Статья "Управление службой безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении"
статья на тему

Капралова Ксения Александровна

Управление службой безопасности жизнедеятельности

в образовательном учреждении

 

 

Цель: расширить представление об управлении службой безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении.

 

 

«По большому счету, все, что мы делаем, мы делаем для тех,

кого любим сильнее всего. Для наших детей, потому что мы хотим,

 чтобы они жили лучше нас. Чтобы они были лучше, чем мы,

чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы.

Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России».

Д.А. Медведев

 

В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений стало неотъемлемой частью их деятельности. Безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление службой безопасности жизнедеятельности

в образовательном учреждении

Цель: расширить представление об управлении службой безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении.

«По большому счету, все, что мы делаем, мы делаем для тех,

кого любим сильнее всего. Для наших детей, потому что мы хотим,

 чтобы они жили лучше нас. Чтобы они были лучше, чем мы,

чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы.

Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России».

Д.А. Медведев

В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений стало неотъемлемой частью их деятельности. Безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

В последние годы повышение защищённости образовательных учреждений стало одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования, органов управления образованием и образовательных учреждений.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, семья и дети являются главными ценностями россиян. Жизнь и здоровье ребенка – важнейший приоритет для каждого человека. Одним из условий их сохранения является обеспечение безопасности, создание условий, в которых минимизированы риски травм, заболеваний, гибели детей.

Необходимы дополнительные меры для обеспечения безопасности, и, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и проводят значительную, если не большую часть своего времени, и на территориях, прилегающих к ним (маршруты движения к образовательному учреждению).

При этом нужно отметить, что, например, по данным ВЦИОМ при выборе школы для своего ребенка среди важнейших критериев только 4% родителей указывают на безопасность, для сравнения – наличие хороших учителей является важным критерием для 93% родителей. Представляется, что это обусловлено не малой заботой взрослых о жизни и здоровье их детей, а устоявшимся в обществе стереотипом, что образовательное учреждение наиболее безопасное место по определению.

Однако этот стереотип не вполне оправдан, практика показывает, что далеко не всегда образовательные учреждения отвечают требованиям безопасности.

Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

Программный метод решения проблемы – это создание различных программ, позволяющих сконцентрировать финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других воспитательных мероприятий.

Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности.

На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

  • гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ;
  • законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55);
  • демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов;
  • тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности и силовыми структурами;
  • рациональность и экономичность (речь идёт о реальных мерах, а не о декоративных стендах и т.д.);
  • организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ – непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза;
  • планирование и контроль;
  • предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС;
  • системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся;
  • научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении:

  1. защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  2. обеспечение нормального функционирования и развития образовательного учреждения;
  3. снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  4. улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов.

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении:

  1. формирование готовности к опасностям и к противодействию им;
  2. изучение видов опасностей, способов их преодоления;
  3. раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
  4. обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  5. экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
  6. формирование навыков правильного поведения при опасностях;
  7. формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность образовательного учреждения. Главная задача руководителя образовательного учреждения состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Основными элементами системы безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  1. субъекты обеспечения безопасности ОУ:
  1. руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);
  2. администрация района, правоохранительные органы;
  3. органы управления образованием, органы здравоохранения.
  1. физическая защита здания ОУ:
  1. освещение зданий, периметров и территорий;
  2. ограждения, решетки на окнах;
  3. ограничения пропуска посетителей.
  1. охрана ОУ:

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

  1. организация охраны и режима;
  2. пакет документов по организации охраны;
  3. организация обучения сотрудников охраны;
  4. организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;
  1. технические средства охраны и безопасности ОУ:
  1. система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (полиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;
  2. системы видеонаблюдения;
  3. финансовое и ресурсное обеспечение:
  4. оплата сторожей;
  5. средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);
  6. средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ;
  7. средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;
  8. энергетические и иные ресурсы.
  1. организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.
  2. воспитательная работа с учащимися.
  3. работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:
  4. персонал ОУ:
  1. подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму.
  1. правовые и организационные документы по безопасности ОУ:
  1. методические документы по безопасности ОУ.
  1. медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.
  2. психологическое обеспечение:
  1. методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;
  2. методики психологической реабилитации;
  3. тренинги, ролевые игры.
  1. кадровые и социально-бытовые меры.
  2. режим, обстановка, культура безопасности.
  3. органы управления образованием и взаимодействие с ними.
  4. инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.
  5. организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.
  6. знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.
  7. навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;
  8. серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

  1. повышает психологическую устойчивость в ЧС, повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС, способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по безопасности жизнедеятельности;
  2. способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;
  3. создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов безопасности жизнедеятельности и их интеграции в единую систему.

Учитывая множественность факторов риска для здоровья и жизни учащихся, необходим комплексный подход к управлению безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях.

Проблема повышения противопожарной безопасности образовательных учреждений остается одной из самых актуальных. Но важно не только соблюдение всех норм пожарной безопасности, но и правильные действия всех сотрудников при возникновении пожара в образовательном учреждении.

Особую угрозу безопасности детей, находящихся в образовательном учреждении, в современном обществе представляет терроризм (в том числе с точки зрения масштабов возможных жертв, создания атмосферы всеобщего страха, массового стресса). Практика показывает, что образовательные учреждения могут стать объектами террористических атак, как это произошло, например, в 2004 году в г. Беслан при захвате террористами здания школы с находящимися в ней учащимися.

Широкий общественный отклик получило сообщение в 2014 году, когда 3 февраля в школе №263 города Москвы, произошло нападение ученика 10 класса этой школы на учеников, учителей, сотрудников охраны, захват заложников с последующим убийством учителя географии и сотрудника МВД России.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, сегодня 8 из каждых 10 россиян в той или иной степени опасаются, что они лично или их близкие могут стать жертвами теракта (80%).

Следует отметить, что даже теоретическая угроза террористического акта наносит значительный ущерб обществу, в том числе психологическому здоровью детей. По оценкам экспертов, дети, особенно младшего возраста могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами, ранее пережитые потери или события травмирующего характера могут активизироваться в сознании ребенка при мысли о новых угрозах, возникает потеря стабильности, разрушается доверие к людям.

В современных условиях проблемы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остаются актуальными. Эти проблемы были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. Их решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

И самое главное, у каждого из учащихся должно происходить полноценное формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях.

Список литературы:

  1. Гаврилов М.А. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении /ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 2007.-№ 11;
  2. Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2010;
  3. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г.№35-ФЗ;
  4. Основы безопасности жизнедеятельности / под общей редакцией А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М., Издательство «Просвещение», 2014;
  5. Концепция национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г.№1300 в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. №24);
  6. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений / С. В. Петров. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа непрерывности в системе обучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях.

Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности...

Анкета для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении

Анкета для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении....

Презентация "Роль медиатора в формировании безопасного пространства в образовательном учреждении".

Медиация - это процедура прогрессивного вмешательства в конфликт, в ходе которого его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альте...

Информационная безопасность учащихся в образовательном учреждении

Информационная безопасность учащихся в образовательном учреждении...