Педсовет "Мотивация обучения"
методическая разработка по теме

Дмитренко Ирина Анатольевна

В данном документе представлены материалы к проведению педагогического совета на тему "Мотивация обучения". Указанные материалы готовы к распечатыванию и использованию в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_pedsovetu_motivatsiya_obucheniya.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ

на тему «МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогический закон:

Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности,  позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.

Главным звеном мотивации является побуждение – поведенческое проявление удовлетворения свои потребности.

            Сейчас, когда доступ к информации является уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос – как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоении полезных знании.

            Ответственность за мотивацию учащихся к обучению и её повышению принадлежит не только преподавателям, но и семье.

            Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.

            Отношение школьника к учению выражается в его активности:

-готовность выполнять учебные задания

-стремление к самостоятельной деятельности

-сознательность выполнения задания

-систематичность обучения

-стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность:

-осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя, взрослых.

Говоря о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

  • социальные – (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);
  • познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);
  • профессионально – ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
  • эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);
  • коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),
  • статусно – позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);
  • традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
  • утилитарно – познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).

К отрицательным мотивам относятся:

  • неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения.

Методы стимулирования мотивации:

  1. Поставить перед учащимся  точную цель, чтобы работать над ее достижением. Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи, которые можно выполнить без труда.
  2. Мотивировать учащихся к активности на других местах движения информацией (интернет, библиотека).
  3. Создание благоприятного психологического климата для развития личности.
  4. Система поощрения за успехи и стремление.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(памятка педагогам)

Классификация  мотивов по направленности и содержанию:

  • социальные – (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);
  • познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);
  • профессионально-ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
  • эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);
  • коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),
  • статусно – позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);
  • традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
  • утилитарно-познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).

Целый ряд конфликтов разрешаются через правильное воспитание.

         Главный принцип воспитания, который должны усвоить все дети, основа культуры общества - уважение к старшим.
        Многие  думают, что уважать нужно только того, кто достоин нашего уважения. Это противоречит истинной культуре. Нет, уважать нужно всех и, прежде всего, старших.
       

         Уважение развивается постепенно, проходя различные стадии:
1. На самой низкой стадии – стадии невежества - человек будет требовать уважение к себе и не будет проявлять уважение к другим. «Ты должен меня уважать»
2. На второй ступени развития человек может уважать, если его уважают в ответ. «Я буду уважать тебя, но и ты должен уважать меня.»
3. На третьей ступени человеку всё надоедает, и он становится самодостаточным. Он думает, что не надо никого уважать. Пусть все живут как хотят.
4. И на четвёртой ступени он способен выражать уважение ко всем и недовольство к себе.
                 

          Уважение - это одно из качеств, предшествующих любви.
         Должно быть уважение, особенно в близких взаимоотношениях. Без уважения взаимоотношения становятся раздражительными и превращаются в источник страданий.
         Но если человек старается уважать всех, кто вступает с ним в отношения, вся его жизнь становится счастливой.
         И развивая это качество, человек может подниматься до самых возвышенных стадий любви, прогрессируя очень быстро и безболезненно.

         Второй принцип – соблюдение этики делового общения (совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности).

Ведение беседы.

          Не менее необходимым условием для воспитанного и вежливого человека является умение слушать.

          Нужно  уметь внимательно слушать рассказ, не перебивая рассказчика, уметь показывать свою заинтересованность к месту заданными вопросами.

          Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая, уважительно слушает вас и искренне заинтересован в том, что ему рассказывают.

          Не надо перебивать или прерывать собеседника - создается впечатление, что вы его не уважаете; что бы ни говорил ваш собеседник, вы обязаны дослушать до конца. Прерывать его вы можете лишь по мотивам личного характера или в том случае, когда выслушиваемый вами монолог выходит за рамки приличия;

          Единственный способ одержать верх в каком-нибудь споре - это вообще избежать его.

Советы родителям: 

  1. Когда ребёнок, переполненный впечатлениями, говорит «не закрывая рот», всё, в чём он нуждается, - это в вашем присутствии и внимании. Психологи назвали этот способ «пассивным слушанием». Здесь употребляются короткие фразы и слова, междометия, мимические знаки (кивание головой), говорящие о том, что вы слушаете и отзываетесь на детские чувства.

2.   Используйте «Я – высказывания».  Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у учителей, родителей «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения. Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда говорите о своих чувствах к ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, о его поведении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(памятка родителям)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.

2. Как можно больше времени проводите со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка - это только сблизит вас.

4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали у вас дома - вы должны их хорошо знать.

5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок не будет ничего скрывать.

6. Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать.

7. Будьте примером для ребёнка: ведь как сейчас вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

8. Помните, что ребёнок - это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего дома.

9. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

Я чувствую….Мне приятно….
Я переживаю…..Мне нравится….
Я расстроен….Мне не нравится….
Я очень огорчён….Мне больно и обидно….
Я возмущён….Мне хотелось бы…
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

(памятка учащимся)

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Любите, цените, берегите своих родителей - их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям - это принесёт им  радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы, похвала учителя. Старайтесь, чтобы они были у вас каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

5. Помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

ПРИЛОЖЕНИЕ

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ (АВТОМОТИВАЦИЯ)

  1. САМОПРИКАЗ
  2. САМООЦЕНКА
  3. САМООДОБРЕНИЕ
  4. САМОУБЕЖДЕНИЕ
  5. САМОАНАЛИЗ

МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

С ПЕДАГОГАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....