ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
статья на тему

Рябова Галина Ивановна

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_programma_formirovaniya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Рябова Галина Ивановна

Осипенко Марина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 города Невинномысска

Воспитание физически крепкого поколения в настоящее время рассматривается в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране. Значимость деятельности современной школы в данном направлении обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» - «…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что «здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия», поэтому миссия нашей школы – создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей развитию физически здоровой и духовно нравственной личности ребенка [1-4].

На основании Постановление правительства РФ от 5 августа 2013 года № 662 мониторинг в ОУ осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании [5]. Таким образом, разработка программ «Здоровья», мониторинг здоровьесберегающей деятельности ОУ являются необходимыми условиями для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

Разработка программы «Радуга здоровья» в 2007 году послужила отправной точкой создания модели здоровьесберегающего пространства, реализация которой позволила снизить заболеваемость обучающихся, увеличить количество достижений в спортивной сфере, сделать более качественным процесс образования и воспитания. В рамках инновационного проекта  «Формирование системы ценностей, социального опыта здорового образа жизни у младших школьников в процессе внедрения ФГО НОО» с 2012 года программа обновлена  и осуществляется под руководством заведующего отделом духовно-нравственного развития и здоровьесбережения ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО  доцентом Сиваковой Н.Н.  Инновационный проект  способствует формированию физического и нравственного здоровья обучающихся, повышению качества психолого-педагогического и  социального сопровождения участников образовательного процесса, компетентности родителей педагогов и учащихся в вопросах здорового образа жизни.

Инновационная деятельность  включает в себя следующие компоненты:

  • Оценочно-диагностический (мониторинг оценки функциональных возможностей  организма учащихся по величинам адаптационного потенциала системы кровообращения (АПСК); психолого-педагогическую диагностику, «Портфолио обучающихся»).
  • Содержательный компонент (образовательные программы: «Ступени здоровья», «Этическая грамматика»; курс «Учимся жить в мире», социально-образовательные проекты: «Здоровье», «Поколение: твой выбор»).
  •  Технологический компонент: реализация здоровьесберегающих технологий, деятельностный подход в обучении, интерактивный характер воспитательных мероприятий, социальное проектирование с выходом на инновационный социально-образовательный продукт, работа родительского клуба «Семья и школа».
  • Социальное партнёрство: сотрудничество с МБОУ «Центр диагностики и консультирования», городским Центром функциональной диагностики, с Центрами дополнительного образования.

Оценочно-диагностический компонент представлен комплексным мониторингом, включающим в себя физиологический и  психологический блоки, а также анализ уровня метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Физиологический мониторинг проводится учителем физической культуры Н.В. Паньковой три раза в год (в сентябре, декабре, апреле). У младших школьников определяется хронологический возраст, измеряются антропометрические показатели и с помощью таблиц по формуле определяется уровень здоровья, характеризующий функциональные возможности организма обучающихся. На основании  показателей АПСК обучающиеся распределяются на следующие группы: показатель меньше 1,60 (удовлетворительная степень адаптации);  от 1,61 до 2,09 (неполная или частичная  степень адаптация), от 2,10 до  2,59 (неустойчивый, напряженный механизм  степени адаптации),   от 2,60 до 3,09 (неудовлетворительная, перенапряжение механизмов степени адаптации).

В школе с 2012 года создан банк данных уровня здоровья обучающихся 1-3 классов. Анализ результатов в 2013 году показал, что уровень адаптации к образовательному процессу у 44% младших школьников удовлетворительный, 44% - обучающиеся с неполной или частичной адаптацией, 8% - с неустойчивым, напряженным механизмом адаптации, и 4% обучающихся – с неудовлетворительным перенапряжением механизмов адаптации. Такое  ранжирование позволяет учителям начальных классов строить процесс обучения в соответствии  с  функциональными возможностями организма школьника, снижая риск переутомления.

Наряду с физиологическим мониторингом педагогом-психологом М.А.Осипенко проводятся психологические исследования, которые позволяют определить особенности личности и уровень познавательной сферы обучающегося:

-Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»;

-Проективные методики: «Разноцветные странички», «Дерево», «Мой класс»;

-Тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;

-Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой.

Учителя начальных классов анализируют комплексные итоговые работы, определяя уровень сформированности метапредметных умений и навыков, и создают условия для формирования обучающимися Портфолио, в котором одной из составных частей является Паспорт здоровья.

На основе результатов комплексного мониторинга выстраивается образовательный маршрут для обучающихся и проводится коррекционно-развивающая работа с участниками образовательных отношений. Показатели здоровья являются наиболее объективными надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновывать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

Н.В. Паньковой разработана программа по физической культуре для занятий с учащимися 1-3 классов, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Предварительно заполняются листки здоровья, а затем предоставляется информация для заполнения индивидуального Паспорта здоровья школьника. Учителем физической культуры также разработаны методические рекомендации по организации учебных занятий на свежем воздухе, проведению физкультминуток на учебном занятии и динамических пауз на переменах после 3-4 урока.

Под руководством заместителя директора по ВР В.М.Пушковой проводится родительский лекторий (с привлечением специалистов) по организации режима дня обучающихся, особенностей их питания, организации досуга, закаливания ребенка, предупреждения нервозов и вредных привычек.

Педагог-психолог М.А.Осипенко и социальный педагог С.С.Швецов на основании результатов мониторинговых исследований осуществляют социально-психологическое сопровождение младших школьников: построение развивающего адаптационно - образовательного маршрута для обучающихся, основанного на их возрастных и личностных особенностях; создание благоприятных условий для развития самостоятельности и творческого потенциала обучающихся; осуществление контроля динамики уровня развития детей и их социальной адаптации; планирование работы с детьми-сиротами, опекаемыми, неполными семьями, детьми «группы риска», детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; консультирование родителей и педагогов школы по запросу или плану, в рамках сохранения психического здоровья обучающихся, общего развития и воспитания.

Деятельность школы по формированию здоровьесберегающего пространства отражена  в основной образовательной программе ФГОС НОО нашей школы – в программе духовно-нравственного развития и в программе формирования здорового и безопасного образа жизни – «Ступени здоровья».

Курс «Ступени здоровья» является составной частью общешкольной программы по формированию здоровьесберегающей среды (содержательный компонент), включён в вариативную часть учебного плана школы в 1-9 классах. В 1-3 классах в условиях ФГОС НОО курс «Ступени здоровья» осуществляется с 2011 года учителями начальной школы  в рамках внеурочной деятельности и тематических классных часов. Данный курс формирует представления, в частности, у младших школьников об экологической культуре, развивает потребность в здоровом и безопасном образе жизни.

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания.

Задачи курса:

1.Освоение младшими школьниками знаний, умений, навыков, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.

2.Овладение простыми и информативными методами, позволяющими оценить уровень физического развития и функциональных возможностей.

3.Формирование и укрепление здоровья обучающихся.

4.Осуществление непрерывного образования по вопросам ЗОЖ.

Теоретическое обоснование курса определено психолого-педагогическими теориями П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Сластёнина, идеями гармонизирующего образования и здоровьесберегающего образовательного пространства.

Принципы программы «Ступени здоровья», на которых строится воспитание здорового образа жизни:

1. Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного.  Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка. Успешное решение задач формирования здорового образа жизни возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Принцип гуманизма. Предусматривается использование в работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетием опытом человечества и официально признанных. Признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Реализация программы направлена на формирование у младших школьников культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя: 

-культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные возможности организма);

-культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными умениями и навыками);

-культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

-культуру интеллектуальную (система знаний о здоровье человека);

Базовыми компонентами курса являются:

-формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и ЗОЖ;

-формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

-формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

-формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи.

Индикаторами успешности в реализации программы определены следующие параметры:

  • повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала младших школьников;
  • рост уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся;
  • выбор приоритета здорового образа жизни;
  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и собственного здоровья.

Начальная школа, в соответствии с основной образовательной программой ФГОС НОО, является первым этапом в формировании здорового образа жизни. В связи с этим нами определены планируемые результаты освоения обучающимися содержания курса «Ступени здоровья». 

Знания. Гигиена тела, зрения, слуха, полости рта. Правила здорового питания. Правила и нормы общественного и безопасного поведения.

Умения и навыки. Соблюдение правил личной гигиены. Забота о собственном здоровье. Умение правильно закаляться с учётом времени года. Наличие желания быть сильным и здоровым. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. Потребность правильно питаться.

По окончании изучения курса «Ступени здоровья» выпускник начальной школы должен обладать следующими качествами и характеристиками: высоким уровнем самоорганизации; системой знаний, умений и навыков, позволяющих постоянно накапливать материал для самосовершенствования и развития; способностью быстро и адекватно адаптироваться в сложных условиях изменчивого социума; способностью устанавливать деловые и межличностные отношения с людьми на диалогической основе; толерантностью и эмпатией, готовностью понимать и принимать других; умением конструктивно решать конфликты и личностные проблемы; умением работать в команде.

Приоритетными воспитательными результатами курса определены следующие параметры:

  • способность определять уровень своего физического здоровья, знание потенциальных своих физических возможностей.
  • ориентир в духовных ценностях, умение высказать самостоятельное суждение о нравственно-этической проблеме.

Разделы курса «Ступени здоровья» определены с учётом психолого-возрастных особенностей и интересов обучающихся и включают в себя вопросы профилактики нарушений здоровья у детей. Темы для бесед выбираются согласно календарно - тематическому планированию для каждой возрастной группы – один раз в неделю.

Содержание курса состоит из одиннадцати тематических модулей:

Модуль 1. Самопознание . Здоровье и здоровый образ жизни. Я и другие.

Модуль 2. Режим дня, учёбы и отдыха обучающихся.

Модуль 3. Питание и здоровье. Основа рационального питания. (В основе - материалы книги М.М. Безруких «Разговор о правильном питании»).

Модуль 4. Физическая культура и закаливание в сохранении здоровья.

Модуль 5. Гигиенические правила и профилактика инфекционных заболеваний.

Модуль 6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды.

Модуль 7. Гигиена труда и отдыха.

Модуль 8. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Предупреждение травм и оказание первой помощи.

Модуль 9 Гигиенические аспекты полового воспитания.

Модуль 10. Культура потребления медицинских услуг.

Модуль 11. Профилактика употребления психоактивных веществ.

Основными видами деятельности являются беседа, игра, проектная деятельность, тренинги. Используются следующие методы и приёмы:

1. Словесный метод (объяснение, беседа, постановка задач, предъявление требований, поощрение)

2. Практические методы: ситуативные упражнения, инсценировка, мини-сочинения, создание и защита проектов, анализ жизненных ситуаций, решение искусственно созданной, проблемной ситуации, художественное творчество.

3.Наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстративных пособий.

4. Игровые методы: игра-путешествие, ролевая игра.  

5. Дидактический материал: сказки, рассказы, истории, притчи; иллюстрации, СМИ, предметы первой необходимости.

6.Техническое оснащение: альбомы, фломастеры, карандаши, краски, тетради, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, проектор.

7.Формы работы: индивидуальная (творческая деятельность), групповая (практические занятия, тренинги, экскурсии), коллективная (праздники, коллективно-творческие дела: учитель, ученики и их родители). Осуществляется взаимодействие с внешней инфраструктурой: городским Центром диагностики и консультирования, медицинскими работниками детской поликлиники, специалистами спортивных школ и городских Центров дополнительного образования.

За период работы школы по реализации программы «Здоровья», преподавания курса «Ступени здоровья», осуществления профилактических мероприятий на основе комплексных мониторинговых исследований определена положительная динамика образования младших школьников, обучающихся по программам ФГОС НОО.

В зоне удовлетворительной, неполной или частичной адаптации находится  88% школьников, что свидетельствует о положительной динамике по сравнению с 2012 годом – 82% (диаграмма1). Это свидетельствует о том, что индивидуальный подход к обучающимся, своевременные профилактические  мероприятия, действительно позволяют сохранять здоровье учащихся на протяжении учебного года. Наличие детей в зоне неустойчивой степени адаптации связано, как правило, с простудными заболеваниями в течение учебного года. Как видно на диаграмме 1 и этот показатель имеет тенденцию к уменьшению – благоприятный прогноз.

Диаграмма 1. «Структура здоровья» школьников

Качество обучения в 1-3 классах является положительно стабильным, отсутствует дезадаптация обучающихся к образовательному процессу.  Обучающиеся имеют элементарные знания, необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья. По результатам анкетирования родителей определено, что до 76% младших школьников соблюдают режим дня. На отчётный период зафиксировано отсутствие травм среди обучающихся, низкий уровень пропусков занятий по причине болезни.

Младшие школьники являются активными участниками школьного волонтёрского движения «Ювента», деятельность которого направлена на реализацию социально-оздоровительных проектов. Возросла активность в интеллектуально-творческих конкурсах на уровне школы, города, края. По результатам педагогического мониторинга в начальной школе не зафиксированы правонарушения и нарушения устава школы, отмечается высокий уровень воспитанности обучающихся, что свидетельствует о достаточно грамотно выработанной стратегии педагогического коллектива в организации здоровьеформирующего образовательного пространства.

Литература

  1. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
  2. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2003. - № 9. – с. 88 – 94.
  3. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51-55.
  4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения./ Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. – М.,2002.
  5. Постановление правительства РФ от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования, в соответствии с частью 5 статьи 97 ФЗ «Об образовании в РФ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...

Проектная деятельность на внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сценарий мини-спектакля “Хранитель сказок” (“Lord Keeper of Fairy Tales”).

В данной работе представлен мой первый практический опыт организации проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости обще-интеллектуального направления на примере реализации ...

Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Статья напомнит Вам о том, что такое УУД и с чем их едят, а так же в понятной форме познакомит Вас с различными типами упражнений на формирование разных учебных действий....

Коррекционная работа в начальной школе в условиях реализации ФГОС

ФГОС начального общего образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной про...