Администратор
материал по теме

педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_opendocument_2.odt31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Воспитательная функция школы в современных условиях обучения»

“Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность”.
 (И. С. Якиманская)

Цели: выяснить воспитательные функции школы на основе рефлексивного анализа учебно-воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного образования; познакомить педагогов с современными требованиями к постановке воспитательной цели урока.

Форма проведения: семинар с элементами дискуссии

(Педагогический совет – дискуссия предполагает, что каждый учитель или большинство коллектива выскажет свое мнение по заявленной проблеме, ознакомится с мнением коллег)

План проведения педагогического совета.

  1. Выступление ведущего по теме «Воспитательная функция школы»
  2. Выступление групп по  заявленной проблеме: "Воспитание словом на уроках русского языка, литературы, духовного краеведения /Беликова Е.Н./; «Воспитание патриотизма на уроках истории» /Чернышова А.В./; «Деятельностный подход к воспитанию в коррекционных классах» /Зимонина Н.В./; «Формирование компетентностей выпускника, развитие успешности /Гусарова О.М./; «Как создать ситуацию успеха на уроке» /Серпкова М.А./; «Социализация ребёнка из неблагополучной семьи» /Егорова Г.В./

2.Выработка решения педсовета.

Очень долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать, воспитывая или воспитывать обучая. Мы взяли за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

Сегодня общество пришло к осознанию того, что приоритет в образовании должен быть отдан именно воспитанию, которое призвано стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития».

  1. В современных условиях общественные институты воспитания не могут нести ответственность за подрастающее поколение, возложенную на них государством и общественностью. В условиях изменений социальной жизни проблемы образования и  воспитания стали особенно актуальными. В 90-х годах с началом демократических преобразований стало очевидно, что школьная система не может работать в прежнем режиме, и необходим новый курс развития образования.В стране введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы. Для этого в школе разработана программа «Школа здоровья и развития».

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.

Переход на ФГОС  осуществляется  поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах - с 2013/14 учебного года.

ФГОС требует - школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Поэтому национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Цель современного образования— воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

  1. В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах”. Поэтому формирование компетентностей является также целью и результатом образования в школе.

Процесс образования понимается и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

Задачи воспитания:

  1.  Формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной самореализации в обществе путем личностного роста.

/компетентности/

Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер.

Вопрос о  необходимости становления педагогической позиции учителя в отношении воспитания и повышения статуса школьного воспитания, усиления внимания к нему на первый взгляд представляется бесспорным для всех участников образовательного процесса. А действительно ли нужно повышать этот статус? По нашему мнению, убеждают в актуальности действий в данном направлении следующие факторы: низкий уровень воспитанности современного молодого человека, незаинтересованность значительного количества учителей качеством не воспитательной работы, а качеством образования.

Попытки определить специфику воспитания приводят к вопросу о том, можно ли в принципе «увидеть», «зафиксировать»  воспитательное влияние, то есть указать тот момент (точку, ситуацию), в которой происходит воспитательное влияние и, таким образом, изменения в качествах личности ребенка. Может ли вообще педагог показать администрации (методисту, инспектору), что в данный период времени  имеет место воспитательный процесс?

        

Констатировать наличие учебного процесса несколько проще: для этого достаточно отметить, что ученик воспроизводит учебный материал, использует новое значение для решения учебных задач и т.д. показатели того, что идет процесс воспитания могут касаться как внутренней, так и внешней сторон.

        К внешним, наиболее доступным для оценивания, характеристикам воспитания могут быть отнесены следующие:

  1. воздействие на все каналы восприятия мира;
  2. обращение учителя –воспитателя к эмоционально- чувственной сфере ребенка;
  3. естественность ситуации общения взрослого и ребенка;
  4. отклик ребенка, выраженный как вербально, так и невербальном уровне.

Существует набор показателей того, что «идет» именно воспитание, касается его внутренней стороны, причем его нельзя считать окончательным, завершенным.

Выделим из таких показателей следующее:

  • совершение воспитанником духовных усилий, «так как трата духовной энергии есть одновременно приращение, обеспечивающие раскрытие и рост души»;
  • наличие эмоционального отклика, неравнодушие к содержанию деятельности, в которую включены воспитанники;
  • обязательное, неформальное принятие цели этой деятельности;
  • диалогичность ситуации общения, небоязнь проявлять себя и самоутверждаться;
  • зарождение у воспитанников желания участвовать в «добро- творческих делах» - действиях типа «социальной инициативы»;
  • создание ситуации успеха воспитанника в учебной и внеучебной деятельности.

Указанные выше показатели характеризует не только саму воспитательную деятельность педагога, но и реакцию воспитанников на созданную педагогом ситуацию развития личности.

        Педагогическое воздействие действительно становится воспитанием при соблюдении следующих условий:

  • процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации, проживая которые воспитанник приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними;
  • воспитатель и воспитанник находятся в субъект – субъектной позиции по отношению друг к другу;
  • воспитатель озабочен прежде всего не коррекцией поведения и приведением его в соответствие с общепринятыми культурными нормами, а поддержкой нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям и явлениям жизни, к другому человеку и собственному образу Я;
  • воспитатель работает не с внешними проявлениями воспитанности личности, а с ее внутренним миром, с «внутренним культурным контекстом ребенка»;
  • воспитатель целесообразно ставит воспитанника в ситуацию, в  которой у него возникает необходимость и даже потребность совершать духовное усилие по самоопределению;
  • положительные изменения в личности ребенка как результат воспитывающего общения сказываются на качестве духовности самого воспитателя, его саморазвитии;
  • в проектировании ситуации развития ребенка ему отведена определенная роль, не пассивная, а роль субъекта, ответственного за свой личностный рост, когда воспитанник сознательно, совместно с педагогом определяет цели саморазвития.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Воспитывающее обучение – один из главных принципов преподавания любого предмета. Основные воспитательные возможности урока включают следующие моменты, зависящие в полной мере от учителя:

  1. четкая организация познавательной деятельности учащихся;
  2. требовательность, но творческая взаимопомощь;
  3. использование воспитательных возможностей каждого учебного предмета с учетом его специфики.
  4. формирование ключевых компетенций на уроке.

Как происходит воспитание словом и формирование компетентностей на уроках русского языка, литературы и духовного краеведения

учитель русского языка и литературы

Формирование ключевых социальных компетентностей происходит на уроках истории.

 

Классный час – это одна из форм воспитательной работы классного руководителя, при котором учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности.

Классные руководители школы уделяют большое внимание классным часам, на которых они развивают такие компетенции как:

  • Здоровьесбережения,
  • Общения,
  • Познавательной деятельности,
  • Ценностно-смысловой ориентации в мире,

Надо помнить, что классный час – есть форма прямого отношения со своими воспитанниками.

Классный час – это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя.

Классный руководитель

Процесс воспитания-это специально организованныйпедагогом процесс, в результате которого воспитанник приобретает опыт отношений к роазличным сферам бытия и взаимоотношения с ними. Как осуществляется деятельностный подход к воспитанию в коррекционных классах.

Учитель коррекционных классов

В пректе ФГОС говорится о развитии личности, которая имеет набор социальных и семейных ценностей. Этот процесс особенно сложно проходит в асоциальных семьях и с детьми девиантного поведения. Какова роль социального педагога в социализации личности нашей школы?

Социальный педагог

Качество воспитательного процесса, также как и учебного зависит от того, насколько умело воспитатель может созджать ситуацию успеха для воспитанника. Для этого существуют определённые методы и приёмы. Свой инструментарий предложит психолог школы

Психолог

 Сегодня для практической работы на педсовете по определению воспитательных функций школы на современном этапе обучения выделены группы, которые будут определять формы, компетентности и показатели воспитания на уроке, в дополнительном образовании, классном часе и при работе с родителями.

«Воспитательные функции школы»

Направления деятельности школы по воспитанию учащихся

Примерные формы

(1-2)

Какая компетентность формируется

Что может быть показателем сформированности ключевых компетентностей

Урок

Дополнительное образование

Классный час

Работа  с родителями

(выступление по таблице от каждой группы)

Мы должны с вами  принять решение, и  я опять обращаюсь к группам: Составьте по 1 пункту проекта решения  по своему  направлению.

Итак, главное, что мы должны помнить при выполнении своих воспитательных функций – это то, что

  • каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;
  • комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания; осуществляется единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.

Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются:

Проект решения педсовета:

  1. Воспитательную функцию урока направлять на воспитание нравственного отношения ученика к различным сферам, событиям и явлениям жизни, другому человеку и собственному образу и формулировать ее в воспитательной цели урока.
  2.  Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
  3. Включить в планы самообразования педагогов в следующем учебном году вопрос изучения целеполагания в условиях реализации  личностно- ориентированного образования.
  4. Педагогам школы сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.

Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольно - проверочные материалы по профессии "Администратор"

контрольная по предмету " Гостиничное хозяйство"...

Ежедневный план работы администратора

Очень удобная форма, попробуйте....

Презентация "Профессия администратор сайта"

Презентация "Профессия администратор сайта"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОУД.17 Физика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование квалификации Администратор баз данных

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной прог...

Работа администратором электронного журнала школы

Работа администратором электронного журнала школы...

Презентация "Цели и задачи системного администратора"

Презентация "Цели и задачи системного администратора"...