Деятельность школьного консилиуима
материал на тему
Предварительный просмотр:
Приложение № ____к приказу № 890 от 30.12.2013г.
Положение
о психолого – медико – педагогическом консилиуме
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский
- Общие положения
- Положение о психолого – медико - педагогическом консилиуме (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.,от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Письмом Минобразования России от 27.03.2000г. № 27/ 901 – 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения», Приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.01.2004 №2 «О взаимодействии по обеспечению деятельности комиссии по определению детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Постановлением главы администрации Советского района от 31.01.2007 №212 «Об утверждении Положения о районной психолого — медико - педагогической комиссии» и регулирует деятельность психолого -медико-педагогического консилиума (далее ПМПк), который создается на базе МБОУ СОШ п.Пионерский.
- Психолого - медико-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия педагогов, медиков, психологов, учреждения, объединяющихся для психолого -медико-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих проблемы, связанные со своевременным мышлением, воспитанием, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящим к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).
- ПМПк школы в своей деятельности руководствуется:
- международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка;
- Федеральными законами, Законами Российской Федерации, Законами Ханты -Мансийского автономного округа - Югры;
- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законами Ханты - Мансийского автономного округа - Югры;
- приказами Департамента образования и молодежной политики Ханты - Мансийского автономного округа - Югры;
- приказами и распоряжениями главы администрации Советского района;
- приказами начальника управления образования администрации Советского района;
- положением о районной психолого - медико - педагогической комиссии;
- настоящим положением.
- Цели и основные задачи ПМПк
2.1 Цель ПМПк - организация помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2.2 В задачи ПМПк входит:
- Своевременное выявление и комплексное обследование детей школьного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.
- Диагностическая и коррекционная работа в системе коррекционно-развивающего обучения на базе школы.
- Выявление уровней и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития.
- Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
- Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы.
- При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам.
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно- оздоровительных мероприятий.
- Подготовка и ведение документации, отражающий актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности.
- Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк.
3. Структура и организация деятельности
школьного психолого – медико - педагогического консилиума
- ПМПк создается в школе приказом директора школы. В его состав входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель ПМПк), учителя с большим опытом работы, учитель - логопед, педагог - психолог, социальный педагог, педагог-организатор, курирующий обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, медицинский работник школы.
- Приём детей и подростков на консилиуме осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе педагога класса, в котором обучается ребенок. В этом случае должно быть получено письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка (Приложение 1)
- Работа специалистов при обследовании ребенка осуществляется в присутствии родителей (законных представителей).
- После обследовании ребенка на консилиум должны быть представлены следующие документы:
- педагогическое представление на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у учителя (Приложение 2)
- медицинское представление (Приложение 3)
- представление социального педагога (Приложение 4)
- психологическое представление (Приложение 5)
- представление учителя-логопеда (Приложение 6)
- письменные работы и другие виды самостоятельной деятельности детей.
- По результатам обследования коллегиально составляется заключение консилиума и рекомендации об образовательном маршруте или его изменении, обучении ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей родителям и учителю на определенный срок, по истечению которого ученик направляется на районную психолого - медико - педагогическую комиссию с письменного согласия родителей (законных представителей).
- Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за
конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.
4. Порядок подготовки и проведения консилиума.
- ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
- Плановые проводятся по плану работы ПМПк на текущий учебный год.
- Внеплановые проводятся по запросам специалистов (в первую очередь педагога класса), ведущих с данным ребенком коррекционно - развивающее обучение или внеурочную работу, родителей (законных представителей). Поводом для внепланового консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития.
- Задачи планового ПМПк: социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, определение путей сопровождения детей классов КО, определение образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка, динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
4.5 Задачи внепланового ПМПк: решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам, изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
4.6 Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребёнку, проходящему консилиум, ведущим специалистом в первую очередь назначается классный руководитель. В обязанности классного руководителя входит коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами, право решающего голоса при определении образовательного маршрута, проведении повторных консилиумов.
- Специалисты, ведущие непосредственную работу с ребенком, обязаны (не позднее, чем за 3 дня до проведения консилиума) представить председателю ПМПк педагогическую характеристику, социально-педагогическую характеристику, психологическую характеристику, характеристику учителя-логопеда, медицинское представление по установленной форме за период, прошедший с момента последнего консилиума по данному ребенку, и заключение, в котором должна быть оценена эффективность проводимой развивающей или коррекционной работы и даны рекомендации по дальнейшему проведению коррекционно - развивающей работы, который готовит своё заключение по ребенку с учетом предоставленной ему дополнительной информации к моменту проведения ПМПк.
4.10 ПМПк проводится под руководством председателя ПМПк.
4.11 Даются рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные ПМПк. Они являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.
5. Делопроизводство.
5.1 Заседания ПМПк оформляются протоколом. Протоколы заседаний ПМПк хранятся у
председателя.
- ПМПк ведется следующая документация
- журнал учета детей, прошедших консилиум (Приложение 7)
- карта ребенка, прошедшего обследование (Приложение 8)
- заключение из протокола ПМПк; (Приложение 9)
- протокол обследования ребенка на ПМПк (Приложение 10)
- Лист динамики развития ребенка (Приложение 11)
- Протоколы ПМПк;
- Журнал регистрации протоколов ПМПк.
- Архив ПМПк хранится 10 лет.
5.4 Протокол ПМПк оформляется не позднее чем через 2 дня после проведения и подписывается председателем ПМПк и секретарем.
6. Взаимодействия.
6.1. В совей работе члены школьного ПМПк взаимодействуют с районным ПМПК, педагогическим коллективом и администрацией школы.
Приложение 1
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
ДОГОВОР
О сотрудничестве муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский и родителей (законных представителей) учащегося
«____»__________________20_____г.
Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский, именуемая далее «Школа», в лице директора школы Сидоровой Светланы Алексеевны, действующей на основании
Устава, с одной стороны, и гражданами__________________________________________________
Именуемыми в дальнейшем «Родители» учащегося__________________________________________
______________________________________________, ученика(цы)___________класса, с другой стороны, заключили настоящий договор о ниже следующем:
1.Общие положения.
1.1.Школа является юридическим лицом.
1.2. Учредителем школы является Администрация Советского района
Юридический адрес школы: 628250 ХМАО – Югра, Тюменская область, Советский район, п. Пионерский, ул. Ленина, д. 13
Фактический адрес школы: 628250 ХМАО – Югра, Тюменская область, Советский район, п. Пионерский, ул. Ленина, д. 13
1.3. Настоящий договор составлен в соответствии с Уставом школы, Законом РФ «Об образовании»
II. Содержание договора.
2.1 Руководитель образовательного учреждения Сидорова Светлана Алексеевна
информирует родителей (законных представителей ) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк школы.
2.2 Обследование ребенка проводится психологом школы, социальным педагогом, учителем –логопедом по выявлению причин неуспеваемости учащегося (уровня и особенностей развития познавательной деятельности -речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально - волевого и личностного развития.
2.3 Разрабатывается индивидуальная стратегия сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе.
III. Права родителей
Родители (Законные представители) обучающегося, воспитанника выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого- медико-педагогическое сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.
Стороны, заключившие настоящий договор
Директор муниципальной средней Родители (Законные представители):
Общеобразовательной школы отец (ФИО)______________________
П. Пионерский мать(ФИО)________________________
Сидорова С.А. ___________ дом.адр.п.Пионерский, ул._____________
М.П. М.П.
Ул. Ленина, д. №13
П. Пионерский Советского районТюменской области ХМАО-Югры РФ Дата:
Приложение 2
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Педагогическая характеристика на обучающегося
(составляет классный руководитель)
В педагогическом представлении в свободной форме должны быть следующие разделы:
1. Общие сведения (ФИО ребенка, дата рождения, адрес, общеобразовательная организация, класс, повторное обучение - в каком классе, откуда прибыл ).
2. Сведения о семье (состав семьи, социальный статус, стиль воспитания).
3. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, осведомленность об окружающем мире, ориентация в явлениях и предметах окружающей жизни).
4. Общая успеваемость (успеваемость по основным предметам, причина неуспеваемости, любимые и нелюбимые предметы).
5. Посещаемость (причина пропусков).
6. Владение письменной речью (скорость письма - соответствие норме; необходимость в дополнительных повторах предложений, слов при письме под диктовку; характер ошибок на письме - орфографические (не знает или не применяет правила), дисграфические).
7. Чтение (соответствие техники чтения требованиям школьной программы; скорость, плавность, выразительность, отсутствие «очиток»; понимание смысла прочитанного, умение запомнить прочитанное).
8. Развитие устной речи (умение самостоятельно составлять рассказ, план рассказа, пересказать знакомый текст; характер трудностей ребенка - звукопроизношение, грамматическое построение фраз, построение смыслового плана текста, запоминание словесного материала).
9. Сформированность учебных навыков по математике (владение счетными операциями, элементарными геометрическими понятиями; решение уравнений; способность к решению задач - быстрота ориентировки в условии задачи и нахождении решения, необходимость в дополнительных повторах, разъяснениях, подсказке или иной педагогической помощи при выполнении задания; как усвоил программный материал).
10. Сформированность школьно-значимых умений (отношение к оценкам, похвале, неуспеху; работоспособность, утомляемость; отношение к школе, к учебной деятельности - желании идти в школу; целенаправленность, умение контролировать себя, планировать свою деятельность; внимательность, активность, заинтересованность; трудности при подготовке домашнего задания, при устных или письменных ответах с места, у доски, при выполнении заданий творческого характера, при рутиной работе, при усвоении нового или повторении пройденного).
11. Поведение и общение в учебной ситуации (соблюдение правил; трудности и особенности взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями).
12. Эмоциональное состояние в учебной ситуации (раздражение, гиперактивность, агрессия, испуг, безразличие, пассивность, вялость, преобладающее настроение, неуверенность, подавленность, отношение к себе, наличие нравственных качеств).
13. Развитие волевых качеств (умение управлять своими чувствами и поведением, настойчивость, упорство, отношение к трудностям).
14. Общие выводы и впечатления о ребенке (в том числе положительные стороны ребенка)
Дата
Подпись классного руководителя
Подпись директора общеобразовательной организации
Печать общеобразовательной организации
Требования к представлению: представление на обучающегося - это итог продуманного систематического наблюдения за ребенком в течение года, оно не должно быть поверхностным и написанным наспех. Факты должны быть изложены последовательно и систематично. Указываются не только причины тех или иных негативных проявлений обучающегося, но и положительные стороны ребенка. Должны избегаться сложные обороты речи и неправильные термины. Представление заверяется подписью классного руководителя, директора и печатью общеобразовательной организации.
Приложение 3
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Медицинское представление на консилиум.
Ф.И.О. ребенка____________________________________________________
Дата рождения____________________________________________
Краткий анамнез __________________________________________
_____________________________________________________________
Перенесенные заболевания:____________________________________________
______________________________________________________________________
Состоит на учете у специалистов:
Невропатолога_______________________________________________________________________________________________________________________________
Отоларинголога______________________________________________________________________________________________________________________________
Офтальмолога _________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ревматолога ___________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ортопеда _____________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ортодонта_____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Аллерголога ___________________________________________________________
______________________________________________________________________
Эндокринолога ________________________________________________________
______________________________________________________________________
Основное заболевание: ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа здоровья: _____________________________________________________
______________________________________________________________________
Подпись медицинского работника______________________
Приложение 4
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Социально-педагогическая характеристика учащегося
Фамилия, имя, отчество | |
Дата рождения | |
Домашний адрес | |
Место учебы |
Семейно-бытовые отношения:
Коммуникативные навыки:
Заключение:
Подпись социального педагога
Приложение 5
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Психологическое представление
Фамилия, имя, отчество ребенка | |
Дата рождения и возраст | |
Домашний адрес и телефон | |
Место учебы и класс | |
Основные жалобы со стороны родителей и педагогов, особенности проявления трудностей | |
Образовательная программа и форма обучения | |
Диагноз (медицинский) |
Внешний вид и физические особенности ребенка:
Поведение ребенка в процессе обследования:
Запас общих представлений об окружающем мире (анализ результатов по тесту Д.
Векслера и из вступительной беседы:
Особенности внимания:
Особенности памяти (объем непосредственного и опосредованного, отсроченного запоминания, эффективность запоминания и т.д.):
Особенности мышления:
Уровень интеллекта:
Особенности восприятия (узнавание геометрических фигур, ориентация в пространстве, времени, узнавание изображений и т.д.)
Развитие графической деятельности и мелкая моторика:
Особенности эмоционально-личностной сферы:
Межличностные отношения:
Заключение:
Дата
Подпись руководителя
Подпись педагога-психолога
Диагностический инструментарий:
К психологическому представлению прилагается график
Приложение 6
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Логопедическое представление
для школьного консилиума
Фамилия, имя ребенка________________________________Дата рождения__________
Школа обследования (д\сад)_______________________Класс (группа)_______________
Краткий анамнез раннего речевого развития__________________________________
___________________________________________________________________________
Общая и мелкая моторика___________________________________________________
___________________________________________________________________________
Артикулярный аппарат_____________________________________________________
Устная речь:
Общее звучание речи_________________________________________________________
Понимание речи_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Активный словарь___________________________________________________________
Грамматический строй речи___________________________________________________
Слоговая структура речи______________________________________________________
Звукопроизношение__________________________________________________________
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез_____________________________
___________________________________________________________________________
Связная речь________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Темп и плавность речи (особенности, связанные с заиканием)______________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Письменная речь:
Чтение____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Письмо_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования_____________ Подпись специалиста______________________
Приложение 7
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПк
№ п/п | Дата проведения комиссии | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | класс | Домашний адрес, телефон | Заключение консилиума | Рекомендации | Примечание | Срок контроля динамики |
Приложение 8
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Карта
ребенка, прошедшего обследование на психолого-медико-педагогическом консилиуме
Ф.И.О:
Дата рождения:
ОУ группа (класс):
______________________________________________
Домашний адрес:
____________________________________________________________________________________________
Дата обследования:
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Начата:
Окончена:
Приложение 9
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Заключение из протокола
психолого-медико-педагогического консилиума
№_______________
от «______» ___________________ 200 ___г.
Фамилия____________________________ Имя_______________ Отчество_____________________
Дата рождения _________________ Домашний адрес_______________________________________
Родной язык ребенка _______________________ Класс___________________________
Повторно обучался в классе:____________________________________________________________
Успеваемость
Предметы | Годовые оценки за текущие года | Оценки в текущем году | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Пропуски | |||||||||
Из них по болезни |
Соматическое состояние (физическое развитие, группа здоровья, «Д» учет)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности поведения, общения _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Руководитель образовательной организации ______________________________________________
Председатель психолого-медико-педагогического консилиума_______________________________
Члены психолого-медико-педагогического консилиума, (должность, фамилия, имя, отчество):
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М.П.
Приложение 10
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Протокол №_________
обследования ребенка на психолого-медико-педагогическом консилиуме
«_____» ____________20__ г.
Ребенок (Ф.И.О.) __________________________________________________________________________
Дата рождения/возраст______________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон___________________________________________________________________
Где обучается (воспитывается), история обучения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО матери_______________________________________________________________________
Возраст_________________
Образование___________________ Место работы______________________________________
Ф.И.О.отца______________________________________________________________________________
Возраст/Образование___________________ Место работы______________________________________
Данные медицинского обследования:
Анамнез, особенности раннего развития ( заполняется врачом)____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования:
Учитель-логопед__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог- психолог_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный педагог_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коллегиальное заключение консилиума:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особые мнения специалистов:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи специалистов, подтверждающих участие в обследовании и гарантии конфиденциальности:
Председатель комиссии / / | Учитель-логопед _______________________ / / |
Секретарь / / | Педагог-психолог / / |
Соц. педагог / / |
С заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ознакомлены,
СОГЛАСНЫ НЕ СОГЛАСНЫ СОГЛАСНЫ ЧАСТИЧНО
Родители (законные представители)_____________________________________________________
Заключение выдано___________________________________________________________________
(подпись родителей (законных представителей)
Приложение 11
к Положению о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
Лист контроля динамики развития______________________________________________
( Ф.И.О. ребенка, дата рождения)__________________________________________________
класс_______________, МСОШ___________________________________________________________
№ п\п | Ф.И.О., специальность педагога, специалиста, работающего с ребенком | Содержание работы | Результат | Вывод |
Общий вывод о динамике развития ребенка:___________________________
( заполняется председателем ПМПК)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________ Специалисты ПМПк_____________________
(подписи) ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование деятельности школьного психолога.
Планирование деятельности школьного психолога - это важный этап его работы. Только хорошо обдуманная и запланированная работа дает хороший результат. В этой статье вы найдете матер...
Журнал учета деятельности школьного психолога
В помощь школьным психологам....
Экологическое образование в рамках деятельности школьного научного общества
Деятельность школьного научного общества довольно разнообразная. Однако, одним из основных направлений деятельности является экологическое образование....
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Конкурс "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г.
Материалы для участия во Всероссийском заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г...