Управление организацией внутришкольного мониторинга как условие повышения качества образования
статья на тему

 Шишкина Любовь Васильевна

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Таким результатом становится  мониторинг оценивания предметных, метапреметных и личностных результатов  обучающихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mekhanizm_otslezhivaniya_kachestva_rezultatov_osvoeniya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление организацией  внутришкольного мониторинга как условие повышения качества образования  

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Таким результатом становится  мониторинг оценивания предметных, метапреметных и личностных результатов  обучающихся.  

Наш опыт показывает, что вопросы проведения мониторинговых исследований решаемы, если организация базируется на принципах:  

  •  системности;
  • гибкости (отслеживание предметных результатов, накопление  диагностических материалов, индивидуальный подход к каждому учащемуся).  В связи с этим педагогическим коллективом разработана Программа  качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов» на 2012 -2015 годы, в основе  которой системный подход к организации и осуществлению мониторинговых исследований.

Мониторинг в Программе рассматривается как система мер по непрерывному отслеживанию качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов гимназии, их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), ФГОС ООО,  государственных образовательных стандартов (ГОС).

В ходе реализации Программы мониторинг как средство повышения качества образования  выполняет следующие функции:

  • контрольно-диагностическую - получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися основной образовательной программы;  
  • корректирующую - выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
  • коммуникативно-информационную - обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
  • управленческую - принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
  • прогностическую - накопление информации об успешности образовательной деятельности гимназии, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.

В основу проведения мониторинга положены следующие принципы:

  • реалистичности требований, норм и показателей качества обученности, их социальной и личностной значимости;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества обученности;
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • доступности для различных групп потребителей информации о состоянии качества образования, соответствии результатов освоения основной образовательной программы учащихся требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ГОС;
  • соблюдения  морально-этических норм при проведении процедур оценки качества   результатов освоения ООП.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы - включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

       Оптимальной документальной формой фиксации планируемых предметных результатов по годам обучения являются рабочие программы соответствующих учебных предметов, являющиеся составной частью основной образовательной программы в целом.

Что касается метапредметных результатов, то на ступени начального общего образования они зафиксированы в рамках межпредметной программы формирования универсальных учебных действий.

       Метапредметные результаты –  это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

     Личностные результаты -   это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Они зафиксированы в рамках программ:

  •    внеурочной деятельности;
  •   духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
  •   формирования культуры здорового безопасного образа жизни.

Основанием для измерения результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-3-х классов являются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, учащимися 5а,5б - ФГОС ООО, 4-11 классов - государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Инструментарий мониторинга составляют следующие материалы:

  •  контрольно-измерительные материалы;
  •  контрольные работы;
  •  проверочные работы;
  • тесты;
  • итоговые комплексные работы в 1-4 классах.

Методы сбора информации – тестирование, анкетирование, наблюдение,  анализ.

Цель Программы – обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов гимназии.

Задачи Программы:

  • оценка качества результатов освоения учащимися 1-11 классов основной образовательной программы по следующим дисциплинам: русский язык, литература, литературное чтение, окружающий мир, математика, информатика и ИКТ, физика, химия, биология, история, обществознание, право, география, английский язык; установление соответствия показателей качества требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ГОС;
  • осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве результатов освоения основной образовательной программы;
  • создание и развитие технологии осуществления мониторинговых процедур, предполагающей непрерывный контроль уровня подготовки обучающихся;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • методическое сопровождение педагогов в процессе осуществления мониторинга.

Ожидаемые результаты:

  • наличие внутригимназической системы мониторинга качества  результатов освоения ООП учащимися 1-11 классов гимназии;
  •  обеспечение необходимой информацией запросов пользователей;
  • достижение качества образования учащихся гимназии, удовлетворяющего социальным запросам и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов на оптимальном уровне;
  • обеспечение успешного обучения на следующей ступени образования;
  • обеспечение методической и информационной поддержки развития внутригимназической, системы оценки качества образования;
  • наличие аналитической базы для принятия обоснованных, своевременных и эффективных управленческих решений.

Существуют внешняя и внутренняя оценка качества результатов освоения основной  образовательной программы начальной школы.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей.

В системе оценивания в начальной школе гимназии используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом.

Особенности системы оценки образовательных результатов начальной школы в условиях введения ФГОС:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
  • включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.

Таким образом, система оценивания, направленная на получение информации, позволяет учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к гимназии,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

   Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности гимназии.

Однако текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):

  • оценка личностного прогресса в форме  портфолио;
  • оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);
  • психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в основной образовательной программе.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном во ФГОС, предметные результаты содержат в себе:

  • систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — систему предметных знаний);
  • систему формируемых действий (далее — систему предметных действий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы  знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов.

Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы, с музыкальными и художественными произведениями и т. п.

Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий, сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью срезовых работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Оценка метапредметных результатов

Оценка  метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Мониторинг качества результатов организуется на основе диагностических методов по этапам:

1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс, начало учебного года во 2 классе)

2 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)

3 этап – промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)

4 этап  - итоговая диагностика (в конце  4 класса).

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Моделью оценочной деятельности является внутренняя оценка:

  • оценка учителя (стартовая, текущая  диагностика, срезы: тематический, промежуточный, итоговый)
  • оценка ученика (самооценка, взаимооценка)

Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах

мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в гимназии и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдение, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения.  При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированности вычислительных навыков, выразительности чтения и т.д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

При промежуточной аттестации учащихся первых классов используется система качественных оценок, основанная на двузначной номинальной оценочной шкале («освоил программу учебного года»; «не освоил»). (замаскированно-отметочное-Кучер)

 При осуществлении текущего контроля успеваемости первоклассников оптимальным организационно-педагогическим решением является использование слабо формализованной системы развернутых вербальных замечаний (в том числе поощрительного, стимулирующего характера), методических указаний, индивидуальных рекомендаций (советов) учителя, даваемых обучающимся по результатам проверки выполняемых ими в течение года учебных, тренировочных и контрольных работ, предусмотренных программой.

Таким образом, наиболее приемлемым при промежуточной аттестации первоклассников является срезовый подход, то есть установление факта освоения ими программы учебного года по результатам проведения годовых контрольных работ по обязательным предметам учебного плана.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и проводится в форме накопительной оценки, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.

Источником накопительной оценки служат данные Листов наблюдения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.

Итоговая демонстрация общей подготовки будет  проводиться в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении учебного года  под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, или в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты.

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых комплексных контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;  
  • результаты психолого-педагогических исследований.

Формы контроля и учета образовательных результатов обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктант

- контрольное списывание

- тестовые задания

- изложение

- доклад

- творческая работа

- итоговая комплексная  контрольная работа

- диктант

- изложение

- контроль техники чтения

анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы –  Портфолио.

В портфолио учащихся, который используется для оценки освоения основной образовательной программы результатов начального общего образования,  включаются следующие материалы:

1. Выборки детских работ.

2. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной  и досуговой  деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

В основной и средней школе Программа предполагает реализацию следующих видов  контроля:

Наименование этапа

Период

Основные задачи

Использование результатов

Входной контроль

В начале изучения предмета

Выявление в подготовке учащихся несоответствия требованиям к результатам освоения содержания пройденного (изученного)  курса

Определение индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня обученности учащихся

Текущий контроль

В ходе изучения предмета

Стимулирование учащихся к обучению и своевременная корректировка возникающих затруднений

Разработка мер, направленных на устранение затруднений учащихся

Промежуточный  контроль

По окончании

1 полугодия учебного года

Контроль качества освоения основной образовательной программы на данном рубеже

Коррекция системы обучения на 2 полугодие

Итоговый контроль

По окончании изучения предмета

Выявление уровня обученности учащихся

Коррекция

деятельности учителя в учебном процессе

1. Входной  контроль,  позволяющий  определить уровень обученности на начало изучения дисциплины, осуществляется нагимназическом уровне заместителями директора лицея совместно с руководителями предметных ШМО и педагогами-предметниками. Результатом является обобщенное системное представление о состоянии преподавания предметов и деятельности образовательного учреждения по выполнению программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, выработка прогнозирующей информации

 Контрольно-измерительные материалы – тестовые и контрольные  задания.

2.Текущий  контроль осуществляется:

На гимназическом  уровне заместителями директора гимназии совместно с руководителями ШМО и педагогами-предметниками для анализа уровня освоения основной образовательной программы и дальнейшей корректировки педагогической деятельности.

В зависимости от поставленных целей и выполняемых задач мониторинг проводится в виде:

  • системы зачётов на определённом промежутке времени по одной или нескольким темам;
  • системы самостоятельных работ, отслеживающих уровень усвоения знаний в течение учебной четверти;
  • системы контрольных работ в течение учебного года;
  • тестирования (диагностические работы в виде тестов для учащихся 4, 7-11 классов.)

3. Промежуточный контроль осуществляется на гимназическом  уровне  руководителями и педагогическими работниками гимназии, руководителями предметных методических объединений в конце 1 полугодия. Результатом является обобщенное системное представление о состоянии преподавания предметов и деятельности образовательного учреждения по выполнению программ за 1 полугодие учебного года в соответствии с государственными образовательными стандартами, поставленными целями функционирования и развития, выработка прогнозирующей информации

    4. Итоговый  контроль осуществляется:

  • На гимназическом и  муниципальном уровне с целью оценки качества подготовки выпускников основной и средней  школы по окончании учебного года (Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания, контрольные работы.)
  • На федеральном (региональном) уровне в форме обязательной государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике выпускников 9 классов. Материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта. Контрольно-измерительные материалы – задания ГИА-9.
  • На федеральном уровне в форме обязательной государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике выпускников 11 классов, экзаменов по выбору выпускников средней школы.
  • Аттестация проводится по материалам, предоставляемым Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта. Контрольно-измерительные материалы – задания ЕГЭ.

  Следует отметить, что бесспорным достоинством мониторинга обученности является более высокая степень результатов  промежуточной аттестации обучающихся  с их фактическим образовательным достижением на момент завершения обучения.  В то же время следует  помнить, что мониторинг качества должен быть системным и комплексным. По нашему мнению, он должен включать стандартные критерии: контроль текущих оценок по предметам, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного экзамена, уровень успеваемости на основе сравнения текущего результата обучения ребенка в сравнении с результатами за прошлый год.

 Применение информации, полученной по результатам мониторинга и его анализа, предполагает изменение учитываемой ситуации в классе, группе, формирование  и проведение для этой цели педагогических мероприятий и действий по поддержке и оказанию помощи обучающимся, а также управленческих внутришкольных  мероприятий:

  • индивидуальные беседы по отношению к  предмету;
  • психологическая поддержка на выявление тревожности  в обучении;
  • дифференцированный подход по устранению пробелов в знаниях.

  Управленческая деятельность по отслеживанию результатов обеспечивается в  гимназии на основе взаимосвязи следующих функций информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной.

Целостная система информационно-аналитической деятельности предполагает проектирование информационно-аналитических процессов и осуществляется на основе педагогического мониторинга, включающего сбор информации, анализ деятельности гимназии, проектирования содержания, методов, технологии обработки информационных потоков и хранения информации. Для быстрого сбора информации о результатах обучения используется следующий инструментарий:

  •  таблицы  обученности каждого ученика по предметам;
  • таблица выполнения контрольных работ;
  • индивидуальный маршрутный лист коррекции ошибок, допущенных в работах.

  Эффективная обработка информации предстаёт как процесс целостного научно-обоснованного прогностического отслеживания качества образовательной подготовки школьников. В то же время он направлен на получение независимой, основательной, достоверной и надёжной информации о качестве профессиональной компетентности и продуктивности деятельности педагогов.

Шишкина Любовь Васильевна