Стажировка в Германии
статья на тему

Кузьмина Марина Евгеньевна

Система образования в Германии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_stazhirovke_v_germanii_kuzmina_m.e.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры в 2011 -2014 годах»

Образовательная программа: Управление в сфере образования/Управление в сфере здравоохранения

Слушатель: Кузьмина Марина Евгеньевна

Страна стажировки: Германия

Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Раздел 1. Информационная часть.                                                        3

  1. Наименование образовательной программы.                                        3
  2. Фамилия, имя, отчество слушателя.                                                3
  3. Регион, место работы, должность.                                                        3
  4. Наименование выполненного в рамках программы Проекта.                        3
  5. Сроки и место проведения зарубежной стажировки.                                2
  6. Дополнительная информация.                                                        3

Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной

практики управления.                                                                        4

  1. Образовательная система Германии.                                                4
  2. Дошкольное и школьное образование.                                                7
  3. Начальное и среднее профессиональное образование.                                14
  4. Высшее образование.                                                                18
  5. Система контроля за работой образовательных учреждений.                        19
  6. Подготовка учителя и его профессиональный рост.                                20
  7. Подготовка директора школы и его профессиональный рост.                        22
  8. Концепция успешности.                                                                23

Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования

изученного опыта в ходе реализации программы модернизации

социальной сферы в регионах Российской Федерации.                                25

Раздел 4. Приложения.                                                                        31

Раздел 1. Информационная часть.

  1. Наименование образовательной программы: «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах».

  1. Фамилия, Имя, Отчество слушателя: Кузьмина Марина Евгеньевна

  1. Регион, место работы, должность: Россия, г. Нижний Новгород, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 179, директор.

  1. Наименование выполненного в рамках программы Проекта: «Создание творческой среды ОУ как условие повышения мотивации педагога к профессиональному развитию».

  1. Сроки и место проведения зарубежной стажировки: с 02.11.2013 по 15.11.2013 года, Германия.

  1. Дополнительная информация:

С немецкой стороны организаторами данной стажировки выступили Центры им. Карла Дюсберга ( СDC, Hansaring 55, Кельн).

Мною в качестве слушателя стажировки было посещено 12 учреждений, так или иначе касающихся системы образования Германии, согласно предложенной программы. Программа стажировки позволила затронуть все сферы образовательной политики Германии и носила не только ознакомительный характер, но и характер подробного погружения в специфику и содержание как всей системы образования Германии, так и ее отдельных сегментов, таких как: система школьного образования (в том числе и формы инклюзивного образования), профессионального образования, высшего образования, подготовки и дальнейшего профессионального роста учителя и директора, психологическая поддержка школы.

Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления в сфере образования.

2.1. Образовательная система Германии.

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее

(Анри Барбюс)

Германское федеративное государство – сложное образование. Оно состоит из централизованного государственного уровня в виде федерации и 16 земель. Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих общенациональных законов. Основной закон (действует на территории Германии с 23 мая 1949 года) детальным образом закрепляет распределение полномочий: то, чем занимается федерация, и то, чем занимаются земли. В этом плане федеративное устройство Германии схоже с другими федеративными государствами. Общественная жизнь базируется в основном на федеральных законах. Граждане же – согласно принципу субсидиарности – почти всегда имеют дело с земельными властями и местными (коммунальными) администрациями, которые действуют по поручению земель. Причина этого кроется в стремлении Основного закона объединить преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства.

Основной закон требует схожести жизненных условий по всей Германии.

Три общегосударственные задачи землями выполняются совершенно самостоятельно: ведают делами школьного образования, в основном также делами высшей школы; вопросами внутренней безопасности, в том числе полицией; строительством системы коммунального самоуправления.

Для характеристики германского федеративного государства подходят поэтому такие формулировки, как «унитаристское» или «скрытое» федеративное государство.

Каждая федеральная земля имеет суверинетет в сфере образования. Размеры федеральных земель различный, но они равноправны и имеют одинаковое право голоса. Внедрение тех или иных решений носит ступенчатый характер. Все новшества внедряются после рекомендаций. Решение передается на уровень гос секретрей. Принимается резолюция и передается на уровень министерства. .Самый критический взгляд на уровне государственных секретарей. Если министерстово принимает решение – оно публикуется. Существует собрание решений (98 томов) они формируются от абстрактному к детальному.

Примеры:

  • на тему перехода от одной школьной ступени к другой
  • образовательные стандарты
  • рекомендации в зависимости от формы школы
  • рекомендации для коррекционных школ

Структура имеет службы педагогических обменов как учителями так и учениками, центр по вопросам зарубежных систем (признание школьных аттестатов , дипломов вузов других стран).

В Германии действует государственный закон об обязательном образовании, общая школьная обязанность (обучение полного дня) составляет девять лет, в пяти федеральных землях – 10 лет. Последующая необходимость посещения профессиональной школы (обучение неполного дня) составляет 3 года. Так в федеральной земле Nordrhein Westfalen (основном месте проведения стажировки) срок обучения равен 12-13 годам.

С 2003 г. после участия  во втором этапе PISA – тестирования в Германии наметились определённые устойчивые улучшения. Так, по грамотности чтения она набрала уже 491 балл , по естественно-научной грамотности – 502 балла и по математической грамотности – 503 балла. В исследовании PISA – результаты Германии в области чтения, математики и естественных наук находятся на международном среднем уровне, а в новой области «Решение проблем» немецкие школьники уверенно занимали место в лидирующей группе.

Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование. Германия является высокоразвитым индустриальным государством и не может обойтись без высококвалифицированных специалистов. Правительство Германии заинтересовано в качественной подготовке профессиональных кадров широкого профиля в различных научных областях и ежегодно выделяет крупные суммы на развитие системы немецкого образования. Обучение в Германии является бесплатным как для граждан Германии, так и для граждан иностранных государств, однако в системе немецкого образования представлены и государственные, и частные образовательные учереждения. Руководящими органами системы образования в ФРГ являются Постоянная конференция министров образования и культуры федеральных земель Германии и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе Федерального закона. Система образования в ФРГ представляет собой классическую многостепенную структуру, куда входят школьное, высшее и профессиональное обучение. (См. Приложение №1).

Отсюда следуют характерные черты немецкой с системы образования

  • равноправные возможности на образование вне зависимости от возраста, места проживания, пола, материально-экономического положения или родного языка;
  • бесплатность обучения;
  • осуществление образовательной политики на уровне федеральных земель;
  • система ориентирована на успех, самостоятельность и практическое применение знаний;
  • системная связь всех уровней образования;
  • тесная увязка с дальнейшей профессиональной деятельностью
  • оценка вместо проверки;
  • учитель, директор – это государственные чиновники, престижность учительской работы;
  • отсутствие внутренней дифференциации в обучении;
  • особую роль в успехах школьного обучения играет система поддержки школьников;
  • развитая система социального партнерства;
  • качественный и плодотворный диалог с властью;
  • тщательная и скрупулезная работа по подготовке персонала для работы в образовательных учреждениях.

2.2. Дошкольное и школьное образование.

Схема дошкольного и начального школьного образования (Nordrhein Westfalen)

(Primastufe, первая ступень образования)

Класс

Ступень образования

Особые вида учреждений

Возраст

6 класс

5 класс

Начальная ступень школьного образования

Специальная школа для детей с ограниченными возможностями

Ориентирующая ступень

12 лет

11 лет

4 класс

3 класс

2 класс

1 класс

Начальная школа

10 лет

9 лет

8 лет

7 лет

-

Дошкольная ступень

Специальный детский сад для детей с ограниченными возможностями

Детский сад

6 лет

5 лет

4 года

3 года

Низкую, так называемую элементарную, ступень системы образования Германии образуют детские сады. В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня – дома в своей семье. Имеются детские сады и детские учреждения с продленным днем.

Пока в Германии не говорят о повсеместном обязательном посещении детских садов. Но возникающие языковые проблемы, вынуждают немецкие власти к введению обязательного дошкольного образования и введение языковых курсов уже в рамках дошкольного образования. Однако напомним, что земли обладают широкой автономией в деле образования и вольны в выборе собственных методов. Поэтому несколько земель (например, Берлин и Северный Рейн Вестфалия) уже издали законы, по которым такие курсы обязательны для всех детей 5-6 лет. Причем при поступлении в 1 класс начальной школы параллельно с прохождением медицинского обследования будущие школьники уже сдают языковой тест. В случае не сдачи, ребенок может вернуться на дошкольную ступень. В Сааре, Гессене и Баварии языковые занятия для дошкольников добровольные. То, что нынешняя реформа распространяется на дошкольную область, является очень важным. Помимо расширения сети дошкольных учреждений, здесь проводятся мероприятия по повышению квалификации воспитателей и раннему развитию детей. Прежде детские сады выполняли функцию присмотра за детьми и не занимались их элементарным образованием. Но в данное время каждая из земель запустила образовательные программы для дошкольных учреждений. В настоящее время ведётся их доработка, создание программ по раннему включению в обучение и переходу к школе.

Причем следует отметить некую размытость перехода от дошкольного к школьному образованию. Это, кстати характерно и для других ступеней образования. Ребенок, еще не закончив ту или иную ступень, попадает в ориентирующую ступень, которая позволяет всесторонне оценить возможности ребенка, выдать рекомендации на будущее. Атмосфера выбора – еще одна отличительная черта немецкого образования, так как предполагает наличие высокого уровня произвольности, мотивации и самостоятельности.

Критерий готовности к школе – вовсе не умение читать и писать, а достаточная социальная зрелость ребенка: его способность совместно с другими ребятами выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить до конца начатое дело до конца. С точки зрения немецких педагогов, незнание алфавита в шестилетнем возрасте – совсем не беда, на то и школа, чтобы этому научить, а вот если ребенок отправится в класс, не будучи психологически готовым к школьной жизни, он вполне может стать тем самым трудным учеником, с которым годами мучаются родители и педагоги

Система начальной школы единая. Каждая земля рекомендует учебники. В рамках педсоветов решается каким учебником будут пользоваться. Школьное обучение полностью бесплатное. Частично оплачиваются родителями учебники, интернаты, питание. Решение того,  куда должен идти ребенок после начальной школы, ложиться на родителей. Школа выносит рекомендации, но родители решают сами. Есть федеральные земли, где рекомендации носят обязательный характер.

Обучение в начальной школе начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех – шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т.е. общие, базовые знаниия по матеметике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательнного курса. Классы могут объединяться между собой. Преобладают игровые формы и методы подачи знаний. Особое внимание уделяется самостоятельной работе. Особо следует отметить наличие так называемых «практических дней», когда ученики имеют возможность применить полученные знания на практике.

(Sekundastufe, вторая степень образования)

Класс

Ступень образования

Возраст

10 класс

9 класс

8 класс

7 класс

Средняя

ступень

Основная

школа

(свидетельство об окончании после 9 класса)

Реальная школа

(свидетельство об окончании после 10 класса)

Комбинированная

школа

Гимназия

16 лет

15 лет

14 лет

13 лет

Обязательное школьное образованние распространяется на детей в возрасте от шести до девятнадцати лет, соответственно продолжительность обучения в школе рассчитана в общей сложности на 12–13 лет. По истечении этого срока, при условии успешной сдачи экзаменов, ученик получает аттестат зрелости, дающий ему право на поступление в высшее учебное заведение. Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения различаются.

После окончаниия начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в средних школах. В отличие от российской системы образования, средние общеобразовательные школы в Германии очень многотипны. Между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг воможностей для дальнейшего обучения по выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. Кроме того, для поступления в общеобразовательное учереждение более высокого уровня ученику требуютя рекомендации учителей начальной школы. В Германии действует принцип, что чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Таким образом, выбор будущей профессии или хотя бы уровня образования осуществляется уже после начальной школы.

  1. Гимназия (Gymnasium).

Наиболее престижным типом средней школы являяется гимназия это вид школы, охватывающий первую и вторую ступени образования (с 5по 13 или с 5 по 12 класс), диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить во все высшие учебные заведения Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Последние 2 года гимнации являются профориентированными, т.е. наряду с общеобразовательными предметами учащиеся выбирают для изучения несколько специализированных дисциплин. Продолжительность обучения в гимназии – 9 лет, с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом Fachhochschulreife, дающий право на поступление в технический институт (Fachhochschule), а после 13 класса – Hochschulreife, аттестат зрелости для поступления в университет. По окончании гимназии – экзамен по 4 предметам (письменно). Есть предварительные оценки. Практикуются единые экзаменационные задания. Характерными чертами являются:

  • углубленное общее образование;
  • высокая доля самостоятельности;
  • ориентация на проектную и исследовательскую деятельность;
  • профессиональное самоопределение;
  • выдается аттестат зрелости.

Цель гимназии: углубить и расширить общеобразовательные знания и на их основе познакомить учеников с научными методами получения и обработки информации в современном мире, создавая предпосылки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе.

Характерной чертой гимназии является дифференцированный набор преметов, предлагаемых учащемуся на выбор. Например, количество иностранных языков и очередность их изучения.

В старших классах гимназии введена система курсов, как основных, то есть обязательных для всех, так и выбираемых индивидуально курсов повышенной сложности не пренебрегая общим образованием, эта система позволяет лучше учитывать индивидуальные способности учеников. Каждый ученик обязан заниматься на двух курсах повышенной трудности, из которых один должен быть либо иностранный язык, либо математика, либо какая-нибудь из естественных наук.

В рамках прохождения стажировки 5 ноября 2013 года было организовано посещение городской гимназии Порц, в городе Кельн

  1. Реальная школа (Realschule).

Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентированиа на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном. Реальная школа является самым распространенным типом, сюда попадает большиноство учащихся (около 40%).  Ученик имеет возможность выбрать одно из предлагаемых ему направлений учебы в качестве основного, например, естественно-математическое. Техническое, лингвистическое, социально-экономическое, социально-медицинское, музыкально-художественное. В каждой школе определенный диапазон предлагаемых предметов. Он отличается от школы к школе и от одной федеральной земли к другой.

Все ученики обязаны изучать иностранный язык. В отличие от основной школы, где выбора нет (почти везде изучается английский), в реальной школе предлагается на выбор несколько иностранных языков. Ученик должен выбрать один из них.

По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или спецпрофучилище. Характерными чертами являются:

  • всестороннее общее образование;
  • профильность;
  • возможность посещения курсов в учебных заведениях более высокой второй ступени, что позволяет получить аттестат зрелости.

Значение реальной школы непрерывно растет. От современного, постоянно растущего спроса на образование реальная школа выиграла в большей степени, чем другие типы школ в Германии.

  1. Основная школа (Hauptschule).

Основная школа является обязательной для всех учеников, которые после окончания срока посещения начальной школы не пошли в реальную школу или в гимназию.

В основной школе, куда попапает примерно четверть детей, учатся до 10-го класса. Основная школа дает основополагающее общее образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. В программах подготовки большое внимание уделяется трудовому обучению. Эти учебные заведения сопоставимы с профессионально-техническими училищами, не дающими полного среднего образования.

Для всех учеников обязательными являются предметы: немецкий язык, иностранный язык (английский), математика, физика, химия, биология, география, история, «мир работы», религия, музыка, художественное воспитание, политика, спорт. Преподавание математики, иностранного языка и некоторых других предметов ведется в сборных группах, чтобы лучше учесть различный уровень подготовки учеников и различную степень усвоения ими учебного материала и, как следствие, оптимальным образом подготовить их к окончанию школы и переходу в школы более высокого типа.

В основной школе фактически остаются самые слабые ученики, говоря положительно, ребята с практическими наклонностями. В силу этого основные школы делают упор на технические предметы, чертежи, ручной труд, домоводство, то есть на практическую связь с будущей профессиональной деятельностью. Сюда же входит и практика, которую ученики проходят в восьмом классе. Во время настоящей работы на ремесленном или промышленном предприятии они знакомятся с конкретными требованиями к профессии, так сказать, из первых рук.

Получаемое по окончании школы свидетельство обычно используются для продолжения образования в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более  высокого уровня или в системе ученичества на производстве. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище.

Образовательная система Германии не создает тупиковых ситуаций в смысле продолжения обучения, и окончившие основную школу при  выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) могут получить свидетельство реальной школы.

  1. Объединенная школа (комбинированная – Gesamtschule).

Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленых общеобразовательных учереждений. Структура комбинированных школ различна и регламентируется законодательством федеральных земель в области школьного образования. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединеннных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа. Если ученик успешно заканчивает старшие классы объединенной школы, то ему выдается аттестат зрелости Hochschulreife.

С концепцией единой школы в рамках стажировки мы познакомились 14 ноября 2013 года в «европейской школе» города Кельн.

Кроме всех вышеперечисленных типов школ, в Германии существуют также специальные школы для детей с ограниченными умственными или физическими возможностями, причем разного уровня и профиля, так называемые Sonderschule. Согласно законодательству Федеральных земель наименования данных школ разнятся (школа для детей с ограниченными возможностями, специальная школа, центр развития, школа для инвалидов).  Школы для детей с ограниченными возможностями, выдают особые свидетельства о школьном образовании. Но в данный момент намечается переход к инклюзивному образованию, совместному обучению с детьми с ограниченными возможностями. Федеральная земля Nordrhein Westfalen решила что до 2025 года 25% детей – нвалидов с отклонениями должны заниматься в общеобразовательной школе. Отклонения есть разного типа.

Власти Кельна принимают в данном вопросе очень активное участие.

Требования:

  • имущественное обеспечение;
  • наличие персонала;
  • юридическая основа.

Сейчас уже 35% обучаются в нормальных классах начальной школы. Теперь на очереди среднее звено. Большое внимание уделяется выбору родителей. Чем быстрее родители выберут, тем быстрее это будет развиваться.

Какова же структура совместного обучения:

В любом общеобразовательном классе могут обучаться 6 учеников с ограниченными возможностями здоровья. На каждого ребенка есть квота с дополнительными часами (3 раза по 45 минут в неделю на индивидуальные занятия). Есть специальные педагоги для этих часов. Но эти педагоги не делают что-то иное, они в команде с преподавателем. Нагрузка: 28 часов  в неделю у традиционного педагога, 15 часов у специального педагога. У детей, которые не могут работать самостоятельно, есть помощники от школы. К каждому такому ребенку приставлен человек, который ему помогае. Это не обязательно педагоги. Они так же могут работать на общественных началах. Не каждый день два преподавателя находятся в школе. Есть необходимость в получении педагогами специальных квалификаций. Предполагается создание специальной консультационной службы в каждом райне Кельна.

Как себя вести преподавателям?

Если класс смешанный, то там все равно должна присутствовать индивидуализация в подходе со стороны педагога. В данному случае индивидуализация предполагает индивидуальные маршрут каждого ученика. Но индивидуализация не исчерпывающая, предполагается и кооперация, работа в группах. Федеральная земля рассматривает возможность создания объединенных классов в начальной школе 1-2, 3-4 классы. Все направлено на успешность детей.

Проблемы:

  • сохранность высокого качества педагогического подхода в случае интеграции;
  • особые поход к социализации и адаптации ребенка с отклонением;
  • существуют страхи у всех.

Необходим системный подход в решении данного вопроса.

Возникают вопросы при переходе из начальной школы в среднюю. Если нормальный ребенок не успевает, то он переходит в основную, но если не успевает ребенок-инвалид, то он остается в реальной школе. Возникают противоречия.

После окончания школы перед выпускником встают различные пути продолжения образования, в техникуме, профучилище, спецпрофучилище или ВУЗе. Не все школы предоставляют уровень образования, достаточный для поступления в высшее учебное заведение, фактически такой аттестат зрелости выдается только после успешного окончания гимназии или объединенной школы.

По окончании общеобразовательного учереждения выпускник имеет один из следующих документов (аттестатов зрелости):

  • Hauptschulabschluss – выдается после окончания 10 классов основной школы, достаточен для поступления в профучилище.
  • Fachoberschulreife – выдается после окончания 10 классов реальной школы, достаточен для поступления в техникум или спецпрофучилище.
  • Fachhochschulreife – выдается после окончания 12 классов гимназии или объединенной школы и после окончания техникума или спецпрофучилища, достаточен для поступления в технический институт.
  • Hochschulreife – выдается после окончания 13 классов гимназии или объединенной школы, достаточен для поступления в университет.

Принципы обучения в школе.

В школе, в отличие от детского сада, ребенок находится до вечера, с большими переменами и временем для игр. Учителя и воспитатели – разные люди. В среднем образовании используется 6-балльная система оценок. Немецкие учителя начальной школы довольно строго оценивают знания учеников и не склонны баловать их отличными оценками. «Отметки надо не в подарок получать, а зарабатывать!» - считают они. С ними солидарны и детские психологи: «Если детям слишком легко будут доставаться отличные оценки в начальной школе, то в средней школе, где единицу получить очень непросто, им не миновать стрессов».

Сегодня, с учетом того, что объем накопленной человечеством информации лавинообразно возрастает, не менее важна еще одна цель: научить детей самостоятельно находить, обрабатывать и усваивать новые данные. С этой точки зрения немецкая программа для начальной школы отвечает духу времени. Детей очень рано учат держаться «на плаву» в безбрежном информационном океане. В четвертом классе они получают такие, например, домашние задания: отыскать какие-нибудь (какие найдутся) материалы об Антарктиде, подготовить сообщение по своему выбору о каком-нибудь великом открытии, представить в классе интересную книгу или статью из последнего номера газеты. Выбирай любой аспект темы, ищи материалы в Интернете, на учебных компакт-дисках, в книгах из домашней или городской библиотеки, в журналах – одним словом, приучайся работать без опеки учителя. Десятилетний школьник приобретает навыки, без которых современный человек просто не может ориентироваться в мире.

К немецким учителям не подойдешь запросто после урока, чтобы основательно побеседовать о школьных проблемах своего дорогого чада. На запланированные встречи с учительницей отводится дважды в год по 15 минут. Как ни странно, если у ребенка нет каких-нибудь особых проблем, – вполне достаточно. Учительница тщательно готовится к встрече. Заглянув в блокнотик, в который она методично заносила какие-то хитрые крестики-нолики в течение всего полугодия, учительница дает точную и развернутую характеристику ребенка. Если же у ребенка возникли серьезные проблемы с учебой, педагог обязательно позвонит домой, предложит родителям встретиться, даст необходимые советы. И свой домашний телефон учитель сообщает на первом же родительском собрании, давая родителям возможность проявлять инициативу.

Принципы воспитания в школе.

В первом классе, по большому счету, учат одному: учиться с удовольствием. Учат любить школу и сам процесс обучения, облекая каждое задание в игровую форму, проявляя недюжинную фантазию и изобретательность. И добиваются своего! В начальную школу дети ходят с большим удовольствием и охотно возвращаются к учебе после каникул. В день рождения именинник приносит для одноклассников угощенье и получает красиво оформленную поздравительную открытку с подписями всех ребят.

Детей постоянно пересаживают. Постоянная смена соседей позволяет детям не замыкаться на одном – двух друзьях, а лучше узнать одноклассников, и главное – воспитывает в них терпимость, сдержанность и психологическую гибкость.

Нет возможности сравнить успехи своего ребенка с результатами его одноклассников: успеваемость детей является в классе военной тайной. Немецкий учитель обычно не хвалит во всеуслышание лучших учеников, не отчитывает публично худших, не сравнивает успехи детей, даже не объявляет вслух оценки за очередную контрольную работу, одним словом, не делает ничего такого, что могло бы травмировать ребенка, унизить его достоинство. Даже шестилетний человек имеет право на то, чтобы его личные достижения или неудачи не становились всеобщим достоянием. Кроме того, открытое противопоставление хороших и плохих учеников неминуемо осложнит отношения между детьми, а о том, чтобы атмосфера в классе была доброжелательной и теплой, в немецких школах очень заботятся.

2.3. Начальное и среднее профессиональное образование.

Современная немецкая модель профессионального образования не является результатом осознанного планирования и развития, она в значительной мере есть результат комплексного исторического процесса. Профессиональная школа и профессиональное обучение длительное время развивались независимо друг от друга и лишь сравнительно недавно оформились в квалифицированную систему, а именно «дуальную систему» профессионального образования. Этот неоспоримый факт делает необходимым проведение исследования системного характера, а также изучения внутренней логики развития дуального профессионального образования на фоне меняющихся социально-политических условий в немецком обществе в период со второй половины XIX столетия по настоящий момент.

Профобразование обеспечивает профквалификацию, профессиональные умения и навыки, научить учится в течение всей жизни.

Правовая основа законодательства о профессиональном образовании сосредоточена в Законе о профессиональном образовании, который был принят 14.08.1969 года. Положение о ремеслах, которое в своей второй части регулирует вопросы профессионального образования, с принятие Закона было изменено в соответствие с параграфами Закона. Так что с этого момента можно говорить о едином порядке регулирования вопросов образования во всех сферах экономики.

Повышение квалификации (мастер и др.)

ПТУ

Вечерняя гимназия \колледж

Свидетельство об окончании училища

Свидетельство, позволяющее поступить в высшую профессиональную школу

Свидетельство о профильном среднем образовании

Аттестат зрелости

13 класс

12 класс

11 класс

10 класс

Старшая

ступень

Профессиональная школа и практика на производстве (дуальная система обучения)

Профессиональное

специализированное

 училище

Повышенное специальное училище

Профессиональное училище старшей ступени

Старшие классы гимназии (в различных типах школ: гимназия, профессиональная гимназия, гимназия с профессиональным уклоном, гимназия в комбинированной школе)

19 лет

18 лет

17 лет

16 лет

15 лет

С правовой точки зрения молодые люди в рамках дуальной системы являются учениками, будучи учащимися профессиональной школы, с другой стороны, они выступают в роли наемного рабочего. Это особое положение учащегося закрепляется в договоре о получении образования. (Ausbildungsvertrag). Договор и его основные положения оформляется в письменной форме, и он должен содержать как минимум следующие пункты:

  • цель профессионального обучения, в том числе вид деятельности;
  • начало и продолжительность профессионального образования;
  • образовательная программа помимо работы в учебных мастерских;
  • продолжительность регулярных и ежедневных занятий;
  • продолжительность  опытных работ;
  • порядок и размер вознаграждения;
  • продолжительность отпуска;
  • условия, в соответствии с которыми договор может быть расторгнут.

Продолжительность обучения не может быть больше трех лет и в то же время не менее двух лет. По ряду новых профессий она определена как 3,5 года. Срок обучения регулируется положениями о порядке получения тех или иных профессий. Опытные работы, с которых собственно устанавливаются отношения между учащимся и предприятием, не должны длится менее одного месяца и превышать трех месяцев. Размер и порядок оплаты ученика устанавливается в договорном порядке, но, как правило, он соответствует действующим тарифным соглашениям. При определении продолжительности отпуска ученика стороны руководствуются также действующим тарифным соглашением, законом о защите прав трудящейся молодежи и федеральным законом об отпусках.

Предприятие в дуальной образовательной системе является важнейшим местом обучения, уже хотя бы по тому, что на него выпадает примерно три четверти всего учебного времени. (См. Приложение №2).

В законе Германии четко определено какие профессии отнесены к ремесленным. Нет никакого определения и описания что непосредственно есть ремесло. Все предприятия района автоматически относятся к этой ремесленной палате. Это обязательное членство. Мелкие и средние – члены ремесленной палаты, промышленные –члены торгово-промышленной палаты. У сельскохозяйственных предприятий свои организации. Палаты берут на себя решение общих государственных задач, координацией дуальной системы обучения, ведут и актуализируют реестр предприятий. Это не полностью государственное учреждение. Есть председатель, члены на выборной основе – самоорганизация. Главная задача – мы представляем интересы предприятий, входящих в палату. Предлагаются услуги консалтинга.

В системе дуального образования палата занимает определенное отведенное место. Так как предприятие при заключении договора с учеником обязано зарегистрировать данный договор в ремесленной палате и записать его на обучение, палаты имеют функции контроля и координации данных договоров. Они также занимаются проверкой по выполнению условий договора предприятиями, так как не любое предприятие может взять учеников. Первое условие: наличие преподавателя на определенное количество учеников, обязательство обеспечение определенного вида деятельности, которое необходимо в рамках обучения. Теоретическая часть может быть организована уже непосредственно ремесленной палатой. 70-80% процентов учеников в Германии занимаются по дуальной системе. Они получают 3 свидетельства: 1 – от школы, 2 – характеристика от предприятия, 3 – свидетельство о квалификации от палаты.

Палата составляет порядок проведения экзамена, стоимость, сроки и др. Так же палата назначает членов комиссии, это представители профшкол, представитель от предприятия, один от профсоюза. В палате есть специальная комиссия по вопросам профессионального образования. В ней так же есть члены всех заинтересованных сторон. По всей Германии единый учебный план преподавания ремесленных дисциплин. Палата и на коммерческой основе предлагает платные образовательные курсы и по повышению квалификации, и подготовительные курсы на сдачу экзамена для получения квалификации Мастер. Но при этом обучающиеся ничего не платят, так это все оплачивается предприятием. Ученик также получает зарплату.

Из списка профессий (Ausbildungsberufe), которых почти 400, каждый молодой человек может выбрать любую. В перечне присутствуют как технические (автомеханик, младший технолог производства, электромонтажник), так и гуманитарные (банковский клерк, страховой агент, секретарь-референт) специальности. Занятия продолжаются по шесть - восемь часов в неделю, и подростки проходят курс ученичества. Программа обычно оказывается узкопрофильной – перечень изучаемых дисциплин полностью соответствует должности, которую занимает студент.

Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время – на предприятии.

Дуальность предполагает, что в образовательном учреждении он сначала овладеет теорией, изучит принципы работы и трудовое право, а потом применит полученные знания на практике. Причем до 3/4 академических часов молодые люди проводят на предприятиях. Последние участвуют в данной системе добровольно, более того, обычно именно от них исходят все нововведения. Крупные компании имеют собственные центры подготовки, где постоянно тестируют новые методы обучения на рабочем месте, а маленькие предпочитают пользоваться услугами профучилищ на краткосрочной основе. Обычно студенты в подавляющем большинстве сами заключают трудовые договоры с нанимателями, которые обязаны закреплять за ними наставников из числа опытных служащих. По окончании образовательного учреждения помимо аттестата выпускник получает от фирмы-работодателя свидетельство о трудовой практике. Оба документа взаимосвязаны и действительны только вместе. Эта пара – аттестат и свидетельство – тоже дает право поступать в ВУЗ.

Играют и выигрывают все

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон – предприятий, работников, государства.

Для предприятия дуальное образование – это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.

Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом HR-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.

Для молодых людей Германии дуальное обучение – это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания – работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Если раньше учениками становились четырнадцатилетние подростки, то теперь в большинстве случаев это уже достаточно зрелые молодые люди, имеющие хорошую базу знаний. Каждый шестой ученик даже имеет аттестат о полном среднем образовании, позволяющий поступать в вуз, но все-таки он предпочитают сначала получить профессию на предприятии. Ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.

Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главная же функция государства – координация и обеспечение законодательной базы.

На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении» (далее – закон) и «Ремесленное уложение», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.). Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются сторонами тарифных переговоров, то есть организациями работодателей и работников наемного труда, и затем вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Министерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.

Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании которого Министерства образования и науки ФРГ взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. На уровне федеральных земель действует Постоянная конференция их министров образования. Каждое из земельных министерств осуществляет контроль за деятельностью всех профшкол на своей территории, разрабатывает типовые положения, отвечает за обеспечение их преподавательскими кадрами и за содержание учебных программ. Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.

Таким образом, в стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессионально-технической подготовки кадров.

В рамках стажировки система среднего специального образования в Германии была подробно представлена 7 ноября 2013 года в докладе старшего советника исполнительного директора Программы международного образования и профобучения Йоханнеса Шлагхеке.

2.4. Высшее образование.

Система высшего образования ФРГ представляет различные типы высших учебных заведений, которые способны удовлетворить потребности каждого студента. Hochschule – это ВУЗ, как правило, гуманитарной направленности. Другой тип высшего учебного заведения – Fachhochschule – на русский язык можно передать, как университет прикладных наук или высшая специальная школа. Особенностью Fachhochschule является тесная связь между теорией и практикой. Все программы Fachhochschule предполагают два обязательных практических семестра. Кроме того, срок обучения в таком университете короче (обычно 8 семестров). Fachhochschule готовят высококлассных специалистов для отдельных отраслей, как правило, это- инженерное дело, управление бизнесом, дизайн и социальные специальности. По окончании курса студенты получают диплом Diplom. Таким образом, Fachhochschule привлекает студентов более быстрым путем к их будущей профессиональной деятельности и карьере. По статистическим данным четверть студентов поступает именно в Fachhochschule.

Universitaet – крупнее, чем Hochschule и Fachhochschule. Количество факультетов и изучаемых предметов может быть очень велико (до 400). Здесь студенты занимаются чисто научной деятельностью, здесь проводятся фундаментальные и прикладные исследования. В университете представлены такие области знания, как медицина, естественные, технические и гуманитарные науки, правоведение, теология, экономика, социология и аграрные науки. Широкий выбор предметов в рамках одного факультета позволяет получить междисциплинарное образование и специализироваться на разных аспектах изучения. Академические степени, присваиваемые университетами диплом Diplom, магистр Magister, ученая степень доктора Doktor, звание доцента/профессора Habilitationrecht, сертификат, дающий право преподавать в вузе. Technische Universitaet – университет технического образования. Здесь с чисто теоретической точки зрения детально исследуются отдельные сферы науки: химии, физики, машиностроения, электроники, электротехники, материаловедения и т.д. Академические степени аналогичны тем, что выдаются по окончании обучения в Universitaet. Существует также ряд специализированных высших учебных заведений. Например, педагогические училища, теологические школы, художественные и художественно-музыкальные школы, школы кинематографии и т.д.

Основной отличительной чертой высшего образования является то, что в Германии провозглашен принцип «академической свободы», согласно которому свобода предоставлена не только ВУЗам в вопросах управления, но и каждому студенту. В Германии не существует жесткой системы обучения в общем обязательном порядке. То есть многое зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Студент немецкого вуза не посещает занятия со своими сокурсниками, но в соответствии с выбранной специальностью и ее учебной программой составляет свой учебный план и организовывает свое время, чтобы отвечать общим требованиям по данной специальности (которые достаточно высоки).

2.5. Система контроля за работой образовательных учреждений.

С 2005 года в Германии действует отдельный орган – служба школьных инспекторов. Этот орган несет ответственность за планирование, координирование, управление и развитие оценки основного и среднего образования в вопросах качества.

Причинами создания данной службы явились:

  • проблемы по результатам PIZA;
  • отсутствие внутренней и внешней оценки деятельности школ;
  • проверки уровня знаний учащихся и единые экзамены.

Школьный инспектор –это бывший директор школы, который пошел на повышение.Проверки направлены не на выявление ошибок учителей, а для исправления ситуаций. По результатам проверки школа сама выбирает пути решения тех или иных проблем.

Характерные черты проверки:

  • контроль качества не означает введение рейтинга школ;
  • системный взгляд, а не специализированная и индивидуальная оценка;
  • открытость и прозрачность;
  • результат контроля – это не руководство к действию (предписание), а повод саморефлексии школы и принятия решения в пользу ответственности перед собой.

Инструменты контроля:

  • анализ школьной документации;
  • обход школы в соответствии с разработанными рекомендациями;
  • беседы с персоналом школы;
  • посещение уроков в соответствии с разработанными рекомендациями.

Результаты (продукты контроля):

  • письменный отчет о проведении проверки;
  • образовательные мероприятия по результатам проверки;
  • целевые соглашения между школой и органом школьного надзора, содержащие порядок работы над замечаниями по всем пунктам на основе отчета о проведенной проверке;
  • отчет школы  в адрес органа школьного надзора о состоянии дел.

Существующие проблемы:

  • сложно достичь изменений в системе, где учителя являются государственными служащими;
  • большая степень сомнений со стороны учителей к проверкам качества, так как большинство из них считают свои уроки скорее хорошими, чем нуждающимися в изменениях;
  • отсутствие системы действий после проверки.

В ходе стажировки нам также была представлена подробная матрица и ход проведения данных проверок, основные моменты которых указаны выше.

2.6. Подготовка учителя и его профессиональный рост.

В Германии вопрос обучения будущих педагогов является предметом внимательного изучения и анализа со стороны органов образования на разных уровнях. В последние годы наблюдается тенденция признания одинакового статуса учителей независимо от уровня их образования, ступени и вида школы.

Учителя обязаны иметь высшее университетское образование. После получения диплома с правом обучения двум выбранным предметам выпускники университета направляются на годовое или двухгодичное педагогическое обучение (Refendariat)и при этом они уже работают в школах. Данная подготовка предназначена для будущих учителей: от ступени дошкольного воспитания и до средней школы. Обучение заканчивается государственным экзаменом, по результатам которого выпускник получает диплом, дающий право работы в сфере образования. Школы подают конкурс на вакантные места. И выпускник получает право подать свои документы на эти конкурсы.

Итак, получение статуса квалифицированного учителя связано с окончанием предметного обучения (3,5-4,5 года), а также с признанием выданного соответствующим земельным органом сертификата (после упомянутой двухгодичной подготовки и положительно сданного теоретического и практического экзамена). В результате многолетнего обучения начинающий работу учитель становится зрелой личностью. Здесь следует подчеркнуть, что университетская подготовка обеспечивает качественно высокий уровень предметных, специальных знаний. Тем не менее, качество психолого-педагогической подготовки весьма слабое и не соответствует современным требованиям.

Дальнейшее обучение педагогических кадров не имеет единой законодательной базы. Прежде всего оно организуется в соответствии с возможностями и нуждами отдельных союзных областей (земель). В рамках стажировки этот вопрос был рассмотрен  6 ноября 2013 года в Центре практической подготовки педагогических кадров, докладчик г-н Михаеэль А. Штайн, начальник Отдела гимназий и объединенных школ.

В школе стажер проводит 3 месяца 14 часов под руководством, 9 часов сам учитель, 5 часов с куратором стажировки. Преподавание обоих предметов проводится  под контролем. Теоретическая часть проходит в центре профподготовки – 7 часов. Где изучается общая дидактика, психология, спецсеминары по предметам (методика и дидактика). Высокая степень ответственности и самостоятельности. Специалисты центра также посещают уроки стажера.

После 15 месяцев стажировки стажер сдает вторые государственные экзамены. Школа пишет характеристику, центр пишет характеристику. Стажер дает по одному уроку по каждому предмету – они оцениваются. 50% оценки – характеристика, оценка за сам экзамен, коллоквиум. Выставляется итоговая оценка. Чем выше оценка, тем выше возможность поступить в школу на работу.

Дальнейшее обучение по желанию учителя. Оно происходит в учреждениях и центрах профессионального совершенствования, чаще всего в рамках одного или нескольких дневных курсов, совершенствующих и расширяющих знания педагогов в области актуальных достижений педагогики, социологии и психологии. Следует отметить, что в Германии в сфере образования наблюдается незначительный процент безработицы среди учителей: власти предпринимают разнообразные меры, целью которых является уменьшение данного негативного для общества явления.

Повышение квалификации обязательным не считается. Все по желанию работника. Учитель проходит курсы повышения квалификации в обязательном порядке только в том случае, если он хочет получить более высокую должность в сфере образования.

Процедуру аттестации учитель проходит в течение двух лет после получения квалификации внутри школы. В дальнейшем процедуры аттестации не существует. Учителя в школе –чиновники. 95% процентов не уходят из школ или делают карьеру в центрах практической подготовки педагогических кадров.

Характерные черты подготовки и дальнейшего профессионального роста учителя:

  • обязательное университетское образование;
  • обучение для дальнейшего преподавания двух специализированных предметов;
  • особое внимание уделяется осмысленности выбора профессии учитель на стадии поступления в ВУЗ;
  • большая доля в обучении отводится практикам различного уровня и направлений;
  • наличие «испытательного» срока (2 года) при работе в школе после окончания университета;
  • большое внимание уделяется качеству проведения урока, использованию различных форм и методов, знанию психологи, дидактики и педагогики;
  • наличие высокого уровня сопровождения молодого учителя в течение первых 2-х лет при поступлении на работу в школу;
  • наличие профессиональных центров сопровождения учителя;
  • отсутствие обязательного повышения квалификации учителя;
  • отсутствие процедуры аттестации на всем протяжении работы учителя;
  • возможность карьерного роста (директор школы) после прохождения обязательного повышения квалификации и сдачи экзамена;
  • учитель – государственный чиновник.

2.7. Подготовка директора школы и его профессиональный рост.

Главная цель школьного руководства в Германии– развитие урока и повышение качества образования.

Основными задачами руководителя в Германии являются:

  • коммуникация со всеми участниками образовательного процесса;
  • ответственность за хозяйство школы;
  • обеспечивает прозрачность, информативность учреждения;
  • обеспечивает качество образования;
  • представительство от школы пред иными организациями.

Это прописано в законе.

Учителя в школах Германии очень свободные, они самостоятельно планируют и проводят урок, но директор обязан контролировать этот процесс. Также директор регулирует все возможные конфликты внутри школы, введение школьной документации.

Компетенции, свойственные директору школы:

  • знание дела;
  • социальные и коммуникативные качества;
  • лидерство;
  • развитие коллектива;
  • информационная компетенция;
  • тайм менеджмент.

В Германии установлен образовательный  стандарт для желающих стать директором. Они обязаны доказать базовую квалификацию, пройти тестирование,  посетить семинары, поучаствовать в ролевых играх.

После 5-ти лет работы в школе у каждого учителя появляется возможность стать директором школы. Здесь огромную роль играют профессиональные центры, которые организуют и сопровождают процесс повышения квалификации учителя, пожелавшего стать директором школы. Для них существуют предварительные семинары по введению в должность – 6 дней. Для тех кто подтвердил свое решение, стать директором, проводится базовый семинар по введению в должность – 8 дней.

Следующий этап – обучение  менеджменту. После этого кандидаты получают право подавать документы на вакантные должности директоров школ.

Последняя фаза – спецсеминары, где практикуется модульная система Эти спецсеминары проводятся для директоров и заместителей директора.

2.8. Концепция успешности.

Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно.

Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах. Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель Германии и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства, которые, вчастности, утверждают учебники для использования в школах данной земли. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе «рамочного» федерального закона.

Среди общенемецких причин успеха следует выделить:

  • историческая раздробленность государства (федеральные земли);
  • традиционные компетенции;
  • выдающаяся сила инноваций;
  • сильная производственная база;
  • кластерная система в промышленности, коммерции и госструктурах;
  • дуальная система профобразования;
  • основательность и пунктуальность;
  • системный подход к вопросам образования;
  • тесная связь всех ступеней образования.

Очень сложно, только что погрузившись в систему образования отличную от отечественной кардинальным образом, давать оценку тем или иным процессам. Поэтому следующая попытка разделить характерные черты немецкой системы образования на положительные и отрицательные носит сугубо субъективный характер.

«+»

«-»

Тесная взаимосвязь всех ступеней образования, направленная на выработку у гражданина высокого уровня самостоятельности, произвольности и практического применения полученных связей, как залога дальнейшей успешности.

Высокая материально-техническая база образовательных учреждений.

Дифференциация на уровне средней ступени образования.

Объективный поход к оцениванию результатов.

Бесплатное обучения.

Системный подход к подготовке будущего учителя (высокая доля практической деятельности).

Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями.

Дуальная система профессионального образования.

Учитель – государственный чиновник.

Высокая степень ответственности ветвей власти за обеспечение и сопровождение образовательного процесса.

Избавление образовательных учреждений от непрофильных функций.

Повышенный статус учителя.

Существует некая несогласованность в стратегических вопросах образования, в рамках государственного деления и передачи полномочий федеральным землям.

Обязательность ведения учителем двух предметов (зачастую не смежных).

Отсутствие системного подхода к правильному питанию и здоровьесбережению подрастающего поколения.

Образование… Каким оно должно стать, для того чтобы в полной мере оправдать надежды, возлагаемые на него и каждым отдельным человеком, и обществом, и государством? Стажировка наглядно продемонстрировала нам, какие шаги могут быть предприняты государством, чтобы  этот процесс был успешен.

Раздел 3.  Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта

в ходе реализации программы модернизации социальной сферы

в регионах Российской Федерации

  1. О профессиональном образовании.

Извечная беда российского профессионального образования – пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера). Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами – вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где – то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате чего через пару – тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно – сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Оказывается, можно. И именно система профессионального образования Германии может представлять для нас особенный интерес в этом отношении.

У немцев не грех поучиться и традиционно уважительному отношению к той разновидности труда, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в ВУЗ. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками. В настоящее время насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.

Почему молодые немцы хотят получать рабочие специальности? В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги. Русские хотят получить все и сразу (менталитет такой!), поэтому молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой. В Германии же созданы отличные условия для работы, в том числе по рабочим специальностям плюс имеются отличные условия для обучения (по той же дуальной системе).

Немецкие компании не ждут милостей от природы, а активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды. Почему же мы не следуем передовому опыту? Причина - в системе образования, регламентируемой «сверху». Она централизована. И чтобы внедрить на своем предприятии дуальную систему обучения, нужно сначала «пробить» разрешение «сверху». И это может быть только эксперимент, так как для каждой специальности есть утвержденная программа, отступать от нее учебные заведения не имеют права.

Дуальная система (по немецкой модели) могла бы быть хорошим источником рабочей силы для предприятий, что способствовало бы развитию промышленности и экономики. Однако есть и одно «но». Эта система не может быть внедрена на российских производственных площадках в ближайшее время, так как это требует полного пересмотра системы обучения в России.

На мой взгляд, к этому нужно стремиться. Это действительно полезное и нужное дело – проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решается несколько проблем. Во-первых, стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

А что у нас?

«Будете плохо учиться, пойдете в ПТУ», – такой страшилкой активно пользовались педагоги советской школы для «усмирения» разгильдяев. В те времена продолжение учебы в ПТУ молодые люди и их родители воспринимали как вариант для неудачников. Где уж тут говорить о гордости человека труда! Тем не менее система профессионально-технического образования худо-бедно работала и поставляла народному хозяйству запланированное количество специалистов.

В конце XX века ситуация претерпела существенные изменения. Последствием социально-экономического кризиса и спада производства стало снижение потребности в квалифицированных кадрах: за период с 1985 по 1994 гг. подготовка специалистов со средним техническим образованием сократилась почти в 2 раза, прием на специальности технического профиля уменьшился с 421 до 222 тыс. человек.

Затем наметившийся со 2-й половины 90-х гг. подъем производства вызвал и повышение спроса на квалифицированные кадры. Причем спрос изменился не только количественно, но и качественно. В связи с изменением структуры занятости населения, применением новых технологий, современного оборудования, наукоемких автоматизированных процессов требования к работникам значительно возросли. Теоретическая подготовка должна была сочетаться с практическими умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций, контролю качества продукции. Состояние системы образования эффективно решать эту задачу не позволяло.

В настоящий момент ситуация не менее сложная. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего – 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров.

Главная задача, которую необходимо решить системе образования – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным – для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, реанимации традиций ремесленного обучения, формирования системы многоканального финансирования обучения.

По итогам обсуждения на саммите глав государств «Большой двадцатки» проблем занятости, российским властям необходимо принять меры по скорейшему внедрению в России так называемого «дуального образования». Об этом, как говорится в поступившем в редакцию KM.RU пресс-релизе, заявила депутат государственной думы член комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, вице-президент РСПП Елена Панина. Проблема занятости, особенно среди молодежи, крайне актуальна для России, как, впрочем, и для остальных стран G20, завила она.

По словам Елены Паниной, в ходе обсуждения почти все главы государств высказались за необходимость расширения и усиления системы профессионального образования, подготовки кадров во взаимодействии с работодателями. Канцлер Германии Ангела Меркель в этой связи предложила особое внимание уделить именно дуальной системе образования, которая получила в ее стране широкое распространение. «Дуальная система – пояснила Елена Панина, – это когда процесс подготовки профессиональных кадров делится на две части. Одна часть – это занятия непосредственно в аудитории, а вторая часть – это  обучение на рабочих местах. В том числе на будущих рабочих местах». В той же Германии это соотношение такое: 1/3 обучения в аудитории и 2/3 обучения на рабочих местах. Российские же власти пока не уделяют этой форме образования достаточно внимания, посетовала депутат.

По словам Елены Паниной, такая система позволит повысить качество обучения и приобрести на стадии обучения нужные профессиональные навыки. По словам депутата, необходимо как можно быстрее внести поправки в действующее законодательство и в частности в закон об образовании.

  1. О  дошкольном образовании.

Основная проблема  дошкольного образования в России состоит в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей перед входом в систему общего (обязательного школьного)  образования.

Это обусловлено недостаточным вниманием общества к данному сегменту сферы образования. Общество остро реагирует на нехватку мест в детских садах, а не на тот конечный результат, который это образование должно обеспечивать.

Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается как система социального призрения (дети под присмотром и накормлены), а не как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий. Между тем многочисленные исследования показывают, что вложения в дошкольное образование наиболее эффективны с точки зрения будущей позитивной социализации детей.

В Германии школьная жизнь ребенка начинается за один год до поступления в начальную школу, т.е. в пять лет. При проведении десятого медицинского осмотра детей в пять лет проверяется не только состояние здоровья ребенка, но и уровень его интеллектуального развития. Если обнаруживается «языковой дефицит», то ребенок направляется в специализированный детский сад.

Приоритетными в воспитательной работе являются следующие направления:

  • развитие речевой культуры,
  • социальный аспект;
  • развитие личностных качеств ребенка.

Достижение развития ребенка происходит преимущественно в игровой форме.

  1. О некоторых принципах обучения.

В Германии принцип образовательного процесса – «по восходящей»: в младших классах не столь важны предметные знания, сколько процессы социализации, умение коммуницировать, работать в команде, искать информацию и т.п., а российские школы работают «по нисходящей»: по международным исследованиям PIRLS и TIMSS по привитию навыков чтения и математики российские школьники в начальной школе обгоняют своих сверстников за рубежом, а вот к концу основной школы (15 лет) эти преимущества утрачиваются, что постоянно фиксирует исследование PISA.

На мой взгляд, одной из проблем российской средней школы является теоретическая направленность обучения: не формируется умение применять полученные теоретические знания в решении практических прикладных задач.  

В качестве примера: в Германии широко распространен метод учебных проектов (преимущественно групповые, долговременные проекты). Данная форма способствует выработке навыка преодоления различных трудностей: например, в группах возникают конфликты между участниками; из-за продолжительного отсутствия некоторых участников приходится перераспределять обязанности в группе и т.д. Умение решать текущие проблемы, определять наиболее эффективные способы достижения результата и есть те основные навыки, которые способствуют адаптации личности в динамично изменяющемся мире.

Метод учебного проекта способствует социализации: члены группы должны уметь принимать все взгляды, временно отказаться от критики чужих идей, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи, нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать.

Не менее важным моментом в обучении германских школьников является умение планировать пути достижения целей: что нужно сделать для решения проблемы? все ли у нас есть для решения проблемы? что еще необходимо?

Важно отметить, что успешности данной формы обучения в германских школах способствует выполнение необходимого условия: содержание проекта должно быть ориентировано на интересы и жизненную ситуацию учеников.

Из опыта работы немецких коллег над проектом.

Описание проектов:

  • По содержанию: межпредметные (биология, обществознание, истории, искусство)
  • По организационной форме: преимущественно групповой проект
  • По времени выполнения: долговременный (от недели до нескольких месяцев)
  • По ведущему виду деятельности:
  • практико-ориентированные (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.)
  • творческие (результатом становится создание литературных произведений, постановка спектакля, съемка видеофильма)
  • игровые (подготовка какого-либо мероприятия, игры, экскурсии и т.п.).

В ходе проведения стажировки были предложены следующие проекты:

5 класс: проект «Животные» (1 группа – домашние животные, 2 группа – животные в зоопарке, 3 группа – животные в зоомагазине). В рамках работы над проектом проводились нестандартные уроки: например, в школу приходит приглашенный ветеринар с рассказом о животных.

7 класс: проект «Средневековье» (задействованы история – технология - искусство).

9 класс: проект «Искусство» (вместо учебных занятий 5-6 недель ставится спектакль, при этом в школу приходит режиссер - профессионал). Это является одним из способов получения знаний, возможность учиться по-другому, творчески.

10 класс: проект «Глобализация» (задействованы история – обществознание - экономика).

Рекомендовать: активное использование проектной деятельности в обучении российских школьников  как одного из методов личностно-ориентированного обучения, который объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает их к конкретным жизненно важным проблемам.

  1. О системе оценивания.

В Германии накопляемость отметок не является главным показателем деятельности учителя, используется зачетная система на основе проведения промежуточных контрольных работ. В России накопляемость отметок является необходимым условием работы учителя. Постоянная зависимость от отметок приводит к психологическому дискомфорту в ситуации «неуспеха», особенно для  слабоуспевающих учащихся.

Кроме того положительным моментом является еще один фактор оценивания: информация о результативности (успешность - неуспешность) учебной деятельности доступна только самому участнику образовательного процесса и его родителям, что способствует психологическому комфорту.

Рекомендовать: продумать  возможность ухода от непосредственной зависимости учащегося от отметок, сделав упор на зачетные работы (на промежуточном этапе у школьников будет возможность самоорганизации по закреплению знаний, отработки навыков и умений). Альтернативной формой оценки может стать моральное поощрение: «у тебя все получится», «найди ошибку», «отработай алгоритм» и т.п. Это снизит воздействие школьных стрессов, негативное эмоциональное воздействие, учебные перегрузки.

  1. Об организации обучения.

Пятидневная учебная неделя в Германии является бесспорным преимуществом: школьники имеют возможность для полноценного отдыха, занятий в кружках и секциях. Выходные дни реализуют потребность детей и подростков в семейном общении.

Российские школьники вынуждены ежедневно часть времени выделять для подготовки домашнего задания, в том числе и воскресенье, что провоцирует повышенную утомляемость либо невыполнение домашнего задания, как следствие неудовлетворительные отметки.

Рекомендовать:

  • по возможности необходимо пересмотреть учебный план и перераспределить учебную нагрузку на пять рабочих  дней. Тогда в субботу учащиеся смогут доработать учебный материал, а воскресенье посвятить отдыху, общению с семьей и реализации личных интересов.
  • необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности домашних заданий, а также их разнообразия.  Вместо заданий, дублирующих материал, пройденный на уроке, рекомендовать задания исследовательского, творческого характера, способствующие реализации личностного потенциала учащегося, формированию умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

  1. Об участии родителей в образовательном процессе.

В Германии прослеживается высокая степень заинтересованности родителей  в качестве образования и ответственности за обучение своих детей, которая достигается за счет продуманной политики государства в вопросе ответственности сторон: школа – родитель.

Следует констатировать тот факт, что в российских школах колоссальная ответственность возложена на образовательное учреждение, а наказание за безответственное отношение родителей к обучению своих детей носит зачастую формальный характер.

Необходимо: детально сформулировать меры воздействия на родителей, не выполняющих своих обязанностей по обучению своих детей.

  1. О статусе учителя.

Государственная политика в Германии направлена на повышение статуса учителя, в связи с чем профессия учителя является престижной. Учитель приравнен к статусу государственного чиновника.

Если в России учитель обязан подтверждать уровень своей квалификации каждые пять лет, то в Германии это требование отсутствует: квалификация присуждается на весь период профессиональной деятельности. Вопрос повышения квалификации в Германии решается на добровольной основе и является делом профессиональной чести педагога.

Хотелось бы пересмотреть вопрос аттестации учителей в России на предмет необходимости прохождения процедуры аттестации в полном объеме для лиц, имеющих звание Заслуженный учитель, Почетный работник образования и т.д.

  1. О заработной плате педагогических работников.

В Германии действует стабильная система оплаты труда педагогических работников, не зависящая от стимулирующих и иных выплат, при этом уровень заработной платы является достойным.

В нашей стране действует новая система оплаты труда, составной частью которой является  стимулирующий механизм. Это является неплохой формой поощрения педагогов, достигающих высоких результатов в обучении и воспитании школьников. Но в то же время необходимо увеличение размера базового оклада для ощущения педагогами стабильности уровня благосостояния.

Результаты стажировки:

Очень сложно однозначно рассуждать о целесообразности процесса переноса тех или иных качественных моментов из одной системы образования в другую. Политика в сфере образования в Германии кардинально отличается от российской в силу иного мировоззрения граждан, и как следствие – стратегического взгляда на вопросы перспектив развития страны.

Но ознакомление с системой образования Германии и погружение в новую атмосферу, связанную с моей непосредственной деятельностью, стало еще одним качественным инструментом для:

  • осмысления своей профессиональной деятельности;
  • критического осмысления ее содержательной стороны;
  • повышения уровня самообразования;
  • диссимиляции полученного опыта в своем образовательном учреждении.

Исходя из ключевых, на мой взгляд, принципов образовательного процесса Германии, я получила опыт решения профессиональных задач:

  • опыт реализации некоторых образовательных технологий (технология проекта, организационно-педагогических, социально-адаптирующих, личностно-развивающих);
  • формирование целостной картины мира за счет обоснованного отбора содержания интегрированных занятий при сохранении логики изучения основ наук;
  • способствовать достижению гармонического единства между приобретением знаний и формированием у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру.

Опыт, приобретенный в рамках прохождения стажировки, предполагаю осветить при проведении следующих запланированных мероприятий:

  • выступление на педагогическом совете школы;
  • размещение материалов стажировки на сайте школы;
  • публикация в журнале «Практика школьного воспитания».

Выражаю искреннюю благодарность организаторам стажировки за предоставленную мне и моим коллегам возможность ознакомления с опытом организации образовательного процесса в Германии.

Раздел 4. Приложения                                                                              

Приложение №1. Схема системы образования в Германии.

обучение /повышение квалификации

(различные формы получения общего и профессиональногообразования)

свидетельство о специальном среднем

образовании

свидетельство о среднем (полном) общем

образовании / аттестат зрелости

профессионально-техническое

училище

вечерняя гимназия / колледж

свидетельство об               свидетельство,                          свидетель-

окончании                          позволяющее поступить          ство о

профес-                               в  высшую                                 профиль-

сионально-                         профессиональную                  ном

технического                     школу                                        среднем

училища                                                                                образова-

                                                                                               нии

свидетельство о среднем

(полном) общем образовании /

аттестат зрелости

19

18

17

16

15

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

во

з-

ра

ст

13

12

11

10

профессио-

нальная

школа и

практика на

производ-

стве

(дуальная /

«двойная»

система

обучения)

профес-

сиональ-

ное

специа-

лизиро-

ванное

училище

повы-

шен-

ное

специ-

альное

учили-

ще

профес-

сиональ-

ное

училище

старшей

ступени

старшие классы гимназии

в различных типах школ:

гимназия, профессиональная

гимназия / гимназия с

профессиональным уклоном,

гимназия в комбинированной школе

10

9

8

7

Дошкольная         Начальная                  Средняя

ступень                 ступень                       ступень        

свидетельство об окончании основной школы после 9 класса

основная

школа

свидетельство об окончании реальной

школы после 10

класса

реальная

школа

комбинирован-

ная школа

гимназия

6

5

4

3

2

1

клас-

сы

Специальная школа для детей с ограниченными возможностями

ориентирующая ступень

Специальная школа для детей с ограниченными возможностями

начальная школа

Специальный детский сад для детей с ограниченными возможностями

детский сад

(добровольное посещение)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о стажировке в Израиле

Отчет о зарубежной стажировке в Израиле в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»...

Итоги стажировки. Кембридж.

Итоги стажировки Алеевой Э.Г учителя английского языка МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района РТ» по гранту Правительства Республики Татарстан «А...

Образовательные языковые стажировки (статья)

Реализации коммуникативного подхода в изучении иностранного языка в значительной степени способствуют языковые стажировки. Ключевым фактором, позволяющим добиться максимальных результатов в короткий с...

Стажировка в КНАУФ

тема "Применение новых мтериалов и технологий КНАУФ"...

Методическое пособие. Стажировка

Методическое пособие. Стажировка...

Стажировка в Германии

Стажировка в Германии...

Стажировка 10.10.2022 Дневник стажировки.

Стажировка. Музыка. Софья...