Конструирование урока в соответствии с современной нормативно-правовой базой
учебно-методический материал на тему

Загуменова Эльвира Михайловна

Материал рекомендован для руководства в работе педагогическим работникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 03.03.2014 года

«Конструирование урока в соответствии

с современной нормативно-правовой базой»

              В соответствии со статьёй 41 (пункт 4 «Охрана здоровья обучающихся») ФЗ -273 «Об образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:  соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Таким образом, существует ряд требований САНПИН к организации урока, которым мы должны следовать:

  1. классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки (п.5, 7);
  2. для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами (п.6.2.);

Вид помещения

Температура

Учебные помещения, кабинеты, актовый зал, столовая,

библиотека, гардероб.

+ 18 - 24° С

Спортзал, мастерские.

+ 17 - 20° С

Медицинский кабинет.

+ 20 - 22° С

  1. светопроёмы кабинетов оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника;
  2. в нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами (п. 7.1.8.);
  3. для рационального использования дневного света следует не расставлять на подоконниках цветы (п.7.1.9.);
  4. продолжительность непрерывного применения ТСО на уроках (п. 10.18);

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Просмотр динамиче-ских изображений

Работа  с изображением на индивидуальном мониторе компьютера

Про-слуши-вание аудио-записи

Прослушивание аудио-записи в наушниках

1-2 кл

10 минут

15 минут

15 минут

20 минут

10 минут

3-4 кл

15 минут

20 минут

15 минут

20 минут

15 минут

5-7 кл

20 минут

25 минут

20 минут

25 минут

20 минут

8-11 кл

25 минут

30 минут

25 минут

25 минут

25 минут

  1. чередование во время урока различных видов учебной деятельности (п.10.18);

Класс

Продолжительность одного вида учебной деятельности

1-4 класс

7-10 минут

5-11 класс

10-15 минут

  1. с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроке следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (п. 10.17); физкультминутка – кратковременные серии физических упражнений: 3-5 (2-3 мин).

Кроме всего перечисленного, существуют гигиенические критерии рациональной организации урока, благодаря которым достигается наиболее продуктивное освоение учебного материала:

  1. Гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещенность класса и доски в соответствии с нормой.
  2. Плотность урока: не менее 60% и не более 75%-80%.
  3. Число видов учебной  деятельности: 4-7 - смен вида деятельности (через  8-9 минут).
  4. Число видов преподавания: не менее 3 видов, чередование не позже чем через 15 мин.
  5. Наличие методов, способствующих активизации учащихся: преобладают интерактивные, активные методы и методы свободного выбора.
  6. Наличие 2-3 эмоциональных разрядок.
  7. Место и длительность применения ТСО: в соответствии с гигиеничес-кими нормами.
  8. Поза учащихся чередуется в соответствии с видом работы. Учитель  всегда наблюдает за посадкой учащихся.
  9. Две физкультминутки за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого.
  10.  Преобладают положительные эмоции.
  11.  Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со  здоровым образом жизни: в ходе сообщения нового формируется отношение к человеку и его здоровью как ценности; вырабатываются способы безопасного поведения.
  12.  Постоянная  мотивации деятельности учащихся.
  13.  Окончание урока: спокойное, рефлексия. Ответы на вопросы учащихся.  Домашнее задание с комментарием. Урок окончен со звонком.

Эффективность усвоения знаний учащимися

Время урока

Эффективность  усвоения материала

5-25 минута

80%

25-35 минута

60-40%

35-40 минута

10%

Интенсивность умственной деятельности учащихся на уроке

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап

Врабатывание

5 мин

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную,

повторение

2 этап

Максимальная работоспособность

20-25 мин

Максимальное снижение  на 15 мин

Продуктивная, творческая,  знакомство с новым материалом

3 этап

Конечный порыв

10-15 мин

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Технологии здоровьесбережения

  • Педагогика сотрудничества (КСО)
  • Технология уровневой дифференциации на основе обязательных образовательных результатов
  • Технология проектной деятельности
  • Игровые технологии

Типичные действия учителей, приводящие к потере времени на уроке

1.Дети входят в кабинет по звонку.

2.Проверка отсутствующих

3.Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок.

4.Выяснение причин опозданий.

5.Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку.

6.Гадание над журналом: «Кто пойдет к доске?»

7.Вызывание  для ответа детей, не подготовленных к уроку

8.Требование вставать для произнесения реплики в процессе беседы.

9.Опрос по вопросам, содержание которых не будет использовано на текущем уроке.

10.Включение информации, которая не предусмотрена программой.

11.Отсутствие четких инструкций при организации деятельности обучающихся.

12.Запись в тетрадь информации, которая есть в учебнике.

13.Вычерчивание сложных таблиц, схем.

Принципы здоровьесбережения

  • Не навреди!
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся
  • Непрерывность и преемственность
  • Соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям
  • Комплексный, междисциплинарный подход
  • Успех порождает успех
  • Ответственность за свое здоровье

В соответствии с новым порядком  аттестации и нормативно-правовыми документами:

  1. Приказ МОиН РФ № 209 от 24.03.2010г «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
  2. Инструктивное письмо департамента МОиН РФ № 03 – 52/46 от 18.08.2010г. «Разъяснения к процедуре аттестации».
  3. Инструктивное письмо МОиН РФ № 03 – 339 от 29.11.2010г. «Методика оценки».
  4. Инструктивное письмо МОиН РФ № 03 – 515/59 от 15.08.2011г. «Дополнения к разъяснениям».

Подтверждение соответствия занимаемой должности.

Критерии оценки письменной работы педагога (конспект урока)

Оцениваемые критерии:

  1. Компетентность в области постановки целей и задач.

Критерии оценки:

1.1.Учитель разделяет тему урока и цель урока.

1.2.Цели формулируются в понятной для ученика форме.

1.3.Цели, ставящиеся перед обучающимися, содержат критерии, которые позволяют оценить качество полученного результата.

1.4.Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат.

1.5. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям предъявляемым к первой и высшей квалификационной категории

          Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.

Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач. 

  • Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.
  • Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения.

Требования к уроку

Этапы урока

Соответствие занимаемой должности

Первая, высшая категория

Современный урок

Объявление темы

Учитель сообщает учащимся тему урока.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Сообщение цели и задач урока

Учитель формулирует и сообщает учащимся.

Учитель  вовлекает  учащихся к формулировке цели, задач урока.

ФГОС

  • Приказ МО и Н РФ № 373 от 6.10.09г. «О введении ФГОС НОО»
  • Приказ МО и Н РФ № 1897 от 17.12.10г. «О введении ФГОС ООО»
  • Приказ МО и Н РФ № 413 от 17.05. 12г. «О введении ФГОС С(П) ОО»

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • 1.Предметные
  • 2.Метапредметные: межпредметные понятия + УУД    
  • 3.Личностные

УУД – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Группы и виды УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.Поиск необходимой информации с использование ресурсов библиотек и Интернета.

2.Умение работать с информацией.

3.Проводить наблюдение и эксперимент.

4.Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

1.Адекватно использовать коммуникативные речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

2.Устанавливать и сравнивать различные точки зрения

3.Работать в группе, эффективно сотрудничать.

1.Умение работать во времени.

2.Целеполагание.

3.Планирование

4.Контроль

5.Принимать решения в проблемной ситуации

6.Прогнозирование

Личностные УУД

1.Самопознание и самоопределение

2.Смыслообразование

3.Нравственно-этическая ориентация

Требование к уроку

         При постановке целей учитель должен формулировать цели, направленные не только на достижение предметного результата, но и на получение метапредметного и личностного результата.

Ц: П+ МП+Л = Р

Эффективность (качество урока) – это степень соответствия результата и цели: чем ближе результат к цели, тем выше качество урока.

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнить, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
                                                       
                                                  К.Д.Ушинский
Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножко должен ещё и обучать.      
                                                                                                       
Ю.К.Бабанский
Урок должен быть эффективным, а не эффектным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая база для классных руководителей

Нормативная база, которую необходимо использовать классному руководителю для своей работы....

нормативно-правовая база по предмету

набор основных документов в области безопасности...

нормативно-правовая база социального педагога

Нормативно-правовая база социального педагога...

нормативно-правовая база самоуправления

нормативно-правовая база самоуправления...

Нормативно-правовая база учителя иностранного языка

Базовые документы учителя иностранного языка...

Конструирование урока с использованием современных цифровых образовательных ресурсов

´Использование ЦОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышл...

конструирование урока на основе современных образовательных технологий

конструирование урока на основе современных образовательных технологий...