Выступление к педсовету ТЕМА: «Совершенствование системы работы школы в контексте новой образовательной политики в области образования»
статья на тему

Лазорко Ольга Геннадьевна

Современное российское общество находится в состоянии цивилизованного кризиса. Это наиболее подходящий период для новаций, так как неустойчивость социальной системы есть условие для изменений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_pedsovetu.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление к педсовету

ТЕМА: «Совершенствование системы работы школы в контексте новой образовательной политики в области образования»

Современное российское общество находится в состоянии цивилизованного кризиса. Это наиболее подходящий период для новаций, так как неустойчивость социальной системы есть условие для изменений.

Следовательно, инновационные процессы являются условием выхода общества из кризисного состояния, в том числе системы образования.

Сегодня в нашей стране проблемы модернизации и реформирования школьного образования привлекают к себе внимание самой широкой общественности.
     Утверждённая президентом Д. А. Медведевым в феврале 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет тенденции развития современного образования в России. Суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть творческий потенциал детей, «воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить обучающихся к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны» [5].
Анализ образовательного пространства страны показывает, что в нем происходят инновационные процессы: появились новые виды и типы школ;массовая общеобразовательная школа работает по вариативным учебным планам и программам. Возникли новые учебные дисциплины; учащимся предоставлено право на выбор форм образования, курсов обучения; расширились академические свободы в деятельности педагогов.
Однако в системе образования сложилось явное противоречие между инновационными процессами и классической, традиционной знаниевопросветительской парадигмой, сдерживающей, тормозящей эти пр Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг  учащихся, их родителей и государства к проблеме повышения качества образования, одним из действенных факторов решения этой проблемы является повышение профессионализма учителей, способствующее повышению качества образования школьников. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Основной целью модернизации системы образования является создание системы непрерывного образования, обеспечивающей формирование человеческого капитала высокого качества для инновационного социально – экономического развития страны. Для реализации этой цели необходимо осуществить следующие мероприятия:

 -Повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и потребностями общества

 -Развитие системы поддержки талантливых детей.

 -Развитие учительского потенциала.

 -Переход на новые образовательные стандарты.

 -Изменений инфраструктуры школьной сети.

 -Сохранение и укрепление здоровья школьников.

 -Расширение самостоятельности школ.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.

Современная школа должна быть ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
В соответствии с этим, программа развития школы должна предусматривать систему мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.
В основу деятельности образовательного учреждения положены следующие концептуальные идеи:
Культурологический подход; 
Разделяя мнение Е. В. Бондаревской,можно утверждать,  что «образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству» . Культура реализует функцию развития личности в том случае, если она побуждает ее к деятельности… 
Таким образом, в контексте культурологического подхода  рассматривается обучение не только как процесс присвоения учеником социокультурного опыта, но и как деятельность по освоению смыслов, формирование их ценностных отношений, а также опыта жизнедеятельности на основе гуманистических идеалов и ценностей (свободы и ответственности).  
Деятельностный подход;
Применительно к педагогике Г.И. Щукиной ] деятельность рассматривается следующим образом:
- деятельность школьника связана с деятельностью других людей, сверстников и взрослых, а потому происходит обмен опытом деятельности, ее видами, способами, что обогащает каждого из участников;
- в обучении меняется характер деятельности: от исполнительской к активно-исполнительской, далее – к активно самостоятельной, а затем – творчески-самостоятельной; 
- в контексте развития деятельности происходит изменение позиции ученика в ней: от исполнительской – к активной, а затем - к субъектной;
- становление личности ученика обусловлено совершенствование регулятивных механизмов, потому уровень саморегуляции является основным показателем и механизмом его развития; 
- изменение позиции ученика во многом обусловлено характером взаимоотношений с учителем, способствующих или препятствующих его развитию;
- самоанализ учеником собственного учения порождает веру в себя и инициативность.
Итак, значение деятельностного подхода заключается в том, что он является основой для анализа обучения как совокупности деятельностей, как смены ведущих типов деятельности ученика, а также позволяет выявить особенности построения обучения в зависимости от уровня субъектности ученика.  
Личностный подход;
Личностный подход предполагает, что в центре обучения и воспитания находится сам обучающийся, его мотивы, образовательные потребности, познавательные возможности. Исходя из личностного подхода, деятельность педагога определяется не только внешними обстоятельствами (государственным заказом, ожиданиями родителей, требованиями ССУЗОВ и вузов), но и активностью самого обучающегося. Личностный подход предполагает учет национальных, половозрастных, психологических особенностей учащихся в процессе обучения. Новое понимание роли и места обучающегося востребует изменения целей и задач образования в конкретной ситуации, его содержания, форм и методов обучения, а также нового понимания результата обучения. В контексте личностного подхода обучение проектируется таким образом, чтобы не только учитывались особенности обучающегося, но и происходило дальнейшее развитие его познавательных способностей, личностных качеств, деятельностных характеристик. Таким образом, личностный подход предполагает создание условий для смыслополагания, самоопределения и саморазвития. предполагающий ориентацию на личность «как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности» .  
Использование личностного подхода дает возможность выявить не только возрастные возможности ученика как субъекта, но и изучить особенности становления его субъектности на разных ступенях обучения, разработать и апробировать методики, обеспечивающие оптимальное протекание этого процесса.
Основываясь на анализе результатов обучения и воспитания учащихся, сформулированных концептуальных подходов, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости изменений в дальнейшей работе.
 Главной задачей образовательного процесса является создание модели образовательного процесса, реализующей идеи личностно-ориентированной педагогики.
 Главным звеном в образовательном процессе школы является создание оптимальных для каждого ребенка условий для развития его индивидуальных способностей, самореализации, вне зависимости от его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, индивидуальных различий. В этом заключается гуманизм и демократизм разрабатываемой модели образовательного процесса.
 На данном этапе работы педагогический коллектив должен  поставить перед собой цель - создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
 Достижение поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:
- осуществление непрерывности образования и воспитания;
- применение системы педагогической поддержки учащихся при возникающих затруднениях;
- регулярное проведение психолого-педагогической диагностики и проектирование образовательного процесса в соответствии с ее результатами;
- создание условий для дальнейшего формирования гуманистического мировоззрения учащихся;
- обеспечение усвоения государственных образовательных стандартов образования всеми учащимися;
- использование эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
- реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности.
Педагогический коллектив школы должен  руководствоваться в своей деятельности следующими принципами, выдвинутыми Е.Н. Шияновым и И.Б. Котовой ]:
- принцип гражданственности реализует гуманистическую направленность содержания образования и связан с формированием гражданского самосознания учащихся, систему их представлений о социальном и политическом укладе России;
- принцип научности предполагает соответствие содержания учебных предметов уровню развития современной науки и техники и направлено на осознание учащимися научных фактов, явлений, законов той или иной науки, лежащей в основе учебного предмета;
- принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства и воспитания в целостном педагогическом процессе и предполагает формирование базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения;
- принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся;
Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий:
• для развития его способностей и внутреннего духовного мира; 
• на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; 
• на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевом сферы каждого учащегося.
 
 Приоритетными направлениями деятельности школы можно выдвинуть следующие:  
воспитание
 ученика как гражданина, гуманиста, человека культуры посредством интеграции учебной и внеклассной деятельности, развития детских общественных организаций, художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания личности;
создание условий для сохранения здоровья ученика, формирование
 навыков здорового образа жизни; 
обеспечение профессионально-личностного
 развития каждого педагога посредством обновления форм и методов методической работы школы;
повышение качества образования учащихся школы посредством
 совершенствования образовательного процесса (учебного плана школы, освоения педагогами эффективных педагогических технологий, в том числе информационных, учета индивидуальных особенностей и потребностей школьников).
 
Образ выпускника начальной, основной и средней школы:
Выпускник школы – это:
- личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая другие личности, способная самоопределяться в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой, референтной группой и обществом;
- гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества;
- человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;
- семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью; 
- человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;
- личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений;
- житель планеты Земля, осознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной

Задачи школы

  • Обновление содержания и технологий образования на основе введения ФГОС, государственного, регионального и социального заказов, приоритетного направления развития школы.
  • Создание условий для формирования профессиональной готовности к решению инновационных задач развития школы и повышения профессионального мастерства педагогов.
  • Создание условий для индивидуализации и дифференциации содержания и технологий образования, индивидуального сопровождения процессов развития личности.
  • Формирование творческой, развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды с учетом социокультурных возможностей территории, внутренних потенциалов развития школы и социального партнерства.
  • Проектирование и реализация модели  деятельности школы как эффективной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Роль общеобразовательных дисциплин в контексте новых образовательных стандартов для системы НПО и СПО

В условиях становления  современного  рынка труда,   предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений как никогда возрастает наша роль,...

Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов

Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

Выступление на педсовете по теме: «Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения»

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...