"Воспитание в современной образовательной среде" выступление на педсовете
статья по теме

Мартьянова Ольга Викторовна

 

Педагогический совет 20.02.2012

«Социально–правовое направление  работы учителя и классного руководителя»

Выступление зам. директора по ВР Мартьяновой О.В.

«Воспитание в современной образовательной среде»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Калитинская СОШ»

Педагогический совет 20.02.2012

«Социально–правовое направление  работы учителя и классного руководителя»

Выступление зам. директора по ВР Мартьяновой О.В.

«Воспитание в современной образовательной среде»

Целью и духовно-нравственной основой социально-педагогической деятельности на современном этапе развития общества становится формирование гуманных отношений в социуме. Школа, являясь неотъемлемой частью общества, зеркально отражает процессы, происходящие в нем. Современное общеобразовательное учреждение представляет собой «открытую гуманную систему» (Р.В.Овчарова) и имеет многофункциональный характер, то есть ориентировано на работу с учащимися, имеющими различные убеждения и индивидуальные условия жизни. Усилия педагогического коллектива школы направлены прежде всего на диалог с воспитанниками, на создание различных форм межличностного и межгруппового общения.

В своей работе   учителя общеобразовательных школ имеют дело со всеми группами учащихся, разнящимися по социальному положению, по степени сформированности ценностной сферы, по уровню восприимчивости к воспитательным влияниям, поэтому перед каждым педагогом встает вопрос о сути этой деятельности: образовывать и воспитывать ученика, активно вмешиваясь в его жизнь,  или образовывать и воспитывать, взаимодействуя с развивающейся личностью. 
Главными тенденциями современной школы становятся расширение и укрепление ее взаимодействия со всеми социальными институтами – семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, органами власти и т.д. И главное – в общеобразовательном учреждении  центром обучения и воспитания становятся личность ребенка, а целью и сутью всей деятельности педагогов – создание условий для его личностного роста. Развитие способности учащегося к реализации и адаптации в современном мире становится приоритетным направлением деятельности школы сегодня.


Такого рода социально-педагогическая деятельность педагогического  коллектива общеобразовательного учреждения  основывается на  ведущей идее всего образовательного процесса, предполагающей, что усилия воспитателей должны  быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на формирование у учащихся умения строить благоприятные межличностные отношения, бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов и развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Воспитание – процесс «питания души и сердца» - невозможно отделить от процесса обучения, так как воспитывается, формируется человек в повседневной своей деятельности, в результате проживания каждого своего дня, а он у школьников наполнен познанием и учением. Следовательно, школа – это особое воспитательное пространство, это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, значит,  жизненно важной необходимостью  в учебно-воспитательном процессе становится создание условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка.

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, социальной сферы. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребёнка, его социально – педагогическое сопровождение в школе.

Проблемы в развитии современных детей.

        Чтобы наметить пути ликвидации этих болезней, следует определить проблемы в развитии современных детей. Они таковы:

  1. Дебилизация, оглупление. Причины: постоянный просмотр телевизора, который даёт готовую картинку, у детей не работает воображение – один из сложнейших и важных психических процессов; рассогласовывается работа полушарий; а также обилие всевозможных  игрушек (ещё в 16 в. об этом писал известный педагог Дж. Локк, этому же учит Вальдорфская школа и педагогика М. Монтессори).
  2. Деакселерация – задержка общих темпов развития. Причины: экологические факторы (например, еда), гиподинамия (дети много сидят, ведут малоподвижный образ жизни), стрессы и напряжения, неблагополучный эмоциональный фон в семье, отчуждение детей и родителей.
  3. Инфантилизация – сохранение детскости, неспособность принять самостоятельное решение. Причины: чрезмерная опека в семье, отсутствие обязанностей, разрушение разновозрастной дворовой компании и игровой детской субкультуры, разрушение детских общественных организаций.
  4. Дегуманизация – жестокость, агрессивность детской среды, культ насилия. Причины: ономия общества – в таком обществе не действуют нравственные нормы. Люди, которые находятся у власти, ведут себя безнравственно, поэтому и родители воспитывают детей в таком же русле: бей первым, дай сдачи. СМИ – культивируется тип грубияна, нахала, циника. Это тиражирование и распространение культа силы, суперменства, оружия, мгновенного успеха, потеря патриотических и культурных ценностей общества. Также происходит нарушение прав человека государственной властью. На сегодняшний день власть нас не защищает.
  5. Танатизация- культ смерти. Причины: СМИ, Интернет – происходит смешение реальной жизни с фэнтези.

Таковы страшные реалии современной жизни. Как педагоги, мы должны этим явлениям противостоять.

   Основной груз социально – педагогической работы ложится на общеобразовательные учреждения, где обучается основная масса школьников.   Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека. Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы и общественного сознания. В этих условиях борьбы за своё собственное существование школа сегодня, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создают условия для формирования, развития и реализации личности, для развития социальной адаптации учащихся в современном обществе. 

 Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружён школьник, приобрёл особую остроту и актуальность.
        Проблемы ребёнка и семьи заставляют учебное заведение и учителя стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребёнка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.

Это направление работы, сложное само по себе, требует теоретической подготовки педагогов, дополнительных времени и усилий, порою, нестандартного подхода, а главное, взаимопонимания между всеми членами педагогического коллектива, объединённых общими целями социально – педагогической работы.  

В общеобразовательном учреждении социально - педагогическая работа присутствует в деятельности любого педагога школы: администрации, учителей – предметников, воспитателей, педагогов дополнительного образования. От взаимопонимания между нами, от нашей сплочённости будет зависеть успех воспитательной работы. Но, пожалуй, никто не станет спорить, что основная  часть работы ложится на плечи классных руководителей.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогическим процессом в определённой группе учащихся. К функциям первого уровня относятся  педагогические и социально-гуманитарные функции. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребёнку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач.

Итак, воспитательная функция. Сегодня много говорится о том, что воспитание выходит на первый план, оставляя позади обучение. И с этим нельзя не согласиться. Опытный педагог знает, что для того, чтобы ребёнок успешно учился, преодолевал трудности и накапливал опыт, нужна положительная мотивация, благоприятная эмоциональная обстановка в классе и школе, добрые взаимоотношения. Для успешной и комфортной работы каждого ученика классным руководителем создаётся план воспитательной работы в классе, в котором отражаются все требующиеся направления. Для большинства классных руководителей планирование – это не очень приятная, простая и понятная процедура. Они считают, что план нужен администрации школы, и потому составляют его формально и не находят в этом своего интереса и смысла. Конечно, план классного руководителя – это только часть его работы, и отношение к планированию зависит от отношения учителя к воспитанию учеников вне урока. Большинство педагогов понимают значение такой работы и относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а многие находят в ней и большой личностный смысл и удовлетворение. Каковы же главные аспекты плана воспитательной работы?

По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения. Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны всё время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия.  

                           

Вторая функция классного руководителя, важнейшая, - это социальная защита ребёнка. Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребёнка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребёнка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остаётся неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищённым категориям детей из малообеспеченных семей или неблагополучных семей, семей  из «групп риска». Кроме этих категорий в наше время вырисовывается ещё одна, ранее не определяемая – это дети, проживающие отдельно от родителей.

Сложное время, в котором мы живем, диктует свои правила семейной жизни. Не секрет, что очень много жителей нашего поселка, района, в том числе и родители наших учащихся, уезжают на заработки в города. Если  только один из родителей временно покидает семью, это допустимо. Но иногда в силу разных причин уезжают и папа, и мама, и тогда ребёнок (дети) остаются на попечении бабушек или других родственников. Долгое время мы не придавали большого значения этим фактам, особенно, если ребёнок не проблемный, не вызывает никаких нареканий в школе. Однако, такая ситуация в семье может стать причиной отклонения в поведении или ухудшения успеваемости.  

Вот каков социальный состав нашей школы на сегодняшний день:

(данные социального паспорта школы)

Также в нашей школе обучаются дети, состоящие на учёте в ОДН и на внутришкольном учёте.

(выступление социального педагога Казаковой В.А. «Работа с детьми группы риска»)

Как видно, достаточно большое количество детей нашей школы можно отнести к той или иной категории, нуждающейся в особом внимании и контроле и социальной защите. Поэтому классным руководителям необходимо, ещё раз проанализировав составы семей учащихся в своих классах, провести работу с родителями и взять таких детей под особый контроль.

Концепция модернизации российского образования  подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».         Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Включение различных социальных институтов в воспитательный процесс обозначено в национальной инициативе «Наша новая школа».

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребёнка в его природосообразности, научить наблюдать за его развитием и понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

   Итак, задача школы – полноценное развитие личности ребёнка. Одним из значимых факторов, обеспечивающий  психологический комфорт и условия для всестороннего раскрытия и гармонического развития личности ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, является социальная среда развития. Именно поэтому родители так серьёзно относятся к выбору школы. Поэтому нам важно сохранять контингент учащихся и уделять большое значение сотрудничеству с родителями.

Одна из проблем, существующих в большинстве учебных заведений - недостаточное использование потенциала родительской общественности в организации школьных дел. Семья зачастую играет пассивную роль в решении задач, стоящих перед школой.

Но в процессе системной работы в нашей школе появились определённые традиции, положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы

(Выступление классных руководителей начальной школы «Формы работы с родителями»)

Таким образом, работу с родительской общественностью следует  рассматривать  как  важнейшую  задачу,  решаемую  в системе  социальной адаптации школьников,  как  в традиционных формах  консультирования  и  просвещения, так и в достаточно новых для воспитательной системы - форме сотрудничества, разрешения конфликтов, семинаров-тренингов.  

Успех воспитательной социально - педагогической работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны её контакты с другими воспитательными учреждениями. Сегодня школа призвана уделять внимание той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени. Задача же классного руководителя  заключается в том, чтобы педагогизировать  эту среду, способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения личности. Приветствуется, если классный руководитель, творчески подходя к работе с классным коллективом, умело использует возможности библиотеки, Дома культуры, Детско-юношеского центра, музеев и выставок.  Взаимодействие с социумом разнообразит жизнь класса, даёт возможность смены обстановки, расширяет кругозор, воспитывает различные социальные навыки.

В последнее время в России много говорится о национальной идее, о патриотическом воспитании, о том, что школа призвана воспитывать достойных граждан великой страны. В связи с этим разработана Концепция духовно-нравственного развития (РФ и Ленинградской области).

(м/м презентация «Основные положения Концепции ДНР»)

Педагоги-практики находятся в постоянном поиске форм и технологий, которые эффективно бы влияли на личность ребёнка и давали каждому учащемуся возможность самореализации. Для этого в школе созданы условия, позволяющие включить каждого школьника во внеурочную социально значимую деятельность. Широкий спектр возможностей школа может предоставить ребёнку, если объединит свойства трёх основных подсистем: дополнительного образования, детского ученического самоуправления, внеурочной деятельности. Совместное создание поисково-исследовательской, социальной деятельности способствует в ученическом коллективе укреплению чувства патриотизма, гражданственности, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально-активной личности, патриота-гражданина.

Третья подсистема  - это «Ученическое самоуправление». Внедрение в образовательный процесс подсистемы «Ученическое самоуправление» позволяет не только системно подойти к организации воспитательной работы в разных возрастных ступенях, но и решает важные задачи – преемственности и массового вовлечения учащихся в разнообразную активную деятельность, а ведь именно интерес к определённому виду деятельности, отношениям, общению является главной побудительной причиной участия подростков в системе ученического самоуправления.  (выступление классного руководителя 7 класса Мунгишиевой Э.М. «Самоуправление в классе как часть воспитательной системы»).

 На всех этапах социальной адаптации учащихся главная роль отводится классным руководителям. Основная цель деятельности - развитие самостоятельности в  решении  проблемных  ситуаций, предотвращение дезадаптации ребёнка, возникновения острых проблемных ситуаций.

 Воспитательная система, основанная на принципах гуманистической педагогики, направлена на деятельность конкретных людей-педагогов, классных руководителей. Невозможно воспитать в ребёнке какое-либо качество, не обладая им самому.

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учёбы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения, адаптации его в обществе.  Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня является классным руководителем, понимают, какой важную работу они выполняют.

Талантливый педагог, прирождённый лидер, верный детям и искренне их любящий, он как на небольшую зарплату, так и на приличную будет работать на износ. Потому что это образ его жизни, иначе он не может. Он не может не возить детей в театр, не ходить в походы, не может замкнуться в школьном пространстве и не открывать детям окно в окружающий мир.

(выступление классного руководителя 9 класса Утимишевой Г.П. «Профориентация как условие социализации подростка»).

Итак, основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. (презентация «Проектирование процесса воспитания и социализации»).

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нём, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всём, даже его внешний вид был образцом для подражания. В истории педагогики есть чему поучиться. В наше время институт классного руководства не менее значим, а личность классного руководителя во многом определяет успешность данного класса. Поэтому хочется пожелать нам творчества, педагогической мудрости, человеческого сострадания, беспокойного и неравнодушного отношения к своим воспитанникам, полного взаимопонимания с их семьями, словом, всего того, что необходимо для успешной социально – педагогической работы.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

«Роль хореографии в духовно-нравственном воспитании в современном образовательном процессе»

Система дополнительного образования так же озадачена вопросом, как воспитать гармонично развитую, духовно богатую личность в условиях современного общества. Огромную роль в решении этой проблемы играе...

Доклад "Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе"

Доклад на тему "Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе" для выступления на методическом объединении учителей истории....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"

Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной об...