Стимулирование познавательной активности как средство социализации и самореализации школьников
статья на тему

Филонова Лариса Ивановна

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stimulirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование познавательной активности как средство социализации и самореализации школьников

Выступление на педагогическом совете

Филонова Л.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения Платоновской средней общеобразовательной школы Рассказовского района

2014

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

        Какими должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и человеческому совершенству. Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания - это путь самый легкий; и путь опыта - это путь самый горький». У педагогов выбора нет, надо идти и вести учеников по всем трем дорогам сразу.

        Тема нашего педсовета «Стимулирование познавательной активности школьников как средство их самореализации и социализации». Проблемы, о которых мы будем говорить, неоднократно затрагивались в нашем коллективе, но проблема, по-прежнему, остается актуальной. Об этом говорят конечные результаты нашей деятельности, об этом свидетельствует анализ посещенных уроков, об этом - статистика.

        Наши общие беседы зачастую заканчиваются выводом «Дети не хотят учиться»…Но, наверное, не так часто каждый из нас задумывается над вопросом: «Все ли я, учитель, сделал на своем уроке, чтобы он стал мощным стимулом к тому, чтобы пробудить его познавательный интерес? Создал ли необходимые для этого условия? Сумел ли я его научить учиться? Вооружил ли таким запасом знаний, чтобы он вышел в жизнь  активным, с определенным запасом знаний, умеющим самостоятельно знания приобретать; критически мыслить; порождать идеи, творчески их реализовывать; быть коммуникабельным, т.е. способным  к социализации и самореализации»

        Общеизвестно: учеба для школьников становится все труднее. Об этом говорят и сами учащиеся, и их родители, да и педагоги придерживаются того же мнения. В чем именно выражаются эти трудности? Каковы их причины – об этом статистика.

Результаты анкетирования учащихся 5-11 классов

        Наиболее часто учащиеся отмечают, что главной трудностью является «слишком быстрый темп подачи материала», второе по значимости место занимают  «сомнения в пользе предмета для будущей жизни», третье место – «однообразие, неинтересность материала, предлагаемого для овладения предметом».

        Некоторые из трудностей, которые называют школьники, связаны с возрастными особенностями. Например, такие затруднения, как «боязнь неприятностей из-за плохих отметок дома», «нелюбовь к учителю», «необходимость большой самостоятельной работы» являются чисто «детскими», характерными для начальной ступени средней школы. «Плохая дисциплина во время урока» вызывает затруднения учащихся 7-8 классов.

        Ученики старших классов зачастую отмечают «плохое преподавание своего предмета учителем» и «отсутствие склонностей и способностей к предмету». «Неприятности из-за плохих отметок дома» уже отступают на задний план.

Результаты анкетирования педагогов

        Перегруженность учебного плана приводит к повышению темпа подачи материала, недостатку времени на его обдумывание, как следствие – увеличение доли самостоятельной и домашней работы. Фактор имеет место; исключить его мы не можем, однако, мы должны помнить, что  эффективность усвоения учебного материала зависит от способа подачи материала.

        -четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников полностью включаться в процесс познания;

        - своевременное  чередование различных умственных занятий, более напряженных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями;

        - новизна материала, необычность его подачи всегда побуждает школьников «присмотреться» к прежде неизвестному и разобраться в нем (фактор природной любознательности).

        Задача учителя – всегда, в любом материале и в самой организации учебного процесса находить новое, творчески подходить к построению урока.

          Уже в 6 классе появляются и сохраняются на протяжении всей учебы в школе сомнения в пользе преподаваемых дисциплин для дальнейшей жизни.

Вывод: создание адекватной учебной мотивации – самая важная и наиболее сложная задача, которая стоит перед педагогом. И «отмахиваться» от детских размышлений о практической пользе того или иного предмета нельзя, поскольку мотив «учеба – ради учебы» не соответствует действительности, поскольку школьники проявляют больший интерес к той информации, которая поможет им в жизни. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить противоречия, полезные для познавательного процесса, привлекать школьников к их обсуждению, решению.

Следующий момент – спад интереса к процессу учебы к началу 7 класса. С этого времени учащиеся отмечают «однообразие, неинтересность заданий», а  11 классе такое отношение достигает пика. С годами учитель подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке – все такие же объяснения, фронтальные и индивидуальные опросы, сообщения домашнего задания. Естественно, что однообразие не может не настраивать учеников против уроков, учителей, учения вообще.

Чтобы обеспечить не только желание учиться, но и упорную познавательную деятельность, необходимо повысить роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей. Обычно в душе школьника присутствуют различные, порой противоречивые мотивы; задача учителя заключается в том, вызвать и сохранить мотив, работающий на успех. С этой целью используются стимулы, т. е. внешние побудители деятельности школьника.

Такой стимул деятельности как оценка показывает уровень успешности овладения знаниями. Однако, преувеличивать роль оценок нельзя, поскольку они не могут заменить все остальные стимулы и работу учителя. Только при целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательного процесса.

Следующая группа стимулов связана с возрастными потребностями. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей старших школьников. Младшие школьники весьма любознательны, тянутся ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет их потребности, безусловно, влияет на их стремление учиться. Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет, для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры, игровые элементы, давать пищу их воображению.

У подростков – свои особенности, которые тоже необходимо учитывать. Интерес к необычному – основной двигательный механизм в этом возрасте. И чем чаще учитель рассказывает об интересных и малоизвестных явлениях природы или событиях, чем чаще меняет организацию урока и вводит в него новые элементы, неожиданные моменты, устраивает обсуждение какой-либо проблемы, тем желание учиться выше.  

Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто больше знает и умеет, поэтому конкурсы, викторины, соревнования должны занимать в УД определенное место.

Индивидуальных интересов у школьников – бесчисленное множество. Использование этих возможностей отображается на их учебной деятельности.

Процесс обучения как система управления познавательной деятельностью учащихся – данная проблема в педагогике имеет большое значение. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые бы предусматривали целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе установок учителя приобретать их самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Повышение активности достигается совокупностью активных методов организации и управления УП деятельностью. Именно активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Поэтому наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять проблемные лекции, уроки-семинары, дискуссии, консультации, практикумы, сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. Это различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретной ситуации, тематические дискуссии, олимпиады, деловые игры.

Чаще в процессе обучения целесообразно использовать такие ситуации в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту доводы, аргументы. Ситуациями такого рода могут быть рецензии ответов товарищей, сочинений и другие работу, которые связаны с экспертизой, советами, коррективами.

Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности способствуют ситуации, требующие от школьника выполнение заданий повышенной сложности, предполагающие изучение дополнительной литературы и практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить ученика в ситуацию свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера. Дидактически оправдано побуждение ученика к нескольким способам решения поставленной задачи, вопроса.

В заключение - несколько практических рекомендаций:

- использование активных форм организации учебного занятия, организации деятельности школьников;

- использование приемов активной познавательной деятельности (поисковые задания, проблемные ситуации, исследовательские задания);

- использование в способе подачи материала структурирования материала, его новизна, практическая направленность;

- чередование видов деятельности;

- учет стимулирующей роли оценки;

- учет возрастных особенностей.

Приложение

АНКЕТА

для учащихся

  1. Какие из перечисленных ниже причин, на Ваш взгляд, вызывают наибольшие трудности в усвоении школьной программы? Нужное  подчеркнуть (не более 3-х).

  1. Боязнь неприятностей дома из-за плохих отметок.
  2. Невозможность сохранять работоспособность в течении урока.
  3. Нелюбовь к учителю, преподающему предмет.
  4. Однообразие, неинтересность заданий, выполняемых для овладения предметом.
  5. Отсутствие склонностей и способностей к предмету.

  1. Отсутствие волевых качеств.
  2. Плохая дисциплина во время урока, неумение учителя организовать порядок в классе.
  3. Плохое преподавание учителем своего предмета.
  4. Слишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на его усвоение.
  5. Сомнение в пользе предмета для дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии

статья о Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии...

Стимулирование познавательной активности школьников на уроках математики

В статье описаны основные методы,  развивающие познавательные способности учащихся на уроках.  Они могут быть использованы предметниками на   уроках  по разным предметам. Не ф...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности

В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для  активизации деятельности учащихся....

Обобщение опыта по теме "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности подростков"

Обобщение личного педагогического опыта учителя первой категории Логиновой Людмилы Ивановны по преподаванию дисциплины английский язык на базе МОУ "Головинская СОШ" Белгородского района Белгородской о...

Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

СТИМУЛИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК  СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ  И  САМОРЕАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части ...