Конструирование урока в соответствии с современной нормативно-правовой базой
учебно-методический материал на тему
Материал рекомендован для руководства в работе педагогическим работникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструирование урока в соответствии с современной нормативно-правовой базой | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете 03.03.2014 года
«Конструирование урока в соответствии
с современной нормативно-правовой базой»
В соответствии со статьёй 41 (пункт 4 «Охрана здоровья обучающихся») ФЗ -273 «Об образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Таким образом, существует ряд требований САНПИН к организации урока, которым мы должны следовать:
- классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки (п.5, 7);
- для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами (п.6.2.);
Вид помещения | Температура |
Учебные помещения, кабинеты, актовый зал, столовая, библиотека, гардероб. | + 18 - 24° С |
Спортзал, мастерские. | + 17 - 20° С |
Медицинский кабинет. | + 20 - 22° С |
- светопроёмы кабинетов оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника;
- в нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами (п. 7.1.8.);
- для рационального использования дневного света следует не расставлять на подоконниках цветы (п.7.1.9.);
- продолжительность непрерывного применения ТСО на уроках (п. 10.18);
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения | Просмотр динамиче-ских изображений | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера | Про-слуши-вание аудио-записи | Прослушивание аудио-записи в наушниках | |
1-2 кл | 10 минут | 15 минут | 15 минут | 20 минут | 10 минут |
3-4 кл | 15 минут | 20 минут | 15 минут | 20 минут | 15 минут |
5-7 кл | 20 минут | 25 минут | 20 минут | 25 минут | 20 минут |
8-11 кл | 25 минут | 30 минут | 25 минут | 25 минут | 25 минут |
- чередование во время урока различных видов учебной деятельности (п.10.18);
Класс | Продолжительность одного вида учебной деятельности |
1-4 класс | 7-10 минут |
5-11 класс | 10-15 минут |
- с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроке следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (п. 10.17); физкультминутка – кратковременные серии физических упражнений: 3-5 (2-3 мин).
Кроме всего перечисленного, существуют гигиенические критерии рациональной организации урока, благодаря которым достигается наиболее продуктивное освоение учебного материала:
- Гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещенность класса и доски в соответствии с нормой.
- Плотность урока: не менее 60% и не более 75%-80%.
- Число видов учебной деятельности: 4-7 - смен вида деятельности (через 8-9 минут).
- Число видов преподавания: не менее 3 видов, чередование не позже чем через 15 мин.
- Наличие методов, способствующих активизации учащихся: преобладают интерактивные, активные методы и методы свободного выбора.
- Наличие 2-3 эмоциональных разрядок.
- Место и длительность применения ТСО: в соответствии с гигиеничес-кими нормами.
- Поза учащихся чередуется в соответствии с видом работы. Учитель всегда наблюдает за посадкой учащихся.
- Две физкультминутки за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого.
- Преобладают положительные эмоции.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни: в ходе сообщения нового формируется отношение к человеку и его здоровью как ценности; вырабатываются способы безопасного поведения.
- Постоянная мотивации деятельности учащихся.
- Окончание урока: спокойное, рефлексия. Ответы на вопросы учащихся. Домашнее задание с комментарием. Урок окончен со звонком.
Эффективность усвоения знаний учащимися
Время урока | Эффективность усвоения материала |
5-25 минута | 80% |
25-35 минута | 60-40% |
35-40 минута | 10% |
Интенсивность умственной деятельности учащихся на уроке
Часть урока | Время | Нагрузка | Деятельность |
1 этап Врабатывание | 5 мин | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение |
2 этап Максимальная работоспособность | 20-25 мин | Максимальное снижение на 15 мин | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
3 этап Конечный порыв | 10-15 мин | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
Технологии здоровьесбережения
- Педагогика сотрудничества (КСО)
- Технология уровневой дифференциации на основе обязательных образовательных результатов
- Технология проектной деятельности
- Игровые технологии
Типичные действия учителей, приводящие к потере времени на уроке
1.Дети входят в кабинет по звонку.
2.Проверка отсутствующих
3.Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок.
4.Выяснение причин опозданий.
5.Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку.
6.Гадание над журналом: «Кто пойдет к доске?»
7.Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку
8.Требование вставать для произнесения реплики в процессе беседы.
9.Опрос по вопросам, содержание которых не будет использовано на текущем уроке.
10.Включение информации, которая не предусмотрена программой.
11.Отсутствие четких инструкций при организации деятельности обучающихся.
12.Запись в тетрадь информации, которая есть в учебнике.
13.Вычерчивание сложных таблиц, схем.
Принципы здоровьесбережения
- Не навреди!
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся
- Непрерывность и преемственность
- Соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям
- Комплексный, междисциплинарный подход
- Успех порождает успех
- Ответственность за свое здоровье
В соответствии с новым порядком аттестации и нормативно-правовыми документами:
- Приказ МОиН РФ № 209 от 24.03.2010г «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
- Инструктивное письмо департамента МОиН РФ № 03 – 52/46 от 18.08.2010г. «Разъяснения к процедуре аттестации».
- Инструктивное письмо МОиН РФ № 03 – 339 от 29.11.2010г. «Методика оценки».
- Инструктивное письмо МОиН РФ № 03 – 515/59 от 15.08.2011г. «Дополнения к разъяснениям».
Подтверждение соответствия занимаемой должности.
Критерии оценки письменной работы педагога (конспект урока)
Оцениваемые критерии:
- Компетентность в области постановки целей и задач.
Критерии оценки:
1.1.Учитель разделяет тему урока и цель урока.
1.2.Цели формулируются в понятной для ученика форме.
1.3.Цели, ставящиеся перед обучающимися, содержат критерии, которые позволяют оценить качество полученного результата.
1.4.Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат.
1.5. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям предъявляемым к первой и высшей квалификационной категории
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.
Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
- Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.
- Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения.
Требования к уроку
Этапы урока | Соответствие занимаемой должности | Первая, высшая категория Современный урок |
Объявление темы | Учитель сообщает учащимся тему урока. | Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. |
Сообщение цели и задач урока | Учитель формулирует и сообщает учащимся. | Учитель вовлекает учащихся к формулировке цели, задач урока. |
ФГОС
- Приказ МО и Н РФ № 373 от 6.10.09г. «О введении ФГОС НОО»
- Приказ МО и Н РФ № 1897 от 17.12.10г. «О введении ФГОС ООО»
- Приказ МО и Н РФ № 413 от 17.05. 12г. «О введении ФГОС С(П) ОО»
РЕЗУЛЬТАТЫ
- 1.Предметные
- 2.Метапредметные: межпредметные понятия + УУД
- 3.Личностные
УУД – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Группы и виды УУД
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1.Поиск необходимой информации с использование ресурсов библиотек и Интернета. 2.Умение работать с информацией. 3.Проводить наблюдение и эксперимент. 4.Основы реализации проектно-исследовательской деятельности. | 1.Адекватно использовать коммуникативные речевые средства для решения различных коммуникативных задач. 2.Устанавливать и сравнивать различные точки зрения 3.Работать в группе, эффективно сотрудничать. | 1.Умение работать во времени. 2.Целеполагание. 3.Планирование 4.Контроль 5.Принимать решения в проблемной ситуации 6.Прогнозирование |
Личностные УУД
1.Самопознание и самоопределение
2.Смыслообразование
3.Нравственно-этическая ориентация
Требование к уроку
При постановке целей учитель должен формулировать цели, направленные не только на достижение предметного результата, но и на получение метапредметного и личностного результата.
Ц: П+ МП+Л = Р
Эффективность (качество урока) – это степень соответствия результата и цели: чем ближе результат к цели, тем выше качество урока.
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнить, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К.Д.Ушинский
Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножко должен ещё и обучать.
Ю.К.Бабанский
Урок должен быть эффективным, а не эффектным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовая база для классных руководителей
Нормативная база, которую необходимо использовать классному руководителю для своей работы....
нормативно-правовая база по предмету
набор основных документов в области безопасности...
нормативно-правовая база социального педагога
Нормативно-правовая база социального педагога...
нормативно-правовая база самоуправления
нормативно-правовая база самоуправления...
Нормативно-правовая база учителя иностранного языка
Базовые документы учителя иностранного языка...
Конструирование урока с использованием современных цифровых образовательных ресурсов
´Использование ЦОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышл...
конструирование урока на основе современных образовательных технологий
конструирование урока на основе современных образовательных технологий...