Создание благоприятного социально-психологического климата в классе
учебно-методический материал по теме

Гуляева Ольга Владимировна

Выступление на зональном семинаре классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spk_v_papo.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

ГОУ Педагогическая Академия

Зональный целевой постоянно действующий проблемно-тематический семинар

«Совершенствование деятельности классного руководителя»

«Выступление на педсовете (ШМО) по проблеме создания благоприятного социально-психологического климата»

                                                                                   Слушатель: Гуляева О.В.

Должность: учитель французского

и английского языков

                                                                                   Место работы: МОУ лицей

                                                                                        Территория: г.о.Электрогорск

                                                                                         

Москва

2012

        Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива - целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.
        Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий российской системы воспитания от зарубежных систем. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование - главной задачей отечественной школы.
        Каким станет завтра наше общество, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.
        Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Чем глубже поймёт учитель классный коллектив, тем легче ему учить и воспитать их. Перед классным руководителем стоит задача огромной важности: создать благоприятный психологический климат в классе, управлять им на протяжении всей жизнедеятельности его.

        Что же такое благоприятный психологический климат?
Под психологическим климатом коллектива в социальной психологии понимают «эмоциональный настрой коллектива» , «стойкое», «преобладающее настроение людей, удовлетворённость их своим трудом, руководством, организацией, взаимоотношениями».
        В качестве показателей психологического климата психологи отмечают:
- удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией;
- преобладающее настроение в коллективе;
- взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых;
- степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;
- сплочённость как эмоциональное единство;
- сознательную дисциплину.
        В сплочённых классах наблюдается единство переживаний, связанных с какими- то либо событиями, учащиеся испытывают доброжелательные отношения друг к другу, в классе бодрое настроение, нет уныния и пессимизма.
        Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.
Психологический климат не является изначально заданным, он формируется в ходе воспитания.
        При этом благоприятный климат создают:
- доброжелательность в отношениях друг к другу;
- активность (активная позиция в общешкольных делах);
- взаимопомощь друг другу;
-инициатива;
-оптимизм;
- организованность членов коллектива.
        Приоритетные
 задачи, которые   решают классные руководители на каждом возрастном этапе:

  • 1 -4   классы   -   развитие   познавательной   активности,   способности   к   взаимодействию сотрудничеству;
  • 5-6 классы - обеспечение преемственности обучения, адаптация учащихся к требованиям  5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива;
  • 7-8 классы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувств собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, развитие коммуникативных навыков;
  • 9-11 классы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей, профессиональное самоопределение.

Пути решения этих задач в нашей школе.

        Сильнее всех методик воспитывает среда и коллектив, каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся имеет сложный и непредсказуемый характер. С каждым годом дети меняются, а потому и меняется расстановка сил. Но дети всегда настроены на позитивное взаимодействие, активны, инициативны, легко идут на контакт, легко управляемы, но с одним условием, если им идея преподнесена интересно и доступна. Поэтому педагог должен руководить развитием коллектива, опираясь на особенности педагогического руководства. Поэтому классный руководитель и психологическая служба формирует в педагогическом и детском коллективах психологический климат, который обеспечивает благоприятные условия для успешного обучения и личностного развития школьников, а также способствует профессиональному и личностному росту педагогов, конструктивному взаимодействию родителей и школы.         Классным руководителем я работаю первый год, это сложно, но интересно.                Как правило, школьный класс состоит из некоторого количества подгрупп. Делятся они часто по статусному признаку: выделяется группа высокостатусных со «звездой» во главе, группы средне –и низкостатусных, изгои группы тоже составляют общность. Если в младших классах деление на микрогруппы происходит по принципу успешности в учебе, то позднее доминантным становится половой признак. В старшем школьном возрасте – коммуникативная успешность. При условии грамотного управления группового процесса можно добиться определенных условий: гармонию и теплоту взаимоотношений друг с другом, атмосферы   доверия и сплоченности. Классному руководителю необходимо определить индекс групповой сплоченности (приложение №1).                        Потребность занимать новую позицию во взаимоотношениях тесно связана с изменением в это время отношения подростка к самому себе.                                                  Присутствует своеобразный кризис самооценки:

  • несформированность  умения контактировать с другими людьми,
  • отсутствие умения владеть необходимыми навыками общения в данном возрасте,
  • не хватает способности определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

        Все эти причины порождают типичные проблемы общения, когда ребенок, либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, или просто ими игнорируется.

И в том, и в другом случае подросток глубоко переживает психологический дискомфорт, вследствие чего, ребенок не испытывает нормальной потребности в общении или даже избегает контактов с другими детьми.

        Взяв класс,  первое, что я сделала - это  составила  индивидуальную карту  развития на каждого ребенка, изучила самооценку учащихся (приложение №2).

        Серьезные трудности возникают у школьников с завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие школьники, как правило, необоснованно стремятся к лидерству, негативно и агрессивно реагируют на любые затруднения, не прислушиваются к замечаниям и требованиям взрослых либо отказываются от деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе.

         Не менее серьезные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой: они нерешительны, крайне неуверенны в собственных силах, а это формирует чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

         Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют. Составляющие климата в классе являются основой формирования комфортности в классе (приложение №3).

Характеристика  благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристика  неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические  замечания носят характер явных или скрытых выпадов,  ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Коллектив заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

        К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

        Когда пятиклашки приходят под  руководство учителя,   необходимо рассказывать учащимся о новой, более взрослой позиции, которой дети должны соответствовать.         Основные составляющие этой позиции:

а) умение сотрудничать, то есть выполнять какое – то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей, идти друг другу на уступки;

б) сочувствие, то есть умение отзываться на просьбы своих одноклассников, умение увидеть, то учителю или  однокласснику нужна помощь;

в) самоконтроль, то есть умение сдерживать свои желания и капризы, умение без напоминания выполнять основные требования учителя и основные нормы школы. Мы в классе называем эту позицию – Правило трех «С» (приложение №4).  Успехи фиксируем в индивидуальной карте каждый месяц. С ними знакомятся и дети и их родители.

        Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

        Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе:  

  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

        Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе использую различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;
  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
  • изучение индивидуальных особенностей школьников;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Одним из средств создания благоприятного социально-психологического климата в классе является классный час.

        В классных часах используется сказкотерапия, как эффективный метод психологической коррекции детей младшего школьного возраста. Через сказку можно говорить с ребятами о любой проблеме.  Задачей классных часов является катализировать и усилить групповую сплоченность в классе, умение действовать сообща, помогать друг другу, научиться видеть уникальность и важность каждого одноклассника. Я провела цикл классных часов на следующие темы:
☺ «Хорошо ли мы знаем друг друга?»
☺ «Почему люди ссорятся?»
☺ «Дружный ли наш класс?»
☺ «Учимся дружить»
☺ «Планета – это мы»
☺ «Добро и доброта. Добрый ли ты?»
☺ «Какой Я? Какой Ты?»
☺ «Пылайте сердцем, творите любовью»
☺ «Беседа о душе»

Мне нравится применение в работе мини – игр.

1. Игра-тест "Альпинист". 

В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса. На доске делается схематический рисунок  «гора» и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте". Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Игра-проект "Символика моего класса"

"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию! Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человека, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

  • название класса;
  • девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

символ класса.

Главное условие - проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.

4. Создание "Дневника класса"

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

Игры помогают:
- сблизить участников игры;
- установить дружеские отношения;
- формировать чувство принадлежности к группе;
- установить комфортную атмосферу, создать эмоциональный заряд;
- развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умения понять чувства другого человека;
- развивать навыки слушания;
- установить контакт с партнерами, сплотить группы;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой в начале дня;
- предоставить детям возможность почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.
        Очень хорошо сплачивает коллектив и создает дружескую атмосферу такие
мероприятия в классе:

  • конкурс рисунков «Моя семья»;
  • презентация каждого учащегося «Я и мой класс»;
  • совместные походы выходного дня и  экскурсии;
  • помощь ветеранам и вахта памяти;
  • концерты и спектакли не только одаренными детьми, но и другими ребятами  из класса;
  • участие родителей в школьных мероприятиях.

        Таким образом, при выстраивании работы с детьми   надо стремится, чтобы каждое мероприятие вызывало у ребенка положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало его на дальнейшую работу в группе или дома, формировало симпатии и дружеские отношения.    Работу с детьми хорошо проводить с использованием творческих заданий. Привлекать к  коммуникационным проектам, где активное участие   будут, конечно, принимать и родители.  Участвуя в них, ребята узнают много нового, учатся делать подарки и сувениры. Совместное творчество и коллективные дела позволяет выделить в качестве основных показателей нравственно-психологического климата коллектива следующее:

-  ценностно-ориентационное единство коллектива,

-  эмоциональное богатство жизни коллектива,

-  творчество в коллективе,

-  объединение коллектива общим мнением, убеждением,

-  помощь друг другу,

- терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и  

   заблуждения,

-  взаимная ответственность,

-  дисциплинированность;

-  заставляет думать о   товарищах, идет подготовка поздравительных  открыток.

        И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы.  

  1. Всегда исходить из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  3. Активно помогать ребятам подняться  на качественно новую ступень.
  4. Предоставлять детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  5. Быть последовательным, никогда не нарушать своего слова.
  6. Поддерживать в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
  7. Забыть о покровительственном тоне.
  8. Создавать условия, а не диктовать их.
  9. Являться собой примером.
  10. Найти индивидуальный подход к каждому ребенку, не управлять людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  11. Быть полным энтузиазма, помнить: энтузиазм заражает.
  12. Чаще улыбаться в классе.
  13. Не бояться беспорядка и шума, даже если это вызвано активной работой учеников.
  14. Устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их  в вашем внимании и участии.
  15. Нужно помнить: «Чтобы уважали тебя, уважай всех, кто рядом с тобой!»

Приложение №1

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Назначение и инструкция:

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?

  1. Чувствую себя членом, частью класса (5)
  2. Участвую в большинстве дел класса (4)
  3. Участвую в одних делах класса и не участвую в других (3)
  4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)
  5. Живу и существую отдельно от класса (-1)
  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

2. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (-1)
  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
  3. Не вижу никакой разницы (3)
  4. Скорее всего остался бы в своем классе (4)
  5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5)
  6. Не знаю, трудно сказать (1)

3. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?

  1. Лучше, чем в большинстве других классов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов (-1)
  4. Не знаю, трудно сказать (1)

4. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)
  4. Не знаю (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)
  2. Примерно такое же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)
  4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов коллектива:

  • 15, 1 баллов и выше - высокая;
  • 11, 6 - 15 - выше средней;
  • 7 - 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая.

                                                                                                                           

                                                                                                                               Приложение №2

Уровень самооценки

дружелюбие

1 2 3 4 5 6 7 8

враждебность

согласие

1 2 3 4 5 6 7 8

несогласие

удовлетворенность

1 2 3 4 5 6 7

неудовлетворенность

продуктивность

1 2 3 4 5 6 7 8

непродуктивность

 теплота

1 2 3 4 5 6 7 8

холодность

сотрудничество

1 2 3 4 5 6 7 8

несогласованность

взаимоподдержка

1 2 3 4 5 6 7 8

недоброжелательность

увлеченность

1 2 3 4 5 6 7 8

равнодушие

занимательность

1 2 3 4 5 6 7 8

скука

успешность

1 2 3 4 5 6 7 8

безуспешность

Приложение №3

Составляющие климата в классе:

дружба,

 помощь друг другу,

сплоченность,

 комфортность,

взаимопонимание,

поддержка друг друга,

доброта,

любовь к ближним.

Можно оформить в виде таблицы, солнышка и т.д.

Приложение №4

«Правило трех «С»»

Фамилия, имя

Сотрудничество

Сочувствие

Самоконтроль

Целиков Сергей

+

+

-

!

-

!

-

!

Тарасюк Саша

!

!

-

+

-

!

+

+

!

Агаронов Данил

!

!

!

!

!

!

!

!

!

неделя

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Условные обозначения:

! проявил везде                      + проявлял, но не везде                          -  очень мало проявлял


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Проблема социально-профессиональной компетентности руководителя рассмотрена в ряде исследователей Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, ...

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...

Выступление на педагогическом совете «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»

Выступление по теме " Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе"...

Презентация «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе».

Презентация к материалу «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе»....