«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса»
статья по физкультуре (11 класс)

Шакирова Земфира Гаптелхаевна

Здоровьесберегающие технологии направлениы на сохранение. формирование и укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorove.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ново- Ленинская СОШ»

Доклад на заседании ШМО

«Здоровьесберегающие технологии – основа

 построения  образовательного процесса»


Автор: Шакирова З.Г. учитель физической культуры.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

                                                                                          В. А. Сухомлинский

  Актуальность проблемы. 

В законе  РФ “Об образовании”  сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”

    Здоровьесберегающие технологии  направлены на  сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

6.Рациональная организация двигательной активности.

7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса: От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. 

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: Правильная организация урока, использование всех каналов восприятия, Распределение интенсивности умственной деятельности,  уместное и правильное применение физкультпауз.

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями: снятие эмоционального напряжения,  создание благоприятного психологического климата на уроке, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни,  комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:

педагогика сотрудничества, технологии развивающего обучения,  технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. 

      Из всего вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

           Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию  ребенка. Именно эти технологии являются на сегодняшний день здоровьесберегающими. Поэтому следует уделить внимание проблемам прав ребенка и дать правильные валеологические знания.

Здоровьесберегающая образовательная технология предполагает такие приёмы :

- сокращение и индивидуализацию учебной нагрузки,

- сокращение и индивидуализацию домашнего задания,

- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,

- повышение мотивации учащихся.

 Наряду с этим должны проводиться мониторинги состояния здоровья учащихся, режима дня, мотивов курения, отношения к курению, алкоголю и наркотикам.

Тем не менее, наилучшие результаты могут быть достигнуты только при консолидации сил педагогов, родителей и общественности.

Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

Список литературы

1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. - М.: Медицина, 1982. - 176с.

2. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. - 81с.

3. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.

4. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139с.

5. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. - Минск: Народная асвета, 1996. - 144с.

6. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208с.

                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.

                                   Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...

здоровьесберегающие технологии в процессе обучения

выступление на методическом объеденение заместителей директоров по учебной работе отражает виды здоровье сберегающих технологий в процессе обучения...

здоровьесберегающие технологии в процессе обучения

выступление на методическом объеденение заместителей директоров по учебной работе отражает виды здоровье сберегающих технологий в процессе обучения...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии

Аннотация           В статье рассматриваются следующие виды образовательных здоровьесберегающих технологий, и подчёркивается важность их использ...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся

  «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является ра...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология»

Внимание к вопросам здоровья в по­следние годы заметно возросло. О небла­гополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, ста­ли говорить открыто и на всех уровнях. Педагогичес...