СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

Казеева Татьяна Александровна

Проблема социально-профессиональной компетентности руководителя рассмотрена в ряде исследователей Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, М.Мескон и др. Различные ученые по-разному смотрят на эту проблему. Так, например, английские консультанты по психологии управления М. Вудкок и Д. Фрэнсис [1] отмечают, что руководителям необходимы следующие навыки и способности: способность управлять собой, четкие личные цели, навык решать проблемы, изобретательность, высокая способность влиять на других, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать подчиненных и другие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnot_rukovoditelya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

А.Е. Наумова

Санкт-Петербург

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

        Проблема социально-профессиональной компетентности руководителя рассмотрена в ряде исследователей Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, М.Мескон и др. Различные ученые по-разному смотрят на эту проблему. Так, например, английские консультанты по психологии управления М. Вудкок и Д. Фрэнсис [1] отмечают, что руководителям необходимы следующие навыки и способности: способность управлять собой, четкие личные цели, навык решать проблемы, изобретательность, высокая способность влиять на других, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать подчиненных и другие.

        На основе общего анализа исследований психологов в области менеджмента [2,3], все качества, которыми должен обладать современный руководитель, можно разделить на пять групп: 1) общечеловеческие качества; 2) психофизиологические качества; 3) деловые качества и организаторские способности; 4) коммуникативные качества; 5) профессиональные знания. Безусловно, каждое из качеств руководителя оказывает влияние на эффективность работы подчиненных и, в целом, организации.

Поскольку образовательное учреждение является организацией, функционирующей в системе «человек-человек», то в структуре социальной компетентности руководителя образовательного учреждения наиболее значимым становится мотивационно-ценностный компонент, представляющий социальные и профессиональные установки личности.         К последним можно отнести: потребность в личностной и профессиональной самореализации; потребность в результативной деятельности, имеющей общественно-значимый эффект; социальный оптимизм; доверие людям и опору на коллектив (команду); гуманистические установки личности и т.д.

        Люди, встающие сегодня во главе школьных коллективов, нуждаются в развитии личностных качеств, до недавнего времени не востребованных системой образования. В первую очередь, таких, как способность к лидерству, инициативность, толерантность, готовность делегировать полномочия, установка на сотрудничество и стремление к новому [Н.Н.Бояринцева, Л.М.Митина, С.Н.Митин, Н.В.Тамарская, П.И.Третьяков].

        Важным является и когнитивный компонент компетентности руководителя образовательного учреждения: именно от него во многом зависит результативность инновационных процессов в образовании. Требования к набору знаний и умений директора также кардинально меняются: теперь основной вектор его квалификации направлен в область образовательного менеджмента, а не педагогики. Сегодня от руководителей школ требуются навыки стратегического проектирования и управления проектами, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций, тактикой социального позиционирования; владение новейшими информационными технологиями; знания бюджетного процесса и работы экономики в целом.

        В то же время пропадает необходимость в узкоспециальных знаниях: директор уже не обязан быть экспертом во всех вопросах. Он делегирует решение многих задач (связанных с методиками преподавания, хозяйственными нуждами, организацией питания и  т.п.) своим более компетентным сотрудникам. Его главными функциями становятся четкая организация системы взаимодействий, мотивация (через формулировку видения, миссии, целей и ценностей организации) и мониторинг результатов.

        Из поведенческих характеристик руководителя сегодня наиболее востребованы ответственность, уверенность в себе, психологический такт, стиль взаимодействия и т.д.

        Доказано, что 70% своего времени руководители тратят на общение. Следовательно, успех организации в значительной степени зависит от способности руководителя общаться с людьми внутри коллектива и вне его [3]. Именно через общение с людьми можно добиться четкого понимания целей работы коллектива, создавая тем самым основу мотивации сотрудников. При этом целесообразно  неформальному общению уделять не меньше внимания, чем формальному. Для конструктивного   взаимодействия  современному руководителю необходимо  развивать коммуникативную компетентность. Овладение коммуникативной  культурой создаёт  менеджеру условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью. Таким образом, социально-профессиональную компетентность руководителя можно представить следующим  образом:

Компоненты

Характеристики

Показатели оценки

Когнитивный - совокупность знаний, необходимых для управления

навыки стратегического проектирования и управления проектами, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций, тактикой социального позиционирования

- умение чётко определить цель и поставить задачу;

- умение и стремление взять на себя ответственность;

- способность и стремление оперативно принимать решения;

- умение системно мыслить;

- умение общаться и слушать, устанавливать доверительные отношения с подчинёнными;

- умение выступать публично;

- умение стимулировать подчинённых;

- знания методик изучения социально - психологического климата ОУ

Мотивационно-ценностный - совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления;

потребность в личностной и профессиональной самореализации; потребность в результативной деятельности, имеющей общественно-значимый эффект; социальный оптимизм; доверие людям и опору на коллектив (команду); гуманистические установки личности

- целеустремлённость;

- способность к лидерству;

- инициативность;

- толерантность;

- готовность делегировать полномочия;

- стремление к новому

Поведенческий

(деятельностный) - совокупность умений и навыков практического решения задач;

Умения и навыки эффективного взаимодействия  с персоналом, направленные на создание и поддержание благоприятного климата в коллективе

- готовность к сотрудничеству,

- умение формировать и управлять командой;

- ответственность,

- уверенность в себе,

- психологический такт,

- стрессоустойчивость,

- презентационные умения и навыки

Важно подчеркнуть, что социально-профессиональная компетентность руководителя влияет создание социально-психологического климата образовательного учреждения. Социально-психологический климат формируется под влиянием разных факторов. В их число входят условия труда, стиль и методы руководства коллективом, удовлетворённость профессией в целом, сложившимися  взаимоотношениями с руководителями, между коллегами, системой стимулирования, наличие мотивации к работе, уровень конфликтности, коммуникации. Наиболее важным фактором, определяющим уровень социально–психологического климата коллектива, по мнению отечественных психологов, является личность руководителя, его профессионально-личностные качества.

Профессионально-личностные качества руководителя находят своё отражение в стиле руководства. Использование смешанного стиля руководства является наиболее эффективным. Однако для достижения эффективного управления руководителю образовательного учреждения необходимо развивать профессиональную компетентность.

В современных условиях акцент делается на новый тип руководителя, обладающего социальным интеллектом и эмоциональной грамотностью. Менеджеры, обладающие социальным интеллектом, могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение социально-психологического климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, использую такие социально – психологические методы, как внушение,  убеждение и другие.

Социальные методы и приёмы воздействия работают более эффективно в ситуации, когда руководитель авторитетен, вызывает аттракцию (нравится подчинённым), компетентен в самых различных профессиональных вопросах, хорошо знает своих работников, их слабые и сильные стороны, психологические особенности поведения и мотивации.

Таким эффективность управления образовательным учреждением зависит от умения менеджера руководить личностью, группой, коллективом. Задача руководителя создать в группе, коллективе творческую среду управленческого взаимодействия, в которой каждый член группы, коллектива сможет реализовать свой творческий потенциал. Управление и взаимодействие руководителя и членов группы, а также коллектива должно строиться не на административном, а на сотворчески-партнёрском, доверительном основании.

Литература

1. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М.: Дело, 1991г.

2.Ковалёв А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.: Проспект, 2001.

3. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе

Выступление на зональном семинаре классных руководителей....

Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".

Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе....

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...

Презентация «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе».

Презентация к материалу «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе»....