Интеграция дополнительного образования с основным в рамках ФГОС
статья на тему

Карьялайнен Татьяна Васильевна

Статья для педагогических чтений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_s_osnovnym_obrazovaniem_v_ramkah_fgos.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция с основным образованием в рамках ФГОС

Карьялайнен Т.В., заместитель директора

ГБОУ СОШ №221

Интеграция (лат. Integrum – целое; лат. Integratio – восстановление, восполнение) – обозна-чает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ как тенден-ция развития современной системы образования нашла отражение в ФГОС НОО в положени-ях (ст. 19.3), предусматривающем, в частности, включение внеурочной деятельности в ООП, и требующем включения состава и структуры направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) в учебный план. Аналогичное требование содержится в проекте ФГОС ООО (п.19.4).

Реализация государственной политики в сфере дополнительного образования детей способ-ствовала признанию системы дополнительного образования детей неотъемлемой составной частью единого процесса непрерывного образования.

Одно из принципиальных отличий ФГОС-2 в сравнении со стандартами первого поколе-ния состоит в том, что наряду с инвариантной и вариативной частями образовательного про-цесса Стандарт впервые уделяет особое внимание внеурочной деятельности школьников, определяет пространство и время для ее организации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений организация занятий по направле-ниям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пя-ти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социаль-ное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

В настоящее время школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — созда-вать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образова-ния, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

Школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образова-ния в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом часто выстраивают и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу.

А вот дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования,


продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школь-ного стандарта. Только органичное сочетание школьного стандарта и внеурочной деятельно-сти может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образования. Отсюда можно сделать следующий вывод, что внедрение ФГОС в образование может помочь разбить сте-реотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объ-ективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и разви-тие ребенка.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватываю-щим. Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Система дополнительного образования детей чутко реагирует на вызовы времени, внося опре-деленные изменения в содержание образовательных программ, организацию образовательно-го процесса.

Рассмотрим реализацию Стандарта, а именно внедрение внеурочной деятельности в школьную программу на примере нашего отделения дополнительного образования детей «Шанс». В нашем отделении работает педагогов, в том числе педагогов работают в рамках внеурочной деятельности. Это такие детские объединения, как театральная студия «Радуга», «Волшебная изонить», «Бусинка» (бисероплетение), «Пластилиновая сказка», «Аппликация», «Куклы своими руками» («Мягкая игрушка»), «Юный художник», «Культура Японии», «Песня живет» (хор «Новичок»), «Первые шаги» (бальные танцы), «Веселый хоровод», «Антистрессовая пластическая гимнастика», «Защити себя сам», «Будем дру-жить» (психология общения). Всего детских объединений, детей, это % от общего числа вос-питанников ОДОД. Это говорит о востребованности детских объединений различных направ-лений. Дополнительное образование расширяет кругозор учащихся и формирует умения и навыки по предметам, смежным с предметами основного образования. К таким предметам можно отнести музыку, ИЗО, технологию, физическую культуру и др.

Для дополнительного образования главным моментом является организация занятий детьми своим, любимым делом, целиком отвечающим внутренним потребностям ребенка. Учебная деятельность в дополнительном образовании обязательно присутствует, но она имеет подчиненное значение. Роль дополнительного образования в реализации ФГОС-2 является настолько значительной, что деятельность педагогических коллективов становится важным фактором успешности внедрения новых образовательных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.

Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигате...

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС

Требования к современной системе образования направлены на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мир...

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

Выступление "Интеграция дополнительного образования и исследовательской деятельности - основа развития интеллектуальной личности"

   Практика показывает, что многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации, самоопределению способствует именно дополнительное образование. Вовлечен...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...

Доклад "Интеграция дополнительного образование в общее образование"

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...