Патриотическое воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности
статья по музыке

Цах Ирина Вячеславовна

Статья посвящена патриотическому воспитанию – одной из основных задач педагогики. Любая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. 

Педагогу необходимо искать, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx18.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цах И.В.

Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной

деятельности

Патриотическое воспитание – одна из основных задач педагогики. Любая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям.

Педагогу необходимо искать, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).

На уроках музыки в воспитании школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить три задачи нравственного воспитания. Это:

а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;

б) развитие нравственных качеств таких как :гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.;

в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.).

Основные методические принципы и методы, которыми я руководствуюсь в своей работе, предложены авторами программы “Музыка” для 1-8 классов начальной и средней школы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Это увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, сходство и контраст, интонационность, а также:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод сопоставления музыкального материала;

метод обобщения.

Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах, и находит своё отражение на таких уроках, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. Перед учениками раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к петровским кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов.

Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом. 

Опыт показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

 Работа в этом направлении продолжается и во внеурочной         деятельности. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсах, концертах, фестивалях и других мероприятиях.

Музыкальный репертуар широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. Одной из любимых песен творческого коллектива учащихся нашего Лицея стала песня  Анны Петряшевой «Я хочу, чтобы не было больше войны». Эту песню ребята исполнили на празднике, посвященному Дню победы, она же была включена в видеоролик, созданный в рамках проекта «Взаимообучение городов»(ссылка на запись прилагается).

Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому, на мой взгляд, данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки, а также поможет в организации внеклассной работы в школе.

Приложение. Ссылка https://disk.yandex.ru/i/IOatwI2I8yHnIQ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности"...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего времени. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами....

Патриотическое воспитание обучающихся через учебную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к свое...