ПРОГРАММА развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении
материал по теме

Самсонычева Наталия Александровна

необходимость программы развития воспитательной компоненты обусловлена ситуацией, сложившейся в социальной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Русскокандызская средняя общеобразовательная школа» Северного района Оренбургской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:_____/Н. Н.Парчайкина/

ПРОГРАММА

развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении

2014-2015 уч.г.

Актуальность программы

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (далее - Программа) обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.

Основания для разработки Программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

-        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012г.№2148-р;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

- Конвенция о правах ребенка.

- Концепция духовно-нравственного развития (ФГОС)

- Целевая программа (областная) «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы»

- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Русскокандызская  средняя общеобразовательная школа» Северного района Оренбургской области.

- Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Русскокандызская  средняя общеобразовательная школа» Северного района Оренбургской области.

-  Локальные акты.

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.

Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы.

Целевые группы Программы

Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.

Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов Программы являются:

-        образовательные учреждения общего и дополнительного образования, учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, психологи, социальные педагоги, организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;

  • общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской общественности, профессиональные сообщества, попечительские советы;
  • структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодёжью.

Основные принципы реализации Программы

Программа:

-        осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

         -включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

       -учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

Целевые группы Программы

Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.

Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов Программы являются:

-        образовательные учреждения общего и дополнительного образования, учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, психологи, социальные педагоги, организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;

  • общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской общественности, профессиональные сообщества, попечительские советы;
  • структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодёжью.

Основные принципы реализации Программы

Программа:

-        осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

-включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

-учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

  • соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
  • учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

          -основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

  • учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
  • соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.

  • опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

-        опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по

взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

-        основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

  • сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

-осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;

  • соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий насубъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

  • опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
  • определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
  • предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития     школьников,     формирования     положительной     мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

           -предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Содержание Программы

  • Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи. В данном контексте Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
  • В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных учреждений, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
  • Программой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и углубленными знаниями психологии.
  • Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской общественности, управляющих советов, школ ответственного родительства и т.п.).
  • Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Программой предусмотрено проведение мониторинга мероприятий, связанных с обеспечением образовательных учреждений современным оборудованием, учебной и методической литературой, оснащением кружков и секций художественно-эстетического, технического, эколого-биологического, спортивного направлений, в т.ч. приобретение музыкальной аппаратуры, спортивного оборудования и инвентаря, оборудования для школьных библиотек, фото и видеостудий, оснащения школьных музеев.

Сроки и этапы реализации Программы

  1. этап: 2013-2015 годы.

Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы. Проведение научно-исследовательских работ.

Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы. Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей.

  1. этап: 2016-2018 годы.

Организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы.

Разработка методических рекомендаций, федеральных государственных требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и дополнительного образования.

Повышение квалификации и переподготовка кадров.

  1. этап: 2019-2020 годы.

Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности Программы.

Основные направления реализации Программы

Нормативно-правовое - разработка нормативной базы на федеральном и региональных уровнях, определяющей механизмы реализации Программы с учетом региональной специфики и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

Организационно- управленческое - организация межведомственного сетевого взаимодействия по разработке моделей общего и дополнительного образования, обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных заданий на реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ; создание региональных (в федеральных округах или в субъектах РФ) координационных (опорных) центров по организации, проведению и мониторингу воспитательной деятельности.

Кадровое - разработка программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для общеобразовательных учреждений на основе потребностей рынка труда (разработка методических рекомендаций, разработка федеральных государственных требований к повышению квалификаций и т.д.); обобщение лучшего педагогического опыта на региональном уровне, развитие банка лучших инновационных практик; внедрение позитивного опыта реализации Программы в социокультурном пространстве.

Информационное - организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением федеральных и региональных ресурсов (СМИ, Интернет-сайты или страницы сайтов образовательных учреждений, Интернет -конференции, вебинары, форумы и иные).

Мониторинговое - направлено на создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы в субъектах Российской Федерации.

Финансовое - организация финансовой поддержки реализации Программы.

Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:

1. Гражданско-патриотическое:

  • воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-        формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

  • усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;
  • развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
  • развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
  • повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
  • увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например,  школьных музеев воинской славы, детских и молодёжных военно-спортивных центров и т.д.).
  • программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников, экологических десантов и т.п.).
  • программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона.

2. Нравственное и духовное воспитание:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодёжных общественных объединений историко-культурной и философской направленности);
  • программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение «открытых кафедр», тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;

-        программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире).

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

-        формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

-        формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (например, экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей школы, организация специальных профориентационных мероприятий);
  • программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные кружки, детские центры творчества, разовые мероприятия -дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);
  • программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающих их прикладное значение);
  • программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.

4. Интеллектуальное воспитание:

формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

  • формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
  • формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий и т.д.;
  • программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.).
  • программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.

5. Здоровьесберегающее воспитание:

-        формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

  • формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
  • формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

-        программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие    на    здоровье    человека    (например,    регулярное проведение

профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);

  • программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных школ, клубов, кружков, увеличение числа оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей, санаториев и профилакториев, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);
  • программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (например, историко-поисковая и научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, изучение в рамках деятельности кружков и клубов положительных примеров здорового образа жизни в семье и регионе, создание школьных музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях научной работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной деятельности и т.д.);
  • программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий-разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодежи) направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни; создание молодежных спортивных и оздоровительных интернет-порталов информационно-пропагандистской направленности;

-        программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (например, научные сообщества учащихся, исследующие проблемы психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного поведения, дискуссионные клубы и молодежные центры, рассматривающие вопросы социального партнерства, социальной и межкультурной коммуникации, проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения, профилактики экстремизма, радикализма, молодёжного нигилизма и т.д.).

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

-формирование   у    обучающихся   общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское

согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога);
  • программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школах тематических круглых столов и «открытых кафедр» с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.).

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

  • формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
  • формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры

первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;

  • проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

Для реализации направления необходимо проведение следующих мероприятий:

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

  • формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
  • развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся, повышение правовой активности и; распространения правовой информации; проведение олимпиад по правоведению и т.д.

-        программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений, проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;

  • проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

9.Формирование коммуникативной культуры:

  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
  • формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
  • формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
  • формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся,    на    формирование    конструктивной    коммуникации между первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;
  • проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

10. Экологическое воспитание:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

-        программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков и центров, детских зооферм и заповедников, школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий и музеев;

  • программы и проекты, направленные на развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы (например, в рамках реализации международный и региональных проектов - Балтийский проект BSP, система ассоциированных школ ЮНЕСКО- ASP-netUNESCO и др.);
  • программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.

11.Воспитание семейных ценностей:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
  • формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

  • программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);
  • программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами и т.д.).

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
  • выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;
  • закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
  • создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Показатели и индикаторы реализации Программы

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

  • создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
  • внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;
  • внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся;
  • рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
  • повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.

Будут обеспечены:

-поддержка региональных комплексных программ воспитания и социализации, направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина России и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом, высшего, среднего и начального профессионального образования, базового общего и дополнительного образования в рамках совместных проектов и программ развития с активным привлечением родителей учащихся и представителей общественности;

-подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации детей и молодежи;

-формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации программ воспитания и социализации, а также образовательной продукции разного вида, необходимой для методического обеспечения воспитательной работы;

-повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта и др.;

-кооперирование учреждений общего образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей в целях стабильного функционирования воспитательной компоненты;

-внедрение механизмов государственной поддержки, обеспечивающей эффективное финансирование воспитательной компоненты в образовании;

-внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства, обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации подрастающего поколения;

  • воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России;
  • интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание, как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством воспитательного пространства;
  • обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодёжи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе и дистанционных;

развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные для региона и страны проекты;

- обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.

Эффективность реализации Программы

Реализация Программы и ее эффективность детерминируются рядом условий:

  • готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
  • повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
  • развитием системы дополнительного образования учащихся;
  • повышением педагогической культуры родителей;
  • взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями;
  • укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
  • организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс подрастающего поколения

Основными результатами развития Программы должны стать:

  • результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;

-результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей;

-результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;

-        - результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности 

Совместная деятельность школы и семьи.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям (модулям):

 1. Модуль «Я – гражданин»


-организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
-посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
-изучение семейных традиций;
-организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
-организация совместных экскурсий в музей;
-совместные проекты.

2. Модуль «Я – человек»


-оформление информационных стендов;
-тематические общешкольные родительские собрания;
-участие родителей в работе управляющего совета школы, попечительского совета;
-организация субботников по благоустройству территории;
-организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:
- День Учителя;
- День матери;
- семейный праздник – «Масленица»;
- праздник «Моя семья»;
-участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:
- на лучшую новогоднюю игрушку;
- благотворительная акция «Дети – детям»;
- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;
- самый уютный класс;
-индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь);

-изучение мотивов и потребностей родителей.


3. Модуль «Я и труд»


-участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
-организация экскурсий по достопримечательностям района, края;
-совместные проекты с родителями «Зеленый дом», конкурс «Домик для птиц»;
-организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
-участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.

4. Модуль «Я и здоровье».


-родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
-распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;
-совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

5. Модуль «Я и природа»


-тематические классные родительские собрания;
-совместные проекты с родителями «Зеленый дом», конкурс «Домик для птиц»;
-участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
-привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

6. Модуль «Я и культура»

-участие в коллективно-творческих делах;
-совместные проекты;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
-организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
-организация экскурсий по историческим местамкрая;
-совместные посещения с родителями театров, музеев;
-участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
-участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.

МЕТОДИКА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА

СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Система мониторинга в школе, как показывает практический опыт, возникает по спирали. Сначала используются простые показатели и соответствующие им методики,  позволяющие  решать  насущные, первостепенные  задачи.  Затем постепенно  перечень  показателей  расширяется  и  одновременно  усложняется. Позднее  возможно  возвращение  к  первоначально  использованными показателям, но уже с более тонкими измерителями (другими методиками). Инструментарий  мониторинга  социализации  состоит  в отслеживании  индивидуального  и  коллективного  прогресса  учащихся  по всем направлениям и формам деятельности, очерченных выше в качестве общих  ориентиров,  которыми  образовательное  учреждение  может  руководствоваться  при  разработке  своего  главного  стратегического документа – образовательной  программы.  

Критерии эффективности соответствуют структурным компонентам процесса воспитания и, одновременно, содержательным элементам социализации. Это когнитивный критерий, предполагающий освоение системы гражданских знаний и соответствующих умений; аксиологический критерий, содержание которого составляет система общегражданских ценностей и деятельностный критерий, включающий наличие опыта социального поведения и деятельности.

       В  качестве  показателей,  по  которым  следует  оценивать  когнитивный критерий,  могут  быть  выбраны  объем,  качество  (уровень,  прочность, внутридисциплинарная  системность)  и  междисциплинарная  системность знаний.  Для  аксиологического  компонента  такими  показателями  являются осведомленность учащихся  о сущности гражданских ценностей, значимость и действенность  гражданских  ценностей.  Деятельностный  компонент оценивается  по  показателям  активности  личности  школьников  и характеристикам  деятельности,  в  которой  они  принимают  участие  (степень общественной значимости, уровень сложности деятельности).

Для  определения  степени  эффективности  функционирования  системы социализации  в  школе    целесообразно  использовать  рейтинговую  систему оценок, поскольку различные виды деятельности последовательно включаются в  воспитательный  процесс,  система  социализирующих  знаний  формируется  у учащихся  при  изучении  различных  дисциплин  в  течение  всего  периода обучения, а интериоризация тех или иных гражданских ценностей определяется характером и содержанием учебной и внеучебной деятельности.

         Освоение форм общественно-полезной деятельности возможно только в процессе реального социально значимого труда, подготовку к которому следует осуществлять на практических занятиях в формах: игрового  проектирования с защитой проектов.

Конечным  продуктом  социально  -  педагогической  деятельности  по социализации  ребенка  становится  уровень  овладения  им  минимумом специальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека, оканчивающего образовательное учреждение.  

Итак,  диагностикой  развития  называют  систему  исследовательских  приемов, задача  которых  -  определение  реального  уровня  развития,  достигнутого ребенком.  

Важнейшими диагностическими признаками состояния социализации личности школьника выступают:  

- полнота  и  всесторонность  человековедческих  познаний  и  развитость потребности в их расширении;  

- уровень  самостоятельности  в  основных  видах  социальной  деятельности (учебная  работа,  труд,  проведение  свободного  времени  и  досуга,  выбор жизненного и профессионального пути, друзей, спутника жизни, социального положения, местожительства; социально-бытовая деятельность);  

- глубина осознания себя в мире людей, своего места в жизни;

- степень осознания социальной ценности образования для жизнедеятельности;  

- сформированность  социальных  потребностей,  интересов  и  запросов,  а  также жизненных и профессиональных планов;  

- определенность и устойчивость нравственной позиции;  

- зрелость и сформированность гражданской позиции;  

- приоритетность видов и форм жизнедеятельности;  

- широта и глубина социальных интересов;  

- уровень социальной активности;  

- развитость  установки  на  социальное  творчество,  социально-преобразующие

- виды деятельности;  

- уровень  социальной  коммуникабельности;  

- сформированность  эстетического отношения к жизни.

ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ УСПЕШНОСТИ СОРЕВНОВАНИЯ.

Форма  промежуточного  или  итогового  контроля,  проводится  с  целью выявления  наиболее  способных  и  подготовленных  детей.  Это  своеобразный смотр  знаний,  умений  и  навыков,  уровня  воспитанности  и  социальной адаптации  воспитанника  в  коллективе.  Формируются  определенные  качества личности:  самостоятельность,  ответственность,  коммуникативность. Существенной  особенностью  соревнований  является  наличие  в  них соревновательной  борьбы  и  сотрудничества.  Результаты  участия  в соревнованиях  разного  уровня  заносятся  в  портфолио  ученика.  Именно соревнования  дают  возможность  ребенку  максимально  самореализоваться,                                     проявить  самые  разные  личностные  качества.  Ведь  «успешный»  моделист должен уметь показать себя в двух совершенно разных аспектах:

1. это  создание  собственной  модели.  В  данном  случае  требуются  такие личностные  качества  как:  усидчивость,  терпение,  умение  читать  чертежи, пространственное воображение и т. д.

2. успешно выступить с моделью на соревновании. В данном случае играют важную роль уже другие личностные качества: сила  воли, умение владеть собой и своими чувствами, чувство коллективизма и др.

КОНКУРС.

Конкурс  как  один  из  методов  диагностики  результативности  обучения  и воспитания  учащихся  способствует  развитию  познавательной  активности, выработке у учащихся интереса к технике, позволяет выявить политехнический кругозор.  Формируются  определенные  качества  личности:  внимание, наблюдательность,  память,  развивается  мышление,  проявляются  творческие наклонности  школьника,  самостоятельность,  инициатива  и  др.  Кроме отслеживания  результатов  обучения,  способствует  созданию  творческого коллектива, являясь одной из форм организации досуга детей. Внимание детей направлено  на  игровое  действие,  завоевание  коллективом  победы  –  мотив, побуждающий учеников к активной деятельности.

ВЫСТАВКА.

Участие  в  выставке  является  результатом  успешной  работы  над  моделью, изделием.  Выставка  организуется  с  целью  создания  условий  для  творческой самореализации личности ребенка, активизации его познавательных интересов, развития  творческой  инициативы  образовательного  объединения  и  самого учащегося.  Оценивается  творческая  фантазия  авторов,  сложность, оригинальность, аккуратность работ. Результаты участия помогают определить динамику развития ребенка.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкетирование  –  метод  получения  информации,  касающийся  объективных  фактов,  знаний,  мнений,  оценок,  поведения  с  помощью  составленных  в соответствии  с  определенными  правилами  вопросов,  каждый  из  которых логически связан с целью исследования.

Правила составления анкеты:

-  Анкета должна иметь «шапку» - обращение к адресату, объяснение целей и задач исследования, техники работы с анкетой;

-  В начале даются вступительные (легкие) вопросы, касающиеся определенных событий, закрытые по форме;

-  Далее возможны оценочные вопросы, как правило, открытые по форме;

-  Анкета заканчивается вопросами малой сложности;

-  В конце, если необходимо, пишется «паспортичка» - сведения о заполняющем анкету;

-  Обязательна благодарность за участие в опросе;

-  Анкета должна быть небольшая;

-  Давать анкеты детям младше 10 лет нецелесообразно;  

-  При составлении анкеты необходимо четко формулировать вопросы, учитывать возраст детей, заполняющих анкету.

       Этапы:

1.  Подготовительный  –  определяются  цели  и  задачи,  составляется опросный лист, делаются пробные исследования для небольшой группы детей.

2.  Раздача  анкет,  проведение  опроса  и  сбор  анкет  (бывает  очное  и заочное).

3. Анализ и обработка анкетных данных.

       Условия эффективности:

-  умение мотивировать, доказать необходимость анкеты;

-  отсутствие намеков на желаемые ответы;

-  полнота и сбалансированность списка вопросов.

УСТНЫЙ ОПРОС

Устный опрос (беседа, интервью) – метод получения информации на основе словесного общения в форме свободного диалога на определенную тему.

Этапы:              

1. Подготовительный – продумать вопросы и метод их фиксации, составить примерный план с расчетом времени, договорится о месте и времени беседы.

2. Проведение опроса:

- Вступление – установление контакта и взаимопонимания;

- Сбор информации;

- Заключение – сделать выводы, определить перспективы.

3. Фиксация и обработка результатов.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Тестирование  –  метод  диагностики,  использующий  стандартизированные задания, имеющий определенную шкалу значений.

 ШКАЛИРОВАНИЕ      

Шкалирование  –  диагностический  метод  измерения,  с  помощью  которого реальные  качественные  психические  явления  получают  свое  числовое выражение в форме количественных оценок.

Виды шкал:

- Оценочные (по баллам) – рейтинг;

- Ранжирования – сравнение различных показателей друг с другом;

- Социометрические – изучение межличностных отношений в группах.


ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(методика М. И. Рожкова)

Цель:  выявить  уровень  социальной  адаптированности,  активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход опроса

Учащимся  предлагается  прочитать  (прослушать)  20  суждений  и  оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
         4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.Мне нравится помогать другим.

13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.Переживаю неприятности других, как свои.

17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы  быстрее  и  легче  проводить  обработку  результатов,  необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1  5  9  13  17

2  6  10  14  18

3  7  11  15  19

4  8  12  16  20

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Среднюю  оценку  социальной  адаптированности  учащихся  получают  при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности  высчитывается  на  основе  аналогичных  операций  со  второй строчкой.  Оценка  социальной  активности  -  с  третьей  строчкой.  Оценка приверженности  подростков  гуманистическим  нормам  жизнедеятельности (нравственности)  -  с  четвертой  строчкой.  Если  получаемый  коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка,  если  же  он  больше  двух,  но  меньше  трех,  то  это  свидетельствует  о средней  степени  развития  социальных  качеств.  Если  коэффициент  окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в образовательном учреждении, как основа гражданского становления личности

Данная статья предназначена для социальных педагогов, классных руководителей и заместителей директора по УВР. В статье представлена модель воспитательной системы ОУ....

Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор  в работе подробно ...

Использование технологии "Дебаты" в воспитательной работе в образовательном учреждении

В 1999г.  группой специалистов  Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. «Программа дебаты  в...

Частное мнение о воспитательной работе в образовательном учреждении.

Статья на тему: "Частное мнение о воспитательной работе   в образовательном учреждении."...

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении

Программа развития воспитательной компоненты в средних общеобразовательных учебных заведениях. Направления деятельности педагога. Презентация....