Учебно-исследовательская работа в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Ширеторова Людмила Галсановна
Учебно-исследовательская работа в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shiretorova_l.g._issledovatelskaya_rabota_docx.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Г. Ширеторова,

учитель английского языка  МБОУ «Куйтунская ООШ»

с. Куйтун Тарбагатайский район

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю”.

        Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, залогом которых выступают осознанность, активность, самостоятельность и положительная мотивация к процессу познания и учения в целом.

        Особая роль в формировании метапредметных результатов обучающихся принадлежит исследовательскому подходу в обучении, актуальность которого в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в настоящее время подтверждена мощной учебно-исследовательской компонентной в структуре основной образовательной программы основного общего образования. В практической деятельности реализация программы проектной и учебно-исследовательской деятельности способствует позитивной социализации школьников и достижению качественных образовательно-воспитательных результатов, в том числе личностных и метапредметных. 

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

•  видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее: «Все дети талантливы» ;

•  создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: «Учиться победно!»;

•  исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка: «Ребенок хорош, плох его поступок»;

•  предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо, ожидай его!».

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. 

Исследования учащихся в нашей школе – важнейшая составляющая образования. Учебные исследования помогают выявить интересы детей, выстроить индивидуальный образовательный путь ученика. В ходе исследовательской деятельности ученики учатся самостоятельно ставить и решать познавательные задачи, ориентироваться в информационных потоках, заниматься эффективным самообразованием. Ученики задумываются над актуальными проблемами современности, учатся их анализировать, видят причины и последствия разных явлений. Именно эти качества необходимы современному человеку.

Идея создания системы работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время возникла в процессе подготовки учащихся нашей школы к олимпиадам, научно – практическим конференциям, проектам и конкурсам. Вскоре появилась необходимость системной работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности и с более раннего возраста в связи с малым количеством учащихся старших классов. Доля  одаренных учащихся  составляет 27%, из них доля призеров различных исследовательских конференций на муниципальном уровне – 40% ежегодно, на республиканском уровне – 5%. Здесь даны показатели только по НПК.

В школе выстраивается система обучения учебно-исследовательской деятельности и возможностей для включения учащихся в самостоятельное исследование в период обучения в школе.

Продемонстрировать результативность деятельности научного общества учащихся представляется возможным через отслеживание динамики  показателей роста призовых мест в конкурсах и конференциях на различных уровнях.

В нашей школе ученики ежегодно в декабре защищают свои учебно – исследовательские проекты по выбранному предмету в рамках школьной НПК "Шаг в будущее". Сначала они выбирают предмет исследования, формулируют проблему и самостоятельно проводят исследование. В основном, ученики консультируются с учителями в ходе исследования. Процент выполнения учебно – исследовательского проекта учениками довольно высокий. Лучшие работы получают рекомендации на районный НПК «Шаг в будущее», где получают высокие оценки и принимают участие на республиканском уровне.

2010 год. Афанасьева Ирина заняла 1 место на районной НПК "Шаг в будущее", 3 место на республиканской в секции "Русский язык" с работой "Происхождение названий села Куйтун и его окрестностей", 1 место на Ономастической конференции "Мир имён" и стала лауреатом региональной НПК "Эврика" в г. Новосибирск. Тихонова Кристина заняла 1место на НПК "Шаг в будущее" и приняла участие в республиканской НПК. Мясникова Вика заняла 1 место в районной НПК "Шаг в будущее", Спиридонова Надя - 3 место, Спиридонова Алена - 2 место, Власов Алеша - 2 место и все дети приняли участие в республиканской НПК "Шаг в будущее". 2011 год. Абрамова Алена заняла 1 место,  Мишкова Надя - 2 место в районной НПК "Шаг в будущее". 2012 год. Абрамова Алена заняла 1 место,  Давыдов Ваня - 2 место, Трифонов Виталий  - 2 место в республиканской Ономастической НПК "Мир имен", все работы были рекомендованы на российскую НПК в г. Москву. Кравцова Настя заняла 2 место, Мясникова Настя - 2 место в районной НПК "Шаг в будущее" и обе девочки приняли участие в республиканской НПК. 2013 год. Спиридонова Наташа заняла 2 место в НПК "Шаг в будущее",  Половникова Настя заняла 3 место и обе девочки приняли участие в республиканской НПК "Шаг в будущее". 2014 год. Калыкова Карина заняла 1 место  в районной и республиканской НПК "Шаг в будущее" с работой  "Жертвы политических репрессий села Куйтун".  Ученик 3 класса Пальшин Георгий стал победителем районной НПК "Первые шаги". 2015 год.  Половникова Настя - 1 место в районной и 1 место в республиканской НПК "Шаг в будущее". Исследовательская работа «Памятники письменности жителей села Куйтун». Спиридонова Наташа - 3 место в районной и 3 место в республиканской НПК "Шаг в будущее". Исследовательская работа «Говоры семейских села Куйтун и старообрядцев, выходцев из села Романовка в Маньчжурии: сравнительный анализ, диалектный тип». Белобородов Петр - 3 место в районной и участие в республиканской НПК "Шаг в будущее".

        Научно-исследовательская деятельность – это творчество, которое прежде всего приносит радость и гордость за проделанную работу, успех независимо от результатов, опыт публичных выступлений и общение с интеллектуалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС

Новый стандарт образования предусматривает различные творческие занятия во внеурочное время.  В данной статье рассматривается проектная деятельность обучающихся на занятиях кружка "Моя малая...

Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования  учебных исследований в работе учителя...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

Методическое обеспечение и планирование учебно- исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС

В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, ...

Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС

Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС...

Система работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельсности в условиях реализации ФГОС

Мастер-класс "Системы работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС"...