Проектная деятельность обучающихся во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС
статья (5 класс) на тему

Тимеркаева Гузель Рафаиловна

Новый стандарт образования предусматривает различные творческие занятия во внеурочное время.  В данной статье рассматривается проектная деятельность обучающихся на занятиях кружка "Моя малая Родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность обучающихся во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. В нашей школе в пилотном режиме организована внеурочная деятельность в 5-8 классах в пяти направлениях. Один из направлений реализуется через кружок «Моя малая Родина». Ведущее место на занятиях кружка отводится методу проектов.

Проект – это одна из форм исследовательской деятельности. В педагогике под методом проекта понимаются совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Форма работы проектной деятельности – это исследовательская работа, поиск вариантов решения, создание проблемных ситуаций.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся : исследовательские, творческие, информационные, социально – значимые. В чём же особенность проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников?

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, метод исследования, результат, выводы.

Мы с ребятами на занятиях кружка выполняли следующие исследовательские проекты: «Учительская династия Хусаиновых», «Бабушкин сундук», «Учитель равен герою- солдату».

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, стенд, сценарий праздника. В этом учебном году мы с ребятами ежемесячно выпускали школьную стенгазету «Школьный вестник», оформили стенды «Писатели и поэты периода ВОВ», «Песни на войне», «Мы помним, мы гордимся», «Учитель на войне». Составили сценарий и провели такие мероприятия, как «Книга – твой друг, с ней познай мир вокруг», посвященный Году литературы, «Мы этой памяти верны», посвященный 70-летию Победы. Участвовали с работами в муниципальном конкурсе- фестивале самодеятельного творчества, посвященном 70-летию Победы, заняли 2 призовых места в номинации «Лучший рисунок» (2 место), в номинации «Лучшее сочинение» (1 место).

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проектов мы отнесли работу «Улицы моей деревни», в котором учащиеся собрали интересный материал о людях, чье имя носят улицы, создали альбом с фотографиями, иллюстрациями.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально – значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально – значимого проекта является проект «Мой класс, моя школа».

Проектная деятельность школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.

Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Второе – коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Третье – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Я хочу подробнее остановится над созданием проекта «Учитель равен герою-солдату», посвященному учителям, работавшим в нашей школе в период  ВОВ.

Тип данного проекта исследовательский, индивидуальный.

На первом этапе работы над проектом была определена проблема, определены цели и задачи проекта, методы исследования.

   Сначала мы провели опрос среди учащихся о том, что они знают о войне, кто из учителей работал в нашей школе во время войны. И сделали вывод, что учащиеся нашей школы много знают о войне и совершенно ничего об учителях, которые работали в нашей школе во время войны. В год 70-летия Победы в ВОВ, собрать материал об этих учителях, рассказать о них учащимся, мы посчитали актуальным.

Цель проекта: выяснить, кто из учителей Новоаптулинской школы работал во время Великой Отечественной войны.

Задачи :

- изучить имеющиеся материалы в школьной музейной комнате, в библиотеке.

- побеседовать с родственниками учителей.

- обработать и оформить полученный материал.

- создать презентацию.

- рассказать учащимся нашей школы.

Второй этап работы – поиск информации, фотоматериалов, документов.

На этом этапе учащиеся поработали с информацией в школьной музейной комнате, в библиотеке, встретились и побеседовали с родственниками учителей. Собрали документы, фотографии, газетные вырезки. Много информации получили от учительницы Юнусовой Нурили Алишковны, которой 90 лет. Она рассказала много интересных фактов о жизни  школы той поры.

Третий этап работы – обработка информации и оформление результатов работы в виде презентации.

Четвертый этап проекта – защита проекта. Подведение итогов. Защита проходила в форме презентации.

Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных, способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт интересов и потребностей детей. Учащиеся наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Проектная деятельность на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС

Проектная  деятельность на урокахнемецкого языкав условиях реализации ФГОС...

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС

В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины....

Использование технологии «Дерево решений» в проектной деятельности с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Презентация: Использование технологии «Дерево решений» в проектной деятельности с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС....

Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном проц...

Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном проц...

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...