Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
проект по обж на тему

Синицин Николай Александрович

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школь­ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди­ну и народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого.

К сожалению, в конце ХХ века патриотиче­ское воспитание практически сошло на «нет», этому способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути раз­вития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, разрушение накопленного опыта.

На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежден­ных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают уче­ные–исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Чтобы пробуждающиеся силы подрастающего организма не могли найти свое применение в при­мыкании к антиобщественным организациям, поток кото­рых год от года растет, нужно воспитыватьпатриотизм в будущем  поколении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx116.01 КБ

Предварительный просмотр:

444

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №136»

603065, г. НИЖНИЙ НОВГОРОД, ул. ДЬЯКОНОВА, Д. 1Б, тел/факс. 253–53–09, тел. 253–29–46

 

ТЕМА: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ  И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выполнил:

преподаватель – организатор ОБЖ

первой категории Синицин Н. А.

Нижний Новгород

2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Глава 1. Педагогические основы патриотического воспитания.        5

Глава 2. Система работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности по патриотическому воспитанию школьников        8

2.1. Патриотическое воспитание через урочную деятельность        8

2.2.  Роль кабинета Обж в патриотическом воспитании        10

2.3. Работа по патриотическому воспитанию учащихся во внеурочной деятельности        11

Глава 3. Результативность опыта        13

Глава 4. Эффективность учебной и внеурочной деятельности по реализации патриотического воспитания школьников        16

Заключение        18

Литература        19

Приложение…………………………………………………………………………….20


ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

К сожалению, в конце ХХ века патриотическое воспитание практически сошло на «нет», этому способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, разрушение накопленного опыта.

На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают ученые–исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Чтобы пробуждающиеся силы подрастающего организма не могли найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет, нужно воспитыватьпатриотизм в будущем  поколении.

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.

Цель данной работы – описать современные методы, приемы, подходы, используемые в учебно– воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через урочную и внеурочную деятельность преподавателя – организатора ОБЖ в общеобразовательной школе.

Задачи:

  • определить принципы патриотического воспитания;
  • выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников;
  • показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе;
  • практическое применение полученных знаний.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников на уроках ОБЖ, во внеклассной и внешкольной деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Гипотеза исследования: патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:

  • найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;
  • процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно, диверсификационно и интегрировано;
  • воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.

Методы исследования:

  • наблюдение за деятельностью школьников,
  • беседы;
  • анкетирование;
  • практическая деятельность.

 


Глава 1. Педагогические основы патриотического воспитания.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза привел к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.

В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо у него формировать. Происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового, российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

В последнее время слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.

В учебниках по политологии Российский патриотизм определяется как отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. В «Толковом словаре русского языка»[1] значение слова патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, апатриот - как человек, проникнутый патриотизмом; человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание. Главным результатом патриотического воспитания учащихся должно стать развитие нравственной и гражданской ответственности личности, сознательное предпочтение добра как принцип взаимоотношений между людьми.

В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Систему задач патриотического воспитания граждан:

  • воспитания у них любви к Отечеству, российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
  • глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям (мир, безопасность, свобода, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности).

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию.

К принципам патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности по ОБЖ мы относим направленность воспитания на:

  • укрепление единства и целостности Российской Федерации
  • учет в воспитании особенностей различных категорий населения (младших школьников, подростков, старших школьников и т.д.);
  • сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
  • формирование у каждого нового поколения национального самосознания, готовности защитить Родину.

Патриотическое воспитание в современной школе должно вестись систематически, комплексно на всех уроках и внеклассных занятиях, через интеграцию предметов. Среди принципов патриотического воспитания школьников должна иметь место диверсификация, то есть непрерывность от дошкольных групп до выпускников средней школы.


Глава 2. Система работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности по патриотическому воспитанию школьников

2.1.Патриотическое воспитание через урочную деятельность

Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых понятием «патриот». Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках, и в конечном счёте оказаться победителем как злой стихии, так и врага.

Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо еще в дошкольном возрасте. И я, соблюдая преемственность, продолжаю решать эту задачу, начиная со среднего звена, используя различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности учащихся. Например, в 5 классе в разделе «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре» обучающиеся выполняют творческие работы на тему: «Герои пожарные», в которых используют конкретные примеры из реальной жизни. Дети самостоятельно делают выводы о качествах, которыми должен обладать человек по профессии пожарный.

В курсе 6 класса при изучении раздела «Автономное существование человека в природных условиях», используя межпредметные связи, например, читая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, на примере художественного произведения у школьников создаётся образ настоящего героя и одновременно решаются учебные задачи урока.

Патриотизм - это чувство любви к своему народу. В курсе 7 класса, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера» на обобщающем уроке потеме «Люди, призванные спасать», ребята приводят примеры из жизни о работе спасателей.

Данный урок удачно сопровождается просмотром видеосюжетов о работе спасателей, что позволяет создать зрительный эмоциональный образ, который остаётся у ребёнка в памяти навсегда.

Выработать у учащихся потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу – вот конечный и наилучший результат урока.

Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8 классе, в частности, темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» даёт огромную возможность олицетворять патриотизм с любовью к своей Родине. Ролевой урок-конференция посвящается Чернобыльской трагедии. Школьники готовятвыступления о героях ликвидации радиационных аварий и катастроф, о подвигах чернобыльцев, ветеранах подразделений особого риска в борьбе с невидимой опасностью. А заканчиваются такие уроки ярко и эмоционально: чтением стихов о Чернобыльской аварии, о героях – патриотах своего Отечества.

Технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы. Это методы преимущественно обучающего свойства (устного изложения и обсуждения патриотического знания, самостоятельной работы, практических упражнений и др.), а также непосредственно воспитательного характера (убеждение, призыв). Формы патриотического воспитания комплексно интегрируют в себе формы обучения (лекции, рассказ, семинар, групповая дискуссия на патриотическую тему, создание ситуаций и решение задач практического характера, проблемные вопросы и т.д.).Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентовинформации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", Сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике, виртуально изменит ход истории. Поэтому я во время урока постоянно предоставляю ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом мне оказывают новые информационные технологии.

Во время проведения нестандартных уроков осуществляется работа всех каналов восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Результатом такой работы является качественное усвоение материала учащимися. Нестандартные уроки интересны, так как повышают мотивацию к изучению предмета, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Каждый урок, на мой взгляд, должен быть построен таким образом, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Это достигается использованием деятельностного подхода. Уроки-лекции, семинары, конференции, ролевые, интегрированные и другие формыуроков совершенствуют творческие способности детей, повышают интерес к предмету, расширяют их кругозор, развивают мыслительную активность и коммуникабельность. Поэтому я рационально использую в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки учащихся. Мои ученики умеют размышлять над прочитанным материалом, активно участвуют в обсуждении проблемы, аргументируют свои выступления.

                За последние три года моей работы преподавателем-организатором ОБЖ наблюдается позитивная динамика результатов  воспитания и обучения учащихся.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint, пользоваться Интернетом, иметь свой сайт, быть активным участником дистанционных конкурсов, олимпиад.

Электронный образовательный ресурс позволяет использовать тестовый контроль знаний, как на традиционных, так и на повторительно-обобщающих уроках. Компьютерные технологии дают возможность излагать получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации.Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, видеопроектов.

За время работы в школе мною разработана, систематизирована медиатека  презентаций по всем разделам ОБЖ. Подготовка каждой презентации –  это серьезный, творческий проект, каждый элемент которого продуман и осмыслен для наилучшего восприятия учениками.

Кроме мультимедийных презентаций, на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют наглядно увидеть событие, его масштаб, прочувствовать эпоху. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках при изучении чрезвычайных ситуаций, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть происходящее.

В комплекс учебно-методических пособий входит образовательный интернет ресурс в виде электронных учебников, методических пособий, тестовых материалов, учебных видеофильмов.Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или PowerPoint, так и готовые варианты тестов.Также, часто на своих уроках и во внеурочной деятельности  я использую кроссворды. Чаще всего работа с кроссвордами ведется на интерактивной доске, так как такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности.

Будущее потребует от молодого поколения огромного запаса знаний и умений. Мне не безразлична судьба моих учеников, моей страны, поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: духовно-нравственному, патриотическому воспитанию через повышение качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. С появлением в школе компьютеров поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин.

2.2. Роль кабинета ОБЖ в патриотическом воспитании

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №136» накоплен большой опыт по преподаванию учебной дисциплины ОБЖ, имеется хорошее обеспечение материально – технической базы.

Развитию материально-технической базы по курсу ОБЖ способствовали следующие факторы:

  • понимание администрацией школы важности и необходимости данного направления работы и, как следствие, выделение финансирования на приобретение инвентаря, оборудования и наглядных средств обучения;
  • интерес учащихся к данной области знаний, что даёт возможность вести большую внеклассную и внешкольную работу по курсу ОБЖ;
  • тесное взаимодействие с социальными партнёрами, общественностью, различными структурами местного и городского уровня;
  • тесное взаимодействие членов педагогического коллектива, направленное на оптимизацию усилий по повышению уровня образования, эффективности патриотического воспитания.

В кабинете имеются стенды не только по правилам оказания первой медицинской помощи, действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, при техногенных авариях и катастрофах, стихийных бедствиях, но и по основам военной службы. Большой популярностью у ребят пользуются плакаты, на котором расположена информация «Погоны и эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации», «Военная форма одежды Вооружённых Сил РФ», «Дни воинской славы России».

Для подготовки юношей к военной службе школа в рамках взаимодействия с другими учреждениями и организациями имеет возможность временного использования недостающего дорогостоящего оборудования и инвентаря (ОЗК, учебных мин и гранат). Для обучения стрельбе в школе имеются автомат Калашникова, две пневматические винтовки, наглядность по правилам прицеливания и корректировке стрельбы.

Таким образом, кабинет ОБЖ играет большую роль в осуществлении патриотического воспитания школьников, обеспечивая в некоторой степени его непрерывность, систематичность.

 2.3.Работа по патриотическому воспитанию учащихся во внеурочной деятельности

Человек является основным носителем патриотических чувств, обладателем патриотического сознания, мировоззрения, системы идей, принципов. В индивидуальном сознании человека представлены все уровни патриотизма, от почти физического ощущения принадлежности к родной земле до принятия идеалов Отечества как своих личных. Решая задачи патриотического воспитания, основываясь на принципах систематичности, непрерывности, личностно-ориентированного подхода, школа использует возможности дополнительного образования.

На занятиях в кружке дети знакомятся с причинами пожаров, отрабатывают действия при пожарах, пользуются первичными средствами пожаротушения, обучаются элементам пожарно-прикладного спорта (преодоление бревна, забора, штурмовой лестницы, отработка пожарной полосы препятствий, эвакуация при пожаре и т.д.). Итогом изучения данного раздела является участие команды в городских и областных соревнованиях по пожарно – прикладному спорту.

Команда МБОУ «Гимназия №136» неоднократно становилась победителем и призерами городских соревнований по пожарно – прикладному спорту.

Следующий важный блок – автономное существование, его причины, алгоритм действий в условиях вынужденного автономного существования. Дети знакомятся со способами подачи сигналов бедствия, международными кодовыми сигналами, учатся психологически готовить себя к стрессовым ситуациям. Такие занятия дают возможность не только вооружить детей знаниями, навыками, но и обогатить нравственно, работать над характером, мировоззрением, воспитывать чувство собственного достоинства, уверенности в себе и своих товарищах. На практике ребята познают науку, как разводить костёр, устроить временное жилище, добывать пищу, очищать воду, хранить имеющиеся продукты и т.д. Эти знания, умения, навыки бесценны для взрослой жизни, а познаются с интересом и большим желанием.

Много внимания уделяется выработке туристических навыков, ориентированию, оказанию первой помощи. На занятии дети изготавливают из подручного материала носилки, преодолевают препятствия. Все практические навыки отрабатываются и применяются в походах, в соревнованиях по туризму.

Военно – патриотическое воспитание представляет собой непрерывный процесс, находятся новые формы для его реализации. Так, с введением предпрофильной подготовки в 6 – 8 и 9 – 11 классах появилась возможность предложить детям курс «Школа безопасности». Программа курса предпрофильной подготовки «Школа безопасности» позволяет учащимся, выбравшим данное направление, получить дополнительные знания по поведению в условиях вынужденного автономного существования в условиях природной среды, отработать жизненно необходимые в таких ситуациях умения и навыки. Курс «Школа безопасности» особенно необходим юношам, так как позволяет получить знания, умения, навыки, которые пригодятся им во время прохождения военной службы, а также тем учащимся, которые в дальнейшем хотят получить профессию спасателя. Материал, предполагаемый в данном курсе, разнообразен. Он тесно интегрируется с многими учебными дисциплинами (географией, историей, физикой, биологией, медициной, психологией и др.). Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации, предусматривает большое количество практических занятий, разнообразные формы работы учащихся. Ежегодный анализ предпрофильного обучения, изучение мнения учащихся, проводимые администрацией школы, показывают большой интерес к курсу, дети отмечают его практическую направленность, значимость приобретенных навыков для дальнейшей жизни. Таким образом, рейтинг курса «Школа безопасности» очень высокий, следовательно, можно говорить о результативности деятельности в рамках предпрофильного обучения учащихся. Данная форма реализации патриотического воспитания обеспечивает выполнение принципов систематичности, целенаправленности, диверсификации, обеспечения индивидуальных запросов учащихся, направленности на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию школьников.


Глава 3. Результативность опыта

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

  • уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
  • отношение учащихся к изучению ОБЖ;
  • уровень мотивации учения;
  • уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников в 5 – 9 классах с 2013 по 2016 год.  Проведенный анализ уровня обученности за три года, позволяет заключить, что при стабильной 100%-й успеваемости уровень качества знаний по ОБЖ повысился с 93% до 96%.

Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся 5 – 9 классов за три года

 УЧЕБНЫЙ ГОД

2013 – 2014

2014 – 2015

2015 – 2016

УСПЕВАЕМОСТЬ

100 %

100 %

100 %

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

95 %

96%

93%

Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью анкеты – теста «Твое отношение к организации учебно-воспитательного процесса в школе». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост положительного отношения к ОБЖ при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету ОБЖ за три года

УЧЕБНЫЙ ГОД

2013 – 2014

2014 – 2015

2015 – 2016

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

13%

8%

1 %

НЕЙТРАЛЬНОЕ

15 %

6%

2 %

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

72 %

86%

97 %

С целью изучения отношения ребят к патриотическому воспитанию я предложил учащимся ответить на вопросы анкетирования. В опросе приняли участие учащиеся 8 – 11 классов. Возраст участников эксперимента от 14 до17 лет.

  1. Считаете ли ВЫ себя патриотом?

  1. Кто, на ваш взгляд, в большой степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

3. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание личности безопасного типа, обеспечение успешного обучения школьников ОБЖ на основе применения современных педагогических  технологий, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

  • мотивация учения обучающихся  на уроках ОБЖ к 9 классу в течение трех лет изменяется положительно, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения новых педагогических технологий в процессе обучения;
  • формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.


Глава 4. Эффективность учебной и внеурочной деятельности по реализации патриотического воспитания школьников

Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность.

Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:

  • удовлетворённость детей совместной деятельностью;
  • активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
  • результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
  • повышение рейтинга учреждения.

Активность учащихся МБОУ «Гимназия №136» в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных районных, городских и областных соревнованиях, конкурсах.

Эффективность работы в данном направлении показана в следующих мероприятиях, получивших высокую оценку специалистов:

  • Пост № 1 у Вечного огня в Нижегородском Кремле (май 2015 г.) – отлично;
  • Городские соревнования по пожарно – прикладному спорту (октябрь 2014 г.) – 1 место;
  • Городские соревнования по пожарно – прикладному спорту (ноябрь 2016 г.) – 1 место;
  • Лучшая смена на Посту №1 (май 2015 г.) – 2 место;
  • Городские соревнования по пожарно – прикладному спорту (апрель 2016 г.) – 2 место;
  • Городские соревнования по пожарно – прикладному спорту (апрель 2015 г.) – 3 место;
  • Городские соревнования по пожарно – прикладному спорту (октябрь 2015 г.) – 3 место;
  • Районный конкурс «Смотр строя и песни» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2014 г.) – 1 место;
  • Районное НОУ Барашова Марина (2014 г.) – 1 место;
  • Районный конкурс рисунков на тему: «Мы желаем жить в мире без пожаров» Орлова Д. (2014 г.) – 1 место;
  • Районный конкурс «Дорожная грамота» (практика) движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2014 г.) – 1 место;
  • Районный конкурс «История Отечества» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2014 г.) – 1 место;
  • Районные соревнования «Школа безопасности – Зарница» (2015 г.) – 1 место;
  • Районная игра «Срочное донесение» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2015 г.) – 1 место;
  • Районные соревнования «Школа безопасности – Зарница» (2016 г.) – 1 место;
  • Районный конкурс «Смотр строя и песни» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2016 г.) – 1 место;
  • Районные соревнования «Школа безопасности – Зарница» (2014 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Служу России» Кошелева Арина (2014 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс рисунков на тему: «Мы желаем жить в мире без пожаров» Грошева А. (2014 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Оборонно – спортвное многоборье» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2014 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Оборонно – спортвное многоборье» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2015 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Дорожная грамота» (практика) движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2015 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «История Отечества» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2015 г.) – 2 место;
  • Районный фестиваль ДЮП и ЮИДД (2015 г.) – 2 место;
  • Районное НОУ Полякова Дарья (2015 г.) – 2 место;
  • Районные соревнования «Школа безопасности – Зарница» (2016 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Смотр строя юношей 10 классов» (2016 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Смотр строя и песни» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2016 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Оборонно – спортвное многоборье» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2016 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Дорожная грамота» (практика) движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2016 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «История Отечества» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2016 г.) – 2 место;
  • Районный конкурс «Дорожная грамота» (теория) движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2014 г.) – 3 место;
  • Районная игра «Срочное донесение» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2014 г.) – 3 место;
  • Районный конкурс рисунков на тему: «Мы желаем жить в мире без пожаров» Наумов Д. (2014 г.) – 3 место;
  • Районное НОУ Орлова Дарья (2015 г.) – 3 место;
  • Районная игра «Срочное донесение» движения «Нижегородская школа безопасности – Зарница» (2016 г.) – 3 место;
  • Районная олимпиада Барашова Марина (2015 г.) – призёр;
  • Районная олимпиада Агашин Алексей (2016 г.) – призёр;
  • Районная олимпиада Москова Дарья (2016 г.) – призёр;
  • Районная олимпиада Порватов Руслан (2016 г.) – призёр;
  • Районная олимпиада Уздимаев Сергей (2016 г.) – призёр;
  • Районная олимпиада Ширшова Анна (2016 г.) – призёр;
  • Всероссийская интернет – олимпиада «Дорога без опасности» (2015 г.) – участие;
  • Городские соревнования «Второй городской Смотр строя и песни» (2016 г.) – 5 место;
  • Городские соревнования «Школа безопасности – Зарница» (2015 г.) – 7 место;
  • Районный турнир для юношей «Кубок Мужества» (2013 г.) – участие;
  • Районный турнир для юношей «Кубок Мужества» (2014 г.) – участие;
  • Районный турнир для юношей «Кубок Мужества» (2015 г.) – участие;
  • Районный турнир для юношей «Кубок Мужества» (2016 г.) – участие.


Заключение

Гражданственность и патриотизм – это такие духовно – нравственные качества, которые выражаются в заботе об интересах страны, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее достижения, критическом отношении к социальным порокам общества, уважении и интересе кисторическому прошлому родины, ее традициям. Другими словами – это «высшая ценность духовной культуры личности».

Воспитание – процесс сложный и непрерывный. В будущей работе с учащимися планирую:

  • продолжить работу кружков, результатами которых являются воспитание гражданственности и патриотизма;
  • краеведческую работу - поездки по славным местам Нижегородской области;
  • продолжитьпатриотическую работу по увековечению памяти погибшихгероев за Родину и преклонению перед ветеранами, спасшими мир от войны.

Научившись на уроках ОБЖ методам обработки огромного потока информации, школьник, не задумываясь, применяет эти метапредметные умения на других уроках, следовательно, подготовлен к продолжению образования и социализирован в жизни.Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России


Литература

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис – пресс, 2002

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 –№4

3. Воспитание школьников// 2005 №3,5,6,10 2003 № 6, 2002 №3.

4. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // –2005 –№6

5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников –2005 №8

6. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 –№5

7. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. –М., Юрайт, 2001.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.–М., 2000.

9. Российская газета/ 2004, №164

10. Справочник руководителя образовательного учреждения// 2006 №3


[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы на уроках и во внеурочное время

Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, основанный на краеведческом материале села Савинка....

Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Огромную роль в патриотическом становлении  человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.

Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность

Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций,...

«Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивные, подвижные игры и состязания»

laquo;Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивные, подвижные игры и состязания». Из опыта работы....

Патриотическое воспитание обучающихся через учебную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к свое...

Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"

В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....