Главные вкладки

    Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
    статья по музыке по теме

    В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

    Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon koncepciya_patriotich._vosp._na_urokah_muz..doc126 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок музыки в  классе.

    Урок музыки в  классе.

      Учитель музыки ГБОУ СОШ № 780

    Соколова Галина Валерьевна

    Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

                                          2011-2012 учебный год

      «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

         Важнейшим свойством музыкального искусства является коммуникативность. Более всего урок музыки как урок искусства располагает к человеческому общению. Музыкальное искусство высоко порядочно по своей природе. Музыка может одарить яркими  впечатлениями, погрузить в  переживания так, что память об этом долго будет жить в человеке.   Чем более доверительные отношения между учителем и учениками,  тем успешнее будет процесс развития в детях чувств  высшего порядка, которые мы называем нравственностью. Без осознания,  что такое мораль и нравственность не будет никаких предпосылок к развитию чувства любви к Родине. Безусловно, на уроках музыки я всегда уделяла внимание развитию чувства патриотизма у детей, но это было связано с тематизмом  уроков, как бы естественно вытекало из музыкального материала. Изучая арию Сусанина, мы говорили с учениками о  подвиге главного героя оперы М.И.Глинки, о любви к Родине. В школах всегда были праздничные мероприятия, концерты, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы, годовщинам битвы под Москвой и Сталинградской битвы,  но поскольку окружающая действительность была наполнена памятью о наших  ветеранах, не было необходимости говорить об этом на каждом уроке музыки. Теперь всё изменилось, ребята редко видят и слышат в средствах массовой информации о том, как мы гордимся нашими защитниками - ветеранами Великой Отечественной войны, помним о них, стараемся быть похожими на них, но часто видят другую информацию - о нападениях на ветеранов, об осквернении памятников. Это стало, к сожалению, привычным, редко вызывает общественный резонанс. Поэтому главную роль в возвращении нашей молодёжи активной гражданско-нравственной позиции должна взять на себя именно школа.

       Что может сделать учитель музыки? Прежде всего, самому занять эту активную гражданскую позицию и учить своих учеников быть гражданами своей Великой страны на  КАЖДОМ  уроке музыки. Учителю нельзя быть равнодушным, нужно поставить перед собой ясную цель, тем более что эта цель благородная, и не забывать, что с нами музыка, которая несёт и общественно - преобразующую функцию.

       Так как я учитель- практик, то  далее я хочу поделиться опытом своей работы по патриотическому воспитанию средствами музыкального искусства.    Нескончаемым источником вдохновения для моей работы является музейный комплекс нашей школы. Экспозиция музея посвящёна  4-й Гвардейской армии. В залах нашего школьного музея я провожу уроки музыки, посвящённые знаменательным и памятным событиям истории Великой Отечественной войны. Уроки проходят в особой, трепетной, торжественной обстановке. Ребята  уходят с урока окрылённые. Таких уроков может быть  2-3 в учебном году, но не более, иначе нельзя. Не должно быть  никакой назидательности, поучительности. Уроки музыки в музейных залах школы должны потрясти учеников, к ним надо долго и тщательно готовиться, а патриотическое воспитание должно осуществляться на каждом уроке музыки,  поэтому кабинет музыки я оформила как музей патриотической солдатской песни. Экспозиция музея в кабинете музыки  посвящается песням воинов-интернационалистов. На стендах в кабинете музыки фотографии, тексты  стихов, ставшими песнями, истории создания песен, биографии авторов самодеятельной песни. Эти песни немного ближе к  мироощущению ребят, чем песни  военных лет. Собрана и постоянно пополняется аудио- и видеотека с записями выступлений  авторов-исполнителей Валерия Петряева, Александра Карпенко, Виктора Верстакова, Валерия   Ковалёва, Валерия Буркова, ВИА «Каскад», ВИА «Голубые береты», Юрия Слатова и др. Ребята при просмотре видеоматериалов очень заинтересованно смотрят  на незнакомцев в десантной форме, с боевыми орденами на груди. Сначала им просто любопытно, потом постепенно ребята начинают понимать смысл песен. Все песни о Родине, о солдатском подвиге, о мужестве. Ученики осознают - чем нам интересны солдаты и офицеры, авторы патриотических песен. У них была и есть гражданская позиция, убеждённость, идеалы, они могут быть примером для них, потому, что каждый из них - Личность. Я надеюсь, что у нас получится пригласить некоторых  авторов-исполнителей в нашу школу.     Затем ученики включаются в поисковую работу, вовлекаю ребят я своим примером. Я нахожу в интернет-магазинах  сборники стихов воинов-афганцев, заказываю их для музея. Прошу учеников мне помочь в поиске интересных материалов об истории солдатской самодеятельной песни. В дальнейших наших планах расширение экспозиции и пополнение её песнями Великой Отечественной войны. В музейном комплексе нашей школы есть стенд, посвященный воинам – интернационалистам. Мы с ребятами готовимся к открытому уроку в музее школы по теме: «Время выбрало нас». Большое значение в патриотическом воспитании средствами музыкального искусства имеет проектная деятельность.  В 2009-2010 учебном году  ученики пятого класса сделали проект по теме: «Симфония нашей победы». Мультимедийный проект создан специально для музейного комплекса школы, где есть стенд Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония». Теперь материалы этого проекта пополнили экспозицию нашего музея и используются для уроков музыки, которые проходят в школьном музее.  Большое значение для патриотической работы имеют встречи с ветеранами - фронтовиками и тружениками тыла, которых мы всегда рады видеть в нашей школе, приходят к нам в гости и воины - интернационалисты, воевавшие в Афганистане.       Хочу предложить вниманию коллег планы уроков музыки в 1-8 классе, которые можно провести в школьных музеях, а так же несколько разработок уроков музыки, которые наглядно иллюстрируют мою концепцию патриотического воспитания на уроках музыки.  

    Урок музыки в 8 классе.

    Тема урока: «Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича».

    Цели и задачи урока: познакомить ребят с творчеством композитора Д.Д.Шостаковича, рассказать о значении Седьмой симфонии в нашей Победе, способствовать развитию нравственной культуры учащихся, формированию знаний об исторических фактах.

    Место проведения урока: музей школы, стенд, посвященный Д.Д.Шостаковичу.

    Форма урока: музейно-патриотическая работа.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Подготовка урока: ученики 5 класса защищают свой проект по этой теме, начало урока у стенда Д.Д.Шостаковича, продолжение урока в зале гражданско-патриотического воспитания, ноутбук, проектор.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Рассказ учеников 5 класса экскурсоводов школьного музея о стенде, посвященного Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.
    3. Защита проекта учениками 5 класса. Тема проекта «Симфония нашей Победы».
    4. Звучат аудио, видео материалы той эпохи. Ребята читают стихи, рассказывают о своих поисках и открытиях в рамках изучения данной темы. Вопросы, беседа.
    5. Обсуждение проекта, замечания, пожелания, советы старших товарищей.
    6. Ученики 8 класса в письменной форме записывают свои оценки выполненной работы, замечания и вопросы, которые, по их мнению, были недостаточно освещены в проекте.

    7. Обобщение (вывод) урока.


    Урок музыки в 7 классе.

    Тема урока: « Афганистан болит в моей душе».

    Цели и задачи урока: знакомство ребят с историей нашей страны, с песенным творчеством воинов-интернационалистов, служивших отечеству в Афганистане.

    Место проведения урока: музейный комплекс школы, стенд воинов-«афганцев».

    Форма урока: музейно-патриотическая работа.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Подготовка урока: доклады ребят, подготовленные заранее по теме урока. Ученики 7 класса - экскурсоводы музей готовят рассказ об экспозиции стенда. Ребята заранее учат стихи Александра Стовбы, погибшего в Афганистане.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Встреча с ветеранами-«афганцами». Беседа.
    3. Рассказ экскурсоводов- учеников 7 класса о музейном стенде и его экспозиции.
    4. Рассказ учителя об истории создания группы «Голубые

    береты». Слушание песен этой группы: «У опасной черты» С.Яровой,       А. Решетников, «Память» Олега Гонцова.

    1. Рассказ учителя о самодеятельных музыкальных коллективах воинов-«афганцев». Группа «Каскад». Слушание песни «Кукушка» Ю.Кирсанов, В.Кочетков.
    2. Ученики 7 класса читают стихи А.И. Стовбы.
    3. Звучат песни, написанные воинами-интернационалистами: « Прости, моя мама». В. Буркова. « Ордена не продаются» Ю. Слатова.
    4. Обобщение (вывод) урока.

    Урок музыки в 6 классе.

    Тема урока: «Поэзия и музыка войны».

    Цели урока: Оптимизация учебного процесса, воспитание духовно-нравственной позиции школьников.

    Задачи урока: Развитие чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к культуре своего народа, знакомство учащихся с военной поэзией К. Симонова, которая зазвучала в музыке русских композиторов.

    Место проведения урока: музейный комплекс школы 780, стенд, посвященный К. Симонову.

    Форма урока: музейно—патриотическая работа.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Подготовка к уроку: выученная заранее песня: «Песенка военных корреспондентов». Подготовленные доклады о жизни и творчестве поэта. Выученное наизусть стихотворение «Жди меня».

    План урока.

    1 Организационный момент.

    2. Слушание и обсуждение стихотворения К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»

    3.Знакомство с материалами докладов ребят о творчестве К.Симонова и его работе в газетах «Боевое Знамя» и «Красная Звезда».

    1. Ребята читают стихотворение «Жди меня». Беседа.
    2. Слушание песни Матвея Исааковича Блантера « Жди меня» на стихи Симонова.
    3. Слушание и обсуждение песни К.В.Молчанова «Жди меня» из оперы «А зори здесь тихие». Анализ услышанных произведений.
    4. Исполнение под фонограмму «Песенки военных корреспондентов». Муз. М. Блантера, ст. К.Симонова»

    8.Обобщение (вывод) урока.


    Урок музыки в 5 классе.

    Тема урока: «Он не вернулся из боя».

    Цели и задачи урока: воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся. Определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

    Место проведения урока: музейный комплекс школы, третий зал, стенд В.С.Высоцкого.

    Форма урока: музейно-патриотическая работа.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Подготовка урока: заранее выученные на уроках музыки песни В. Высоцкого-

    «Он не вернулся из боя», «Братские могилы». Заранее подготовленные доклады ребят

    о жизни и творчестве В. Высоцкого.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Рассказ учителя о стенде школьного музея, посвященного творчеству B.C. Высоцкого.
    3. Доклады ребят о жизни и творчестве поэта и актёра.
    4. Звучат песни Высоцкого в исполнении автора: «Сыновья уходят в бой»,        «Мы вращаем землю». Беседа.
    5. Исполнение песен учениками 5 класса. Звучат песни «Братские могилы» и «Он не вернулся из боя».
    6. Доклады ребят о жизни и песенном творчестве В.С.Высоцкого. Обсуждение, Беседа.
    7. Слушание песни «Песня самолёта- истребителя» в исполнении автора.
    8. Обобщение (вывод) урока.

    Урок музыки в 4 классе.

    Тема урока: « Майский вальс».

    Цели и задачи урока: расширить знания учащихся об освобождении Вены бойцами и командирами 4 Гвардейской армии, научить уважать свою Родину и гордиться ею, формировать знания об исторических фактах, любознательность, чувство ответственности за судьбу страны.

    Место проведения урока: музейный комплекс школы. Первый зал. Стенд Взятие Вены.

    Форма урока: музейно-патриотическая работа. Тип урока: изучение нового материала.

    Подготовка к уроку: доклады по теме урока сделанные учениками 4 класса под руководством классного руководителя, песня И. Лученка «Майский вальс» заранее выученная на уроках музыки. Гимн юногвардейцев школы, заранее выученный на уроках музыки.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Рассказ учителя об экспозиции стенда музея.
    3. Доклады учащихся 4 класса по теме урока. Обсуждение, вопросы к докладчикам.
    4. Слушание Вальса И.Штрауса из оперетты «Летучая мышь» Беседа.
    5. Просмотр слайдшоу про современную Вену.
    6. Звучит музыка Моцарта. Кадры военной хроники. Обсуждение.
    7. Исполнение песни И. Лученка «Майский вальс».
    8. Исполнение Гимна юногвардейцев школы 780. Беседа об этой молодёжной организации.

    9. Обобщение (вывод) урока.


    Урок музыки в 3 классе.

     Тема урока: «Битва за Москву».

    Цели и задачи урока: Формирование гражданственности, развитие у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, национальных традиций, нравственных установок.

    Место проведения урока: музейный комплекс школы, стенд, посвященный битве под Москвой.

    Форма урока: урок-концерт.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Подготовка к уроку: ученики-экскурсоводы 6 класса готовят заранее экскурсию по теме « Битва за Москву». Ученики 6 и 3 класса на уроках музыки заранее учат песню «Моя Москва» И.О.Дунаевского, ученики 6 класса учат заранее песню А.Н.Пахмутовой « Передний край» и песню О.Газманова «Москва». Ученики 3 класса заранее учат с классным руководителем стихи о Москве.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Экскурсия по теме «Битва за Москву, « которую проводят ученики-экскурсоводы из 6 класса.

    3. Исполнение учениками 6 класса песни А.Н.Пахмутовой «Передний край». Беседа.

    4. Рассказ учителя об истории создания песни «Моя Москва» И.О.Дунаевского. Исполнение песни учениками 3 и 6 классов.

    5. Продолжение экскурсии по теме урока. Беседа и вопросы по теме учеников.

    6. Ученики 3 класса читают стихи о Москве. Совместное исполнение песни О.Газманова «Москва».

    7. Обобщение (вывод) урока.


    Урок музыки во 2 классе.

    Тема урока: «Сталинградская битва».

    Цели и задачи урока: Создать условия для продолжения работы по формированию гражданских и патриотических качеств учащихся через обращение к памяти о Великой Отечественной войне. На конкретных фактах и примерах показать, что небывалый в истории подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству.

    Место проведения урока: музейный комплекс школы, стенд, посвященный Сталинградской битве.

    Форма урока: урок- концерт.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Подготовка к уроку: урок проводят экскурсоводы нашего музея, ученики 7 класса.

    Ученики 7 класса заранее учат с учителем музыки песни: «Москва» О.Газманова, «Где-то под Бекетовкой» 1 куплет, стихи «Сталинградские частушки», «Эта песня о войне» А.Н.Пахмутовой.

    Ученики 2 класса заранее учат припев песни О.Газманова «Москва».

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Рассказ о Битве за Сталинград учеников 7 класса, экскурсоводов нашего музея.
    3. Рассказ учителя о композиторе А.Н.Пахмутовой и её военном детстве.
    4. Исполнение песни А. Пахмутовой «Где-то под Бекетовкой» учителем и учениками 7 класса. (1 куплет). Слушание песни в исполнении Л.Г.Зыкиной. Беседа.
    5. Продолжение экскурсии. Ученики 7 класса исполняют стихи Сталинградских частушек, написанных защитниками Сталинграда. Обсуждение.
    6. Завершение экскурсии и исполнение учениками 7 класса песни А.Н.Пахмутовой на слова Н.Н.Добронравова «Эта песня о войне».
    7. Обобщение (вывод) урока и совместное исполнение песни О. Газманова «Москва».

    Урок музыки в 1 классе.

    Тема урока: « Песни, опалённые войной».

    Цель урока: воспитание нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

    Задачи урока: знакомство с песнями военных и довоенных лет, получивших новое звучание в годы Великой Отечественной войны.

    Место проведения урока: музейный комплекс школы. Первый зал.

    Форма урока: музейно-патриотическая работа.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Подготовка к уроку: выученные заранее песни: «Три танкиста», «Фонарики».

    План урока.

    1. Организационный момент.
    1. Обсуждение экспонатов стенда, посвященного началу Великой Отечественной войны.
    2. Слушание песни А.В.Александрова «Священная война», сл.В.И. Лебедева- Кумача.
    1. История создания и первого исполнения песни. Беседа.
    1. Исполнение песни братьев Покрасс на стихи Б.Ласкина «Три танкиста».
    2. Путешествие по залу музея и исполнение песни Д.Д.Шостаковича на сл. М Светлова «Фонарики».
    3. Слушание песни Д.Ф.Тухманова на сл. В. Харитонова «День Победы». Участие в исполнении.
    1. Обобщение (вывод) урока.

    Конспект урока музыки в 7 классе

    Учитель: Соколова Г.В.

    1 триместр, 5 урок.

    6 октября 2011 г.

    Тема урока: «Героические образы в музыке».

    Цели урока: Формирование у учащихся представлений о художественной картине мира. Овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях. Обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождения при этом оригинальных решений.

    Задачи урока: Наблюдения за особенностями развития музыкальных образов в музыкальном произведении,  умение воплощать своё отношение в слове.

    Использование современных образовательных технологий:  Компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.

    Использование электронных образовательных ресурсов, созданных самостоятельно: портреты Бетховена, Гёте. Видео  исполнения увертюры «Эгмонт» симфоническим оркестром. Дирижёр Герберт фон Кароян.

                                                         План урока:

    1.Организвционный момент.

    2. Слушание музыки. Музыкально – теоретический раздел. Бетховен увертюра «Эгмонт».

    3. Вокально-хоровая работа. А. Варламов «Подари улыбку миру». Работа над песней.

    4. Слушание музыки. Беседа. Неофициальный гимн воинов – интернационалистов. Ю.Кирсанов «Кукушка».

    5. Обобщение (вывод) урока.

                                                        Ход урока:

    Сегодня мы познакомимся с героическими образами в музыке, как вы думаете, с творчеством какого композитора мы встретимся на уроке? Беседа. Самый «героический»  композитор – это Бетховен. В 1810 году он сочинил самостоятельное музыкальное произведение, а не вступление к какому – либо произведению (как переводится с французского слово увертюра). В  музыке рассказывается о подлинных исторических событиях 16 века. Маленькая страна Нидерланды под игом жестоких завоевателей – испанцев. Народ страдает, но поднимает восстание, которое возглавил граф Эгмонт. Восстание подавлено, Эгмонт попал в плен и казнён, но жертвы были не напрасны. В 1576 году восставшие победили, а в 1609 году Испания признала независимость  части Нидерландов. Сейчас я рассказала вам не только историческую правду, но и программу  увертюры. Это программное произведение. Слушаем музыку, смотрим на экран. Мы не  только услышим, но и увидим, как рождается музыка. Задание на слушание музыки: как вы услышали программу произведения, может быть, вы услышали что–то своё. Возможно ли это? Услышать в музыке что–то своё, понять её иначе, чем задумал композитор? Обсудим это после просмотра. Слушание. Беседа. Немецкий композитор Бетховен в своей музыке затрагивал проблемы мирового масштаба, он масштабно, широко мыслил. В нашей песне «Подари улыбку миру» тоже есть масштаб и размах или нет? Беседа о содержании песни. Работа над песней. Какие образы в музыке бывают? Героические, лирические и многие другие. К каким образам  мы можем отнести эту песню? Звучит фрагмент песни Ю.Кирсанова «Кукушка». Беседа. Юрий Иванович Кирсанов офицер российской армии, молодым капитаном попал в Афганистан. В условиях активных боевых действий, сочинял стихи, мелодии, получались песни. Юрий Иванович рассказал в интервью о том, что он переписывался с американским ветераном боевых действий во Вьетнаме. Однажды Кирсанов спросил у американского офицера, сочиняли ли американские солдаты и офицеры песни и стихи во Вьетнаме? Тот ответил, что нет, и добавил, что только славяне могут сочинять песни под пулями. Эта песня родилась в бою. Я хочу показать вам сборник « Из пламени Афганистана» я недавно его приобрела для нашего музея патриотической песни в букинистическом Интернет – магазине. В сборнике я нашла стихи поэта – фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны Виктора Кочеткова. Я прочитаю вам одно стихотворение из этого сборника. Оно называется «Весь просвечен заревой покой ». Сборник стихов Виктора Кочеткова взял с собой в Афганистан молодой капитан Юрий Кирсанов. По рассказам Юрия Ивановича, он изменил некоторые строчки, что–то добавил, что–то убрал из этого стихотворения, сочинил мелодию – и получилась песня «Кукушка», которая стала неофициальным гимном воинов – афганцев. Смотрим видео. Юрий Кочетков исполняет свою песню. Беседа об образе песни. Лирическая или героическая? Обобщение (вывод урока).  

    Конспект  урока музыки в 6 классе.

    Учитель:  Соколова Г.В.

    28 сентября 2011 г.

    1 триместр, 4 урок.

    Тема урока: «Когда нам нужна музыка. Опера С.С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».

    Специфика урока: Сочетание традиционного урока с инновационной  образовательной технологией: «Духовно - нравственного патриотического воспитания на каждом уроке музыкального искусства».

    Цели урока:  философско-эстетическое осмысление учащимися предназначения музыки и её места  в жизни общества. Выявление личностно - значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека.

    Задачи урока: Ознакомление учащихся с историей создания последней оперы С.С.Прокофьева. Ознакомление учащихся с историей создания гимна десантников. Научить выявлять общее и особенное при сравнивании музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях.

    Использование современных образовательных  технологий: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, проигрыватель CD- audio дисков.

    Использование электронных образовательных ресурсов: Фотографии  С.Прокофьева, А.П.Маресьева,  видеофрагмент фильма «Повесть о настоящем человеке», видео выступления  Ю. Слатова. Песни «Синева» и «Ордена не продаются». Видеоматериалы урока находятся в приложении на диске.

    План урока:

    Организационный момент.

    Слушание музыки. Беседа. С.С.Прокофьев - Сцена  из оперы «Повесть о настоящем человеке».

    Вокально-хоровая работа. В.Е.Баснер. сл. М.Л.Матусовского «На безымянной высоте».

    Слушание музыки. Беседа. Группа «Голубые  береты» Песня Юрия Слатова на слова С. Ильева «Синева». Песня Ю.Слатова «Ордена не продаются».

    Обобщение (вывод) урока.

    Ход урока.

    Мы сегодня подумаем, обсудим, поговорим о такой проблеме: если человек - герой, то какого жанра музыки он достоин? В каком жанре композитор должен рассказать нам о нём? Сергей Сергеевич Прокофьев посвятил свою последнюю оперу (восьмую) настоящему человеку. Звали этого человека Алексей Петрович Маресьев, Он был лётчик - истребитель и 4 апреля 1942 года был сбит в воздушном бою в районе Старой Русы. Раненый, он 18 суток полз к «своим». В госпитале ему ампутировали голени ног. Очнулся он в палате, рядом медсестра, она хочет его утешить, но как? Какие бы вы нашли слова?

    Что можно сделать, придумать в такой ситуации? Она придумала. Спела ему русскую народную песню о соловушке, которому не поётся в неволе. (На экране текст песни). Помогла ли эта песня Алексею? Слушаем сцену из оперы. Беседа. Песня успокоила его, он уснул, а это в данной ситуации было единственным лекарством для его души - сон.

    Либретто Прокофьев написал сам по новелле Бориса Николаевича Полевого (1946 г.). Опера написана в 1948 году, а поставлена через 12 лет в 1960 в Большом театре, в новой редакции. Прокофьев её уже не увидел. Почему так произошло? Легко ли писать о войне? На экране фото С.С.Прокофьева и А.П. Маресьева. Смотрим фрагмент из фильма «Повесть о настоящем человеке». Все видеоматериалы есть в приложении на диске. То, что вы видели - это правда? Здесь показаны события июня 1943 года. Накануне Курской битвы. Почему Алексей смог вернуться в строй? Он совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, 7 из них уже после ранения и возвращения в строй. На экране фотографии стенда «Курская битва» из музейного комплекса школы. Может быть, эта песня об этих событиях? Как вы думаете? Работа над песней Вениамина Ефимовича Баснера на стихи Михаила Львовича Матусовского «На безымянной высоте». Как мечтали эти молодые бойцы, которые выжили в этом бою о том, что никогда больше не будет войны. Но не случилось так и вновь через тридцать лет молодым солдатам пришлось взять в руки оружие. Мы смотрим на стенд, посвященный творчеству Юрия Слатова в нашем кабинете - музее солдатской  песни. Это его песню на стихи С. Ильева десантники считают своим гимном. А родилась эта песня в бою. Смотрим  видеофрагмент. (Есть в приложении на диске). Юрий Слатов и ансамбль «Голубые береты» исполняют песню «Синева». Однажды Юрий Слатов шёл по улице с боевыми орденами на груди, вдруг одна старушка обвинила его в том, что надел он чужие ордена, а этого нельзя делать. Она ничего не знала о войне в Афганистане. Так появилась песня «Ордена не продаются», которую мы сейчас послушаем. Когда же людям нужны песни? В каких жизненных ситуациях? Чему могут, научит нас песни, рожденные в бою?

           

    Конспект урока музыки в 1классе.

    Учитель: Соколова Г.В.

     16 декабря 2010 г.

    2 триместр, 3 урок.

    Тема урока: «Детство, опалённое войной. Детский альбом П.И.Чайковского».

    Специфика урока: Урок проводится в зале нравственно – патриотического воспитания школы в рамках  реализации городской  экспериментальной площадки по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. На уроке присутствуют и принимают в нём активное участие лучшие ученики 7 класса.

    Цель урока: воспитание нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа. Воспитание эмоционально – ценностного отношения  к искусству.

    Задачи урока: Продолжение знакомства с «Детским альбомом» П.И.Чайковского, формирование умений участия в диалоге, умения осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении.

    Использование современных образовательных технологий: Ноутбук, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран.

    Использование электронных образовательных ресурсов, созданных самостоятельно: фотография П.И.Чайковского, титульный лист первого издания «Детского альбома» П.И.Чайковского, фотографии детей, сделанные в годы Великой Отечественной войны. Минусовые фонограммы всех песен, исполняемых на уроке, созданных с помощью программы Sound Forge

    Подготовка к уроку: Заранее выученные песни: А.Н.Пахмутова, «Передний край», Д.Д. Шостакович « Фонарики». Стихи, рассказы о военном детстве родственников учащихся.  

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Музыкально – теоретический раздел и слушание музыки. П.И.Чайковский «Вальс» и «Утренняя молитва».
    3. Конкурс рисунков на тему «Дети и война». Звучат пьесы «Сладкая грёза» и «Похороны куклы».
    4. Стихи, рассказы о войне. Подведение итогов конкурса рисунков.
    5. Вокально-хоровое исполнение. Д.Д.Шостакович «Фонарики». А.Н.Пахмутова «Передний край». Г.А. Струве «Переменка», «Мы сидим за партами впервые».
    6. Экскурсия по залам музея с учениками 7 класса – экскурсоводами.
    7. Обобщение (вывод) урока.

                                                               

    Ход урока.

    Сегодня наш урок проходит в музейном комплексе школы и разговор у нас будет серьёзный. Вы принесли с собой  цветные карандаши для творческой работы. Положите их на стол, они нам скоро понадобятся. Я хочу представить вам лучших учеников 7 класса «А». Эти ребята расскажут нам много интересного об экспозиции нашего музея, ребята споют для вас, а вы подарите им свои песни и стихи, которые вы выучили с классным руководителем. Смотрим на экран. Мы видим портрет хорошо знакомого вам русского композитора Петра Ильича Чайковского. Однажды Пётр Ильич решил сочинить для ребят несколько музыкальных пьес, чтобы ребята слушали музыку, а некоторые даже исполняли её на фортепиано. Сейчас прозвучит одна пьеса из целого сборника – альбома. Вы рисуете в альбомах. Смотрим на экран. Это обложка первого издания сборника. В нём музыкальные зарисовки впечатлений, может быть, даже детских воспоминаний самого композитора. О чём нам расскажет эта музыка? (Звучит фрагмент Вальса из «Детского альбома») Беседа. Музыка рассказала нам о детстве, оно должно быть счастливым. А вот у этих ребят, чьи фотографии вы видите сейчас на экране, не было счастливого детства. (Фотографии даны в приложении на диске). Мы видим фотографию маленького мальчика, у него в руках игрушечное  ружьё, он мечтает, скорее, вырасти, чтобы пойти на фронт и воевать вместе с отцом, а у этого мальчика в руках настоящий автомат, он уже воюет в партизанском отряде. Посмотрите внимательно на лицо этого ребёнка, он много пережил. Разве у детей должны быть такие лица? Ученица 7 класса расскажет вам о военном детстве своей бабушки. (Слушаем рассказ). А эта фотография сделана в Московском метро на станции Маяковская. Эти дети стоят в очереди за молоком, часто воздушная тревога длилась много часов и дети вместе с мамами и бабушками сутки находились на станциях метро, ставших бомбоубежищами. Фашистские самолёты бомбили наш город и сбрасывали зажигательные снаряды на крыши домов. В нашем музее есть такие экспонаты, мы их сегодня увидим, эти зажигалки.  Но на крышах домов дежурили москвичи с фонариками, а бомбили чаще всего по ночам, в рукавицах, вооружившись специальными щипцами, они тушили зажигательные снаряды. Ученики первого класса исполняют песню Д.Д. Шостаковича «Фонарики». В нашем музее есть стенд, посвящённый подвигу этого композитора. Нет, он не воевал, врачебная комиссия  не пустила его на фронт. Дмитрий Дмитриевич сочинял музыку о нашей борьбе и нашей победе. Ученики 7 класса исполняют песню А.Н.Пахмутовой «Передний край». Эта песня о Битве под Москвой. Композитор Александра Николаевна Пахмутова жила в пригороде Волгограда, её детство опалила война. Предлагаю вам выразить своё отношение  к нашей беседе в своих рисунках. Тема: Детство и война. Ребята рисуют. Звучат пьесы из «Детского альбома». «Утренняя молитва», «Похороны куклы», «Сладкая грёза». Ученики 7 класса помогают первоклассникам, оценивают их работы, которые ребята дорисуют дома и будет оформлен стенд.

    Обобщение (вывод) урока:

    Ученики 1 класса читают стихи о войне. Мы сегодня говорили о не очень весёлых вещах, мы вспоминали о войне, почему? Мы живём в мирное время. Беседа. Как думают первоклассники? Как думают семиклассники? Мы поём песни о нашем счастливом мирном детстве, но о том, что было в нашей истории, о детях, чьё детство испепелила война, мы не можем, не имеем права забыть. Ученики первого класса исполняют песни  Г.А.Струве « Это переменка» и «Мы сидим за партами впервые». Экскурсия по музею. Стенд с зажигательными снарядами, фонарики военного времени, стенд, посвященный  Седьмой симфонии Д.Шостаковича.

     

    27 декабря 2011г.

    Открытый урок музыки в 5 «Б» классе.

    Тема урока: «Когда поют солдаты».

    Место проведения урока: Кабинет музыки – музей солдатской песни.

    Цели и задачи урока:

    1.Формирование у учащихся гражданской ответственности, духовности и  нравственной культуры.

    2.Формирование у учащихся уважительного отношения к исторической памяти своего народа, ответственности за судьбу своей страны, формирование знаний об исторических фактах.

    Оборудование урока:

    Компьютер, презентация урока на жёстком диске, телевизор, проецирующий данные с монитора.

    На уроке присутствовал воин – интернационалист Кузин П.Н., директор школы и психолог школы.

    Ход урока:

    27 декабря 1979г. под Новый год начались активные боевые действия Советских  войск в республике Афганистан. Наши войска пришли в Афганистан по просьбе афганского правительства. В этот день, 32 года назад, наши солдаты вступили в первый бой и были первые потери. В нашем школьном музее есть стенд, посвящённый полковнику, Герою Советского Союза Григорию Ивановичу Бояринову, начальнику отряда специального назначения, погибшему при штурме дворца Амина в этот первый день. Полковник запаса Кирсанов Юрий Иванович, попавший в Афганистан 29-летним капитаном, сочинил об этом грустном дне песню «В декабре зимы начало». Послушаем её стоя и почтим память погибших соотечественников.  Звучит песня (на экране – памятник воинам – интернационалистам на Поклонной горе).  Ю.И.Кирсанов начал воевать летом 1980г., с собой он взял сборник стихов поэта-фронтовика Виктора Кочеткова, в этом сборнике есть стихотворение «Весь окрашен заревой покой». Ю.И.Кирсанов немного переделал эту песню, сочинил мелодию -  и получилась песня, ставшая неофициальным гимном воинов-афганцев. Звучит песня «Кукушка»  в исполнении автора. Смотрим видео. Исполняем песню «Кукушка». Ещё одна песня Ю.И.Кирсанова была любима воинами- интернационалистами «Над горами кружат вертолёты». Смотрим видео.  Группа «Голубые береты»- концертный ансамбль ВДВ дала свой первый концерт 19 ноября 1985г. в Афганистане, в  солдатском клубе 350 гвардейского десантного полка, по сей день её руководителем является полковник Сергей Яровой. Сейчас прозвучит песня «Синева» муз. Здравкова, ст. Алёхина. Песня является неофициальным гимном десантников. Смотрим видео. Через Афганистан прошло 620 тысяч советский военнослужащих, потери наши, по официальным данным, составили: более 15 тысяч человек. Почтим их память песней. Эта песня не об Афганистане. Она о солдатской службе. Исполняем песню Анатолия Иванова «Поле».  Наш гость рассказал ребятам о своей службе в республике Афганистан, о том, какое значение имели для солдат и офицеров песни, рассказывающие о военных буднях и подвигах, о Родине, и о доме. Павел Николаевич рассказал, какие песни звучали и были популярны у наших воинов. Затем наш гость ответил на вопросы ребят.

    Обобщение (вывод) урока: Мы собрались сегодня здесь, чтобы вспомнить, чтобы узнать, чтобы задуматься о том, какое место в нашей мирной жизни занимает патриотическая песня. Песни, которые воевали вместе с нашими солдатами и офицерами в Афганистане и сейчас нужны нам – тем, кто там не был, кто до этого урока и не задумывался о тех событиях. Для чего? Как вы думаете?

     

       

     

    Используемая литература:

    1. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа». Сост. Е.С. Савинов. Москва, «Просвещение», 2010 г.

    2. «Планируемые результаты начального общего образования». Москва. «Просвещение», 2011 г.

    3. В.Н.Холопова  «Музыка как вид искусства» Санкт-Петербург, 2000 г.

    4. А.В.Копылова «Технология урока искусства». Москва, ООО «Тач Маркетинг», 2004 г.

    5. «Это гордое слово-Победа!» Москва, МИОО. ОАО «Московские учебники», 2009 г.

    6. «О преподавании образовательной области «Искусство». Москва, МИОО, «Московские учебники», 2006 г.

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

    В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

    "Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеклассной работе" 1-7 класс

    В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников и их социокультурной творческой самореал...

    Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

    Учебная деятельность ребёнка формируется под влиянием потребностей, которые находят отражение в  мотивах. Поэтому формирование мотивов учебной деятельности учеников...

    Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки начальной школы

    "Она вся - порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нерв...

    Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки

    Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических ...

    Патриотическое воспитание на уроках музыки

    Патриотическое воспитание на уроках музыки...

    Эссе "Патриотическое воспитание на уроках музыки"

    Проблема патриотического воспитания очень остро стоит в учебно-воспитательной жизни образовательных учреждений. Эта тема актуальна всегда. Музыка  одна из ведущих учебных дисциплин, направленных ...