Итоги и перспективы работы по подготовке к итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году
статья на тему

 Шишкина Любовь Васильевна

В гимназии разработана  Программа, которая  предусматривает проведение   комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединенных в систему, предназначенную для качественной подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в форме Единого государственного экзамена и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме.

   Данная программа включает план подготовки к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и включает в себя:

·         организационные вопросы;

·         работу с педагогическим коллективом;

·         работу с родителями;

·         работу с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogi_i_perspektivy_po_podgotovke_k_ege_v_2015g.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

 В МАОУ «ГИМНАЗИЯ №1»

( ЗАСЕДАНИЕ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ, АВГУСТ, 2014г.)

  В гимназии разработана  Программа, которая  предусматривает проведение   комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединенных в систему, предназначенную для качественной подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в форме Единого государственного экзамена и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме.

   Данная программа включает план подготовки к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и включает в себя:

·         организационные вопросы;

·         работу с педагогическим коллективом;

·         работу с родителями;

·         работу с учащимися.

Все направления плана подготовки к  ОГЭ и ЕГЭ взаимосвязаны, работа по ним осуществляется в несколько этапов:

·         1-й этап – организационный (август-сентябрь);

·         2-й этап – информационный (октябрь-январь);

·         3-й этап – практический (октябрь-май);

·         4-й этап – психологическая подготовка к ЕГЭ (ноябрь-май);

·         5-й этап – аналитический (июнь-сентябрь).

 Цель программы:

1. Создание оптимальных условий для качественной подготовки учащихся 9,11 классов к участию в государственной  (итоговой) аттестации.

     2. Создание и развитие организационно-методической системы подготовки учащихся 9-11 классов гимназии к итоговой аттестации  в новой форме.

 Педагогические задачи:

- создание и систематизация  банка нормативно-правовых документов по проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ;

- совершенствование системы подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ;

- создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  учащимся;

- организация  системы разноуровневого  обучения  и обобщающего повторения материала;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют более качественной подготовке учащихся для успешной сдачи ОГЭ и  ЕГЭ;

- осуществление индивидуализации обучения;

- работа с  банком тренировочных материалов демоверсий КИМов,  по всем предметам.

 Направления реализации программы:

 1. Организационно-информационное:

Цель:  создать банк информации по проблеме.

 2. Методическое:

Цель:  мобилизовать и мотивировать педагогов на подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, совершенствовать педагогическое мастерство учителей.

 3. Контроль, анализ, регулирование:

Цель: выявление проблем в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и их ликвидация.

Организацию подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации необходимо начинать с анализа результатов за прошлый учебный год.

На заседаниях методических объединений учителей-предметников в сентябре рассматриваются  следующие вопросы:

1.      Включение в планы работы методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ЕГЭ.

2.      Утверждение планов по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам.

3.      Утверждение плана проведения пробных экзаменов в форме ЕГЭ (в ОУ).

4.      Создание мобильных групп учителей.

 II.  Информационный этап

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ и  ЕГЭ администрация  и педагогический коллектив руководствуются нормативно-распорядительными документами федерального, регионального и муниципального уровней. Данные документы систематизируются и оформляются в папки по уровням прохождения информации. Папки пополняются  по мере поступления документов. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях.

Содержание информационной работы с педагогами:   

- на административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведению ОГЭ и ЕГЭ;

- на заседаниях МО анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ прошлого года и учитываются рекомендации по подготовке в текущем году;

- проводятся педагогические советы по вопросам подготовки к ЕГЭ.

 Содержание информационной работы с родителями учащихся:

При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ЕГЭ. С этой целью организуются родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации, на сайте ОУ размещается раздел по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

 Разрабатываются памятки для родителей и выпускников, включающие следующие разделы:

1.      Общие положения проведения ЕГЭ.

2.      Формы проведения ЕГЭ.

3.      Сроки и общие правила проведения ЕГЭ.

4.      Порядок подачи апелляции.

5.      Оценка результатов ЕГЭ.

  Оформляется информационный стенд для учащихся.

Немаловажную роль имеет  разработка индивидуальных маршрутных листов.

   Практический этап подготовки к ЕГЭ включает в себя работу учителей-предметников :

·         знакомство учащихся с процедурой проведения ОГЭ и ЕГЭ;

·         знакомство учащихся со структурой и содержанием КИМов;

·         знакомство учащихся с кодификатором элементов и требований к уровню подготовки обучающихся по предметам;

·         работа по КИМам;

·         индивидуализация процесса  обучения (разноуровневое обучение);

·         обучение учащихся заполнению бланков;

·         проведение пробных экзаменов по всем предметам;

·         развитие навыков самоанализа и самоконтроля.

 Большое значение имеет организация разноуровневого обучения.

Диагностика уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам учащимися 9, 10-11-х классов проводится с помощью входного контроля (10-е классы) и  мониторинга остаточных знаний (11-е классы), а также  административных тренировочно-диагностических работ, участие в  региональном мониторинге.

 Организация  разноуровневого обучения и обобщающего повторения по всем предметам. 

 Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

·         повышение уровня обученности учащихся и качества знаний;

·         установление уровня остаточных знаний по основным темам, изученным на данный  момент времени (для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся).

Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям предложить деление класса (условно) на три группы:

1.      Группа «риска» №1 - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ среднего  общего образования.

2.      Группа  «слабоуспевающих» №2 – учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ среднего  общего образования.

3.      Группа  «сильных» №3 – учащиеся - претенденты на получение высоких баллов.

Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ЕГЭ как в урочное, так и во внеурочное время. Для слабоуспевающих учащихся организуются бесплатные дополнительные занятия по предметам. Подготовка учащихся «группы риска» находится на персональном административном контроле.

После проведения  входного контроля (10-е классы),  мониторинга остаточных знаний (11-е классы), пробных экзаменов по предметам учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ЕГЭ. На основе анализа диагностических карт учитель вырабатывает стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, учителя дают слабоуспевающему ученику посильные индивидуальные задания. Самостоятельная работа обучающего характера для разных групп проводится  на различных этапах урока: пока группа «сильных» учащихся выполняет задания повышенного уровня, с остальными учениками разбираются задания базового уровня; во второй части урока слабоуспевающие учащиеся работают самостоятельно, в то время как с сильными учениками рассматриваются и анализируются выполненные задания.

Работая с учениками «группы риска», необходимо помнить, что им свойственно быстрое забывание невостребованных знаний и умений, и следовательно для них необходимо готовить задания по принципу накопления умений: если ученик начал правильно выполнять задание по определенным темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать  хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания из другой, еще не усвоенной темы. Таким образом, учитель отрабатывает с учениками в течение месяца от 2 до 4 заданий. Анализируя результаты проверочных работ,  пробных экзаменов, учитель планирует деятельность на следующий период. На этой основе составляются индивидуальные планы подготовки по отработке заданий на данные темы. Особое внимание уделяется обучению учащихся элементам самоконтроля, различным способам  выполнения одного и того же задания.

В системе применяются разнообразные   Методы  преподавания:

-   блочно-модульная система урочных занятий;

-  раннее начало подготовки к ЕГЭ и ОГЭ  с 7-8 класса;

- регулярный внутренний контроль знаний (в том числе сдача зачётов в форме ЕГЭ и ОГЭ);

- организация помощи сильных учеников слабым;

- работа с группой «риска»;

- проведение диагностических работ минимум 2 раза в год (в конце каждого полугодия, начиная с 5 класса).

8. Использование дополнительных возможностей: кружки, спецкурсы, индивидуальные маршруты, работа в группах.

9. Использование платных образовательных услуг, предоставляемых в гимназии. 

Вся работа по подготовке учащихся к ЕГЭ отслеживается администрацией ОУ.

.Если говорить о результатах ЕГЭ и обученности  учащихся гимназии за последние 3 года, то следует отметить положительную динамику качества обученности практически по всем предметам. Важно, что учащиеся в основном подтвердили годовую оценку или повысили её. Это объясняется ответственным отношением к экзаменам учителей, а самое главное в  использовании технологий, которые способствуют подготовке учащихся к ЕГЭ не только во внеурочное время, но и на уроках.

Результаты ЕГЭ за 3 года

Предметы

2011-2012

учебный год

2012-2013

учебный  год

2013-2014

Учебный год

Сдавали

Средний балл

Сдавали

Средний балл

Сдавали

Средний балл

Русский язык

46

83

49

84

34

83

Математика

46

65

49

62

34

60

Биология

4

71

4

72

8

70

История

17

75

14

76

8

76

Физика

20

56

18

68

13

60

Химия

7

71

5

83

8

57

География

1

73

2

83

0

-

Обществознание

29

72

26

76

18

69

Английский язык

7

75

6

89

4

72

Немецкий язык

-

-

1

72

0

0

Информатика

1

70

1

83

0

0

Литература

1

82

2

71

1

72

       

  Выбор предметов для сдачи экзамена в основном соответствует профилю получения образования и обусловлен потребностью при поступлении в высшие учебные заведения.

          В этом учебном году  по результатам  итоговой аттестации  по русскому языку Илюшин Андрей  набрал 100 баллов, 10 учащихся показали  результат в 90 и выше баллов. 98 баллов набрали 2 человека: Пузырникова Анна,  Макарова Маргарита, 95 баллов набрали 4 ученицы - Кремнева Ксения, Трофимова Анастасия, Маркова Виктория, Бурова Елизавета; 92 балла у учащихся: Бондарь Алины, Старухина Романа, Михалкин Владислав; 90 баллов – Николаева Елена (учитель Прилепина И.А.).

Максимальные баллы по истории (89 баллов)  у Дораевой Анастасии и Хрящиковой Марии, по обществознанию 93 балла у Дораевлй Анастасии (учитель Сальникова О.Н,), по математике (80 баллов) у Янина Евгения, 79 баллов – у Пузырниковой Анпы, Старухина Романа,  Маркиной Виктории, Михалкина Владислава, Илюшина Андрея (учитель Агишева Л.В.), по английскому языку 78 баллов у Дораевой Анастасии (учитель Тарханова Т.М.), по физике 90 баллов у Янина Евгения  (учитель Смирнова В.Д.), по биологии  91 балл у Закировой Ирины (учитель Мордасова Н.А.), по химии 79 баллов у Закировой Ирины  (учитель Гобова С.В.)  

   Результаты итоговой аттестации в 2013/2014 учебном году показали, что педагогическим коллективом гимназии была проделана большая работа по подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов.

  В следующем учебном году необходимо усилить работу по выявлению и индивидуальному педагогическому сопровождению учащихся 10-11 классов для более полной реализации их потенциальных образовательных ресурсов

                                    

Шишкина Любовь Васильевна