«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»
материал на тему
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_otsenki_lichnostnyh_predmetnyh_i_metapredmetnyh_rezultatov_uchashchihsya.docx | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»
ПетроваУ.Г. – зам.дир по УВР
Цель педсовета: Раскрыть основные особенности системы оценки ФГОС.
Задачи:
- Выработать единые подходы к оцениванию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения обучающихся в нашей школе
- Выработать единые подходы к диагностике уровня сформированности универсальных учебных действий.
- Анализ диагностики метапредметных умений учащихся.
План проведения педсовета:
- Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП. (Петрова У.Г.)
- Особенности диагностики метапредметных умений в начальной школе. (Слепцова А.К.)
- Диагностика логических УУД по математике. (Семенова Л.И.)
- Программа смыслового чтения по русскому языку и литературе. (Портнягина О.К.)
- Диагностика коммуникативных умений по английскому языку. (Васильева Т.С.)
- План реализации формирования УУД по химии. ( Петрова А.К.). Диагностика умений работать с информацией по географии (Местникова С.В.)
5 СЛАЙД.
+ Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
6 СЛАЙД. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).
Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
К сожалению, сейчас большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
7 СЛАЙД. Эти вопросы призваны решать федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
8 слайд. Но существуют скрытые риски работы по ФГОС.
9 СЛАЙД. Для учителя это:
- перегруженность отчетами;
- неумение увязать теорию с практикой;
- обилие и категоричность ценных указаний;
- авторитарность в преподавании;
- незнание требований ФГОС, их разночтение;
- чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе.
Все это влияет на настроение учителя.
10 СЛАЙД. Для ученика это:
- неумение работать с литературой;
- риск перегрузок;
- беспомощность в выборе пути решения вопросов;
- привычка быть ведомым;
- завышенный уровень притязаний;
- неумение формулировать цели.
11 СЛАЙД. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
12. Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
13. Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.
14. Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
15 СЛАЙД. Перед Вами современная модель системы оценки образовательных результатов. Мы видим, что личностные результаты оцениваются через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры.
Предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия.
16 СЛАЙД. + ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
- комплексный подход к оценке результатов образования
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
17 СЛАЙД. ПРИНЦИПЫ СО
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику
2. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты
3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов
4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования
5. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке
18 СЛАЙД. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:
учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях,
родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,
учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности
19 СЛАЙД. ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
- уровень сформированности предметных результатов;
- уровень сформированности универсальных учебных действий;
- образовательные достижения обучающихся;
- профессионально-педагогические достижения педагогов;
- состояние здоровья и физическое развитие обучающихся;
- адаптация обучающихся на новой ступени обучения;
- эффективность образовательного процесса;
- уровень воспитанности обучающихся
20 СЛАЙД. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Оценка личностных результатов учащихся осуществляется с помощью диагностики и портфолио
- Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы
21 СЛАЙД. В следующей таблице описаны личностные критерии и методики их оценивания по соответствующим показателям:
Например, интеллектуальная развитость оценивается путем освоенности образовательной программы, развитостью познавательных интересов, а также способностью к проведению научного поиска. Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития.
22 СЛАЙД. Критерий сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков оценивается через способность принимать ответственность, способность уважать других, умение сотрудничать и разрешать конфликты. Методикой оценивания является наблюдение в ситуациях совместной работы учащихся.
23-24 СЛАЙД. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
26 СЛАЙД. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные:
• управление своей деятельностью;
• контроль и коррекция;
• инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
• речевая деятельность;
• навыки сотрудничества.
Познавательные:
• работа с информацией и учебными моделями;
• использование знаково-символических средств, общих схем решения;
• выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений;
- портфолио и др.
27 СЛАЙД. Методами оценки метапредметных результатов являются:
- наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,
- оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,
- тестирование
- оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,
- оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)
- портфолио обучающегося;
- выставки и презентации крупных целостных законченных работ.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
28 слайд. НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
- Проект
- Исследовательская работа
- Портфолио
- Комплексные контрольные работы
Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики . (А.Г. Асмолов)
29 слайд. УЧЕБНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
- Отражает динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации;
- демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
- помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, подготовки и обоснования будущей исследовательской работы;
- служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии;
- помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.
30 СЛАЙД. Результаты достижения планируемых результатов оцениваются в 2 уровня: базовый и повышенный/
31- 32 СЛАЙД. Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся) . Компоненты:
1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.
Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.
2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования.
Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательному учреждению органами и является внешней оценкой.
Итоговая оценка осуществляется в ходе ГИА
Мониторинг достижения предметных результатов предусматривает планируемый результат, который выражается в задаваемом уровне качественной успеваемости и достигнутом уровне,который может быть оценен как:
- Оптимальный уровень – 80-100%,
- Допустимый уровень – 60-80%,
- Критический уровень – 45-60%,
- Недопустимый уровень – до 45%
33 СЛАЙД. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ.
Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику педагогического процесса.
34 слайд. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ диагностируется через следующие формы:
- диагностическая работа анкетирование
- опрос
- тренинг
- результаты наблюдения
35 слайд. КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:
- Методика «Социометрия»
- Методика «Индекс сплоченности»
36 слайд. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:
- Профориентационная анкета Е.Климов
- Тест «Профессиональный тип личности»
- Карта самооценки склонностей
- Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин
37 слайд. ДИАГНОСТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЕЗУЛЯТИВНЫХ РО:
- Изучение познавательной потребности В.Юркевич
- Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин
- Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
- Профориентационная анкета Е.Климов
- Карта самооценки.
38 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РО:
- Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
- Изучение познавательной потребности В.Юркевич
39 слайд. ДИАГНОСТИКА ВКЛЮЧАЕТ:
- контроль
- проверку
- оценивание
- накопление статистических данных, их анализ
- прогнозирование
- выявление динамики, тенденций педагогического процесса
40 слайд. ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
- предварительный контроль,
- текущий контроль,
- периодический контроль,
- тематический контроль,
- итоговый контроль,
- отсроченный контроль
41 СЛАЙД. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
- Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков (сформированности компетенций)
- Количественным выражением оценки является отметка
- Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся в цифрах или баллах
42 слайд. Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся
- Приоритет письменной формы оценки знаний над устной
- Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке
- Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении
- Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства
- Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы
- Использование аутентичного оценивания
43 СЛАЙД. ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ
- портфолио
- кейсы
- контекстные задачи
- междисциплинарные экзамены
- компетентностно-ориентированные тесты
- ситуационные задания
44 слайд. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ | Коммуникационные, информационные, тестовые технологии |
РЕЙТИНГОВАЯ СО | Коммуникационные, информационные технологии |
Педагогические тесты | информационные тестовые технологии |
Портфолио учащихся | Аутентичные технологии |
45 слайд. Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование учащегося к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной самооценке, а не на сокрытие своего незнания и неумения
ВЫВОДЫ:
• Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
• Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. • Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
В педагогике, как в общественной науке и практике, нет и по сути быть не может количественно измеряемых показателей, касающихся обучаемости, обученности, воспитанности и развитости ребенка.
Возникает вопрос: Как определять результаты образования количественными, неизмеряемыми способами?
Марк Максимович Поташник и Михаил Владимирович Левит предлагают использовать уровневый подход. Для оценки каждого метапредметного, личностного результата авторы рекомендуют использовать уровневую шкалу, например, трех уровней: высокий, средний, низкий.
Например: Умение выделять существенное в изучаемом материале ( для учащихся 5-х классов.
Высокий уровень
46 СЛАЙД. ГЛОССАРИЙ
47-48 слайд. Использованная литература
49 СЛАЙД. Спасибо всем за внимание, удачи и творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации УВП как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
Презентация к докладу на межрегиональном семинаре по введению ФГОС....
Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.
Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...
Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»
В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Основным методом всех...
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках ФГОС нового поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной пр...
Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»
Цели мастер-класса: 1. Создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы организации метапредметной проектной деятельности.2....
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках ФГОС нового поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образователь...
Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатовСовременная школа должна ребёнка: «научить учиться», &laq...