ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.
материал по теме

Стёпина Татьяна Юрьевна

план характеристики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h-ra.docx21.33 КБ
Microsoft Office document icon har-ka_trudnogo_podrostka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.

                                           Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

1. Анкетные данные

  Фамилия, имя ______________________________________________________________

  Дата рождения ______________________________________________________________

  Школа, класс _______________________________________________________________

2. Сведения о состоянии здоровья.

  1. Часто ли болеет /часто, средне, редко/________________________________________

  2. Хроническое заболевание /какие/  ___________________________________________

  3. особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется: утомляется после длительной нагрузки: неутомим
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины: адекватная смена настроения: стабилен в проявлении настроения
  • преобладает возбуждение: возбуждение и торможение уровновешенны: преобладает торможение.

3. Успеваемость.

/ отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная/

4. Внешкольные занятия / систематические/

    1. Занятия общественно-полезным трудом /каким/______________________________

    2. Занятия художественной самодеятельностью /какой/_________________________

    3. занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах /каких/_________________________

    4. занятия спортом /каким/ __________________________________________________

    5. Занятия организованной работы /какой/ ____________________________________

                                        Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

А. Направленность интересов:

  1. на учебную деятельность
  2. на трудовую деятельность
  3. на художественно-эстетическую деятельность
  4. на достижения в спорте, туризме
  5. на отношения между людьми

Б. Отношение  к делу

  1. Общественная активность
  1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь собственным временем.
  2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего общественного времени.
  3. не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
  4. Редко принимает участие в общественных делах.
  5. Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие

  1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
  2. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить её хорошо. Случаи противоположного характера редки.
  3. Редко охотно берется за работу.
  4. Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность.

  1. Всегда  хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело.
  2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
  3. Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.
  4. Очень редко выполняет порученное ему дело.
  5. Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Вежливость, тактичность.

  1. Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
  2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
  3. Часто бывает невежлив и нетактичен.
  4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
  5. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Г. Отношение к себе.

5. Скромность.

  1. Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
  2. Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
  3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах.
  4. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
  5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

6.. Уверенность в себе.

  1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
  2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
  3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается  за помощью, хотя мог бы справиться сам.
  4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
  5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

7. Самокритичность.

  1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
  2. В большинстве случаев правильно реагирует на  справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
  3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
  4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
  5. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

Д. Волевые качества личности.

8. Смелость.

  1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
  2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник его сильнее.
  3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
  4. В большинстве случаев отступает перед силой.
  5. Всегда отступает перед силой, трусит.

9. Решительность.

  1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
  2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
  3. Иногда колеблется перед ответственным решением.
  4. Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
  5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

10. Самообладание

  1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
  2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
  3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
  4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.
  5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Е. Положение ребенка в детском коллективе.

11. Авторитет в классе.

  1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
  2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
  3. Пользуется авторитетом только у части одноклассников / у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д./
  4. Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
  5. В классе авторитетом не пользуется.

12. Симпатия.

  1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
  2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.
  3. Пользуется симпатией только у части одноклассников.
  4. Пользуется симпатией у отдельных ребят.

      5. В классе его не любят.

13. Авторитет во внешкольных объединениях.

  1. Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении /спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания ______________/.
  2. Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения /спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания _____________/.
  3. Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений / в спортшколе, клубе _________________________/.
  4. Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется /спортшкола, клуб, ________________________________/.
  5. Не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоции.

1. Внимание.

  1. Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
  2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
  3. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет  их при проверке.
  4. Слушает достаточно внимательно только  в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за внимательности, при проверке не всегда исправляет их.
  5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

2. Память.

  1. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
  2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разбирался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
  3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет  привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
  4. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
  5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

3. Мышление.

  1. Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
  2. Достаточно быстро понимает материалы, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
  3. Удовлетворительно принимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
  4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения.
  5. Принимает материал, только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

4. Эмоциональная реактивность.

  1. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
  2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
  3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
  4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

5. Общий эмоциональный тонус.

  1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
  2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
  3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
  4. В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
  5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.

6. Эмоциональная уравновешенность.

  1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
  2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
  3. Эмоционально уравновешен.
  4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
  5. Вспыльчив : часто сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОГО ПОДРОСТКА.

Ф. И. О. учащегося _______________________________________________________

Дата рождения ________________________Школа ___________класс ____________

1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):

1.1. Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты) __________

________________________________________________________________________

1.2. Признаки повышенной неврозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки ______________

________________________________________________________________________

1.3. Патологические влечения:

- курит (не курит, курит эпизодически, систематически);

- употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);

- употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употребляет однократно, систематически);

1.4. Состоит на диспансерном учете, по поводу чего ___________________________

________________________________________________________________________

2. Психологическая атмосфера семьи.

- благоприятная;

- неблагоприятная;

- крайне неблагоприятная.

2.1. Данные о родителях (отец, мать):

образование матери _______________________________________________________

образование отца _________________________________________________________

профессия, место работы матери ____________________________________________

профессия, место работы отца ______________________________________________

2.2. Другие члены семьи ___________________________________________________

________________________________________________________________________2.3.Тип семьи:

- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна);

- неблагополучная, в том числе:

- педагогически не компетентна (родители не владеют культурой воспитания); признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);

- нравственно-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);

- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).

2.5. Организация режима труда и отдыха:

какие обязанности выполняет в семье ________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

соблюдает ли режим дня ___________________________________________________

кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания ___

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей ________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Особенности учебной деятельности:

3.1. Успеваемость учащегося _______________________________________________

3.2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное отрицательное.

3.3. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние низкие.

3.4. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учится в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

4.1. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный.

4.2. С кем из класса наиболее близок ________________________________________

Характер взаимного влияния _______________________________________________

4.3. Взаимоотношение с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.

4.4. Манера, стиль общения с окружающими:

- доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, легко признает свою правоту);

- не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

- экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен открыт, полон внимания к окружающим);

- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

4.5. Отношение к общественному мнению:

- активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);

- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведение не меняет).

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:

5.1. Отношения к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается.

5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.

5.3. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.

5.4. Отношение к физическому труду:

- положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);

- равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);

- отрицательное (ленив, трудиться недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится с высока, пренебрежительно).

5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно, пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.

6. Направленность интересов:

6.1. Проявляется интерес к деятельности: физический, умственный труд, техническая, общественно-политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.д.), спортивная деятельность.

6.2. В каких кружках (секциях) состоит, состоял _______________________________

________________________________________________________________________

6.3. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки _

________________________________________________________________________

каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).

7. Особенности сферы свободного общения учащегося:

7.1. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течении недели _________________________, часы вечернего прихода домой ___________________.

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _______________________________________________________________

7.3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и т.д.) ___________________________________________________________

7.4. Содержание общения в уличных играх: работа с техникой, автотехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговор на разные темы, бесцельное времяпровождение, выпивки, курение, азартные игры и др.

8. Самооценка личности:

8.1. Уровень самооценки:

- адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

- занижена (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

8.2. Какими бы чертами хотел обладать, от каких бы хотел избавиться? ___________

________________________________________________________________________

9. Особенности поведения:

9.1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются ____________

________________________________________________________________________

Возможны мотивы их совершения __________________________________________

9.2. Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках.

9.3. Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытка к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство).

9.4. Отношения к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.

9.5. Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.

9.6. Состоит на учете в ИДН ________________________________________________

       внутри школьном учете ________________________________________________

   

                  М. П.                                                Дата _________________

                                        Составил: ______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА....

Психолого-педагогическая характеристика ученика (IV группа по педагогической дифференциации В.В.Воронковой)

Применение технологии уровневой дифференциации  в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, на уроках способствует повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личнос...