Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.
методическая разработка (биология) по теме

Мацагорова Елена Ивановна

                                     Традиционная организация образовательного процесса (в том числе уроков биологии), создаёт у школьников постоянные перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней.     Необходимо изменить подходы к организации урока и способы оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках (биологии) обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании...

 

Тема здоровьесбережения в условиях  школы-интерната  санаторного типа приобретает особую актуальность, так как соматически ослабленным, тубинфицированным, социально-незащищённым детям требуется  целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико- социальное сопровождение с  учётом их индивидуальных особенностей, уровня ктуального развития, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

    Основным критерием здоровьесберегающей направленности урока может служить соответствие урока базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребёнка.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_mac.doc163.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_dlya_tvorcheskoy_raboty.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Творческая работа на тему:

«Использование

 здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната».

 

Выполнила Мацагорова Елена Ивановна

учитель биологии

 Областного государственного        оздоровительного образовательного учреждения

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,

санаторной школы-интерната № 74

Ростов-на-Дону

2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………..стр.

Раздел 1

1.1  Здоровьесберегающая направленность урока

–  как основа реализации базовых потребностей  

и психофизиологических особенностей учащихся…………………. стр.

1.2 Методы здоровьесберегающего обучения

 как сочетание современной педагогики,

практической психологии, медицинской профилактики……………стр.

Раздел 2

2.1 Использование элементов здоровьесбережения

на уроках биологии в 5-9 классах  школы-интерната

 как средство коррекции эмоционального поведения  

и психосоматического состояния учащихся………………………….стр.

Заключение…………………………………………………………….. стр.

Библиография …………………………………………………………. стр.

Приложения……………………………………………………………..стр.

Введение. 

                                                                    «Все без здоровья – ничто! » ( Сократ)

         Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования. По данным всероссийской диспансеризации 2002г., к 7-10 годам доля детей с третьей группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14.9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, то есть увеличивается в 2,5 раза. В подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет хроническое заболевание или является ребёнком-инвалидом (Доклад…,2010г.).

       По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье школьников. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика на уроках, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение физиологических и гигиенических требований на уроках, интенсификация учебного процесса, функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (М.ГКолесникова.,2010г.).           В Российских школах страх всё ещё остаётся ведущим мотивом учения у 55-58% детей и подростков. Появляются всё новые заболевания, которые раньше не были характерны для школьников: ВИЧ, депрессия, наркомания.

      Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых (Материалы…..Ростов, 2010г.).

      Таким образом, традиционная организация образовательного процесса (в том числе уроков биологии), создаёт у школьников постоянные перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней.     Необходимо изменить подходы к организации урока и способы оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках (биологии) обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании.

      Если рассматривать концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы – средства – результаты – условия, то здоровьесберегающее обучение (на уроках биологии в школе-интернате)

направлено на обеспечение психического здоровья учащихся, развитие самосознания, уважения к себе и другим, формирование знаний и понимания закономерностей роста и развития человека, изучение факторов влияющих на здоровье, формирование понимания о здоровом образе жизни.

Опирается на  природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности, практической ориентации,

Достигается через  учёт психофизиологических особенностей учащихся, создание благоприятного психологического фона на уроке биологии, использование приёмов способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для  самовыражения учащихся, инициацию разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости на уроках биологии, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений, преображению социально-психологического климата в классе, повышает самооценку учителей, открывает новые возможности сближения учителя и учащихся, помогает раскрыться всем ученикам, изменяет отношение к проблеме здоровья.

Зависит от (ресурсов) – личного примера педагога, применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке (биологии).

    Исходя из выбранной темы, цель работы – создание условий для здоровьесбережения и реабилитации учащихся, нуждающихся в длительном лечении в процессе обучения биологии. В связи с этим определены следующие задачи:

  1. Изучение и систематизация теоретического материала по проблеме здоровьесбережения и применения здоровьесберегающих технологий  в процессе обучения.
  2. Разработка и создание дидактических материалов способствующих сохранению интереса  к учебному материалу, обеспечивающих качественное  освоение программы биологии, с учётом здоровьесберегающей направленности процесса обучения биологии.
  3.  Подбор и  апробация различных приёмов  профилактики и коррекции  функционального состояния учащихся.

Предметом исследования является процесс обучения биологии. Объект исследования – образовательная  деятельность учителя при обучении биологии  в 5-9 классах  школы-интерната санаторного типа.

    Тема здоровьесбережения в условиях  специальной школы-интерната  приобретает особую актуальность. Соматически ослабленные, тубинфицированные, социально-незащищённые, педагогически «запущенные» дети требуют особого внимания.

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках (биологии), целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико- социальное сопровождение учащихся интерната формируют оптимальные психолого-педагогические и коррекционно - развивающие условия  для образовательного процесса. При этом учитываются индивидуальные особенности учащихся, уровень их актуального развития, состояние соматического и нервно-психического здоровья. Всё это может обеспечить нормализацию эмоционального поведения учащихся интерната, создать атмосферу безопасности, установить доверительные отношения с детьми, добиться положительных результатов здоровьесбережения.

Раздел  1

  1. Здоровьесберегающая направленность урока –  как основа реализации базовых потребностей и психофизиологических особенностей учащихся.

             Идею здоровья понимают во всём мире  как глобальную. Здоровье – главная составляющая качества жизни. Многими исследованиями доказано, что здоровье является также важной составляющей счастья. Современное представление о здоровье имеет системный характер: всемирная организация здравоохранения ещё в 1946 году в своём уставе записала, что «… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».

          Состояние благополучия (в современном представлении - качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности урока может служить соответствие урока базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребёнка. Так, А.М. Кушнир полагает, что предметом педагогики должны быть «… закономерности зависимости аксиоматики природного устройства человека и эффективности учебно-воспитательных воздействий». В несоответствии образовательного процесса принципу природосообразности исследователь видит причины массовой утраты здоровья российскими школьниками (А.М. Кушнир, 2001).

         Для определения базовых потребностей учащихся целесообразно опираться на известную модель -  иерархическую пирамиду потребностей (Маслоу,1999). Анализ возможностей реализации базовых потребностей ребёнка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьные факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности. Кроме того, иерархическая модель задаёт логику продвижения от низшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим, гуманитарным.

        Физиологические потребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.) являются основой жизнедеятельности; их неудовлетворение создаёт сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Не случайно именно физиолого-гигиеническая составляющая школьных факторов риска (перегрузка; статическая поза, ведущая к гиподинамии; состояние учебного помещения и т.п.) чаще всего обсуждается  и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями. Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся требует от педагога профилактической направленности урока: систематическое включение в урок специальных профилактических приёмов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников.

      После удовлетворения физиологических потребностей на следующей ступени находится потребность в психологической и физической  безопасности, недостаточное удовлетворение которой создаёт эмоциональный стресс.

      Стрессовая педагогическая тактика находится на первом месте среди школьных факторов риска и, как следствие, формирует у учащихся дидактогенные неврозы. Авторитарный стиль руководства создаёт у детей представление о самих себе как об объектах агрессии, мешает формированию устойчивой позитивной самооценки, самоуважения.

      Однако качество жизни человека в наибольшей степени определяется следующими по иерархии высшими, человеческими потребностями. Согласно концепции А. Маслоу, это «потребности роста». Их удовлетворение сопровождается сильными положительными эмоциями, которые побуждают вновь и вновь переживать этот опыт и стимулируют личностный рост.                          Актуализация высших потребностей учащихся является важнейшей задачей бщего образования, которая может быть обеспечена за счёт личностной ориентированности обучения. Создание на уроках (биологии) условий для реализации потребности учащихся в общении (принадлежность к группе), а также в уважении  (признании, одобрении) возможно в диалогическом взаимодействии как между учителем и учениками, так и между учащимися.

      В.В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистического обучения (В.В. Сериков,1998). Необходимым условием учебного диалога является «диалогическая готовность» учителя, который должен быть готов к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающего взаимодействия учащихся).

      Далее рассмотрим роль специальных педагогических технологий в обеспечении здоровьесбережения и реализации высших  потребностей учащихся на уроке (биологии).

       Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебного предмета (биологии). Спектр социально-значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные творческие, физические, эмоционально-чувственные. Личностно-ориентированный подход создаёт оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств. ( Интернет- педсовет).

      Технология дифференцированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Её цель – оказание психологической и методической помощи учащихся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Применение данной технологии позволяет осуществлять учёт особенностей аудитории, создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу. (Пермский виртуальный августовский интернет – педсовет 2006 г.).

      Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создаёт условия для самовыражения учащихся, учёта особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

    Технология ненасильственного обучения содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Владение этой технологией помогает педагогу уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, даёт возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом. Побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Применение технологии ненасильственного обучения способствует созданию благоприятного психологического  микроклимата, использованию приёмов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.

    Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью. Владея этой технологией, учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся, причём независимо от того, какой предмет он преподаёт. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность  речи.

    Технология диалогового обучения даёт возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т. е. превратить урок в пространство диалогового общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная  (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие направления как самоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка.

     Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учёта особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приёмов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Таким  образом, по мнению  многих авторов,  можно выделить шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока:

1) учёт особенностей аудитории,

2) создание благоприятного психологического фона на уроке,

3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу,

4) создание условий для самовыражения учащихся,

5) инициация разнообразных видов деятельности,

6) предупреждение гиподинамии.

      Наибольшее внимание уделяется (Интернет-педсовет) третьему, четвёртому и пятому 5 показателям. Думается, что это соответствует реальности, так как отражает истинную специфику учебной деятельности, которая должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а  вызывать чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность.

      Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем (биологии) современными педагогическими технологиями. Это означает, что учителя обязаны максимально активизировать на уроках (биологии) дифференцированное. Проблемное, диалоговое обучение, применять разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.

Предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных валеологических методик и приёмов, положительно влияющих прежде всего на зрение и позвоночник. Немаловажную роль в решении данной проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительную, так и двигательную функцию организма учащихся за счёт активной работы в микрогруппах (М.Г. Колесникова).                                                                                         


                                                                                                                                                                                              Таблица 2

Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

Базовые потребности учащегося

Школьные факторы риска

Здоровьесберегающая деятельность педагога

 

Самоактуализация и уважение

Ценности и цели знаниевой педагогики- обеспечить аптацию к требованиям общества за счёт:

- освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения),

- освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания)

Ценности и цели личностно-ориентированной педагогики

- создать условия для развития личности ребёнка за счёт:

- обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся);

- деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности)

- развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)

Общение (физическая и психологическая состовляющие)

Общение (физическая и психологическая состовляющие)

- Неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований;

- Произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику;

-  

Соревновательный характер обучения;

- Соответствие обучения возрастным  особенностям учащихся;

- Индивидуально-дифференцированный подход к обучению;

-  Безопастное оценивание;

- Создание условий для оценочной самостоятельности учащихся;

- Доброжелательное, поддерживающее поддержки,сотрудническтва отношение к учащимся;

- Организация отношений, взаимопомощи между учащимися;

Физиологические

(пища, отдых, движение, кислород)

-  Перегрузка;

-  Гиподинамия;

- Неудовлетворительное состояние школьной среды;

- Соблюдение требований к объёму учебной нагрузки (в т.ч. домашних заданий);

- Рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим);

- Обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ;

- Использование приёмов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок;

- Соблюдение требований к состояниюучебных помещений;


Не менее важно упомянуть о внедрении универсальной педагогической системы, которая интегрирует используя лучшие научные и педагогические наработки. Это разработанная и апробированная в России система природосообразного образования 21 века. Речь идёт об уникальной методике, которую разработали учёные РАЕН в рамках проекта «Ноосферное образование», под руководством академика Н.В. Масловой. Задачей методики является овладение механизмом целостного мышления как эффективным инструментом создания личности и понимания мира.

   Ноосферное образование является методом психолого-педагогического воздействия на формирование здорового и гармоничного типа мышления – целостного мышления, совокупно использующего левое (логическое) и правое (образное) полушария мозга. Впервые в мировой практике целостно, системно и на основе законов Мира подняты вопросы экологического подхода к образованию и методам обучения.

     Основополагающим является бережный и уважительный подход к личности, поднимается вопрос о её Высшем потенциале. Высший потенциал личности понимается как совокупность высших духовных, интеллектуальных и физиологических возможностей личности. (Природосообразная деятельность учителя…)

      Биоадекватная методика позволяет во много раз сократить физические и психические затраты учителя и ученика, т.к. наилучшим образом соответствует природе человеческого восприятия, базируется на природных каналах и процессах приёма, передачи, осознания информации, ставит естественные для человека цели. «Учитель не тот, кто учит, а тот у кого учатся» - так следует характеризовать ноосферного педагога. Ноосферный педагог заботится в первую очередь о гармоничном развитии личности ученика. Это значит, что он уделяет внимание не тому, каким объёмом знаний обладает ученик, а тому, как тот усваивает эти знания, как применяет их в повседневной жизни, и самое главное, какое влияние оказывает обучение на развитие его личности, на стремление к самоактуализации.

   Цель метода – способствовать формированию психологической устойчивой личности, способной творчески мыслить и развивать личностные качества. На основе психодиагностики личности определяются основные черты, цели, задатки, мотивы, способности, мотивация деятельности учащихся, его направленность и нравственные установки, а также выявляется наличие стресса и других психологических состояний.

   Знание своей собственной природы помогает учащимся поверить в свои способности, которые могут быть скрыты или подавлены, поверить в себя, научиться уважать себя, а значит уважать преподавателя, сформировать адекватную самооценку, принять осознанное решение при выборе профессии. Знание своей особенной природы помогает также формированию устойчивой учебной мотивации  учащихся,  которая необходима для успешной учёбы.        Именно отрицательное отношение к учёбе в целом или к отдельным предметам у многих школьников, в силу экстремальной требовательности учебных программ к физическим и психическим возможностям учащихся, становятся причиной  психологических и психосоматических проблем.

    Установлено, что нельзя пренебрегать ритмами смежной активности полушарий головного мозга  и релаксации в деятельности человека. Это грубое нарушение биосферного хода приёма – передачи- осмысления информации. Пока ещё не осознаётся тот момент, релаксация необходимый физиологический этап в процессе осмысления информации. Соблюдение естественного порядка восприятия и обработки информации ведёт к экономии времени и энергии в учебном процессе. Согласно концепции интеллекта Ж. Пиаже  любая информация воспринимается человеком проходя четыре естественных этапа. Во время биоадекватной методики создаются естественные условия восприятия информации, так как оба полушария мозга активизируются и не одно из них не остаётся без нагрузки, информация с помощью образов закладывается в долговременную память. Это позволяет ликвидировать у человека информационно-психологический барьер.

Первый этап – сенсорно-моторный или чувственное восприятие. Детям предлагается расслабиться.

Второй  этап – релаксация. Новый материал проводится в состоянии релаксации.

(кровяное давление снижается, частота пульса сножается, дыхание становится ровным, ритмичным, пульсация биоритмов снижается до 10-11 ГЦ, в кровь выделяются эндорфины). Детям предлагается представить атмосферу сказки и почуствовать как им рассказывают сказку (про репку).

Третий  этап – аккомодация информации в сознании через слово-образ. Пересказ информации.

Четвёртый  этап – учащимся необходимо нарисовать то, что они видели и записать информацию которую они смогли запомнить.

Домашнее задание – тренировочные упражнения на закрепление материала, придумать собственный образ и вписать информацию. Всё это постоянно активизирует творческие возможности учащихся. Опора на многоканальное восприятие (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, интуиция) позволяет заложить информацию в долговременную память. С точки зрения автора, такой подход позволяет в 5-6 раз сократить время, материально-технические ресурсы, повышает успеваемость, развивает память, повышает мотивацию, снимается стресс.

1.2 Методы здоровьесберегающего обучения как сочетание современной педагогики, практической психологии, медицинской профилактики.

      Здоровьесберегающее обучение – сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. Это новая область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология, идеи медицинской профилактики.

    Методы здоровьесберегающего обучения не исчерпываются традиционными. Используя теоретическое обоснование и предложенные в проекте обучения здоровью методологические основы  и правила проведения здоровьесберегающих уроков возможно в короткие сроки добиться положительных результатов.

    Для успеха любого обучения, в том числе биологии, важна положительная психологическая атмосфера. Её создают :

1) следование правилам поведения на уроке (биологии):

  1. внимательно слушай говорящего,
  2. не критикуй одноклассника, чтобы он не сказал,
  3. если не хочешь говорить, то можешь промолчать,
  4. относись к другим также, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

2) следование принципам и принципам здоровьесберегающего урока.

    Для здоровьесберегающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе, которые развивают личностную и социальную компетентность, формируют установки здорового образа жизни.

К этим методам можно отнести:

  1. кооперативное обучение,
  2. мозговой штурм,
  3. групповая дискуссия,
  4. ролевая игра,
  5. упражнения  – энергизаторы.

    Каждый из методов преследует определённую цель, выполняет свои задачи, открывает возможности, чётко определяет роль учителя.

   Кооперативное обучение ( КО) - это метод, когда в небольших группах (2-8 чел) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. К элементам кооперативного обучения относятся: положительная взаимозависимость, взаимодействие лицом к лицу, индивидуальные оценки, развитие навыков работы в группе, развитие группы кооперативного обучения. Для воплощения в жизнь кооперативного обучения следует определить цель создания групп КО, выбрать принцип деления класса на группы КО, объединить учеников в небольшие группы, попросив сесть лицом к лицу, предписать каждому определённую роль, дать общее задание, сообщить критерии оценки, сообщить форму отчета, определить временные рамки работы в группе, предложить каждому поделиться информацией с членами группы, предоставить ученикам возможность разъяснять друг другу непонятное, разрабатывать проблему, подводить итоги. Для контроля за группой КО учителю в течение работы группы необходимо наблюдать: как участники сидят, как члены группы участвуют в работе, как участники относятся друг к другу, как члены группы справляются с работой. По окончании работы обязательно  оценить результаты работы групп КО, заслушать доклады групп КО или провести групповую дискуссию,  похвалить каждую группу и всех участников.

   Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу, учеников просят высказывать идеи или мнения без какой либо оценки или обсуждения этих  идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведённое время. Цель - поиск путей решения какой либо проблемы. Учитель (биологии) определяет направление и тему мозгового штурма, фиксирует идеи, держится в стороне от дискуссии.

   Групповая дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая учителем, когда у учащихся на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой либо проблеме биологии. Учитель обозначает проблему, побуждает к дискуссии, собирает мнения и аргументы, выделяет общие точки зрения, подводит итоги, сообщает объективную информацию.

    Ролевая игра – это ситуация, в которой учащийся берёт нехарактерную для него роль, поступает нетипичным образом. Компонентами ролевой игры являются моделирование, инструктаж, подкрепление. Ролевое моделирование

может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, радиопередач, телевизионных шоу и др. В этих видах деятельности учащиеся тренируют социально желательное поведение на глазах учителя, ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни или желаемо, роли можно раздать заранее или импровизировать.

   Упражнения – энергизаторы – это короткое упражнение, восстанавливающее энергию групп. Класс на уроке периодически испытывает снижение энергии, затрудняется концентрация внимания. Энергизаторы, или подвижные групповые игры предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей (телесно-кинестетические, музыкально- ритмические, визуально-пространственные, межличностного общения). Энергизаторы могут использоваться для знакомства, для сплочённости группы, для разминки, расслабления, оживления активности участников, для деления  на группы  КО, для развития у участников коммуникативных навыков.

    Исходя из вышеизложенного теоретического материала и личной практики – максимальная эффективность и здоровьесберегающая направленность урока биологии достигается при чётком и строгом соблюдении основных этапов здоровьесберегающего урока ( Таблица 2) в процессе обучения биологии.


                                                                                                               Таблица 2  Структура здоровьесберегающего урока (биологии)

Этап

Элементы структуры урока

Методы групповой работы

0

Введение в атмосферу групповой работы

Упражнение  – энергизатор

1

Определение уровня информированности по теме

Тестирование, мозговой штурм

2

Сообщение новой информации

Мини-лекция, доклад, реферат, ролевое моделирование, видео-, аудио- метод, группы кооперативного обучения

3

Формирование компетенций по предмету (знаний, умений, навыков)

Группы кооперативного обучения

4

Применение полученной информации  (знаний, умений, навыков) на практике – приобретение опыта.

Проектная деятельность, проведение мероприятий, анализ и самоанализ работы групп Кооперативного Обучения, обратная связь (рефлексия)


Раздел 2.

2.1 Использование элементов здоровьесбережения  на уроках биологии в 5-9 классах  школы-интерната как средство коррекции эмоционального поведения и психосоматического состояния учащихся.

          На уроках биологии и предметах цикла естествознания учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи.  Думаю что, именно преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках, внеклассные мероприятия, домашние задания. На уроках работа строится на основе оценки интереса к предмету. Основная парадигма работы «дать каждому ребёнку шанс проявить себя! Научить любить биологию не как школьный предмет, а как часть своего внутреннего мира».

  Для реализации основных целей педагогической работы  большое внимание уделяется созданию ситуаций успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий оценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив.

    Переживая ситуацию успеха ребёнок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих качеств и индивидуальных особенностей он обнаруживает и то, что он стоит как человек.  К тому  же ситуация успеха порождает и удовлетворённость жизнью на данный момент, что немаловажно в условиях школы-интерната, а это есть не что иное, как счастье в одной из его разновидности, а значит и здоровье.

    Хочу отметить об  использовании на уроках биологии  приёма «персональной исключительности», очень важного в случаях с «трудными» учащимися с тяжёлым жизненным опытом. Для его проведения  разрабатываю тся разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребёнка.

   Очень важным в этом случае является «высокая оценка детали» - самое трудное действие, так как тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить адекватно все дети класса и поддержать ситуацию, создаваемую исключительно для одного ребёнка.

    Большинство уроков биологии в 5-9 классах проводится с чётким соблюдением этапов проведения здоровьесберегающего урока (Таблица 2). Для разных классов предусматривается разный темп урока, приёмы психологической и физической разгрузки (приложения), системы  и уровни заданий в соответствие с возрастными особенностями учащихся.

   Специфика школы-интерната, психофизиологические особенности соматически ослабленных  и тубинфицированных детей, обуславливают необходимость формирования особой щадящей психолого-эмоциональной среды, где учитываются все трудности учащихся и оказывается квалифицированная педагогическая поддержка. В этом случае актуальна гуманизация содержания  урока, разнообразные виды поддержки, право свободного выбора, комфортная вещественно-пространственная среда.

    Для реализации поставленных целей и здоровьесбережения учащихся  используются разнообразные приёмы и методы:

До урока :

1) Рефлексия психологического доверия (Клюева Л.В.) (Приложение 1) - 7-9 классы.

 Методика используется для изучения и быстрого реагирования на психоэмоциональное состояние каждого ученика, что позволяет адекватно ситуации построить опрос учащихся, эффективно применить другие способы коммуникации на уроке.

2) Рефлексия настроения (Методика «Пушистики» - 5, 6 классы; «Пары состояний» – 5-9 классы.)

По окончании урока:

1) Методика «Психологическая комфортность и удовлетворённость совместной деятельностью в системе учитель – ученик» (Клюева Л.В.).

Данная методика отражает эмоционально-чувственное состояние уже состоявшегося взаимодействия между учителем и учениками и рефлексия настроения.

В течение урока  в зависимости от состояния учащихся, при переходе на следующий этап урока  используются разнообразные приёмы и методики профилактики и коррекции функционального состояния учащихся.

  1. Релаксационные паузы  (Приложение 2).

Занимают  по 2-3 минуты.

а) Ритмотерапия (5-7классы) – музыкально-ритмические упражнения которые помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка снимает нервное напряжение, улучшает речь ребёнка. Ритмическая гимнастика наиболее благоприятна после долгого сидения, усиливает кровообращение, разгружает позвоночник,

например «Барыня»).

б) Упражнения для снятия сильного эмоционального стресса и саморегуляции (Центр психологической помощи МГППУ) – серия упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп с чередованием сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления («Муха», «Лимон», «Сосулька» и др.)

2) Физкультминутки ( Приложение 3), 1-2 раза по 2-3 мин., через 15-20 мин. после начала урока.

а) По системе антистрессовой пластической гимнастики (научный центр здоровья детей РАМН) для улучшения мозгового кровообращения,  для снятия утомления с плечевого пояса и рук, мелких мышц кисти, мышц  туловища.

б)   Для профилактики нарушений зрения с использованием схемы зрительно-двигательных траекторий и       упражнения для глаз по методике  Г.А. Шичко  (« Пальминг.»  «Круг», « Квадрат»).

3) Упражнения – энергизаторы (Приложение 4)

 Энергизаторы могут использоваться для знакомства, для сплочённости группы, для разминки, расслабления, оживления активности участников, для деления  на группы  КО, для развития у участников коммуникативных навыков.

     Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата на уроке (биологии) является, на мой взгляд, похвала ученика. Похвала  может быть вербальной (Молодец! Умница!  Ты-супер! Талантливо! Замечательно) и  

невербальной (улыбка, жесты, мимика, аплодисменты, специальные жесты  и).     Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов!».

  На уроках биологии также широко используется :

  1. самооценивание («Похвали себя, ты много смог сделать!»),  
  2. позитивная взаимооценка в группе («Похвали друга, он сделал всё, что мог!).

   В процессе прохождения этапов урока используются разнообразные приёмы для учебного успеха ученика на уроках биологии (Н.Л. Галеева), (Приложение 5).

   Для определения уровня знаний по теме,  развития и диагностирования уровня развития ресурсов учебного успеха используются:

- Выполнение заданий в тесовой форме (выбор 1-го ответа из нескольких);

- Цифровой диктант на «слух» - ответить на вопросы письменно (да-1, нет-0), с последующей немедленной самопроверкой;

- Цифровой диктант (письменный )  после просмотра видеофрагмента;

- Буквенный диктант на слух;

- Числовой диктант на слух;

- Числовой диктант в  виде письменного задания;

- Упражнение «перевод с русского на русский»;

- Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий (письменно);

- Найти смысловую ошибку в тематическом тексте;

- Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином);

- Разделить на группы организмы, процессы, понятия, характеристики (в виде списка) и др.

       На  этапе сообщения новой информации используются:

- Просмотр видеофрагмента с поставленной задачей,

- Активное слушание с опорой на визуальный ряд ;

- Активное слушание с опорой на аудио-фрагмент с ответом на вопрос после слушания;

- Мозговой штурм;

- Чтение текста в группе кооперативного обучения ;

- Составление плана изучения темы с поддержкой в виде алгоритма;

- Усвоение нового материала через сравнение двух или  более  процессов, объектов, явлений;

- Самостоятельное изучение нового материала с использованием информационной карты урока;

- Самостоятельное изучение текста в группах ;

- Самостоятельное изучение при работе с объектами, моделями в группах;  

       На этапе  формирования биологических  компетенций основной акцент отводится работе в группах кооперативного обучения, с соблюдением правил и методических разработок. При этом можно  использовать  разнообразные приёмы.

- Практическую групповую работу на единую цель;

- Сравнение объектов, моделей, карточек с рисунками, найти общее;

- Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия;

-Составить предложений с одним и тем же термином или понятием, так чтобы остальные слова в этих предложениях не повторялись;

- Составить задание на выбор лишнего по изучаемой теме и предложить однокласснику (работа в парах);

- Отгадывать заданное слово в игре «да» - «нет», задавая вопросы по теме (в парах);

- Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, показывать по буквам);

- Извлечь всю информацию из представленного объекта;

- Корректурная проба;

- Восстановить текст из перечисленных неполных фрагментов, данных в виде текстов на различных карточках;

- Составить интеллект-карту темы и прочитать её;

- Проанализировать информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы, карты, сделать вывод;

- Свернуть информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы, проанализировать и сделать вывод;

- Преобразовать объект, свойство, условие среды, характеристику организма – проследить какие изменения и с чем произойдут ( дать прогноз)

- Синквейн;

- Составить кроссворд, сканворд по изучаемой  теме, (составить вопросы к кроссворду, решить кроссворд);

- Составить мини-рассказ, с использованием заданного списка понятий темы и словосочетания;

- Написать сочинение от имени (органоида, животного,  растения и др.) или репортаж, разыграть в виде сценки, монолога;

- Составить меню на один день из продуктов полученных на основе растений одного центра происхождения, оформить на формате  А- 4;

- Составить меню на один день из дикорастущих трав определённой местности, оформить  на  формате  А- 4;

- Составить меню с определёнными требованиями («Компенсация дефицита эле мента в организме человека с помощью диеты.»);

- Придумать или нарисовать рекламу, листовку специального содержания ( против курения, о здоровом образе жизни и др.);

- Подготовить и провести презентацию профессии, связанной с биологией;

- Провести исследование, записать результаты по форме, защитить;

- Провести комплексное экологическое исследование территории школы, с описанием, фото и рекомендациями, провести защиту;

- Принять участие в ролевой игре, подготовить материалы для дискуссии или вопросы к группам;  

   Кооперативное обучение развивает положительную взаимозависимость, которую определяют общие цели, объединенные базы, общие ресурсы, предписанные роли.

На  уроках биологии, проводимых в структуре здоровьесбережения, участники групп КО сидят  лицом к друг другу, проговаривают каждую часть задания, имеют индивидуальные оценки и развивают навыки межличностного общения.

  Каждая группа КО, по окончании работы, обдумывает качество своей деятельности и эффективность каждого из  участников группы.

   Для эффективности работы  установлены правила работы в  группах кооперативного обучения. Правила одобрены и усвоены всеми учащимися школы-интерната, а также  написаны на  тематическом стэнде в кабинете биологии.  Они звучат так:

1) Убедись, что участвует каждый.

2) Говори ясно и чётко!

3) Говори только по делу!

Отдельное внимание в школе-интернате необходимо уделять объёму и сложности материала, задаваемого на самоподготовку, так как её время ограничено и во многом зависит от уровня сознательности и ответственности самих учащихся. Основные пункты « домашних» заданий разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а на самоподготовке только повторили. По некоторым темам усвоение оценивается сразу после объяснения материала и его краткого обобщения.

   Опыт проведения уроков  биологии с использованием здоровьесберегающих  технологий показывает, как изменяется психологическая атмосфера в классе, меняется характер взаимоотношений учителя и учащихся друг с другом, изменяется отношение учителя к собственному здоровью и его ценности.

 

 

Заключение.

    Традиционная организация образовательного процесса (в том числе уроков биологии), создаёт у школьников постоянные перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней.

    Переориентация педагогической деятельности с учебного предмета на развитие личности ученика, с активности учителя на проявление активности школьника подводит каждого учителя к осознанию того, что невозможно старыми методами обучения решить задачи, поставленные перед современной школой. Внедрение здоровьесберегающих интерактивных методов обучения становится необходимым условием и способом реализации личностно- развивающего образования.  

    Здоровьесберегающее обучение - это новая область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая педагогика, идеи медицинской профилактики.

    Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках (биологии) обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем двадцать первого века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников ,без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

     Тема здоровьесбережения в условиях  школы-интерната  санаторного типа приобретает особую актуальность, так как соматически ослабленным, тубинфицированным, социально-незащищённым детям требуется  целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико- социальное сопровождение с  учётом их индивидуальных особенностей, уровня ктуального развития, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

    Основным критерием здоровьесберегающей направленности урока может служить соответствие урока базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребёнка.

       В обеспечении здоровьесбережения и реализации высших  потребностей учащихся на уроке (биологии)  могут использоваться следующие педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, технология диалогового обучения, технология проблемного обучения и другие.

     Для осуществления здоровьесберегающей направленности урока учителям необходимо:  учитывать особенности аудитории, создавать благоприятный психологического фон на уроке,  использовать приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создавать условия для самовыражения учащихся,  инициициировать разнообразные виды деятельности,  предупреждать гиподинамию.

    Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем (биологии) современными педагогическими здоровьесберегающими интерактивными  технологиями. Это означает, что учителя  должны максимально активизировать на уроках (биологии) дифференцированное, проблемное, диалоговое обучение, применять разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности, приёмы и методы коррекции и профилактики функционального состояния учащихся.

    Для здоровьесберегающего обучения  доказана эффективность применения методов обучения в группе, кооперативное обучение, мозговой штурм, ролевое моделирование, групповая игра, упражнения – энергизаторы.        Здоровьесберегающая направленность урока биологии достигается также при чётком  соблюдении основных этапов здоровьесберегающего урока (введение в атмосферу групповой работы, определение уровня информированности по теме, сообщение новой информации, формирование компетенций по предмету (знаний, умений, навыков), применение полученной информации  (знаний, умений, навыков) на практике – приобретение опыта ).

    При таком подходе и выполнении вышеперечисленных условий, в процессе обучения биологии происходит:

  1. развитие самосознания учащихся, уважения к себе и другим;
  2. повышение мотивации к учебной деятельности;
  3. прирост учебных достижений;  
  4. формирование знаний и закономерностей роста и развития человека;
  5. сохранение психического и физического здоровья  учащихся;
  6. преображение социально – психологического климата в  коллективе;
  7. изменяется отношение к проблеме своего здоровья учащихся.
  8. Решение поставленных задач служит основой для создания оптимальных условий для здоровьесбережения и реабилитации   учащихся  школы-интерната санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Библиография:

1) Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого- социальный институт, 2009.-240 с.

2) Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 4-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2007.- 208  с.

3) Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.-М.: Цент инноваций в педагогике,2009.-112  с.

4) Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: « 5 за знания», 2011 г.

5) Гунн Г.Е. Лисицын С.А. школа здоровья: теория, программы, проекты развития. / Учебно-методическое пособие.- СПб.: 2010.- 128 с.

6) Дмитриева Н.В. Роль здоровьесберегающих технологий в процессе формирования навыков здорового образа жизни у школьников// Методическая статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 20011г.

7)Доклад  о состоянии здоровья детей в РФ// По итогам Всероссийской диспансеризации. М.; 2011.

8) Зайцев Г.К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей; - 4-е изд. переработ. и допол.- СПб, : акцидент.2009.-159 с.

9) Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации образования Центрального административного округа /Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. - М.: Пушкинский институт, 2008. - 96 с.

10) Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:  методология анализа, формы, методы, опыт применения/ под ред. М.М. Безруких,  В.  Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2009.- 181 с.

11) Ирхин В.Н., Ирхина И. В. Школа здоровья: практические материалы по валеологизации школьной образовательной системы: Методическое  пособие.-

Барнаул. : Изд-во БГПУ, 2010.-128 с.

12) Касаткин В. Н. Содействие здоровью и обучение здоровому   образу жизни в школах РФ,  М.: Подкова, 2009.-150с.

 13) Клюева Л.В. Рефлексивные методики в работе учителя // Раздел – школьная психологическая служба, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2011г.

14) Колесникова М. Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология  №3. 2008. С.25-28.

15) Колесникова М. Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология №3. 2009. С.45-53.

16) Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // естествознание в школе. №5, 2009. С 50-56.

17)  Куинджи Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников:     Методическое пособие.- М.: аспект Пресс, 2010.-139 с.

18) Кожаева Н.Т. формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий: // методическая статья. Образовательный портал Ucheba com.

19) Маслова Н.В. Ноосферное образование: концепция, технология, методика. М.,1999.

20) Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 2009.- 239 с.

21) Могила О.И. опыт создания индивидуальной программы развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной школе-интернате.// Методическая статья, раздел - Школьная психологическая служба, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010  г.

22) Пиаже  Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

23) Севрук А.И. , Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок: концепция, технологии, мониторинг// Школьные технологии, 2009, №2, с. 200-208.

24) Севрук А.И., Юнина Е.А  Развитие ученика на уроке: от конспекта до мониторинга. М.: школьные технологии. №4, 2009. с. 170-186.

25) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.- М.: «Народное образование», 2010.- с. 255.

26) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2010. – 272 с.

27) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2009.-320 с.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

  1. Рефлексия психологического доверия

Методика может быть использована перед уроком преподавателем для оперативного реагирования. Инструкция: внимательно посмотрите на разноцветные гвоздики, выберите тот, цвет которого наиболее приятен в настоящее время. На планшете с изображением  кабинета выберите наиболее комфортное для вас сейчас место и воткните туда гвоздик. Спасибо! Учитель внимательно следит за тем, кто и куда втыкает гвоздики. Большое значение имеет также выбираемый цвет. Чёрный цвет, например, свидетельствует о состоянии крайнего психологического дискомфорта. Методика позволяет увидеть такого ученика,  вовремя поддержать его.

  1. Рефлексия настроения «Пушистики» (до или после урока)

Прочитайте детям сказку «Волшебная страна Пушистия» или  инструкцию: сегодня вы пришли на урок с разными настроениями. У некоторых учеников настроение хорошее, у некоторых нет. Кто-то возможно взволнован. Посмотрите на картинку. На ней нарисованы «       Пушистики».У них тоже бывают разные настроения. Выберите «Пушистика», настроение которого такое же как у вас.

  1. Рефлексия настроения « пары состояний»
  2. Инструкция: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».

Весело - грустно (чувствую вдохновение - чувствую подавленность)

Интересно - неинтересно

Не волнуюсь- волнуюсь ( уверен в себе – не уверен в себе)

Не устал – устал

Старался – не старался (пассивен-активен)

Доволен собой- не доволен собой (успешен-неуспешен)

Не раздражаюсь-раздражаюсь (терплю-не хватает терпения)

  1. Методика  « Психологическая комфортность и удовлетворённость совместной деятельностью в системе "

Инструкция : Возьмите гвоздик наиболее приятного вам цвета и оцените степень удовлетворённости собственной деятельностью на сегодняшнем уроке. Например, состояние учащегося после урока может характеризоваться баллами. Если по каким то причинам ученик не хочет показать шкально своё состояние, он может воткнуть звоздик в любую мордашку, что означает почти тоже самое, что и цифровое обозначение.

В качестве материала для изготовления рабочих планшетов, может быть использован толстый лист пенопласта в который легко входят разноцветные гвоздики. Оба рисунка можно нарисовать на одном листе пенопласта и поместить недалеко от доски, поворачивая разными сторонами до и после урока.    

Приложения 2

Релаксационные паузы

  1. Ритмотерапия

« Барыня»

1 Первые два такта учащиеся совершают два глубоких вдоха, держа руки на поясе и стоя между рядами, изображают самовар. Стоящий на столе у барыни (дыхательная гимнастика)

2 Третий и четвёртый такты учащиеся приседают в сторону соседа и дуют в его сторону, изображая закипевший самовар.

3 Пятый и шестой такты – импровизация учащихся.

4 Седьмой и восьмой такты повторяют начало упражнения.

Методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения:

1 Упражнение «Муха»

Цель : снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно, руки  свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно  представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха, Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

2 Упражнение  «Лимон»

Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете , что «выжали весь сок».Расслабьтесь, запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке, повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.  Расслабьтесь, насладитесь состоянием покоя.

3 Упражнение « Мороженое»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Медитативно-релаксационные упражнения

1 Упражнение « Я вижу, я слышу, я чувствую».

Ученик должен сказать 3 предложения, что он видит, 3 предложения, что он слышит, 3 предложения, что он чувствует.

2 Упражнения на релаксацию и визуализацию с применением дисков «релаксация под звуки природы»

Приложения 3

Физкультминутки

Зарядка

1 Одолела вас дремота, шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись.

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз.два, три, четыре.

Наклонится  - три. Четыре-

И на месте поскакать.

На носок,  потом на пятку.

 Все мы делаем зарядку.

2 Листопад.

Под ногами листопад.

Листья жёлтые лежат

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и шуршонок –

Папа, мама и листёнок.

3 Буратино

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два- нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик ,видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Упражнения, снижающие усталость кисти

1 Здравствуйте

Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки. Подушечками пальцев  одной руки дети поочерёдно касаются подушечек пальцев другой руки.

2 Мишка, снежинка, зайчик

Все эти упражнения проводятся по одному принципу.  Дети поочерёдно с разной силой надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами руки. Мишка- с силой, снежинки-слегка касаясь, зайчик-отрывисто.

3 Лесная история

Учитель рассказывает историю которая случилась в лесу, а дети показывают её с помощью движений рук.

- Выбежали зайки на поляну, прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.( Дети легко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты)

- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостиком она заметала

следы. (Дети имитируют руками движения хвоста лисы).

- Зайцы увидели её и бросились в рассыпную. ( Ударами сразу всех пальцев дети имитируют прыжки зайцев).

Упражнения для снятия мышечного напряжения с пальцев при письме

А) 5 пальчиков джентельмены, 5 пальчиков –леди, они встречаются и начинают танцевать.

Б) «Деревянная кукла»

Кукла падает, сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складываются в поясе и покачиваются.

Упражнения, корректирующие осанку детей

1 Котик

Лучик котика коснулся,

Котик сладко потянулся.

2 Самокоррекция

Построиться в колонну. Раз – посмотреть на лево, два –посмотреть на право. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!!

Упражнения для глаз

1 Пальминг

Центр ладони должен быть над центом глазного яблока. Основанием  мизинца ( и правой, и левой руки) – на переносице,как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы не единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной темноте. Локти поставить на стол, сесь поудобнее. Спина прямая. Голову не наклонять. Под ладошками темно, можно представить себе приятную картину. Вкакое то мгновение начнёт казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2 Вверх-вниз, влево-вправо.

 Двигать  глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3 Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4 Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в в левый нижний, ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Упражнения по системе антистрессовой пластической гимнастики

А) Для улучшения мозгового кровообращения)

1 Исходное положение (и.п.)- сидя на стуле.

Голову наклонить вправо; и.п.

Голову наклонить влево; и.п.

Голову наклонить вперёд, плечи не поднимать;

И.п. Повторить 3-4 раза, темп медленный.

Б) Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1 И.П.-  стоя, руки на поясе.1- правую руку вперёд, левую вверх;2- перемените положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд; затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

2 И.П.- сидя, руки вверх.1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3 «Деревянная кукла»

Кукла падает, сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складываются в поясе и покачиваются.

  1. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища

1 И.П.- стойка, ноги врозь, руки за голову.1-5- круговые движения тазом в одну сторону, 4-6- то же в другую сторону;7-8- руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний

2 И.П.- стойка ноги врозь.1-2- наклон в сторону. Правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая, вдоль тела вверх;3-4 и.п.; 5-8- тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

Приложение  4

Упражнения – энергизаторы

1 Комплимент

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников .

2 Игра - «Вам – сообщение».

По кругу передаётся сообщение, например «Я рад тебя видеть!». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

3 Игра « Подарок»-1

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

4 Энергизатор  « Подарок»-2

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передаёт соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесён. Повторяться нельзя.

  1. Игра  «Я умею…… я не умею…… «  (говорят по очереди все учащиеся)
  2. Игра «Мне нравится….. мне не нравится» (говорят по очереди все учащиеся)
  3. Игра «Да и нет» - на любой вопрос соседа отвечают по очереди, без мимики и жестов.
  4. «Общение руками  ». в парах. Друг перед другом, колени касаются соседа. Ведущий даёт команды, все их выполняют в порядке поступления

- закройте глаза!

- познакомтесь руками!

- подружитесь руками!

- поссорьтесь руками!

- подеритесь руками!

- помиритесь руками!

- попрощайтесь руками!

- откройте глаза!

Далее обсуждаются чувства и эмоции, что понравилось, что не понравилось.

  1.  «Друг»

В парах или в кругу, ученики произносят текст (хором) и  синхронно производят действия.

- здравствуй друг! (подают друг другу руки),

- как ты тут? (дёргают друг друга за уши),

- где ты был? ( разводят руки, ладонями вверх),

- я скучал! (руку кладут себе на сердце),

- ты пришёл! (разводят руки в стороны),

- хорошо! ( обнимаются).

10)  «Испорченный телефон»

11) «Коллективная арифметика»

Каждый из учащихся берёт карточку с несложным арифметическим действием, например 100*5.5 . полученные результаты каждой карточки складываются. Называется полученная сумма. Время-5 минут. Ведуший может   создавать помехи, каждые 60 сек. Громким голосом объявляя оставшееся время.

12)  «Мы похожи»

В парах 2 минуты вести разговор на тему « Чем мы похожи»; затем – 2 минуты на тему « Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко. А что трудно делать, какие были открытия.

14) « Вера верная» (знакомство, разряжение обстановки)

Участники по очереди называют своё имя с каким –нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, а потом себя.

12)  «Пусть пересядут те…»

Учитель говорит., что сейчас предложит поменяться местами тем, кто обладает каким либо признаком, кто имеет что-то, кто любит то-то и т. д.

Например, « Пусть  пересядут те, у кого есть собака», и тогда владельцам собак нужно быстро встать и поменяться местами. Игра может продолжаться 4-6 мин.

13) « пусть встанет столько человек, сколько пальцев»

14) Игра « Нас с тобой объединяет…»

Учитель бросает кому-то мячик ,называет его по имени и говорит, что нас объединяет. Поймавший бросит мяч кому-нибудь другому, назовёт его по имени и скажет: « Нас с тобой объединяет…».

15) Игра « предмет-действие».

Инструкция : учитель бросает мячик, тот у кого мячик называет какой-то предмет и бросает мяч другому, поймавший называет действие этого предмета, потом свой предмет и бросает мяч следующему.» например, учитель говорит «дерево», а тот кому он бросил мяч может сказать «зеленеет».

ёё


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях школы-интерната»

      Обучение английскому языку является особым видом учебной деятельности в системе школьного образования. Процесс овладения новой языковой (знаковой) системой включает в себя ...

КОНФЕРЕНЦИЯ «Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в условиях школы-интерната»

laquo;Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...