Использование современных образовательных технологий в процессе обучения биологии как средство познавательной активности Школьников
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Гунькина Нина Алексеевна

Использование в работе современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_tehnologii.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта с кратким описанием собственного опыта педагогической деятельности.

Использование современных образовательных технологий в процессе  обучения биологии  как средство познавательной активности

Школьников

 

Гунькина Нина Алексеевна,

учитель МБОУ СОШ п. Высокогорный Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.


Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет управление обучением.
Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний.

 В настоящее время, считаю, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков с применением новых информационных технологий. В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Применение информационных компьютерных технологий на уроках  биологии, не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

– повышает мотивацию учащихся к учению;

– активизирует познавательную деятельность;

– развивает мышление и творческие способности;

– формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В своей педагогической деятельности выделяю три основные формы работы с ИКТ

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся.

3. В-третьих, применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Информационные технологии – это инструмент с огромными  возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.

1. Развитие личности обучаемого, предполагающее:

конструктивное, алгоритмическое  и творческое мышление,

коммуникативные способности, умение принимать оптимальные решения,

навыки исследовательской деятельности,

информационная культура, умение обрабатывать информацию.

2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса, включающая:

повышение эффективности и качества обучения,

активизацию познавательной деятельности с учетом типа личности обучаемого,

углубление меж предметных связей.

В связи с этим преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения.

I Интерактивные технологии

В своей деятельности я активно использую интерактивные компьютерные технологии, среди которых:

электронные энциклопедии, словари и определители;

интерактивные репетиторы, тренажёры производства «Кирилла и Мефодия» и «1С: Просвещение»;

интерактивные компьютерные лабораторные, экскурсии;

набор электронных тестов, кроссвордов;

проектная деятельность учащихся на основе современных информационных компьютерных технологий;

интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки.

II Технологии проблемного обучения

Так, для учащихся  5-8 классов мною разработаны и применяются   уроки- презентации с применением технологии  проблемного обучения но, хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определённой системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

Урок – презентация «Внутренняя среда организма» 8 класс учебный комплект авторы: Н.И. Сонин. М.Р. Сапин.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Высокогорный

Урок

 Внутренняя среда организма.

                                               

Разработала и провела:

                                                  учитель биологии Гунькина Нина Алексеевна

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

Цель: изучить  состав и функции внутренней среды организма

 Задачи:

Образовательная: углубить понятия о гомеостазе и иммунитете, клетках крови, группах крови;

Развивающая: научить работать с дополнительными источниками информации и коллекцией ЦОРОВ, умение применять информатизационные технологии;

Воспитательная: развивать мысль о здоровом образе жизни и физической активности, которые ведут к здоровью и долголетию  

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: презентация «Внутренняя среда организма», портфолио, компьютеры, проектор, карточки с кроссвордами «Кровь», ЦОРы.

Межпредметные связи: информатика, химия, физкультура, математика

Место проведения: кабинет биологии.

слайд №2-3

Внимательно прослушайте цель и задачи урока.

УЭ-1

Вводное слово учителя  слайд 4

На уроках биологии мы с вами уже говорили о внутренней среде организма, рассматривали микропрепарат крови человека, говорили о значении крови. Сегодня мы продолжим работать над этой темой.  Большинство клеток не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается  внутренней средой организма, которую составляют три типа жидкости: тканевая жидкость, кровь, лимфа

Слайд № 5-6

Понятие гомиостаза. Учёны,е работающие в этой области.

Рассказ учителя с элементами беседы с использованием презентации

УЭ-2

План

  1. Тканевая жидкость слайд №7
  2. Кровь:  слайд №8

Функции крови,

состав крови слайд №9

органы кроветворения слайд №10

форменные элементы крови слайд №11

плазма крови слайд №12

функции плазмы слайд №13

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

  1. Клетки крови слайд№14
  2. Характеристика эритроцитов слайд №15
  3. Информация учителя слайд №16
  4. Тромбоциты слайд№17

Свёртываемость крови. Гемофилия слайд №18

  1. Лейкоциты слайд №19

Фтзкультминутка слайды  №20 – 29

  1. Иммунитет слайды  №30-33
  2. Лимфа слайд № 34
  3. Группы крови слайд №35-37
  4. Самостоятельная работа «Совместимость групп крови.слайд № 78
  5. Резус фактор.слайд №39

Рефлексия слайд № 40

Здоровый образ жизни слайд №41

Домашнее задание слайд №42

Заполнение таблицы

ЦОР

ЦОР

компьютер

ЦОР

ЦОР

ЦОР

Индивидуальная работа учащихся

Название клетки крови

 Кол-во в 1 мм³

ядра

Место образования

Функции

Эритроциты

У муж. – 5-5,5 млн,

у жен.4-5,5млн.

Нет ядра

Красный костный мозг

Перенос кислорода ко свеем органам и тканям

Лейкоциты

От 6 до 8 тыс.

Содержат ядро

Красный костный мозг, селезенке,

лимфатических узлах

Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)

Тромбоциты

300 тыс.

Нет ядра

Красный костный мозг.

Свертывание крови при ранении.

Кровь

6

7

8

9

1

10

11

2

12

3

4

5

1.Раствор солей в воде, соответствующий по их концентрации плазме крови

2.Жидкая соединительная ткань, вместе с лимфой составляющая внутреннюю среду организма

3.Кровяные пластинки, форменные элементы крови, содержащие особые вещества, участвующие в свёртывании крови, формировании тромба и остановке кровотечения

4.Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови

5.Вещества, которые при введении в организм приводят к образованию в нём антител и формированию иммунитета

6.Красные кровяные тельца, форменных элементов крови, имеющие форму двояковогнутого диска и содержащие дыхательный пигмент – гемоглобин, придающий крови красный цвет

7.Болезнь, вызываемая вирусом, который, попадая в кровь, повреждает лимфоциты. Иммунная система организма резко ослабевает, и человек становится беззащитным перед любыми болезнетворными вирусами и бактериями

8.Белые кровяные тельца, бесцветные, имеющие ядро клетки крови. Способны к амебоидному движению и к проникновению через стенки кровеносных сосудов

9.Вещества белковой природы, образующиеся в организме и накапливающиеся в сыворотке крови при введении в организм различных чужеродных белков - антигенов

10.Невосприимчивость или устойчивость организма к действию болезнетворных микроорганизмов и их ядовитых продуктов; защитная реакция организма

11.Одно из мероприятий, применяемое для создания у человека искусственного иммунитета

12.Жидкая часть крови, в состав которой входят вода, минеральные соли, белки, углеводы, жиры. Обладает защитными свойствами

Кровь

6

7

8

э

с

л

9

р

п

е

а

1

ф

и

з

и

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

и

й

н

т

д

10

к

т

11

2

к

р

о

в

ь

и

о

и

п

о

12

3

т

р

о

м

б

о

ц

и

т

ы

р

ц

п

м

и

е

и

и

л

у

т

л

4

с

в

ё

р

т

ы

в

а

н

и

е

н

ы

а

и

ы

з

и

в

м

5

а

н

т

и

г

е

н

ы

к

а

е

и

т

III Технология проектов

В своей педагогической деятельности я активно использую технологию проектов. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.

 На этапе объяснения нового материала я использую следующие виды учебной деятельности:

1.   Цифровые технологии позволяют  сделать урок с большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.

 2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.

3.Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.  Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверх эффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.

4. Анимации - аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

5. Интерактивные модели и рисунки, схемы.

 Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.

Мною разработан урок презентация «Тип Моллюски» 7 класс  Биология  «Многообразие живых организмов» авторы: В.Б. Захаров. Н.И. Сонин.

Модуль урока по теме "Тип моллюски"

Гунькина Нина Алексеевна учитель  биологии МБОУ СОШ п. Высокогорный

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

       Цель урока: Изучить  особенности организации моллюсков.

Задачи:

  • Образовательная: ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных.
  • Развивающие: научить работать с дополнительными источниками информации и коллекцией ЦОРОВ, умение применять информатизационные технологии, умение распознавать моллюсков по раковинам, делать выводы.
  • Воспитательная: формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе

Оборудование: слайд №3
портфолио, мультимедиопроектор, раковины моллюсков, лупы, презентации по теме, коллекция ЦОРОв, карточки с заданиями.

Межпредметные связи:зоология, информатика, биология

Внимательно прослушайте цели и задачи урока

УЭ-1

Актуализация знаний:

Ответьте на вопросы по слайду № 4

Беседа с классом

УЭ-2

Изучение нового материала

  1. Общая характеристика моллюсков слайд № 5
  2. Происхождение моллюсков слайд №6
  • Проблема происхождения типа моллюсков дискуссионна. Одни биологи выводили гипотетического предка моллюсков от кольчатых червей, другие — от плоских червей. В настоящее время наиболее распространена гипотеза происхождения моллюсков от первичных целомических трохофорных животных, от которых берут начало и кольчатые черви.
  • Многообразие и классификация моллюсков слайд №7

Рассказ учителя

Работа с презентацией.

Работа с мультимедио вставкой

  • Мультимедиовставка слайд №8
  • Класс брюхоногие слайд №9
  • Строение брюхоногих моллюсков на примере прудовика слайд №10
  • Вставка презентация учащихся по брюхоногим моллюскам.

Вставка

Работа по презентации

Работа учащихся с дом\ зад.

  • Мультмедиовставка слайд №11
  • Класс двустворчатые моллюски №12
  • Вставка презентация учащихся по двустворчатым моллюскам.
  • Строение двустворчатого моллюска   примере беззубки слайд №13

Вставка

Работа по презентации

Работа учащихся с дом\зад.

  • Мультимедиовставка слайд №14
  • Класс головоногие моллюски №15
  • Строение головоногого моллюска на примере осьминога №16
  • Вставка презентация учащихся по головоногим моллюскам.

Значение моллюсков слайд №17

Вставка

Работа по презентации

Работа учащихся с дом\зад

УЭ-3

Физкультминутка.

Работа с презентацией

УЭ-4

Практическая работа слайд №18

Рассмотрите раковины двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Каковы величина и окраска раковин. Найдите самую высокую наружную часть раковины и обратите внимание на окружающие её слои годовых приростов. Установите по числу приростов примерный возраст моллюсков по рассматриваемым раковинам.

2. Рассмотрите внутреннюю часть раковины и опишите.
3. Зарисуйте в тетради раковины. Сделайте надписи.
4. Сделайте по работе вывод.

Самостоятельная работа учащихся в портфолио

УЭ-5

Рефлексия

1.Мантийная полость – это пространство:

а).в пищеварительном тракте

б).между раковиной и мантией

в).между мантией  и стенками тела

г).всей полости тела

2.Терка, или радула, у многих моллюсков находится в:

а).желудке

б).глотке

в).тонкой кишке

г).на поверхности раковины

3.Второе название типа Моллюски:

а).беспозвоночные

б).круглоротые

в).мягкотелые

г).брюхоногие.

4.Из головы, туловища и ноги тело состоит у:

а).прудовика

б).беззубки

в).устрицы

г).мидии.

5.Легкими дышат:

а).перловицы

б).осьминоги

в).слизни

г).беззубки

6.Реактивный способ передвижения характерен для:

а).беззубки

б).мидии

в).кальмара

г).голого слизня.

7.Редукция (исчезновение) головы беззубки связана с:

а).отсутствием у всех моллюсков головного отдела

б).пассивностью питания

в).водной средой обитания

г).неподвижным образом жизни.

8.Наиболее развита нервная система у:

а).осьминога

б).устрицы

в).перловицы

г).слизня.

1.в 2.б 3. в 4.а 5.в 6.в 7.б 8.а

Устно работаем с тестом слайд №20-21-22

Результативность

слайд №23

работа стаблицей индивидуально

УЭ-6

Домашнее задание: стр. 134-141

Индивидуальная работа учащихся

IV  Игровые технологии

Принимая детей из начальной школы в 5-й класс, выявляю учебные возможности учеников, уровень их знаний, индивидуальные особенности и пути преодоления отставания в учебе отдельных учеников. Реализации этих задач способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детского коллектива на основе общих интересов и замыслов.

В последнее время умственная нагрузка на уроках увеличивается, а значит, все актуальнее становится проблема заинтересованности учащихся в получении знаний. Для решения этой проблемы ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Вовлечение в игровую деятельность на уроке вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, смекалка, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

На уроках биологии рекомендуется использование следующих дидактических игр:

- развивающих, так как они направлены на развитие личности учащегося;

- коллективных, они привлекают учащихся тем, что при работе такого вида чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;

- индивидуальных, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;

- тихих, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т. д.;

- «скоростных», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;

- игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из его структурных элементов.

Играть можно целый урок или использовать на уроке игровые фрагменты.

Мною разработаны уроки КВНы  7 класс по темам «Класс рыб», «Класс птиц», «Класс млекопитающих», «Класс земноводных».

КВН

Тема: Обобщающий урок по классу  рыб.

Учитель биологии МБОУ СОШ п. Высокогорный Гунькина Н. А.

Цель урока: закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их многообразии и приспособленности к условиям среды, определить общие признаки рыб.

Задачи:

  • Активизировать мыслительный процесс учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссии, сравнение, самостоятельного изложения. Развивать наблюдательность, умении быстро ориентироваться и давать ответ на поставленный ответ.
  • Воспитывать дух соревнования, коллективизма, стремление к знаниям.
  • Показать особенность, многообразие дальневосточной фауны, роли человека в сохранении видов. Умении быстро ориентироваться и давать ответ на поставленный ответ.

Оборудование: экологические листки от каждой команды, выставка дальневосточной литературы, атласы и карты хабаровского края, таблицы, компьютер, презентация к уроку «Дальневосточные краснокнижные рыбы».

Подготовка к уроку: класс делится на две команды, остальные ребята идут болельщиками, которые тоже оказывают помощь командам в подготовке к уроку. Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой урока, девиз,  приветствие, эмблему, вопросы команде соперников. Выпускают экологические листки. Учителем оказывается помощь ребятам. В жюри приглашаются учителя, старшеклассники.

Ход урока.

Учитель: сегодня мы проводим обобщающий урок по классу рыб. Перед вами стоят большие задачи. Сконцентрируйте все свои знания, умения, покажите находчивость, смекалку при игре. Ваши знания, умения, смекалку оценивает жюри в составе трех человек.

Конкурс 1.

Представление, защита команд.

Конкурс 2. \поочерёдно задаются вопросы командам, набираются очки \

Вопросы:

  1. Из каких частей состоит тело рыбы?
  2. Какие плавники парные?
  3. Какая из пищеварительных желез продуцирует желчь?
  4. С какой системой органов связано образование плавательного пузыря?
  5. Какую роль играют жаберные дуги?
  6. Какая кровь проходит через сердце рыбы?
  7. Сколько кругов кровообращения у рыб?

Жюри подводит итоги  двух конкурсов.

Конкурс 3.

Задание командам по карточкам.

  1. Какие рыбы уходят на нерест из моря в реки, какие из рек в море?
  2. Какие рыбы выметывают икру на растения, какие на камни, а какие в толщу воды?

Команды готовятся, а ведущий работает с болельщиками  \очки записываются командам, за которую  болеет болельщик \

Вопросы:

  1. Назовите 10 дальневосточных рыб?
  2. У кого оба глаза на одном боку?
  3. У кого рот на брюхе?
  4. Какая рыба вьет гнездо?
  5. Кто плывет хвостом вперед?

(камбала, акула, колюшка, малек горбуши)

Жюри подводит итоги конкурсов.

Конкурс 4.

Задание командам.

Назовите дальневосточных рыб, у которых нерест бывает один раз в жизни, после чего она погибает. Рассказать о процессе нереста.

Ведущий работает с болельщиками.

Вопросы:

1.Кто ездит по морю на акуле?

2.Кто летает, а не птица?

3.Какая собака не лает?

4.Кая лисица хвостом воду глушит?

5. Какое море самое соленое?

(прилипала, летучая рыбы, рыба собака, акула лисица, Красное море)

Жюри подводит итоги конкурсов.

Конкурс 5.

Ведущий поочередно задает вопросы командам. Болельщики тоже включаются в работу.

1.Кто впервые издал указ об охране рыб? «А ежеле кто предь будет на реке всякий соръ и пометь, каково бы звания ни был, возить и метать, и с тем пометом пойман будет: и за что чинить наказание – бить батогами»

(в России еще в 18 веке существовал закон об охране рыб. Указ Петра 1 1722 год.)

2. Могут ли рыбы голодать?

(Любая рыба может долго переносить голодание, если другие условия – вода, соответствующая температура – сохранены. Хищные рыбы, например, могут голодать боле 200 суток.)

  1. Есть ли рекордсмены долгожители среди рыб и кто?

(В Подмосковье в 1794 году при очистке царицынских прудов была поймана щука с продетым через жаберную крышку золотым кольцом, выгравировано: Посадил царь Борис Федорович. Щука прожила в пруду около 200 лет.)

4. Кого из рыб называют настоящим бичём вод?

(В реках южно-американского континента обитает хищная рыба-пиранья. Жители говорят: «Три маленьких пираньи – это уже один большой крокодил.»)

5. Зачитывают стихотворение П. Комарова пропуская название рыб. По ходу чтения называем названия рыб.

«Рыболов»

Лишь цвет заката переймет

Спокойна        я вода-

Ты свой поставишь перемёт,

Закинешь невода,

На дно реки сквозь тальники

Заглянешь поскорей:

Там плутоватые……..(ленки)

Гоняют…….(пескарей)

Там проплывает грозный…….(сиг)

С распущенным пером,-

И чешуя блеснёт на миг

Разменным серебром,

Там злые…..(щуки), разъярясь,

Дерутся до зари,

И опрометчивый……(карась)

Пускает пузыри,

Там, как холодная стрела,

Пронзая толщу вод,

……(тайменей) гибкие тела

Проносятся вперед.

Приди скорее, рыболов,

Проверить невода.

Да будет нынче твой улов

Богат, как никогда!

«У рыбачьего костра»

Рыбаки сидели у костра,

Мошкару пугая дымокуром.

А в кустах до самого утра

Птица колдовала над Амуром.

Вторила другая вдалеке-

Посреди болотистого луга.

Стопудовой тяжестью в реке

Бултыхалась сонная……(Калуга)

Золотые ушки вороша,

Кто-то размечтался об удаче:

- до чего же ночка хороша!

Будем с урожаем, не иначе.

Я видал рыбацкий урожай,

К берегу, спускаясь на рассвете:

Лодки с …….(осетрами) через край,

Рыбой переполненные сети.

ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ КОНКУРСЫ.

Конкурс 6

На экране высвечиваются представители класса рыб. Нужно определить название рыб.

УЧИТЕЛЬ:  Слово предоставляется командам с домашним заданием.

Жюри подводит общий итог игры.

Учитель благодарит всех присутствующих за игру.

Выставляет оценки.

V Модульные технологии

В работе  стремлюсь  использовать  модульную технологию в сочетании  интеграции с информационными компьютерными технологиями.

В результате применения модульной технологии в сочетании и интеграции с информационными компьютерными технологиями коэффициент успеваемости повысился на 25 %  по сравнению с применением других технологий в сочетании и интеграции с ИКТ. Я стараюсь использовать разнообразные технологии в сочетании и интеграции с ИКТ, так как это способствует развитию у обучающихся самостоятельности в жизни и предстоящей трудовой деятельности. Мною разработаны курсы модульных уроков с 5 класса по 9 по учебному комплекту авторов  Н.И. Сонин. В.В. Захаров. М.Р. Сапин. С.Г. Мамонтов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа Высокогорненского городского поселения

Модульное поурочное планирование

по курсу  общая биология

под редакцией В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова,Е.Т. Захарова.

Базовый уровень 10-11 классы.

Издательский дом ДРОФА к главам:

Биология как наука. Методы научного познания.

Клетка.

Составила

Учитель биологии МБОУ СОШ

п. Высокогорный Гунькина Нина Алексеевна

МОДУЛЬ №1        ТЕМА: Введение.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению материала

УЭ-1

Цель и задачи: дать представление  о  предмете, методах  и  теориях  биологии;   показать практическое  значение  биологических  знаний   в народном хозяйстве  и формировании научного мировоззрения.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, учебник, тетради, таблицы.

Методические приёмы: вводное слово учителя, рассказ, беседа, работа по таблице, с учебником, тетрадью, компьютером.

Внимательно  прослушайте цель  урока

УЭ-2

ХОД  УРОКА

Вводное слово учителя

ПЛАН

  • Знакомство со структурой учебника, правилами работы с ним.
  • Общие  закономерности, характерные  для  живой материи.
  • Что  изучает  биология?  Предмет,  метод,  семья биологических  наук.

«Биология. Общие  закономерности»  даёт знание  основных  законов  жизни  на  всех уровнях  её организации,  знакомит  с  замечательными  достижениями в  области раскрытия механизмов биологических  процессов и явлений, показывает место человека  в биосфере и его ответственность за состояние природы.

  • Что  изучает общая биология? Её  место  в  системе естественнонаучных  дисциплин. Цели  и задачи  общей биологии.

Общая биология играет объединяющую роль в системе  знаний  о  живой природе, поскольку в ней  под  историческим углом  зрения систематизируются ранее  изученные факты,    совокупность которых   позволяет  выявить основные закономерности  органического  мира.          

  • Общебиологические  теории, изучаемые  в курсе  10 класса.

Беседа  с классом

Использование компьютера

УЭ-3

Рефлексия.

  • Каково значение биологической науки  для развития сельского хозяйства, промышленности, охраны окружающей  среды,  медицины.

Беседа с  классом

УЭ-4

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ:  стр. 8-11

Индивидуальная работа учащихся

МОДУЛЬ №2                      ТЕМА:  История развития биологии

№  учебного  элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению материала

УЭ-1

Цель и задачи:  вспомнить  о биологических дисциплинах, их значении в жизнедеятельности человека, повторить знания учебного материала  прошлого года, перейти к задачам на новый учебный год.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, учебник, таблицы.

Методические приёмы: вводное слово учителя, беседа с учащимися, работа с ИКТ,

Внимательно прослушайте цель урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя.

Актуализация знаний

ПЛАН

 Вопросы:

  1. Назовите уровни организации живой природы?
  2. Почему клеточный уровень объединяет все живые организмы?
  3. Какая общность в строении клеток прослеживается?
  4. Перечислите органоиды растительной клетки.
  5. Перечислите органоиды животной клетки.
  6. Что общего в их строении в чём различие?
  7. Что в себя включает тканевой уровень организации?
  8. Перечислите ткани растения.
  9. Перечислите ткани животного.
  10. Какие функции они выполняют.
  11. Какую теорию о происхождении человека мы с вами изучили в курсе 8класса?
  12. Каких выдающихся учёных, внёсших вклад в биологическую науку,  мы знаем с вами?
  13. Охарактеризовать биоцинотический уровень.
  14. Как происходит в нём взаимодействие?
  15. Почему биоценозы составляют биосферу?
  16. Что включает в себя биосфера?
  17. Какие процессы происходят в биосфере?
  18. Что такое круговорот веществ в биосфере?
  19. Как влияет человек на биосферу?
  20. Почему экологическим  вопросам уделяется огромное место в мировой политике, экономике, хозяйственной деятельности человека?
  21. Как мы с вами принимаем участие  в этих вопросах?

Беседа с учащимися класса,

работа с компьютером, презентацией

УЭ-3

Рефлексия

Просмотрите фрагмент  экологической ситуации в мире.  Что можно предпринять в данном случае?

Использование компьютера

УЭ-4

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  приготовить д\м по экологическим вопросам. П. 1.1.

Индивидуальная работа учащихся

МОДУЛЬ№3       ТЕМА: Сущность жизни и свойства  живых  организмов.

 № учкбного элемента

Учебный материал  с  указанием  заданий

Рекомендации          по  выполнению  материала

УЭ-1

Цель и задачи:  систематизировать   ранее    изученный материал по многообразию живого мира  на Земле. Показать,  что  многообразие живого мира на Земле- результат эволюции.

ОБОРУДОВАНИЕ:  учебник, тетрадь, компьютер, диск, таблицы.

Методические приёмы: вводное слово учителя, беседа, рассказ, работа с учебником, компьютером, тетрадью.

Внимательно прослушайте цель урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя

  1. Актуализация знаний
  • Что изучает  общая биология?
  • Перечислите известные вам  науки  о  природе  и  на примере одной покажите  её  связь с  биологией.
  • Докажите,  что  биология-  это наука.
  • Раскройте значение биологической науки для  развития с\х, промышленности, охраны  окружающей среды  на конкретном примере.

Беседа учителя с классом

УЭ-3

  1. Изучение  нового  материала

ПЛАН

  • Систематизация  ранее  изученного:

1). Назовите  царства живой  природы.  Приведите  по два примера представителей каждого царства.

2). Что  составляет основу  данной классификации?

3).  Что  такое  эволюция?

  • Основные этапы эволюции растительного и животного мира.
  • Многообразие живого мира на Земле – результат эволюции

Рассказ с  элементами беседы,  с

использованием ИКТ

УЭ-4

Рефлексия

Таблица «Систематические  категории»

Систематические категории царства растений

Систематические категории царства животных

Название  категории

пример

Название категории

пример

Самостоятельная работа

УЭ-5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  П.1.2.

Индивидуальная работа учащихся

МОДУЛЬ№4            ТЕМА: Уровни организации живой материи.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению материала

УЭ-1

Цель и задачи: рассмотреть и вспомнить организацию живой материи, какие используются методы в биологии.

Оборудование: компьютер, диск, учебник, тетрадь, проектор.

Методические приёмы: рассказ, беседа, работа в тетрадях, выполнение самостоятельной  работы, с иллюстрациями \раздаточный материал \

Внимательно прослушайте цель урока

УЭ-2

ХГОД УРОКА

Вводное слово учителя

Актуализация знаний

  • Что такое жизнь?
  • Перечислите свойства живой материи.
  • Каким образом связаны наследственность,  изменчивость и репродукция в обеспечении жизни на Земле?
  • Какие формы развития вы знаете?
  • В чём значение ритмичности процессов жизнедеятельности?

Рассказ учащихся с элементами беседы.

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

  1. Уровни организации живой материи.: молекулярно – генетический, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический, биосферный.
  2. Методы познания живой природы: наблюдения, описание,  сравнительный, исторический, экспериментальный, моделирования.

Эвристическая беседа с использованием компьютера и презентации

УЭ-4

Рефлексия

 выписать в тетрадь из учебника уровни организации  живой  материи и использовать выданные  иллюстрации.

Самостоятельная работа

УЭ-5

Домашнее задание:  П. 1.3. приготовить  доп \ мат по теме.

Индивидуальная работа учащихся

Модуль№5   Тема: История изучения клетки

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Клетка, её состав и строение». Развивать умения обобщать, использовать имеющиеся знания. Воспитывать чувство ответственности за результат учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь, таблица.

Методические приёмы: рассказ, беседа, работа с таблицей, диском,  презентацией.

Ведущие понятия: клетка, клеточная теория, биологическая система.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

  • Заслушать доп\мат о клеточной теории.

Рассказ учащихся

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

  1. История изучения клетки. Работа Р. Гука, Б.Брауна, Т. Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова
  2. Клеточная теория, её положения

Основные положения клеточной теории формируются следующим образом:

  • Клетка является структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов.
  • Клеткам присуще мембранное строение.
  • Ядро-главная составляющая часть клетки.
  • Клетки размножаются только делением.
  • Клеточное строение организма – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение.

Рассказ уителя с использованием презентации

Работа с учебником и тетрадью

УЭ-4

Рефлексия

  • Кем и когда впервые была сформулирована клеточная теория?
  • Каковы основные отличия растительной клетки, от животной
  • Что такое клетка?

Беседа с классом

УЭ-5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П.2.1.

Индивидуальная работа учащихся

Модуль №6-7   Тема:  Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Тест.

№  учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи:  конкретизировать положение клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех организмов на примере неорганических веществ: воды и минеральных солей; изучить их строение и функции в процессе жизнедеятельности клетки. Реализовать внутрипредметные связи с курсом 6 класса «Живой организм» и межпредметные связи с химией. Сформировать представления о роли микроэлементов в жизни организма, реализовать эти знания при объяснении происхождения и сущности жизни, формировании научной картины мира.

Оборудование: тетради, учебники, таблица, комьпьютер. «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева».

Методические приёмы: вводное слово учителя,  рассказ, беседа, работа с тетрадью, таблицей, учебником, тест, компьютер, проектор.

Ведущие понятия: элемент, макроэлемент, микроэлемент, биоэлементы,  диполь, катионы, анионы, буферность, химические связи.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя

Актуализация знаний    

  • Раскрыть особенности клеточного уровня развития

Выполнение тестового задания

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

  1. Элементы, входящие в состав клетки. Макроэлементы, мезоэлементы.
  2. Вода в клетке, её количество, строение, полярность молекулы, свойства, функции.
  3. Минеральные соли, катионы.

Беседа с использованием таблицы, компьютера, презентация

Запись в тетрадях.

УЭ-4

Рефлексия

Таблица  «Химические вещества   их свойства»

Самостоятельная работа

Название веществ

Свойства веществ, состав

УЭ-5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ П. 2.2. – 2.3. доп \мат  «Неорганические вещества в природе»

Индивидуальная работа учащихся

Модуль№8  Тема: Органические вещества. Углеводы, белки.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи: углубить знания об органических веществах клетки, изучить особенности строения и функций белков – органических веществ, составляющих основу всего живого на Земле. Развивать умения реализовывать предметные связи, сравнивать, работать с текстом учебника.

Оборудование: таблицы, учебник, тетрадь, компьютер.

Методические приёмы: рассказ, беседа, работа с таблицей, по учебнику, с тетрадью, доп\мат., презентация.

Ведущие понятия: мономеры, полимеры, метаболизм, гликоген, ферменты, хитин.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока.

УЭ-2

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

  • Рассказать о неорганических веществах, входящих в состав клетки.
  • Заслушать оп теме дополнительный материал.

Рассказ учащихся

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

  1. Органические вещества клетки. Белки – биологический полимер. Мономеры – аминокислоты.  Состав.
  2. Функции белков, обеспечивающие процессы жизнедеятельности клеток и организмов.
  3. Углеводы. Моно-, ди,- полисахариды. Функции
  4. Липиды, нейтральные жиры.
  5. Функции липидов. Воск. Стероиды. Липопротеиды.
  6. Продолжить заполнение таблицы  «Химические вещества и свойства»

Беседа с использованием таблиц, компьютера

Самостоятельная работа учащихся

УЭ-4

Рефлексия

  • Какую роль в организме человека играют такие белки, как инсулин, пепсин, гемоглобин, фибриноген, миозин?
  • Как вы считаете, почему «жизнь есть способ существования белковых тел?

Индивидуальная работа учащихся

УЭ-5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П. 2.4.,  2.5  подготовить дополнительный материал  по теме.

Индивидуальная работа учащихся

Модуль №9    Тема:  Органические вещества. Нуклеиновые кислоты тест

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи: изучить особенности строения и функции нуклеиновых кислот, отвечающих за хранение, передачу наследственной информации, являющихся вместе с белками основой живых тел, существующих на земле.

Развивать умения работать в заданном темпе, анализировать новую информацию. Показать значение наследственных факторов в формировании личности.

Оборудование: таблицы, тетради, учебники.

Методические приёмы: вводное слово учителя, рассказ, беседа, работа по тетради, с учебником, по таблицам, с доп\лит, самостоятельная работа.

Ведущие понятия: полимеры, мономер, нуклеотид, двойная спираль, ДНК, РНК, комплементарность.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

  • Органических вещества входящие в клетку.
  • Прочитать доп\мат к уроку об органических веществах.

Беседа с классом по таблице «Химические вещества и свойства»

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

ПЛАН

  1. Нуклеиновые кислоты – биологические полимеры, особенности строения, структурная организация, состав АТФ.
  2. Типы нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.
  3. Открытие нуклеиновых кислот Д.Ж. Уотсоном и Ф. Криком.

Рассказ с элементами беседы с использованием таблиц.

Доп\мат

УЭ-4

Рефлексия

  • Упражнения \ принцип комплиментарности\. Один из участков цепи молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов ААГТАЦГТТГА. Какое строение будет иметь двухцепочный участок молекулы ДНК?  
  • В молекуле ДНК на долю Ц приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов, входящих в молекулу ДНК.

Самостоятельная работа учащихся

УЭ-5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П.2.6. доделать таблицу в тетради

Индивидуальная работа учащихся

Модуль№10-11    Тема: Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи: систематизировать и углубить знания о строении эукариотической клетки. Охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны растений, животных, грибов, её функции и способы поступления веществ  в клетку..

Оборудование: компьютер, учебники, тетради.

Методические приёмы: вводное слово учителя,    рассказ, беседа, работа с таблицами, диском, самостоятельная работа по заполнению таблицы, работа по компьютеру.  

Ведущие понятия: мембрана, полупроницаемость, фаго и пиноцитоз, клеточная стенка, органоиды, клеточный центр, цитоскелет,  лизосомы.                                                                                                                                                                                                                                                          

Внимательно прослушайте цели и задачи урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя

Актуализация знаний

  • Дать характеристику бактерии, как типичной прокариотической клетки.
  • Раскрыть свойства бактериальной клетки.
  • Дополнительный материал по теме.

Рассказ учащихся с элементами беседы

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

  1. Клеточный уровень организации живой материи. \ систематизация ранее полученных знаний о многообразии форм клеток, размеров, общих чертах строения, характерных для клеток представителей различных царств живой природы \
  2. Структурная организация клетки
  3. Отличительные признаки эукариотической клетки
  4. Строение и функции наружной цитоплазматической мембраны. Механизм поступления веществ в клетку: диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз.
  5. Особенности строения наружной цитоплазматической мембраны клетки растений, животных, грибов.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Презентация

Рассказ учителя

Работа с таблицами

УЭ-4

Рефлексия

  • Чем характеризуется клеточный уровень организации живой материи?
  • Назовите отличительные признаки эукариотической клетки

Работа с классом

УЭ-5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П. 2.7

Индивидуальная работа учащихся

Модуль№12     Тема: Органоиды клетки

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи: систематизировать и углубить знания о строении эукариотической клетки. Изучить особенности строения органоидов клетки:  ядра, лизосом, митохондрий, пластид, рибосом, клеточный центр.

Оборудование: компьютер, учебники, тетради.

Методические приёмы: вводное слово учителя,   рассказ, беседа, работа с таблицами, диском, самостоятельная работа по заполнению таблицы.  

 Ведущие понятия: ядро, ядерная оболочка, ядрышко, хроматин, кариотип, ДНК, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя.

Актуализация знаний.

  1. Охарактеризовать  клеточный уровень  организации живой материи.
  2. Какова структурная организация клетки.

Рассказ учащихся

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

  1. Ядро, хромасомы.
  2. Лизосомы. Функции и значение
  3. Митохондрии. Строение и значение.
  4. Пластиды. Строение, функции.
  5. Рибосомы. Строение, функции.
  6. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток.
  7. Клеточный центр.
  8. Таблица «Строение клетки»

Название органоида, включения.

Функции, строение.

Заполнение таблицы в тетради по ходу объяснения, работа с учебником.

Применение компьютера, ЦОРов.

УЭ-4

Рефлексия

  • Каковы отличия в строении эукариотической и прокариотической клеток?
  • Что такое  пино- и фагоцитозе. Чем различаются эти процессы?
  • Какова  взаимосвязь строения и функций мембраны клетки?
  • Какие органоиды находятся в цитоплазме?

Беседа с классом

УЭ-5

Домашнее задание: П.2.7., доделать таблицу.

Индивидуальная работа

Модуль№13.     Практическая работа «Строение клетки».

№  учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи: систематизировать и углубить знания о строении ядра, хромосом, их роли в жизни клетки. Развивать умения пользоваться различнвми источниками информации, выделять главное, оформлять таблицу в тетради

Оборудование: таблицы, учебники, тетради, микроскоп

Методические приёмы: рассказ, беседа, заполнение таблицы.

Ведущие понятия: ядро, ядерная оболочка, ядрышко, хроматин, кариотип, ДНК, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя, постановка цели и задач.

Актуализация знаний.

  1. Ядро клетки, его функция. Ядерная оболочка, её значение, ядерный сок. Ядрышко, хроматин.
  2. Хромосомы.  Строение хромосом, число хромосом. и половых клетках.
  3. Проверка таблицы в тетради  «Строение клетки».

Беседа с учащимися

по таблицам

Выполнение практической

работы  в тетради.

 

Работа с наглядностью

УЭ-3

  1. Практическая работа «Строение клетки»
  1. Отделите от сочной чешуи лука кусочек тонкой кожицы; перенесите на предметное стекло в каплю разбавленного водой  раствора йода, хорошо расправьте иголкой и рассмотрите. Какие части содержит клетка? Сделайте рисунок, подпишите его.
  2. Рассмотрите под микроскопом клетку организма человека. Какие части клетки заметили? Чем отличается животная клетка от растительной?
  3. Рассмотрите одноклеточный организм. Из чего он состоит?
  4. Сделайте вывод, по практической работе основываясь на клеточную теорию.

УЭ-4

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П.2.8. повторить тему клетка

Индивидуальная работа учащихся

Модуль№14  Тема:  Прокариотическая клетка.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий.

УЭ-1

Цель и задачи: выяснить степень усвоения изученного материала и систематизировать знания прокариотической клетке.  Развивать умения анализировать информацию, работать в заданном темпе, выполнять тестовые задания.

Развивать умения использовать имеющиеся знания, отвечать за результаты своего труда.

Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь, таблицы.

Методические приёмы: вводное слово учителя,  рассказ, беседа, работа с учебником, тетрадью, презентацией на компьютере.

Ведущие понятия: прокариоты, эукариоты, аэробы, анаэробы, гетеротрофы, автотрофы, кольцевая ДНК, мембраны, спора.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока.

УЭ-2

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя.

Актуализация знаний

  • Перечислите этапы энергетического обмена. И охарактеризуйте их.
  • Проверка таблицы.

Работа с классом по тетрадям

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

  1. Бактерия – типичная прокариотическая клетка.
  2. Размеры и форма бактерии
  3. Особенности строения и жизнедеятельности.
  4. Размножение бактерий.
  5. Спорообразование
  6. Создатель микробиологии Луи Пастер писал: «Бактерии – великие могильщики природы»

Беседа с использованием таблиц, рисунков учебника,

просмотр презентации

УЭ-4

Рефлексия

  1. Бактерии –самые древние обитатели нашей планеты.
  2. Все бактериальные клетки имеют ядро
  3. Бациллы –это округлые по форме бактерии
  4. Все бактерии гетеротрофы
  5. Бактерии относятся к царству прокариот
  6. Все бактерии размножаются половым путём.
  7. Все бактерии вредны.

Устная работа  учителя с классом

УЭ-5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П.2.9 приготовить доп\мат  по теме

Индивидуальная работа учащихся

Модуль№15  Тема: Реализация наследственной информации в клетке.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи: сформировать знания о генетическом коде, познакомив учащихся с его свойствами; охарактеризовать основные этапы реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка; раскрыть сущность матричных реакций.

Оборудование: таблицы, учебники, тетради.

Методические приёмы: вводное слово учителя, рассказ, беседа, работа по таблицам, с учебником, тетрадью.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока.

УЭ-2

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

1. Рассказать о бактериальных клетках.

2. Строение и жизнедеятельность синезелёных водорослей.

3. Сравнить эукариотическую клетку с прокариотической.

Беседа с классом.

Использование таблиц.

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

1. Определённый набор белков организма любого вида как чёткий и важный критерий этого вида.

2. Сущность генетической информации организмов. Сущность и свойства генетического кода как набор сочетаний из трёх нуклеотидов, которые кодируют двадцать видов аминокислот.

3. Биосинтез белка как важнейший процесс пластического обмена. Особенности первого этапа биосинтеза – транскрипция. Матричные реакции, протекающие в процессе биосинтеза белка.

4. Второй этап биосинтеза – трансляция – перевод информации, заключённой в последовательности нуклеотидов молекулы и РНК в последовательность аминокислот в белковой молекуле.

Вступительная беседа с опорой  на знания учащихся

Рассказ учителя

Беседа с демонстрацией таблиц, схем учебника.

Рассказ  учителя.

УЭ-4

Рефлексия

1. Какова основа кодирования аминокислот?

2. Что означает матричный характер реакции биосинтеза?

3. Как создаётся информационная РНК?

4. Почему можно утверждать что РНК копирует ДНК?

Ответы учащихся на вопросы

УЭ-5

Домашнее задание: п. 2.11 приготовить дополнительный материал по теме.

Индивидуальная работа учащихся

Модуль№16  Тема: Неклеточная форма жизни: вирусы. Вирусы – переносчики генетической информации.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-1

Цель и задачи:  познакомить с вирусами, их ролью в природе и жизни людей; охарактеризовать внутриклеточный паразитизм вирусов; показать строение и жизнедеятельность вирусов во взаимодействии с клеткой; раскрыть опасность заражения вирусом СПИДа.

Оборудование: таблицы, обзор литературы, дополнительный материал, учебники, компьютер, презентация.

Методические приёмы: вводное слово учителя, рассказ, беседа, обзор литературы, дополнительная литература, просмотр презентации, работа в тетради.

Внимательно прослушать цели и задачи урока

УЭ-2

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя

Актуализация знаний

1. Раскрыть сущность генетической информации и генетического кода.

2. Охарактеризовать биосинтез белка.

Трансляция белка.

Заслушать учащихся

УЭ-3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПЛАН

  1. Вводное слово учителя постановка учебных целей и задач.
  2. Открытие некоторых вирусов; возникновение вирусологии.
  3. Вирус как неклеточная форма жизни. Вирион – внеклеточная стадия существования вируса. Химический состав и строение вирусов.
  4. Размножение вирусов, механизм взаимодействия вирусов с клеткой. Вирусы – внутриклеточный паразит.
  5. Вирусы как возбудители болезней. Бактериофаг. Вирус иммунодефицита человека. Пути заражения и соблюдения мер предосторожности.
  6. Просмотр презентации «СПИД»
  7. Вирусы как переносчики генетической информации.

Информация учащегося

Рассказ учителя с демонстрацией пособий.

УЭ-4

Рефлексия

1. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?

2. Почему с вирусами очень трудно вести борьбу и полностью их уничтожать?

Работа с классом

УЭ-5

Домашнее задание: п. 2.11 дополнительный материал по теме вирусы

Индивидуальная работа учащихся

Модуль№17  Тема: Обобщающий урок по теме «Клетка». Тест.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий.

УЭ-0

Цель и задачи:  закрепить знания учащихся по теме «Клетка». Выполнить тестовое задание.

Оборудование: таблицы, тесты, учебник.

Методические приёмы: вводное слово учителя, беседа по вопросам, выполнение тестового задания, работа по таблицам, схемам, презентацией, компьютером, проектами.

Внимательно прослушайте цели и задачи урока.

УЭ-1

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя

Актуализация знаний

Беседа

  1. Какому учёному удалось впервые увидеть живые клетки?
  2. На  основании каких данных учёные – цитологии утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем?
  3. Почему, для формирования собственного мировоззрения важно понимать клеточную теорию?
  4. «Вода – колыбель жизни» что означает это утверждение?
  5. Каковы общие особенности строения молекул органических веществ?
  6. Какой химический элемент является самым важным для создания молекул органических соединений и почему?
  7. Какие структуры может иметь молекула белка?
  8. Почему учёные утверждают, что нуклеиновые кислоты в клетках выполняют функции «администраторов», а белки – это «разнорабочие» клеток?
  9. Какие опыты доказвают, что ядро выполняет основополагающую роль в жизнедеятельности клеток?
  10. Какие особенности строения молекул РНК обеспечивают им функцию переноса информации о структуре белка от хромосом к месту их синтеза?
  11. Почему расшифровка генетического кода является одним из самых важных научных открытий?
  12. Какая связь между белками и нуклеиновыми кислотами? каким образом эта связь может определять особенности обмена веществ?

Работа с классом.

Использование компьютера, презентации, мульти медио вставок, таблиц, ученических проектов

УЭ-2

Рефлексия

Тестирование по теме.

Самостоятельная

УЭ-3

Домашнее задание: приготовить дополнительный материал по теме.

Индивидуальная работа учащихся

Применение информационных технологий интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создаёт проблемные ситуации. Усиливается эмоциональный фон обучения, формируется учебная мотивация учащихся. Информационные технологии дифференцируют и индивидуализируют учебный процесс; позволяют преподавателю значительно расширить объём изучаемой информации и разнообразить формы и способы её восприятия учащимися. Материал, предлагаемый обучающимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета, способствует развитию креативности ребят через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образование. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся. А для  меня они становятся нормой работы. Применять компьютерные технологии можно в сочетании и интеграции с различными технологиями, главное, чтобы результатом такого сочетания и интеграции было повышение эффективности и качества образовательно-воспитательного процесса.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых сочетаний и интеграций технологий при изучении биологии  в целях повышения качества образования.

Библиографический список

Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. //М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. // М., 1994.

Архипова, Т. Межпредметные связи: в чем их актуальность /  Т. Архипова // Журнал «Учитель» [Электронный ресурс]. – 2001. -  № 4. – Режим доступа :  http://www.ychitel.com. –

Бартенева Т. П., Ремонтов А. П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». –  Москва, 2003.

 Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004.-216с. Стр.18

Булычева М. Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии // Биология в школе. – 2008. – № 16.

Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. – 2004. – № 3.

Григальчик Е.К. и др. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения // Мн., 2003 стр.10

 Николаев А.И., Лисин Б.К. Инновационная культура как культура перемен // Инновации, 2002 № 2 - 3 с. 85 - 87.

Интернет – ресурсы (http://school-collection.edu.ru)

Соколова Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика – 2001. – № 7