Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.
статья по теме

Сарицына Татьяна Николаевна

Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигательный режим в этих учреждениях требует большей активности для профилактики отклонений в формировании правильной, красивой осанки детей на начальном этапе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integraciya_dod_s_dou.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве

г. Донецка

Модернизация системы образования России предполагает концептуальную интеграцию учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Интеграция дополнительного и дошкольного образования, на современном этапе, становится необходимой, так как в нынешних условиях невозможно эффективно решать вопросы образования ребенка без широкого привлечения в этот процесс действующих социальных институтов, в частности дополнительного образования. Создается ситуация, усиливающая образовательные возможности детского сада, его воспитательный и развивающий потенциал. Детский сад приобретает импульс для развития и саморазвития. Развитие ДОУ за счет использования потенциала дополнительного образования происходит и в нашем городе.

Осуществление  воспитательной  и учебной деятельности  невозможно без развития системы социального партнёрства и взаимодействия.

На протяжении нескольких лет в МБОУ ДОД ДЮСШ №2 сложилась и развивается система социального взаимодействия, обеспечивающая качество отбора и спортивного оздоровления детей на базе дошкольного образовательного учреждения.  Отношения строятся на основании договоров.

Занятия гимнастикой  на базе дошкольных учреждений ведутся в детских садах: «Соловушка» (3 микрорайон),  «Одуванчик», «Тополек» (12 квартал), «Ручеек», «Искорка», «Журавушка» (20-тка, ЦОФ), «Рябинушка» пос. Западный, «Чебурашка»(Гундоровка), а также центр города «Красная шапочка», «Аленушка».

Тренерами-преподавателями разработаны модифициророванные образовательные программы для занятий с детьми более раннего возраста, программы для физкультурных занятий с элементами гимнастики и др..

Такая интеграция  позволяет:

- расширить спектр предоставляемых услуг;

- рационально использовать как собственные  ресурсы, так и ресурсы  социальных партнёров;

- привлекая к работе высококвалифицированные кадры: тренеров-преподавателей школы и педагогов и специалистов социальных партнеров, расширяются границы доступности услуг дополнительного образования;

- обеспечить обучающимся выход в открытое образовательное пространство города, области, региона,  России;

- максимальное объединение ресурсов социальных партнёров для проведения спортивного оздоравливания определенных категорий детей посредством физических упражнений, а также культурно-массовых и спортивных мероприятий.

  Я, работая на базе детского «Ромашка» , разработала и написала дополнительную оздоровительную программу для детей с задержкой речи.

Совместно с логопедами и воспитателями учреждения велась большая работа с детьми по развитию мелкой моторики, координации и физического развития.

 Теперь я работаю по авторской дополнительной образовательной  программе: «Спортивное оздоравливание детей 3-7 лет для профилактики отклонений в развитии основных функций опорно-двигательного аппарата» третьего поколения.  Она актуальна и значима,  разработана с целью реализации  здоровьесберегающих и укрепляющих технологий, в условиях детского сада и спортивной школы, формирования спортивно-оздоровительной мотивация детей раннего возраста и их родителей.

  Организация единого здоровьесберегающего пространства ДОУ, ДЮСШ и семьи с использованием разнообразных форм работы: занятия по программе физической культуры, специальные занятия корригирующей гимнастикой, открытые занятия с детьми для родителей, педагогические и консультативные  беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания, занятия вместе с родителями в бассейне позволяет концептуально действовать на    интенсивное формирование и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьем субъектов педагогического процесса.

   Новизна и актуальность моей программы в том, что она отражает раннюю диагностику и мониторинг детей дошкольного возраста, связанную с коррекцией и профилактическим укреплением мышечного торса занимающегося и свода стопы, раннюю мотивацию к здоровому образу жизни, так как именно такой подход в решении данной задачи наиболее приемлем, потому что, легче предостеречь или поправить изменения на начальной стадии, нежели исправлять давно упущенное.  Профилактические занятия с трехлетнего возраста могут оказаться более эффективными и продуктивными.

Маркетинговый подход  тренера-преподавателя позволяет добавить к этому еще и сознательную концентрацию внимания, мотивационый эмоциональный настрой, веру в результат и понимание необходимости занятий.

Четыре года профилактических и коррекционных занятий в детском саду – этого достаточно большей половине детей, но потом они идут в школу и занятия корригирующей гимнастикой прекращаются, хотя меньшей половине они необходимы и в дальнейшем, особенно детям с большой массой, ослабленным. Укреплять мышечный торс и свод стопы необходимо всем детям дошкольного и младшего школьного возраста.

  Информационно-коммуникативные технологии рассматриваются как особый программный инструментарий представления материала. Разработаны мультимедийные презентации, обеспечивающие методическую и дидактическую поддержку во время учебно-тренировочного процесса. Это позволяет: повысить интерес обучающихся к данным занятиям; увеличивает мотивацию детей за счет новизны и сочетания более разнообразных наглядных методов обучения (показ упражнений на кукле, использование мягких игрушек, звуков животных и птиц и т.д.)  в совокупности с традиционными.

   Занятие строится по классическому принципу, включает в себя вводную, основную и заключительную часть. Задания выполняются под релаксационную музыку, создающую спокойную рабочую обстановку.

 Для положительного эмоционального эффекта использую звуки птиц, зверей, насекомых (подражая голосом), игрушки, и занятие превращается в сказку.

      Осуществляется визуальный контроль за утомляемостью детей, при необходимости наступает релаксационная пауза.

   Нагрузка комплексная, задействованы по возможности все группы мышц, включая мышцы кистей (мелкая моторика, пальчиковая гимнастика).   При проведении занятий корригирующей гимнастикой, учитывается возраст и особенности каждого ребенка, осуществляется толерантный  подход.

   В зале для занятий имеется зеркальная стена.  Перед ней дети показывают как необходимо правильно держать свое туловище, руки, ноги, голову при стоянии во время ходьбы, сидя за столом и т.д. (зрительный самоконтроль), исправляют ошибки у другого участника педагогического процесса (взаимоконтроль), исправление дефектов с помощью прикосновения тренера-преподавателя (тактильные ощущения). Тренировка перед зеркалом обеспечивает мотивацию  развития полноценной красивой осанки.

Схема

взаимодействия в оздоровительно-коррекционной гимнастике

 с детьми 3-7 лет

   Конструктивное партнерство взаимодействующих структур легло в основу концептуальных направлений здоровьесберегающей среды и создания единого воспитательно-образовательного пространства.

     Здоровьесберегающая программа корригирующей гимнастики, ее методика проведения занятий с детьми, требующими укрепления и развития правильной осанки, предполагающая использование специальных средств и методов, оказывает существенную профилактическую помощь, способствующую формированию мышечного корсета детей и рабочего свода стопы, позитивная динамика образовательных результатов, личностного роста обучающихся, а также развитию познавательных способностей в процессе занятий. Формирование у воспитанников грамотности в области культуры здоровья, мотивационных потребностей здорового образа жизни.

   Показателем освоения данной программы служат контрольные испытания и диагностический контроль, которые показывают насколько успешно идет работа, ведь это многолетний кропотливый труд.

  Большую роль в данной работе играют родители и самоконтроль ребенка, ведь только сам ребенок, следя за своей осанкой, может добиться успехов, а родители, тренер-преподаватель лишь направляют и корректируют.  

   В дошкольном возрасте происходит обширная функциональная перестройка работы многих органов и систем, направленная на интенсивный рост и психологическое созревание. Гетерохронность активного роста конечностей приводит к тому, что при выполнении каких-либо действий ребенку трудно быстро скоординировать движения звеньев тела.

 Программа целенаправленно способствует улучшению координации движений у детей, минимизирует многие негативные психологические изменения и оптимизирует процесс физического воспитания в целом.

  Работая по данной программе можно сделать следующие выводы:

- здоровьесберегающая корригирующая гимнастика является одним из ведущих средств профилактики, оказывающая стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяет добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дает общеукрепляющий эффект.

-   чтобы избежать плоскостопия, следует создать нормальный тонус мышц, которые поддерживают своды стоп и удерживают кости ног в их естественном положении с помощью специальных физических упражнений.

   Программа ориентирует на создание обстановки, способствующей формированию навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью. Программа профилактики и коррекции является основой в формировании и укреплении растущего детского скелета и мышечного корсета, укрепления всего организма, предотвращения прогрессивного развития изменений в развитии основных функций опорно-двигательного аппарата.

   Социальный смысл и значимость спортивной деятельности всегда должны преломляться через конкретные интересы  личности ребенка. Провожу экспериментальную работу по вовлечению родителей данной категории занимающихся к дополнительным занятиям со своими детьми в бассейне. Разработала и подобрала комплекс тракционных, здоровьесберегающих и укрепляющих упражнений для детей в воде. Все это максимально актуализирует роль и значение данной программы, давая понять при этом какими ценностями владеет человек и как их нужно беречь и направлять в нужное русло, созидать, а не разрушать. Высокий уровень мотивации положительно влияет на результаты деятельности в бассейне.

     Взрослый человек среднего телосложения весит в воде 2-3 кг, а ребенок и того меньше. Такое воздействие воды при специальном комплексе упражнений имеет действительно целительный эффект и рекомендуется как укрепляющее, оздоравливающее и лечебное средство. Во время занятий в воде, позвоночник ребенка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмичные движения, влияющие на гибкость  позвоночника. Ребенок при этом получает и первые навыки плавания. Проводя занятия в бассейне, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечиваю соблюдение правил и инструкций по технике безопасности при занятиях в водной среде. Родители способствуют этому, оказывая на занятиях психологическую и физическую помощь и страховку детям, становясь участниками оздоровительного и закаливающего процесса.        

   Здоровье – это культура жизни!

Воспита-тель

родители

 

Д е т и

психолог

Тренер-

преподава-тель

Ортопед,

Мед.

сестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАОУ СОШ №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.

Содержание:1.Введение.      2.Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп.3.Медицинский контроль за организацией занятий ...

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)

Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...

Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...

Доклад "Инклюзивное образование-образование без барьеров создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении"

Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении...