основная школа, продолжительность обучения 5 лет (5-9 классы).

III ступень – старшая школа, продолжительность обучения 2 года (10-11 классы).

Социальный состав учащихся.

2

Дети из социально-незащищенных семей

60

3

Дети из многодетных семей

94

4

Дети на опеке в районе школы и в других районах

8

5

Дети из группы риска

9

6

Семьи  из группы риска

5

7

Дети на учете в КДН и ОВД

7

8

Семьи на учете в КДН и ОВД

8

9

Дети- инвалиды

14

10

Дети одиноких матерей

34

11

Потеря кормильца

10

12

Неполные семьи (разведенные)

126

13

Безработные

3

Педагогическому коллективу необходимо принимать во внимание сложившиеся социально-экономические условия семей учащихся и стремиться к предоставлению максимально возможных образовательных услуг всем учащимся, вне зависимости от их социально-экономического статуса, в целях наиболее полного, гармоничного развития каждого ребенка.

2.5.2. Состояние здоровья учащихся и система мер по его сохранению

Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающих технологий. В 2012-2013 учебном году школа будет работать в режиме 5-дневной рабочей недели для учащихся 1-11 классов. Расписание занятий предусматривает перерывы, достаточной продолжительности для отдыха и питания в соответствии с санитарными нормами.

1-я перемена – 10 минут

4-я перемена – 10 минут

2-я перемена – 20 минут

5-я перемена – 20 минут

3-я перемена – 20 минут

6-я перемена – 10 минут

Расписание занятий составляется согласно нормам максимального объёма учебной нагрузки, требованиям СанПиНа. Группы продленного дня (8 групп) работают в режиме, соответствующем санитарным нормам и правилам.

 Продолжительность учебного года - 34 недели, для 1-х классов – 33 недели.                                                                                                                                                      В школе организовано горячее питание: в 1 корпусе через столовую-доготовочную, во 2 и 3 – буфеты-раздаточные. В школьных  буфетах помимо горячего питания  представлен большой выбор готовой продукции: выпечка, бутерброды, кондитерские изделия, соки. Доставка продуктов производится ежедневно.  Горячее питание осуществляется по графику. Обеспеченность посудой 100%-ная. Организован питьевой режим.

Образовательная программа школы предусматривает постоянный контроль  показателей здоровья учащихся посредством проведения регулярных  медицинских осмотров, диспансеризации, пропаганды здорового образа жизни, воспитание ответственности учащихся за свое здоровье через воспитательную систему школы, предоставление возможности занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Помимо очной дневной формы обучения им предоставляется обучение на дому по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием возможностей дистанционного обучения.

Одна из главных задач школы - обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников школы.

Для  школы № 777 актуальны следующие мероприятия по обеспечению безопасности:

  1. Охранные:

- обеспечение контрольно-пропускного режима;

- обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.

2. Организационно-технические:

- укрепление ограждений, решеток на окнах 1-ых этажей;

- обеспечение постоянной работоспособности  охранно-пожарной сигнализации, системы голосового оповещения и  «тревожной кнопки»;

- установка видеонаблюдения;

      -  монтаж турникетов и подключение к системе «Проход, питание».

3. Профилактические:

- периодические осмотры охраняемого объекта;

- проведение тренировок с персоналом и учащимися школы по действиям при ЧС;

- взаимодействие с правоохранительными органами.

   Вход в школу осуществляется с 07.30. Уроки проходят в одну смену. Группы продленного дня работают до 18.00 и 19.00. Вызов детей из ГПД осуществляется по внутренней связи со всеми кабинетами ГПД. Кружки и спортивные секции  работают до 21.00. Спортивные  площадки и школьные стадионы  работают до 21.00 для учащихся школы и жителей микрорайона (до 22.00 в летний период). Посетители школы, представители контролирующих органов и обслуживающих организаций  регистрируются в журналах по документам, удостоверяющим личность.                          

                            В соответствии с планом совместной работы Департамента образования г. Москвы и УГИБДД ГУВД г. Москвы в школе ведется работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В течение учебного года с учащимися школы ведутся беседы, классные часы по пропаганде безопасного дорожного движения, проходят тематические викторины, конкурсы и соревнования по закреплению навыков безопасного поведения детей на улицах города.            Систематически проводится разъяснительная работа среди обучающихся и сотрудников о правилах пожарной безопасности в быту.

 В ходе преподавания курса ОБЖ и внеклассных мероприятий изучаются тема «Терроризм, его сущность и меры по предупреждению». С учащимися старших классов проводятся встречи с работниками правоохранительных органов ОВД по вопросам усиления бдительности и действий при возникновении угрозы совершения террористических актов, профилактике правонарушений и телефонного терроризма.

 Во всех корпусах школы имеется наглядная агитация по вопросам комплексной безопасности и поведения в чрезвычайной ситуации.

2.5.3. Уровень обученности и воспитанности учащихся

   Качество образования по школам, присоединившимся в ходе реорганизации,  в 2011-2012 учебном году было различным: от 39 до 47 %.  

   Учитывая неоднородный и сложный контингент учащихся,  планируется стабилизировать показатель качества образования, соответствующий реальному уровню обученности.

Образовательная программа опирается на реально сформированный уровень воспитанности учащихся  (отношений учащихся к знаниям, обществу, труду, природе, к самому себе).    В  2012-2013 учебном году педагогический коллектив продолжит работу по повышению уровня воспитанности и дальнейшему формированию ценностных ориентиров.

2.2  Воспитательный потенциал школы.

 

    В школе действует  методическое объединение классных руководителей, научно – методические объединения учителей – предметников, на которых педагоги пополняют научно – методический багаж. Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, педагогов дополнительного образования способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию.

   Воспитательные возможности в школе расширились благодаря появлению в 2004 – 2005 уч. году педагогов – психологов и социальных педагогов.

    Для организации занятий по интересам созданы и работают кружки и секции, в которых занимаются    450  человек ( см. приложение №3).

        Учащиеся школы являются активными участниками районных и окружных предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, слётов и фестивалей.

   Воспитательное пространство школы включает: детскую библиотеку № 77, Технораму на Юго-Востоке, ДДТ «Рязанский», ДООЦ «Восточный»,  которые являются давними партнерами школы по организации дополнительного образования ,воспитательных мероприятий.

 

2.3. Достижения и проблемы в воспитании учащихся и жизнедеятельности образовательного учреждения.

К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляемых в жизнедеятельности учебного заведения в течение многих лет, следует отнести эффективное использование в воспитательной практике коллективной творческой деятельности, широкую сеть творческих объединений, опыт и традиции школы в образовании и воспитании .

Наиболее важные  достижения  работы:

  1. Более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
  2. Разработана и осуществляется программа адаптации первоклассников и пятиклассников.
  3. Наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе.
  4. Наблюдается динамика снижения количества школьников употребляющих алкоголь, а так же количество учащихся  склонных к антиобщественным поступкам;
  5. Повышается эффективность деятельности школы в сфере профориентации учащихся;
  6. Сформировалось лицо школы с индивидуальными, привлекательными и неповторимыми чертами.
  7. Разработана система организации летнего отдыха и трудоустройства школьников.
  8. Разработано 13 программ дополнительного образования.

             

Однако, анализируя результаты учебно-воспитательной деятельности, администрация, педагогический коллектив выявляет следующие недостатки и проблемы;

  •  недостаточное участие в воспитательной работе родительского комитета;

•  требует некоторых изменений организация самоуправления учащихся и система подготовки детей к организаторской деятельности;

•    не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со

     сверстниками, в процессе обучения и воспитания есть трудности в работе с

      неблагополучными семьями, детьми из этих семей.

Существование этих проблем и недостатков обуславливает потребность в моделировании и построение воспитательной системы.

Учитывая, что основным направлением школы является гражданско-правовое воспитание,  концепция воспитательной системы школы имеет название «Я – гражданин своей страны».

III. Проектируемое состояние воспитательной системы школы.

3.1.  Ценностные ориентиры системы.

          ЦЕЛЬ  воспитательной  работы школы: формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия; воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться; обеспечение образованности, общекультурного уровня развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося школы.                                      

Данную цель можно конкретизировать в следующих ЗАДАЧАХ:

  1. Создавать условия для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.
  2. Развивать систему  самоуправления    учащихся.
  3. Развивать навыки, обеспечивающие включение подростков в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии.
  4. Расширить  систему  психолого-педагогической поддержки учащихся, предполагающей  определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации воспитанников.
  5. Создавать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся.
  6.  Усилить работу по эффективности профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков.
  7. Воспитание у детей толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности.

3.2.Основу воспитательного процесса составляют следующие принципы:

  1. Принцип личностного подхода. Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.

2.   Принцип  социальной адекватности.     Осознание  социальной защиты    и    поддержки    взрослых,    готовность    к    социальной самозащите.

3.   Принцип учета возрастных и особенностей обучающихся

4.   Принцип      сотворчества.       Сотрудничество      педагогов      и обучающихся,   совместный   поиск   наиболее   эффективных      и интересных форм и видов деятельности.

5.   Принцип дифференциации.  Отбор форм  и  методов работы  с учетом      индивидуальных      особенностей      всех      участников воспитательного процесса.

6.   Принцип    культуросообразности.     Формирование    личности выпускника  на лучших  примерах  русской   истории,   культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории.

7 Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.           

3.3. Механизмы функционирования системы.

Воспитательная система школы личностно – ориентированного подхода к учащимся предполагает следующие функции:

  • развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
  • интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
  • регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
  • защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
  • компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
  • корректирующую, заключающуюся в осуществлении    педагогически целесообразной коррекции поведения и обучения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при   осуществлении таких педагогических условий, как:

1.    Обеспечение готовности личности учащегося и педагогов к самовыражению.

2.    Формирование в школьном сообществе среды, содействующей самовыражению личности учащихся и педагогов.

            Формирование гражданско-правовой культуры личности - одна из главных задач воспитательной работы школы. В понятии правовая культура выделяются следующие основные компоненты: правовые знания, гражданское мышление, культура чувств.

В конечном итоге, целью правового образования является создание условий для развития у учащихся практических навыков, способности к принятию обдуманных решений и выбору действий, которые будут способствовать улучшению качества окружающей среды и благосостоянию людей. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, уважение законных прав и интересов как сограждан, так и людей другой национальности и вероисповедания; формирование электоральной культуры.

3.4. Этапы построения воспитательной системы.

Создание и развитие воспитательной системы школы происходит в несколько этапов: I этап – подготовительный, II этап - проектно-диагностический,    III этап практический, IV этап обобщающий,

1 Этап – Этап становления (2012- 2013 уч. г.)

Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

Задачи:

  1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
  2. Введение инноваций в школьную жизнь.
  3. Создание модели выпускника.
  4. Формирование связей с внешней средой.

Ожидаемый результат:

Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы (2013 –2014  уч. г.)

Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и

           взрослых.

Задачи:

  1. Утвердить приоритетные направления функционирования

                     воспитательной системы.

  1. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать

                    временные.

  1. Развивать самоуправление.
  2. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
  3. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования

                     воспитательной системы.

Ожидаемый результат: Программа  развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.

3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована (2014 – 2015 уч. г.)

Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Задачи:

  1. Содружество детей и взрослых.
  2. Реализация личностного подхода.
  3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
  4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.

Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

4 этап – Этап обновления и перестройки.(2015-2016 уч. г.)

Цель: Рост социальных потребностей коллектива.

Задачи:

  1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
  2. Разнообразие содержания.
  3. Усложнение организационных и управленческих процессов.

Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.

IV. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

4.1. Концепция выпускника школы

Выпускник школы – это человек с определенным социально – принятым способом поведения,  являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позицией  

        [1]        

  1. 4.2. Направления работы

В связи с поставленными задачами и для их реализации воспитательная работа школы ведется по следующим направлениям

        

К настоящему времени в школе созданы все предпосылки для успешного развития   воспитательной системы. Разработаны тематические программы:

  • «ЗДОРОВЬЕ»
  • «СЕМЬЯ»
  • «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
  • «ЛЕТО»
  • «ТВОЙ ВЫБОР» (по профилактике асоциальных явлений и негативных зависимостей)
  • «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

4.3. Связи

Образовательное учреждение, педагогический коллектив которого стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, остается тем важнейшим социальным институтом, который обеспечивает реальное взаимодействие растущей личности, родителей и социума:

  4.4. Технология работы с проблемными детьми,

Дети «зоны риска» предполагает личностный подход к подростку, педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутреколлективные отношения, привлечения к социально ценностной деятельности с учетом их положительных качеств, с использованием школы и семьи, общественности, обучения методике самостимуляции положительного поведения, коррекция отклоняющегося поведения.

 

Система педагогического воздействия на трудного подростка :

        

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

4.5.Связь семьи и школы

Для полноценного прохождения обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами, обучающимися и семьей в целом. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения в работе с родителями использует разнообразные формы деятельности:

  • информационно-педагогические встречи;
  • «Родительский лекторий»;
  • «Школа здоровья»;
  • общешкольные мероприятия совместно с родителями;
  • работа совета общественности

В перспективе планируется расширить функции Попечительского совета, провести ряд мероприятий, способствующих укреплению статуса семьи и ее роли в учебно-воспитательном процессе школы такие как: «День открытых дверей», «Консультативные странички».

Родители в воспитательной системе школы

4.6. Психолого – педагогическая служба

Психолого – педагогические принципы воспитательной системы строятся на адаптации к новым условиям общения, поддержки в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития

  • помощь в решении личностных проблем;
  • профилактика неврозов;
  • помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками;
  • профилактика девиантного поведения, наркозависимости, табакокурения.

Используются следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся: профилактика, консультирование, коррекция, психологическое просвещение.

  1. Структура воспитательной системы

  • Психолого-педагогическая служба;
  • Система внутришкольного контроля;
  • Работа с родителями («Родительский лекторий»);
  • МО классных руководителей;
  • Охрана здоровья;
  • Совет старшеклассников БИС;
  • Управляющий совет;
  • Взаимодействия со службами района и округа;
  • Традиции.

V.  Критерии    и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Для изучения и оценки эффективности системы гражданского и информационно-правового воспитания школьников целесообразно использовать следующие критерии:

  1. Наличие представления об основных положениях Конституции РФ;
  2. Положительная национальная идентичность;
  3. Терпимое и доброжелательное отношение к представителям народов, проживающих на территории Российской Федерации;
  4. Знание школьником основ гражданственности (информации об истории становления Российского государства, его символики, государственного устройства, основных прав и обязанностей гражданина);
  5. Наличие положительных социально-коммуникативных установок у школьников;
  6. Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.

Показателями критериев можно считать[2]:

Критерии

Показатели

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

  1. Освоение образовательной программы
  2. Развитие мышления
  3. Познавательная активность
  4. Сформированность учебной деятельности

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

  1. Нравственная направленность личности
  2. Сформироавнность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

  1. Коммуникабельность
  2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся
  3. Знание этикета

Сформированность физического потенциала личности

  1. Состояние здоровья учащихся
  2. Развитость физических качеств личности

Сформированность общешкольного коллектива

  1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
  2. Развитость самоуправления
  3. Сформированность совместной деятельности

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе

  1. Комфортность ребенка в школе
  2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Для изучения эффективности воспитательной системы могут быть использованы следующие методики:

  • Анкетирование;
  • Опрос;
  • Включенное наблюдение;
  • Беседа;
  • Модификация опросника Ю.В. Арутюняна на выявление социально-

      политических ориентаций;

  • Тест культурно-ценностных ориентаций А.Г. Почебут;
  • Тест «Насколько Вы терпимы?» О.И. Тушкановой;
  • Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;
  • Методика «Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью  в школе»;
  • Тест агрессивности Л.Г. Почебут;
  • Тест «Измерения нормативных предпочтений» О.И. Коммисаровой.

VI. Ожидаемый результат

Ожидаемый результат (черты личности младшего школьника):

- имеет широкий познавательный интерес, любознателен, наблюдателен, умеет сосредоточиться, владеет мыслительными операциями;

- стремится быть причастным к труду взрослых, коллектива сверстников;

- проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь;

- способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;

- обладает чувством собственного достоинства;

- следит за своей внешностью и вещами;

- наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;

- умеет замечать и приумножать красивое в природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в своих поступках быть правдивым, вежливым, делать доброе не на показ.

Ожидаемый результат (черты личности выпускника образовательного учреждения):

- владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т.е. мировоззрения;

- знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции;

- способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;

- умеет на научной основе организовать свой труд;

- умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений;

- проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение;

- владеет навыками сотрудничества;

- владеет способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественно-эстетической деятельности; стремится к творчеству;

- убежден, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям;

- умеет управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствуется;

- владеет навыками организационной культуры;

- наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран;

- способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания;

- умеет противодействовать асоциальным проявлениям.[3]

Заключение

Практическая реализация концепции предполагает воспитание у выпускника школы стремление к добру, истине, самостоятельности.

На сегодняшний день одни компоненты системы отработаны, некоторые будут совершенствоваться в ходе ее развития. Но уже одно очевидно – наличие воспитательной системы позволяет педагогическому коллективу школы работать более эффективно для достижения поставленных целей.

Список литературы:

  1. Боденко Б.Н. Проблема социально-психологической защищенности человека в Российских концепциях воспитания. Ярославль, 2000.
  2. Борисова Л.А. Воспитание в детских «Молодежных» общественных объединениях. Чебоксары, 1998.
  3. Гольберг В.А. Воспитательная система школы. Классный руководитель. № 1, 2001.
  4. Гаврилина А.В. Личность в воспитательной системе школы. Поиск, 2002.
  5. Гуров В.Н. социальная работа школы с семьей. Москва, Педагогика, 2001.
  6. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Москва, 2002.
  7. Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000.
  8. Караковский В.А. Воспитательная система школы, 1997.
  9. Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. Ростов-на-Дону, 2001.
  10. Смирнова Г. Воспитательная система средней школы. Воспитание школьников  № 8,  2003.


[1] Материалы концепции воспитательной системы школы «социального воспитания»

[3] Л.М. Волошинова.  Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений  - с. 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны.  bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....

Концепция воспитательной работы

Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...

Концепция воспитательной работы

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...

Моя концепция воспитательной работы

В своей статье  я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. ...