Публикация на сайте infourok.ru "Планирование инновационной работы учителя"
статья по теме

Кириченко Вера Юрьевна

Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. В данной статье раскрываются три основных составляющих готовности учителя к инновационной деятельности: мотивация, комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях и компетентность в области педагогической инноватики. В заключении статьи приводится тест на проверку готовности учителя к внедрению инновационной деятельности  в педагогический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_innovatsionnoy_raboty_uchiteley.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

заместителя директора по НМР  Кириченко В.Ю.

Планирование инновационной  работы учителей

Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

  • как способ получения дополнительного заработка;
  • как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
  • как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
  • как выполнение своего профессионального долга;
  • как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей

работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не

будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения.

Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в нашей  условиям.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:

  • владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
  • умеет изучать опыт учителей-новаторов;
  • умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
  • умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
  • умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов.

Таким образом, общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности зависит от трёх составляющих его компонентов:

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Для определения уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, был апробирован специально разработанный  тест готовности   учителя к инновационной деятельности:

Тест для учителей

«Готовы ли Вы  к инновациям?»

  1. Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?
  1. да,
  2. нет,
  3. частично.

2.  Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств?

  1. Да,
  2. нет,
  3. частично.

3. Существуют ли в Вашей школе условия для развития инновационной деятельности?

  1. Да,
  2. нет,
  3. частично.

4. Отметьте  главную, по вашему мнению, причину, являющуюся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств:

  1. слабая информированность о нововведениях в образовании;
  2. отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;
  3. сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и    привычному;

5. Отметьте  главную причину, чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:

  1. интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;
  2. в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
  3. возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.

6. Отметьте  главное, по Вашему мнению, внутреннее противоречие, которое возникает при создании или применении нового:

  1. новые идеи практически трудно реализовать;
  2. неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;
  3. неизбежны потери времени для работы по-новому:

7. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства:

  1. способствует самообразованию;
  2. разрабатываются новые формы деятельности;
  3. разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение урока;

8. Ваше отношение к введению 12-летней системы обучения: 

  1. положительное
  2. отрицательное
  3. затрудняюсь ответить

Оценочная шкала:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа

А

3

3

2

2

2

2

2

2

В

1

1

0

0

3

0

3

0

С

2

2

1

1

1

1

1

1

4- 9 баллов.  Низкая степень готовности

9-14 баллов.  Средняя степень готовности

15-20 баллов.  Высокая степень готовности

Таким образом,  результаты анкеты показывают   в целом  уровень готовности  коллектива к внедрению новшеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

свидетельство о публикации материала на сайте infoUrok.ru

презентация по подготовке к ЕГЭ по обществознанию...

Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя начальных классов

Представленный материал содержит презентацию опыта педагогической и инновационной деятельности учителя начальных классов, в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоров...

Презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя истории Бодрой Екатерины Анатольевны

презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя истории...