Педагогический совет "Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии. Психологическая безопасность образовательного процесса"
методическая разработка на тему

РУССКИХ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Здоровье человека- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ). Зачастую, здоровый образ жизни школьника рассматривается как то, односторонне: наличие заболеваний у школьников, профилактика вредных привычек и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_62_russkih_o.n.docx70.87 КБ

Предварительный просмотр:

Русских О.Н., зам. директора по ВР,

учитель биологии МБОУ «СОШ № 62»

Из  опыта  работы:

Педагогический  совет «Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие   аспекты,  психологическая  безопасность образовательной  среды  школы»

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и  формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды  способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы  сочетаемого воздействия образовательной среды. Здоровье человека- это  состояние  полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ). Зачастую, здоровый образ жизни школьника рассматривается  как то, односторонне:  наличие заболеваний у школьников, профилактика вредных привычек и т.д.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Необходимо привлечь внимание всех участников образовательного процесса к проблемам здорового образа, который бы рассматривался комплексно: правильное питание, режим дня,  занятие физкультурой  и спортом, прием витаминов, полезные эмоции.

 В 2009 году  МБОУ «СОШ № 62» разработанная программа «Здоровый ребенок- здоровое общество»  направлена  на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, педагоги, педагог-психолог, медицинские работники и технический персонал.

В 2012-2013 уч году в школе был проведен тематический педагогический совет «Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие аспекты, психологическая безопасность образовательной среды школы». Цель: Создание  условий  для сохранения здоровья обучающихся  и  восстановления  адаптационных  возможностей  организма ребенка, полноценного  физического и психологического  развития  учащихся в соответствии  с возрастом, обучение  основам здорового  образа  жизни,  формирование здоровьесберегающей   среды.

Задачи: 

  • создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические  средства  обучения, организация питания  с учетом  состояния  здоровья детей);
  • совершенствование  материально-технической   базы  для  физического развития и воспитания;
  • совершенствование   психологической поддержки   школьников,   профилактика девиантных   форм  поведения и др.

На педагогическом совете были рассмотрение следующие вопросы: понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», требования СанПина, расписание уроков, анализ здоровья учащихся за 3 года, психологические  аспекты образовательной среды школьников и т.д.

               Факторы здоровья школьника можно разделить на 2 группы:

1 группа- факторы,   не поддающиеся  нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, медицинская   помощь)

2 группа- управляемые  факторы, которые  подразумевают использование здоровьесберегающих  и здоровьеформирующих  технологий

Таким образом, мы- педагоги можем опираться только на  факторы-2 группы

Работая, в группах педагоги определили факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:

1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;

2) «школьные стрессы»;

3) распространение среди учащихся  вредных привычек, зависимостей;

4) неправильная организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;

5) питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

6) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;

7) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

8) некомпетентность  педагогов  в  вопросах  здоровья и здоровьесберегающих   технологий.

   Школьным врачомДулесовой Н.А. проведен анализ состояния здоровья   учащихся за 3 года по следующим параметрам: нарушение зрения и  осанки, сколиоз, заболевания ЖКТ, количество учащихся, относящихся к основной, подготовительной,  специальной группам здоровья (диаграммы1, 2.)

                 

     

Далее,  работая в группах,  педагоги составили  схему «здоровый образ жизни ребенка», включающий: правильное питание, витаминизация, режим дня, физкультура и спорт, полезные привычки

         Выступил Грозин А.Д. ответственный за ЗОЖ,  ознакомил присутствующих с темой: «Реализация программы «здоровый ребенок- здоровое общество» в школе № 62. Педагогическим коллективом проводится огромная работа по воспитанию здорового образа жизни детей, используются следующие направления

  • организация  здоровьесберегающего  образовательного  процесса
  • инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями.
  • учебно - воспитательная работа.
  • профилактика  и коррекция здоровья
  • профилактика  употребления  ПАВ

Опытом работы  поделились классные руководители: Варсегова Е.И., Соболева Л.А., Айдуллина С.Н., в классных коллективах которых данное направление реализуется лучше всех.

Школьный  психолог  Никонова В.В. осветила  вопрос  «Психологическая безопасность образовательной среды»

Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности.  Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего

                 Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному  развитию и гармонизации психического здоровья всех участников  учебно–воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей. Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий  характер.

Решение педагогического совета:

Учителям - предметникам:

1.обязательно включить в физические минутки комплексы, направленные на коррекцию осанки,

2. контролировать расстояние от глаз до текста при чтении и письме;

3. при проведении урока учитывать и планировать разгрузку учебного

 материала с целью предупреждения усталости на уроке.

Учителям   физической   культуры:

 включить в разминку комплекс упражнений, направленный на коррекции осанки и предупреждение сколиоза.

Учителям   начальных   классов:

организовать подвижные переменки, необходимые для  соблюдения правильного режима двигательной активности школьников.

Классным   руководителям:

Тесно сотрудничать со школьным врачом, анализировать состояние здоровья учащихся курируемого класса  

Заведующим   кабинетами:

 контролировать воздушный режим в течение  дня и качество уборки кабинетов,  воздушный режим в кабинетах;

             Выводы: Здоровый  образ  жизни  не занимает пока первое место в иерархии потребностей  и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Психологическая безопасность образовательного процесса"

Материал моожет быть использован для проведения педагогического совета, семинара учителей....

здоровьесберегающие технологии в коррекционо-образовательном процессе

в статье представлены виды сдоровьесберегающих технологий в процесе лгопедических занятий....

«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса»

Здоровьесберегающие технологии направлениы на сохранение. формирование и укрепление здоровья....

Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»

Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе

Основная  цель использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышен...

Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса по трудовому обучению

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...