Программа деятельности «Школы молодого педагога» в период профессионально - личностной адаптации
методическая разработка на тему

Гариева Татьяна Викторовна

Мы предлагаем проект программы деятельности «Школы молодого педагога», рассчитанной на 2года.

Цель программы: оказание помощи начинающим учителям в профессионально-личностной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_molodogo_pedagoga1.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Свердловской области кадетская школа - интернат

«Свердловский кадетский корпус

имени капитана 1 ранга М.В. Банных»

Программа деятельности

 «Школы молодого педагога» в период профессионально - личностной

адаптации

Автор: Гариева Т.В.

Учитель русского языка и литературы, руководитель методического объединения  учителей образовательной области  «Филология»

Проектная часть.

Мы предлагаем проект программы деятельности «Школы молодого педагога», рассчитанной на 2года.

Цель программы: оказание помощи начинающим учителям в профессионально-личностной адаптации.

Задачи:

  • Реализация гуманистических ценностей, приоритетов молодого педагога путем интеграции психологической, педагогической, специальной, методической информации о процессе обучения и воспитания школьников.
  • Формирование потребности в непрерывном самообразовании.
  • Предупреждение типичных ошибок, противоречий, затруднений в организации учебных занятий, поиск возможных путей их преодоления.
  • Оказание помощи в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта.

В основе программы деятельности «Школы...» лежит принцип поэтапного развития профессионализма молодого учителя. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - это предварительная работа с ним.

Такая помощь носит:

  • предварительно-профилактический характер с охватом всей группы молодых учителей;
  • индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям;
  • курирующий характер процесса деятельности молодого учителя. (за каждым молодым педагогом закреплен учитель - стажист).

Для более успешной и эффективной работы «Школы...» привлекаются опытные педагоги, администраторы, методисты, психологи.

        Молодые учителя являются участниками «Школы...» в течение 2 лет.

Такова продолжительность адаптационного периода. Почему мы ограничились такими временными рамками?

        Молодые педагоги приходят к нам с разным багажом приобретенных в высших, средне - специальных учебных заведениях знаний, с различным уровнем практических умений и навыков. Со свойственной только ему психологией. Поэтому некоторым достаточно одного года, чтобы все понять, принять, т.е. «плавно войти» в профессионально-педагогическую деятельность. А другим и десяти лет недостаточно, чтобы почувствовать в себе педагога-профессионала. Поэтому мы ограничились двумя годами, считая это достаточным для адаптационного периода. Тем более раньше (примерно 10 лет назад) молодой специалист должен был отработать по распределению в ОУ 3 года.

Занятия в «Школе молодого педагога» проходят в разнообразной форме:

  • лекции
  • семинары
  • индивидуальные консультации, открытые рабочие уроки (взаимопосещение)
  • открытые уроки молодых педагогов для администрации «Школы...», наставников;
  • тесты и тренинговые задания.        

        Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для последующей. Продолжительность и интенсивность занятий варьируется в зависимости от потребностей молодых специалистов (в среднем продолжительность каждого занятия-1 час).

Программа деятельности «Школы...» включает семь направлений:

  1. Нормативно        правовое обеспечение образовательного процесса. Любая деятельность базируется на знаниях нормативно - правовых документов. Развивающая среда, смена ориентиров в сфере образования, модернизация системы образования в Российской Федерации поставили педагогов перед необходимостью изучения основных нормативно - правовых документов.
  2. Проектирование (образовательный процесс, методическое обеспечение, контрольно - измерительные материалы). Педагог призван решать не инструктивно – информационные задачи, а исследовательские, прогностические и проектировочные. Он не должен транслировать информацию, а должен уметь проектировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
  3. Ознакомление с современными педагогическими технологиями. Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель не только знает педагогические технологии (особенности, содержание), но разумно использует элементы их, учитывая индивидуальные особенности детей.
  4. Диагностика педагогического процесса. Владением методами диагностики помогает организации образовательного процесса, является составной частью работы с учащимися и педагогами.
  5. Психологические основы обучения. Знание психологии поможет успешному вхождению учителя в коллектив, решать межличностные проблемы, формированию психологического контакта с учениками и их родителями.
  6. Организация обмена опытом. Выявление творчески работающих учителей, повышение эффективности обучения.
  7. Аттестация педагогических кадров. Реализация этой части программы предусматривает изучение основных этапов прохождения аттестации педагогическими и руководящими работниками с целью повышения своей квалификации.

Материалы об аналитической и проектировочной деятельности педагога взяты с курсов повышения квалификации по ОП «Аналитическая и проектировочная деятельность учителя», (автор: Надеева Анна Павловна, преподаватель кафедры исторического и социально-гуманитарного образования ИРРО).

Программа деятельности

«Школы молодого педагога»

Первый год обучения.

Целевая установка

Содержательная часть занятия

Лекции

Семинар

Индивидуальные консультации

1.

Познакомить                с программой деятельности «Школы». Смотивировать на   активное   участие   в работе «Школы»...

Введение. Цели и задачи программы деятельности «Школы...», прогнозируемый результат, формы отчетности. Наставничество. (назначение наставников).

1.

2-3

Детальное изучение нормативно-п равовых документов.

Концептуальные     и     нормативно-правовые     документы     в     сфере образования    как    основание    для целеполагания,         прогнозирования результатов, проектирования и анализа педагогической активности.

1.

1.

(тест и тренинговые задания)

4-5

Знакомство с видами учебных планов, формирование умений и навыков в составлении тематического планирования и поурочных планов.

Планирование (тематическое, поурочное), виды учебных планов.

2.

1.

Тематическое планирование по предмету.

6-7

Проектирование рабочей программы.

Рабочая программа педагога (методика написания, структура составления).

1.

1.

Составление

рабочих программ по предмету

8-9

Правильное, грамотное ведение школьной документации.

Школьная документация в работе учителя (классные журналы, личные дела учащихся, отчеты родительских собраний, план

воспитательной работы, индивидуальный план работы с отдельными учащимися.)

1.

1.

План воспитательной

работы, индивидуальный план работы с учащимися.

10

Повысить эффективность урока и вооружить молодого педагога технологией

подготовки современного урока.

Методические основы урока как

основной формы организации учебного процесса. Методические требования к современному уроку.

1.

Взаимопосещение уроков.

11.

Расширение обще педагогических и психологических знаний об

учащихся с целью совершенствования методов и форм обучения и воспитания.

Подходы к проектированию урока на основе психолого-педагогических особенностей учащихся.

1.

12.

Повышение эффективности обучения

Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.

1.

Открытые

уроки молодых педагогов.

13.

Подведение итогов работы «Школы» за текущий первый год обучения

Круглый стол: противоречия и проблемы своей педагогической деятельности. Отчет молодых специалистов.

1.

Тестирование, анкетирование.

Второй год обучения.

Целевая установка

Содержательная часть занятия

Лекции

Семинар

Индивидуальные консультации

1.

Знакомство с современными школьными технологиями, грамотное применение их в педа1 отческой практике.

Современные школьные технологии.

1.

2-3

Оказание помощи в осознанном выборе и целенаправленном освоении учебно-методической литературы по предмету.

Создание учебно-методического комплекса учителя (отбор материала, видов практических работ, активных методов и диагностических форм обучения, оборудование учебного кабинета, систематизация учебно-методической литературы).

1.

1.

Учебно-методический

комплект по предмету для определенной

параллели с обоснованием своего выбора.

4-5

Формирование умения анализировать свою педагогическую деятельность.

Аналитическая деятельность педагога. Алгоритм аналитической деятельности. Виды анализа. Объекты и предметы педагогического анализа.

1.

1.

Анализ качества

учебных достижений по предмету, выявление противоречий и проблем своей педагогической деятельности на основе результатов анализа.

6-7

Формирование умения

анализировать урок, выполнять самоанализ.

Анализ урока. Виды анализа. Самоанализ. (Как анализировать свой собственный урок).

1.

1.

Анализ урока. Самоанализ.

8

Знакомство с проектировочной деятельностью педагога.

Проектировочная деятельность учителя. Алгоритм проектировочной деятельности. Объекты и предметы педагогического проектирования. Виды проектов и требования к ним. Взаимосвязь аналитической и проектировочной деятельности.

1.

9-10

Формирование умения проектировать образовательный процесс и элементы образовательного процесса с учетом конкретной ситуации.

Проектировочная работа как жанр исследовательской деятельности. Структура проектировочной работы.

1.

1.

Проект по реализации педагогической

идеи в образовательном процессе.

11.

Познакомить с порядком и аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений.

Аттестация педагогических кадров.

Цель, задачи, порядок работы школьной аттестационной комиссии.

1.

12.

Выявление противоречий и проблем в педагогической деятельности, поиск путей решения их.

Самодиагностика (анализ собственных проблем в профессиональной деятельности). Самоконтроль и самооценка; обобщение собственного опыта работы и соотнесение его с опытом других.

1.

13.

Самоутверждение. Выявление наиболее одаренных и талантливых педагогов.

Творческий отчет «Молодость . мастерство».

1.

Открытые уроки.

Практическая часть занятий.

  1. Тесты и тренинговые задания (материалы взяты в книге В.П. Сергеевой «Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях». М.,2002).
  2. Тематическое планирование по предмету.
  3. Рабочая программа по предмету.
  4. План воспитательной работы, индивидуальный план работы с отдельной группой учащихся.
  5. Тестирование, анкетирование (см. приложения №1,2,3,4,5 -Материалы взяты из книги В.А. Беловой «Организация работы школьной аттестационной комиссии». М, 2004)
  6. Учебно-методический комплект по предмету для определенной параллели с обоснованием своего выбора.
  7. Анализ качества учебных достижений учащихся по предмету. Выявление противоречий и проблем своей педагогической деятельности на основе результатов анализа.
  8. Анализ урока. (См. приложение №6-Материалы взяты из книги В. А. Беловой «Организация работы школьной аттестационной комиссии.» М.,2004.).
  9. Самоанализ урока (см. приложение №7,8).
  10. Открытый урок (см. приложение №9-Материалы взяты из
    журнала «Завуч».-1999-№2-с.94-97).
  11. Проект по реализации педагогической идеи в
    образовательном процессе.

        Мониторинг профессиональной компетентности молодого педагога.

«Мониторинг (лат. monitor-тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring-осуществление контроля, слежения) - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это современное средство контроля с целью диагностики, которая позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс»1

Цель     мониторинга        обеспечение эффективности

информационного отражения состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.

Задачи мониторинга -

1 .Непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса в учреждении.

2. Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе и факторов, вызывающих их.

3.Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.

4.Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения.

5.Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Объекты мониторинга - класс, учитель, учащийся, отдельные направления образовательного процесса.

Объектом нашего мониторинга является профессиональная компетентность молодого педагога. Для определения уровня профессиональной компетентности мы выделяем следующие критерии:

1 .социально - профессиональная компетентность;

  1. предметно - профессиональная компетентность;
  2. профессионально - рефлексивная компетентность.

За основу взяты материалы из рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации для установления разрядов оплаты труда по ETC, приказ МОРФ от 14.12.95гг. №622/1646.

        Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были управленческие решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

Мониторинг не является делом одной администрации. К нему мы привлекаем опытных преподавателей (наставников), делегируем учителям проведение диагностики. В конце года планируем создавать базу данных. Создание такой базы данных -необходимое условие для глубокого анализа, основанием для прогнозирования дальнейшего развития.

Критерии

Показатели

Методы исследования, получения информации.

1.Социально -

профессиональная

компетентность

1.Знание нормативно - правовых документов; 2.умение учитывать психологические особенности учащегося при отборе содержания, методов и форм обучения;

3. применение в практической деятельности современных образовательных технологий, элементов технологий педагогики развития личности.

Тестирование Анкетирование Наблюдение Тренинги

2.Прсдметно -

профессиональная

компетентность.

1.Умение планировать учебную деятельность по предмету;                                 (рабочая программа, поурочное планирование)

2.уровень облученности детей;

3.уровень качества образования;

4.овладение методологией творческой деятельности;

5 .учебно-методическое обеспечение педагогической деятельности.

Тематическое и поурочное планирование, рабочая программа среды знаний входная диагностика учащегося учебно-методический комплект по предмету.

3.Профессионально-

рефлексивная

компетентность

1. Способность к саморазвитию и самооценке;

2.умение анализировать и проектировать свою деятельность;

3.разрабатывать мониторинг качества учебных достижений и результатов педагогической деятельности.

Урок входная диагностика Мониторинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2014-2016 г.г.

Данная рабочая праграмма включает КТП по всем классам (1-4, 5-9, 10-11 классы), контрольно-измерительный материал....

Молодые педагоги - новые лидеры профессионального образования

Презентация, подготовленная к выступлению на заседании методического совета колледжа "Школа молодого специалиста"...

Работа педагога-психолога по профессионально-личностному самоопределению учащихся 7-х классов

Внеурочная деятельность "Професстонально-личностное самоопределение учащихся 7-х классов, описание работы, занятия....

Программа наставничества над молодым педагогом

ПРограмма наставничества над молодым педагогом...

Программа работы с молодым педагогом

Я являюсь настаником молодого педагога - моей бывшей ученицы, сегодня - учителя истории нашей школы.  Создала программу работы с молодым педагогом.В ходе выполнения программы будут созданы услови...

Программа методической мастерской "Молодой педагог как ресурс инновационного развития образовательного учреждения"

Программа методической мастерской:Дата проведения: 27 января 2022 годаВремя проведения: 15.00 – 16.30Место проведения: Когалым, МАОУ СОШ №1 (ул. Набережная, 55-А)...