Методический час "Здоровье-критерий образования"
учебно-методический материал на тему

Агапова Лариса Вадимовна

Аннотация.

 

                Методический материал посвящен проблеме  здоровьесбережения учащихся в образовании и формированию ценностей здоровья  как личностных результатов обучения. Проблема поднята  во многих документах Министерства образования, проходит красной нитью  в  национальном проекте  «Образование»,  рассматривается как основное направление  в образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _zdorove-kriteriy_obrazovaniya.docx88.72 КБ

Предварительный просмотр:

Агапова Л. В., заместитель

директора по УВР МБОУ СОШ №19

г. Мурома Владимирской области

Методический  час  по теме:

 «Здоровье – критерий образования»

«Учитель может сделать

для здоровья школьников

гораздо больше, чем врач»

 Н.К. Смирнов

Цель:рассмотреть идеи, направленные на поиск путей формирования здоровьеориентирующей среды  школы  как условия повышения качества образования.

  • Задачи:
  • Мотивировать  педагогов к решению задач здоровьеориентирующей педагогики.
  • Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий деятельности, позволяющей снизить здоровьезатратность учебно-воспитательного процесса;
  • Сформировать представление о роли и месте педагога в здоровьеформирующей среде школы.
  • Способствовать формированию критического мышления педагогов по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение  здоровья учащихся.

Оборудование: карточки, листы ватмана, цветные фломастеры и маркеры, наборы рисунков-символов для создания интеллект – карт, рисунок мишени для проведения рефлексии, видеоролик.

Занятие проводится с использованием компьютерной презентации.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые  коллеги. Сегодня много говорят о качестве образования. В последнее время мы все стали свидетелями широкого спектра школьных реформ, которые нацелены   на повышение этого самого качества.  С изменившимися условиями жизни в современном обществе меняются  цели и задачи, содержание, подходы к подготовке современных граждан, а, следовательно, меняются    функции школы и функции педагога.

Тема нашего занятия «Здоровье-критерий образования. Сегодня мы постараемся рассмотреть такое понятие как «качество образования» немножко не в стандартной плоскости, через призму здоровьесбережения, а также рассмотрим идеи,  направленные на поиск путей формирования здоровьесберегающей среды в школе и определим новые подходы к деятельности учителя в этом направлении.

Школу оценивают многие, учащиеся, родители, социум.

 У нас есть две группы педагогов. У каждой группы выбран руководитель. Пусть первая группа возьмет на себя роль учащихся. Все педагоги, сидящие во второй группе -  будут  родителями учащихся.

А теперь выполним следующее задание.

Для первой группы: Как вы считаете, какие требования, выдвигают перед школой учащиеся?

Для второй группы: Чего хотят от школы родители?

В центре стола есть белые листочки  с уже написанными требованиями. Ваша задача – проранжировать их  начиная с самого значимого.  На выполнение задания  30 секунд. Далее карточки передаются руководителям групп. Руководители групп делают общий вывод.

Вывод группы «учащихся»:

85% учащихся считают, что

приоритетные функции школы  – это

  • дать хорошие знания;
  • подготовить к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.
  • быть успешным в жизни.

Вывод второй группы: Родители наравне с  хорошими знаниями, выдвигают требования к условиям обучения, которые не вредят здоровью детей.

         Давайте послушаем, как  на самом деле родители говорят об этом. Мы провели опрос среди родителей,  а результаты представлены в видеоролике. (просмотр видеоролика)

          Вывод: Родители обращают внимание на то, в каких условиях учатся их дети. И хотят в первую очередь видеть их здоровыми и только потом успешными.

      Действительно “Все имеет смысл, пока мы здоровы». И как заметил  А.  Шопенгауэр

 «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»

       На здоровье человека влияют разные факторы, но именно в школе здоровье страдает больше всего.

Назовите  школьные факторы, которые отрицательно сказываются на здоровье учащихся.

( Учителя называют: санитарно-гигиенические условия обучения, неправильная организация урока, пассивный характер деятельности учащихся и общая гиподинамия, большой объем домашнего задания, отношения учителя и учащихся, отсутствие индивидуального подхода и  другие.)

 Только за период обучения в младших классах в 16-18 раз возрастает число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы. Так по данным официальной медицины доля абсолютно здоровых выпускников российских школ на сегодняшний день составляет 10 %, а у 70% школьников имеются те или иные отклонения от нормы. Наша школа не исключение. А если к этим данным ВОЗ добавить факторы ухудшения духовного и нравственного здоровья общества,то  это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку школьный возраст является самым восприимчивым, в том числе и к социальным болячкам.

  Именно поэтому важнейшей составляющей стандартов второго поколения заявлена ценность здоровья ребенка, выступающая условием его жизненного успеха. Этот вопрос рассматривается, как приоритетное направление в  образовательной инициативе « Наша Новая школа», красной нитью проходит и в з-не «Об образовании» и других государственных документах.

 Качество современного образования можно представить в виде следующей схемы:

I:\опорная школа\РИСУНКИ\СХЕМА2.bmp

Давайте ее  проанализируем. Что мы видим здесь нового? (В качество результатов обучения   вводится критерий здоровья). Здоровью отводится  особая роль как интегративному  фактору, способствующему достижению личностных  результатов обучения.

А теперь, давайте подумаем и ответим на вопрос как можно представить личностные результаты, учитывая критерий здоровья? (учителя перечисляют качества личности с точки зрения физического, психического и нравственного здоровья)

Обобщив все перечисленное мы получим  модель личности  выпускника, заложенную как социальный заказ в новых стандартах

  • физически, нравственно и духовно  здоровая;
  • адаптированная к условиям нестабильного социума;
  • правильно организующая свою жизнедеятельность;
  • проявляющая стойкий интерес к познавательной и двигательной активности;
  • осуществляющая самоконтроль;
  • стремящаяся к саморазвитию;
  • умеющая противодействовать негативным влияниям.

Это как раз те критерии, которые делают личность самодостаточной и успешной.

И оценивать  нашу с вами работу будут по этим критериям.

           Почему?  Во-первых, потому, что взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Именно в школе, под присмотром учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать сохранять здоровье, было бы проявлением непрофессионализма.

          Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье желательных и нежелательных осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.

           В третьих, семьи, где воспитываются дети не всегда  своим личным примером  могут воспитать ценности здоровья. Поэтому лучшей профилактикой для растущего человека будет школьная среда.

Только правильно организованная школьная среда может помочь детям осознать ценность здоровья и ЗОЖ, сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих их людей, т.е. сформировать культуру здоровья.

I:\опорная школа\РИСУНКИ\СХЕМА.bmp

         Функционирование такой среды бесспорно  затрагивает деятельность многих специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков) Но сегодня мы рассмотрим главный аспект, роль которого прослеживается в каждом факторе среды. Я имею ввиду деятельность  педагога. При правильно организованной деятельности  «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач» – сказал Н. К. Смирнов, который впервые сформулировал принципы здоровьесберегающих технологии в обучении.

          С появлением новых подходов к качеству образования меняются и функции педагога в области образования и здоровья. Учитывая все вышесказанное, попробуем их сформулировать.

1. Здоровьесберегающая.  Как вы это понимаете. (Педагог создает  и управляет условиями, в которых протекает образовательный процесс и способен сделать их такими, чтобы стартовый уровень  здоровья   учащихся не ухудшался в процессе ежедневного взаимодействия.

 2.Здоровьеформирующая. В чем она выражается?
(Педагог управляет содержанием образования и способен включать вопросы, связанныес формированием ЗОЖ и мотивацией на созидающее поведение в образовательный процесс.)

3. Саморазвитие в области здоровья. (Повышение компетентности в вопросах возрастного и индивидуального развития обучающихся, особенно ее технологической составляющей, умение подобрать   методический инструментарий для личностного развития каждого ребенка)

Все эти функции эти функции  сегодня необходимы  современному  учителю, как неотъемлемая часть его профессиональной деятельности.  

           Таким образом, учитывая  эти новые функции, мы можем говорить о том, что в настоящее время школе нужен учитель здоровья.

          Итак, настало время ответить на вопрос. Что должен делать педагог, чтобы стать учителем здоровья? А школьная среда становилась здоровьесозидающей (здоровье-ценность), здоровьесберегающей (сохранение здоровья), здоровьеформирующей (формирование потребности к ЗОЖ).

Для того, чтобы нам было интересней работать, будем работать по группам.

(Группам выдается бумага, фломастеры. Применяется метод интеллект- карты)

 Задание группам:

 Охарактеризуйте  систему  деятельности Учителя здоровья в современной школе.

На работу дается 7 минут.

Далее один из членов группы рассказывает, что получилось. Вторая группа дополняет первую.

В заключении,  я хочу сказать, что быть учителем здоровья может быть только здоровый учитель. Поэтому берегите свое здоровье.

Рефлексию можно провести по технологии «Рефлексивная мишень»

1 сектор – оценка содержания занятия;

2 сектор – оценка формы и методов взаимодействия;

3 сектор - оценка деятельности ведущего;

4 сектор – оценка  своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тема "Образование и формирование культуры личности""

Рассмтрение образования  как основного аспекта по формированию культуры личности и духовно - нравственных ценностей жизни; развитие, воспитание и становление человека как личности; анализ образования,...

Защита на научно-методическую конференцию "Современное образование: опыт, проблемы, перспективы"

Добрый день! Вашему вниманию я представляю свою работу «Кружковая работа по изо и технологии, как средство развития творческого потенциала учащихся»....

Презентация Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей

Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей.Балашова О.В,...

Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"

Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...

Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей

Учебно-методический комплекс система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации деятельности по дополнительным ...

Положение о Едином методическом дне Центра образования Самарской области

Данное Положение регламентирует проведение Единого методического дня как одной из форм обобщения и распространения передового педагогического опыта....

Роль исторических дисциплин в информационно-методическом наполнении профильного образования

Статья посвящена роли исторических дисциплин в информационном наполнении профильного образования и важности разработки специальных курсов для гуманитарных профильных классов и их преподавания....