Материалы педсовета по ДНРВ
материал на тему

ДНРВ в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_o_duhovnosti.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

О  современном обществе  всё больше говорят как об обществе с низменными желаниями.  Культивуруются такие достоинства, как амбиции, успешность, упёртость.   Взгляд на достижение цели, карьеру игнорирует,  каким путём пройдёт лестница наверх.

Современная педагогика, вынужденная действовать в условиях глобальной информационной неопределённости, запуталась в огромном разнообразии средств  и методов, моделей и технологий. «Чему и зачем учить?» - становится вопросом всё более проблематичным.

Педагогика – один из видов социального проектирования. Её задача- сформировать личность ( в когнитивном, поведенческом, моральном измерениях) в соответствии с установленными обществом требованиями, нормами.

Чтобы  знать «чему и зачем» учить,  надо ответить на вопрос «каким должен быть , а каким не должен быть человек». Как раз в отношении понимания этих вопросов современные социально- гуманитарные знания находятся в глубоком кризисе.

В обществе наблюдается рост различных девиаций  (отклонений) , что приводит к системным нарушениям в деятельности важнейших социальных институтов-  семьи, морали, права. К наиболее опасным девиациям принято относить преступность, употребление психоактивных веществ, проституцию, коррупцию, социальный паразитизм, половую распущенность, агрессивное и суицидное поведение. При этом часть подобных явлений получает моральную санкции со стороны масс-медиа- массовой культуры. В чём причина этих явлений? Как с этими явлениями бороться и предупреждать? Удовлетворительного ответа дать невозможно, т.к. социально- гуманитарные знания находятся в кризисе.  

Кризис вызван влиянием релятивизма. Кредо релятивизма- признание принципиальной относительности норм и  идеалов, их исторической и культурной изменчивости. В условиях глобального смешения культур означает, что обобщённого понимания норм нет и быть не может. Сторонники релятивизма исповедуют отказ от осуждения нарушения норм: отмена наказания за «преступления без жертв», установка  на индивидуализм и т.д.  Недалёкие «теоретики» педагогики считают, что запреты мешают выявлению индивидуальности.

Человек - существо телесное и имеет ряд первичных витальных потребностей: еда, питье, безопасность. Однако над этими потребностями «стоят» другие - духовно- нравственные.

Находясь в нацистском лагере, врач Виктор Франк сформулировал 3 основных  подхода в развитии личности, ими и пользуются современные психологи:

Духовность( ориентация на поиск смысла жизни)

Свобода (в реализации смысла или отказа от него)

Ответственность (за последствия реализации смысла)

К подлинному идеалу следует приближаться .Ложные идеалы- богатство, власть, слава- достижимы, но это чревато потерей смысла.

Человек ищет смысл и страдает. Но он не только страдает, но и сострадает, нуждается и сам проявляет милосердие.

Нормы личности

Ответственность. Смысл.(духовность). Сострадание.

Поэтому в духовном воспитании соотносим не методы, а личностно развивающие способы совместного бытия педагога и детей, детей друг с другом;

В познавательной сфере- со-зерцание, со- отнесение, со- поставление, со- мнение;

В эмоциональной- со-участие, со – переживание, со- чувствие, со-страдание;

В поведенческо- волевой сфере- со-зидание, со- трудничество, со- действие, со- противление, со- ревнование.

Принципы поведения членов общества и есть нравственность.

Любое общество  создаёт системы социального контроля, обеспечивает соблюдение   3 видов норм: предписаний, запретов и разрешений, призванных обеспечить соблюдение принципов  Милосердия, Смысла, Справедливости и Солидарности. Своё обоснование системы социального контроля (право, суд) получают именно в нравственной сфере. Цель нравственности - замена внешнего социального контроля внутренним, этическим. Основной задачей нравственности является воспитание в личности способности к нравственной оценке своего поведения и его последствий, делающей возможность самоконтроль.

Девиантность (грех, порок) становится возможным, когда человек отказывается от контроля над своим влечением и утрачивает способность к нравственной оценке ситуации.

Нравственность – это путь к благопорлучию и здоровью (телесному и душевному), социальной и личностный гармонии, возможность приблизиться к смыслу (духовно совершенствоваться).

Возможности школы в духовно- нравственном воспитании учащихся:

  1. Приобщение к прекрасному( музеи, театры, книги, картины ит.д.) через  практику понимания(обсуждение).
  2. Спортивная забота о теле как « храме  Духа» (сосредоточиться на воспитание терпения, преодоления, дисциплины).
  3. Труд: труд- забота ( помощь нуждающимся).
  4. Уважение к прошлому своей страны ( проведение Вахты Памяти, акций, изучение истории своей страны).
  5. Строгость и требовательность ( проведение тренингов, этических бесед).

МОУ СОШ №21

Педсовет

 « Духовно – нравственное воспитание на современном этапе, возможности школы»

Докладчик Сенчёнок Е.Л.

Калиниград

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педсовету ВЗАМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В материалах содержится доклад и презентация...

"Гуманизация пространства детства" - материалы к педсовету

Понятие «детство» в психологии и педагогике.Педагогические смыслы понятия «пространство детства».Воспитательная деятельность – категория педагогическая,связанная с категориями философскими.Принц...

Онлайн - педсовет (материалы)

Анализируя современные образовательные концепции, можно отметить, что практически все они выделяют важную роль воспитания, как неотъемлемую и составляющую часть всего образовательного процесса, ...

материалы педсовета "Система работы школы с одаренными детьми"

материалы педсовета "Система работы школы с одаренными детьми"...

Материалы педсоветов

Представлены копии протоколов педсоветов....

Элементы ДНРВ на уроках математики

В статье рассмотрены аспекты духовно-нравственного развития и воспитания подростков на уроках математики...